ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины

«ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

для студентов специальности 080109

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Очного и заочного обучения

 

 

 

 

Волгоград 2006

 

История бухгалтерского учета: методические указания по изучению дисциплины./Сост. Небогатикова Н.Г. Павлова Л.Н./

Волгоград; ФГОУ ВПО Волгогр. гос. с.-х. акад., 2006. с.20.

Представлена разработанная программа изучения курса, знаний по отдельным темам.

Одобрено заседанием кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» (протокол № 10 от 10 января 2006 г.)

Рекомендовано к изданию методологической комиссией экономического факультета Государственного образовательного учреждения Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Протокол № 7 от 16.02.2006 г.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студенты выполняют контрольную работу по дисциплине «История бухгалтерского учета». Итоговым контролем студентов очного отделения является зачет.

Задачами контрольной работы по данной дисциплине являются систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения курса.

1.2. Цель контрольной работы состоит не только в проверке знаний студентов, но и в оказании методической помощи при изучении курса в целом.

Целью дисциплины «История бухгалтерского учета» является ознакомление студентов с отдельными этапами развития учета. Изучив дисциплину, студент должен овладеть основными терминами, используемыми в бухгалтерском учете, знать историю их возникновения.

История бухгалтерского учета неразрывно связана с возникновением государств, развитием техники, открытиями в науке, освоением новых земель, производств.

Образовательная задача дисциплины состоит в формировании теоретических знаний и практических навыков в области истории возникновения и развития учета, его основных элементов метода.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· историю возникновения учета и его основных элементов;

· основные этапы развития учетных систем в мире;

· экономические и исторические предпосылки возникновения двойной записи;

· закономерности развития форм бухгалтерского учета;

· основы организации учета в России до реформ Петра 1 и преобразования в учете в ХУШ веке;

· основные этапы развития бухгалтерского учета как науки в Х1Х веке и представителей школы бухгалтеров России и зарубежных стран;

· основные направления теории и практики учета в ХХ веке, представителей отечественной и зарубежной школы и их научный вклад в развитие бухгалтерского учета.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· сопоставлять особенности организации бухгалтерского учета в разные исторические периоды;

· оценить влияние конкретных исторических событий и научных открытий на развитие бухгалтерского учета;

· самостоятельно пользоваться отечественной и зарубежной литературой по истории развития бухгалтерского учета;

· ориентироваться в проблемах бухгалтерского учета в конкретные исторические периоды;

· использовать отечественный и зарубежный опыт развития бухгалтерского учета в научно-исследовательской работе.

1.3. Контрольная работа построена на основе теоретических вопросов, подлежащих изучению в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

1.4. Номер варианта контрольной работы определяется по шифру зачетной книжки студента.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, ОФОРМЛЕНИЮ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

 

 

3.1. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студент должен ознакомится с содержанием разделов (тем) дисциплины «История бухгалтерского учета».

 

3.2.ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Тема 1. Предмет изучения истории бухгалтерского учета

Специфические элементы метода бухгалтерского учета, формирующие его как самостоятельную науку. Взаимосвязь истории бухгалтерского учета с другими науками.

 

Тема 2. Периодизация развития бухгалтерского учета

По направлениям.

 

Периодизация развития бухгалтерского учета по характеру учетных носителей; типу учетных регистров; видам счетной техники; по объектам учета; по организационной структуре; по целям ведения учета; по составу счетов; по методологии ведения учета; по формам счетоводства; по отраслям хозяйства; по методам учета затрат на производство; по интересам лиц; по научным доктринам.

Основные этапы развития бухгалтерского учета. Натуралистический: возникновение понятия бухгалтерского учета – факта хозяйственной жизни. Рождение понятия инвентаризации, инвентарных счетов. Коллация, контокоррентные счета. Факты состояния, факты действия, факты событий.

Стоимостной этап. Появление денег. Разделение учета на патримональный и на камеральный.

Диографический этап. Диографический и униграфический учет.

Теоретика – практический этап. Появление новых счетов: результатные и контрарные.

Научный этап (1900 -1950 гг.). Экономическое понимание бухгалтерского учета. Возникновение баланса. Учет затрат и калькуляция себестоимости. Система стандарт-кост, учет затрат по центрам ответственности. Возникновение аудита.

Современный этап (с1950г). Развитие динамической и статистической трактовок баланса. Налоговый, финансовый, управленческий учет. Бухгалтерский учет как наука. Структура современного бухгалтерского учета. Национальное счетоводство. Камеральный бюджетный учет.

 

Контрольные вопросы:

1. С чем связано зарождение бухгалтерского учета?

2. Почему факт хозяйственной жизни – центральное понятие бухгалтерского учета

3. Влияние мировой истории на развитие истории бухгалтерского учета.

4. Назовите основные этапы развития бухгалтерского учета.

5. Какие причины предопределяют эволюцию бухгалтерской мысли?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Заочное обучение

Вариант № 1

 

1. Укажите источник, в котором впервые сформулирован метод двойной записи и система счетов.

2. Укажите, где и когда возникла инвентаризация.

3. Раскройте особенности организации бухгалтерского учета в России в годы Великой Отечественной войны.

4. Вклад К.И.Арнольда в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей итальянской школы бухгалтерского учета Х1Х века и их вклад в развитие науки.

Вариант № 2

1. Укажите, в каком периоде в России учет капитальных вложений осуществлялся на отдельном балансе, и чем это было вызвано.

2. Перечислите признаки периодизации бухгалтерского учета.

3. Укажите, в каком году была опубликована известная работа Л.Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях».

4. Вклад Ф.В.Езерского в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей французской школы бухгалтерского учета ХХ века и их вклад в развитие науки.

Вариант № 3

1. Раскройте содержание и сущность учетных парадигм.

2. Укажите, с какого периода в России начисляется износ основных средств.

3. Объясните как Л.Пачоли называет бухгалтерский баланс.

4. Вклад А.П.Рудановского в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей английской школы бухгалтерского учета Х1Х века и их вклад в развитие науки.

Вариант № 4

Вариант № 5

1. Укажите, в каких нормативными актами в организации бухгалтерского учета связано появление в России понятий «дебет» и «кредит».

2. Укажите, в какой период в плане счетов бухгалтерского учета России появились группы счетов, на которых учитывались фонды специального назначения.

3. Укажите основные элементы, выделяемые Л.Пачоли при характеристике факта хозяйственной жизни.

4. Вклад Е.Е.Сиверса в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей американской школы бухгалтерского учета Х1Х - ХХ веков и их вклад в развитие науки.

 

Вариант № 6

1. Укажите, когда в России была введена должность бухгалтера, и кто первым был назначен на эту должность.

2. Дайте сравнительную характеристику Московской и Петербургской школ бухгалтерского учета.

3. Цель бухгалтерского учета с позиции Л.Пачоли.

4. Вклад Н.А.Блатова в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей итальянской школы бухгалтерского учета начала ХХ веков и их вклад в развитие науки.

Вариант № 7

1. Особенности организации учета в монастырском хозяйстве до реформ Петра 1.

2. Укажите когда, где и кем счета бухгалтерского учета была сгруппированы по двум уровням: синтетические и аналитические.

3. Укажите, для какой сферы деятельности написан труд Л. Пачоли «Трактат о счетах и записях».

4. Вклад А.М.Галагана в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей немецкой школы бухгалтерского учета начала ХУ1 - ХУП веков и их вклад в развитие науки

Вариант № 8

1. Особенности учета в России в годы НЭПа.

2. Укажите, в каком году Л. Пачоли завершил свой труд «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях».

3. Укажите когда, где и кем было сформулировано направление учета – балансоведение.

4. Вклад Н.С.Помазкого в развитие отечественного бухгалтерского учета.

4. Укажите представителей немецкой школы бухгалтерского учета Х1Х века и их вклад в развитие науки

Вариант № 9

1. Раскройте понятия «счетоводство» и «счетоведение». Объясните, чем они отличаются, и кто из известных вам ученых дали трактовку данных понятий.

2. Укажите, когда возникла отчетность.

3. Укажите, как называется раздел труда Л. Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях», посвященный системе счетов и двойной записи.

4. Вклад А.М.Вольфа в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей французской школы бухгалтерского учета Х1Х века и их вклад в развитие науки.

Вариант № 10

1. Укажите когда и где возникли учетные регистры, хронологический и систематический учет.

2. Особенности бухгалтерского учета в России в 1931-1940 гг.

3. Основные положения, сформулированные Л.Пачоли в «Трактате о счетах и записях».

4. Вклад Р.Я.Вейцмана в развитие отечественного бухгалтерского учета.

5. Укажите представителей испанской школы бухгалтерского учета ХУ1- ХУП веков и их вклад в развитие науки.

 

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Афанасьева Л.К. История бухгалтерского учета: Учебно-методическое пособие. – СПб.:СПбГИЭА, 2000.

2. Соколов Я.В.История бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика, 2005.

3. Кожинов В.Я. Методология формирования бухгалтерских моделей. – М.: Экзамен, 2006

Дополнительная литература:

1. Бауэр. О. О.. Мемуары к истории бухгалтерии и памятники священной старины. – М.,1911

2. Лука Пачоли. Трактат о счетах и записях. – М.: : Финансы и статистика, 1994.

3. Гофман Г.А., Капелюш С.М. Очерки развития форм бухгалтерского учета. – тМ.:Финансы, 1966.

4. Маздоров В.А. История развития бухгалтерского учета в СССР.– М: Финансы и статистика, 1972.

5. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? – М: Финансы и статистика, 1995.

6. Помазков Н.С. Счетные теории. – Л.: Экономическое образование, 1929 .

7. Рувер Р. Как возникла двойная бухгалтерия: пер. с англ.А.Ф.Мухина. – М.:Госфиниздат, 1958.

8. Соколов Я.В. История развития бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика,1985.

9. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика, 2000.

10. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика, 1991.

11. Журнал «Бухгалтерский учет» за 2000 – 2005 гг.

12. Периодическая печать, газета «Экономика и жизнь» за 2000 – 2005 гг.

 

Для заметок

 

Подписано в печать___________06. Формат60 84 1/22

Усл. Печ. Л._____.Уч.-изд. Л.___. Тираж 100.Заказ___

Издательство и типография

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

400002, Волгоград, 2006 г.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины

«ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

для студентов специальности 080109

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Очного и заочного обучения

 

 

 

 

Волгоград 2006

 

История бухгалтерского учета: методические указания по изучению дисциплины./Сост. Небогатикова Н.Г. Павлова Л.Н./

Волгоград; ФГОУ ВПО Волгогр. гос. с.-х. акад., 2006. с.20.

Представлена разработанная программа изучения курса, знаний по отдельным темам.

Одобрено заседанием кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» (протокол № 10 от 10 января 2006 г.)

Рекомендовано к изданию методологической комиссией экономического факультета Государственного образовательного учреждения Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Протокол № 7 от 16.02.2006 г.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студенты выполняют контрольную работу по дисциплине «История бухгалтерского учета». Итоговым контролем студентов очного отделения является зачет.

Задачами контрольной работы по данной дисциплине являются систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения курса.

1.2. Цель контрольной работы состоит не только в проверке знаний студентов, но и в оказании методической помощи при изучении курса в целом.

Целью дисциплины «История бухгалтерского учета» является ознакомление студентов с отдельными этапами развития учета. Изучив дисциплину, студент должен овладеть основными терминами, используемыми в бухгалтерском учете, знать историю их возникновения.

История бухгалтерского учета неразрывно связана с возникновением государств, развитием техники, открытиями в науке, освоением новых земель, производств.

Образовательная задача дисциплины состоит в формировании теоретических знаний и практических навыков в области истории возникновения и развития учета, его основных элементов метода.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· историю возникновения учета и его основных элементов;

· основные этапы развития учетных систем в мире;

· экономические и исторические предпосылки возникновения двойной записи;

· закономерности развития форм бухгалтерского учета;

· основы организации учета в России до реформ Петра 1 и преобразования в учете в ХУШ веке;

· основные этапы развития бухгалтерского учета как науки в Х1Х веке и представителей школы бухгалтеров России и зарубежных стран;

· основные направления теории и практики учета в ХХ веке, представителей отечественной и зарубежной школы и их научный вклад в развитие бухгалтерского учета.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· сопоставлять особенности организации бухгалтерского учета в разные исторические периоды;

· оценить влияние конкретных исторических событий и научных открытий на развитие бухгалтерского учета;

· самостоятельно пользоваться отечественной и зарубежной литературой по истории развития бухгалтерского учета;

· ориентироваться в проблемах бухгалтерского учета в конкретные исторические периоды;

· использовать отечественный и зарубежный опыт развития бухгалтерского учета в научно-исследовательской работе.

1.3. Контрольная работа построена на основе теоретических вопросов, подлежащих изучению в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

1.4. Номер варианта контрольной работы определяется по шифру зачетной книжки студента.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, ОФОРМЛЕНИЮ И

Дата: 2016-09-30, просмотров: 188.