Содержание
1 Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области................................. 4
1.1 Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в Архангельской области........................................................................................................................ 4
1.2 Контролирующие и надзорные органы в области предпринимательства............. 16
1.3 Защита и обеспечение безопасности бизнеса......................................................... 20
1.4 Иные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Архангельской области...................................................................................................................... 25
2 Юридические вопросы организации бизнеса.............................................................. 30
2.1 Основы хозяйственного законодательства РФ........................................................ 30
2.2 Субъекты предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели и юридические лица................................................................................................................................... 34
2.3 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ 37
2.4 Коммерческие организации: особенности различных организационно-правовых форм 41
2.5 Некоммерческие организации как субъекты предпринимательства...................... 44
2.6 Порядок государственной регистрации предприятий в Архангельской области. 45
3 Маркетинговые инструменты для развития бизнеса................................................. 55
3.1 Маркетинг и исследование рынка............................................................................ 56
3.2 Основные концепции маркетинга............................................................................ 67
3.3 Рынок и предприятие................................................................................................ 72
3.4 Программа маркетинга............................................................................................. 81
4 Экономические вопросы ведения бизнеса................................................................... 85
4.1 Место и цели предприятия в рыночной экономике................................................ 86
4.2 Капитал предприятия и его основные составляющие............................................ 90
4.3 Себестоимость продукции. Методы управления затратами.................................. 94
4.4 Прибыль предприятия и эффективность его деятельности.................................. 100
5 Налогообложение бизнеса............................................................................................ 102
5.1 Основные виды налогов при различных системах налогообложения................. 102
5.2 Общий режим налогообложения........................................................................... 103
5.3 Упрощенная система налогообложения................................................................ 123
5.4 Единый налог на вмененный доход....................................................................... 127
5.5 Рекомендации по выбору системы налогообложения бизнеса с учетом особенностей бизнеса 134
6 Планирование бизнеса.................................................................................................. 137
6.1 Информационно-логическая схема бизнес-плана и его общая структура.......... 137
6.2 План маркетинга..................................................................................................... 139
6.3 План производства................................................................................................. 144
6.4 Юридический и организационный план............................................................... 148
6.5 Финансовый план и анализ рисков........................................................................ 149
6.6 Оформление бизнес-плана и его презентации...................................................... 155
Инфраструктура поддержки бизнеса в Архангельской области
Формы и методы содействия повышению конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства
Работа Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных» Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году.
В области проведения государственной политики развития конкуренции на товарных и финансовых рынках функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль экономической концентрации в соответствии с главой 7 Федерального Закона «О защите конкуренции».
Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
· содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции
· предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
· государственный контроль за соблюдением закона «О рекламе»
· государственный контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд
Управление ФАС по Архангельской области:
Адрес: 163000, г.Архангельск, ул. К.Либкнехта, д.2
Тел.: Приёмная: (8182) 207321, (8182) 215445
Факс: 215445
E-mail: to29@fas.gov.ru
Интернет: http://www.arhmonopol.nm.ru
Лицензионный контроль
Лицензирующими органами в пределах их компетенции осуществляется регулярный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Департамент экономического развития Архангельской области:
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49
Факс: 215298
E-mail: econo@dvinaland.ru
Органы налогового контроля
К налоговым органам относятся: Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), межрегиональные инспекции МНС РФ, управления МНС России по субъектам РФ, инспекции МНС РФ межрайонного уровня, районов и городов. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), полномочиями налоговых органов наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области
и Ненецкому автономному округу:
Адрес: 163000, г. Архангельск, ул.Свободы,33
Телефон: (8182)635404
Факс: (8182)635500
E-mail: u29@r29.nalog.ru
Интернет: http://www.r29.nalog.ru
Безопасность бизнеса
В целях обеспечения безопасности предприниматель может обращаться в органы государственной власти (правоохранительные, судебные и другие). Помимо этого законами предусмотрена возможность создания на предприятии собственной службы безопасности (данным службам запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия) или получение услуг от специализированных (охранных, детективных и т.п.) предприятий, имеющих на данную деятельность необходимые лицензии.
Законодательством РФ регулируются:
Закон предусматривает защиту:
- собственника от несанкционированного доступа к информационным ресурсам и информационным системам. Такой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу
- пользователя информации от ограничения его прав на получение определенной информации
Собственник информационных ресурсов имеет право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник устанавливает порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивает условия доступа пользователей к информации. Владелец документов, обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пользователь информации может обжаловать в судебном порядке отказ в доступе к открытой информации, предоставление заведомо недостоверной информации и другие нарушения своих прав. Суд также рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом.
Охранно-детективные меры обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
В целях сыска специализированные предприятия предоставляют следующие услуги:
В целях охраны могут быть предоставлены следующие услуги:
Страхование бизнеса
Страхование - вид деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.
В страховании обычно участвуют две стороны: страховщик, формирующий страховой фонд из взносов страхователей, и страхователь (юридическое или физическое лицо), уплачивающий эти взносы. Сумма возмещения убытков отдельного страхователя обычно во много раз превышает уплаченные им страховые взносы. Экономическая сущность страхования заключается в том, что источником для возмещения убытков одного страхователя являются взносы других страхователей, и их взносы сравнительно необременительны для каждого из них. Разница между суммой собранных страховых взносов и суммой оплаченных убытков составляет доход страховщика.
Государственное регулирование страховой деятельности осуществляет Федеральная служба страхового надзора РФ, находящаяся в структуре Министерства финансов РФ.
Выделяются личное и имущественное страхование. К личному страхованию относятся три вида: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.
В имущественном страховании различают следующие виды:
Страховой рынок Архангельской области начал формироваться в 1991 году, с появлением в России первых коммерческих страховых организаций. В настоящее время на территории Архангельской области работает более 90 страховых компаний.
Основные нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие хозяйственную деятельность в России
Кодексы | Федеральные и федеральные конституционные законы (название закона) | Прочие НПА | ||
Гражданский кодекс РФ Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964), ряд положений сохраняют силу Гражданский процессуальный кодекс РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ Налоговый кодекс РФ Кодекс Торгового мореплавания РФ Градостроительный кодекс РФ Жилищный кодекс РФ | "О Конституционном суде РФ" "Об арбитражных судах в РФ" "О третейских судах в РФ" "О защите прав потребителей" "О товарных биржах и биржевой торговле" "О несостоятельности (банкротстве)" "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" | - "О транспортно-экспедиционной деятельности" - "Об организации страхового дела в РФ" - "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" - "Об аудиторской деятельности" - "О связи" - "Об оружии" - "О лотереях" - "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" | "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" "Об ипотеке (залоге недвижимости)" "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" "О государственной пошлине" "Об исполнительном производстве" "О судебных приставах" | - Международные договоры РФ и конвенции, участниками которых является Россия - Постановления Конституционного Суда РФ - Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ - Указы Президента РФ - Постановления Правительства РФ - Приказы, распоряжения, другие директивные документы федеральных органов исполнительной власти |
Кодексы | Федеральные и федеральные конституционные законы (название закона) | Прочие НПА | ||
- Таможенный Кодекс РФ - Земельный Кодекс РФ - Трудовой Кодекс РФ - Бюджетный кодекс РФ - Воздушный кодекс РФ - Водный кодекс РФ - в ряде случаев - Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях | - "О приватизации госимущества и основах приватизации муниципального имущества в РФ" - "Об образовании" - "О рекламе" - "О Центральном Банке РФ" - "О банках и банковской деятельности" - Положение о безналичных расчетах в РФ - "Об оценочной деятельности в РФ" | - "О рынке ценных бумаг" - "О переводном и простом векселе" - "Об ипотечных ценных бумагах" - "Об акционерных обществах" - "Об обществах с ограниченной ответственностью" - "О некоммерческих организациях" - "Об общественных объединениях" | - Патентный Закон РФ - "Об авторском праве и смежных правах" - "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" - - "О лицензировании отдельных видов деятельности" - "О техническом регулировании" - "О лекарственных средствах" - "О финансовой аренде (лизинге)" | - Директивные документы негосударственных органов (главным образом, внебюджетных фондов) носящие нормативно-правовой характер - Законодательные акты Субъектов РФ - Акты органов исполнительной власти субъектов РФ - Акты органов местного самоуправления |
Какую же форму выбрать?
Как показывает практика наиболее предпочтительными и наиболее распространенными ОПФ в малом и среднем предпринимательстве являются следующие: индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИП БОЮЛ), закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО). Немаловажным фактором, который необходимо учитывать при выборе ОПФ создаваемого предприятия, является уставной капитал. Как уже говорилось ранее, для ООО и ЗФО на момент создания уставной капитал должен составлять не менее 100 МРОТ (10 000 руб.).
Если вы располагаете собственными силами и небольшим начальным капиталом и предполагаете работать в сфере торговли или услуг для населения, привлекая к работе небольшое количество работников (например, вы планируете открыть мастерскую по ремонту одежды или обуви, маленький магазин, парикмахерскую или стоматологический кабинет), то вам лучше регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Упрощенный порядок государственной регистрации на всех этапах, упрощенная система ведения бухгалтерского учета и отчетности, возможность применения упрощенной системы налогообложения – все это позволит больше времени уделять непосредственно работе. К тому же, в случае имущественных споров денежные средства и личное имущество гражданина-предпринимателя могут быть взысканы только по решению суда.
Форма ООО и ЗАО лучше подходит для предприятий с небольшим количеством учредителей и с небольшим уставным капиталом. Чаще всего они действуют в сфере торговли и оказания услуг.
ОАО создаются тогда, когда необходимо привлечение крупных инвестиций в производственную сферу. ОАО как организационно-правовую форму обычно используют крупные компании (заводы, банки, инвестиционные и страховые структуры).
В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица
Индивидуальный предприниматель несет полную материальную (имущественную) ответственностьпо всем обязательствам (долгам), возникающим у него в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Эти обязательства могут возникнуть по следующим причинам:
- Долги перед поставщиками за поставленный, но неоплаченный товар
- Долги перед покупателями (непоставка товара в случае предоплаты)
- Неустойки различных видов (за неисполнение или несвоевременное исполнение договоров)
- Неисполненные обязательства перед кредиторами
- Обязательства, возникшие вследствие ущерба, нанесенного потребителю проданной ему некачественной продукцией
- Долги перед бюджетами всех уровней (налоги, сборы, штрафы, пени, пошлины)
- Долги по заработной плате перед наемными работниками, подрядчиками или участниками простого товарищества (совместной деятельности)
Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством (подробнее – см. статью 446 Гражданского Процессуального кодекса РФ).
Основные преимущества и недостатки предпринимательской деятельности без образования юридического лица
Преимущества | Недостатки |
· Более простая процедура государственной регистрации по сравнению с юридическими лицами как при начале, так и при окончании хозяйственной деятельности · Отсутствие необходимости в каких бы то ни было первичных инвестициях · Более простая, по сравнению с юридическими лицами, система ведения бухгалтерского учета и отчетности · Отсутствие обязанности открывать расчетный счет и изготавливать печать (при безусловном наличии такого права) · Автоматическое отнесение к субъектам малого предпринимательства вне зависимости от количества работающих · Простота в распоряжении прибылью («все, что заработал, все мое») · Отсутствие необходимости в «юридическом адресе» · Возможность найма персонала (без ограничения его количества) с одновременно упрощенным порядком увольнения · Применяется упрощенная система налогообложения | · Полная материальная ответственность сохраняется и может быть обращена на имущество предпринимателя и после окончания предпринимательской деятельности · Трудности с привлечением к деятельности предприятия потенциальных компаньонов · Возможность применения процедуры банкротства с последующим запретом на ведение предпринимательской деятельности в течение 3-х лет (применяется редко) · Необходимость уведомительной регистрации в органе местного самоуправления трудовые договоры с работниками (требование статьи 303 Трудового Кодекса РФ) · Отсутствие права делать записи в трудовых книжках как себе, так и работнику (статья 309 Трудового Кодекса РФ), ибо основные документы, применяемые для фиксации факта занятости: трудовой договор – для работника, копия свидетельства о регистрации и налоговых деклараций – для работодателя · Обязанность выплачивать фиксированный взнос (150 рублей в месяц) в пенсионный фонд вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности · Определенная «несолидность» в глазах партнеров, кредиторов и т.п. · Организационные трудности при привлечении сторонних инвестиции · Недостаточно законодательно урегулировано правовое положение |
Несмотря на приведенные недостатки индивидуальное предпринимательство является формой, чаще других рекомендуемой для начинающих бизнесменов. Не следует забывать и о таком его серьезном достоинстве, как возможность в любой момент учредить юридическое лицо и, таким образом, сделать свой бизнес более открытым и «публичным».
Юридические лица
Говоря о юридических лицах, условимся, что в данной главе под этим термином будут использоваться три наиболее широко распространенных формы коммерческих организаций – общество с ограниченной ответственностью (ООО), и акционерные общества, открытые и закрытые (соответственно ОАО и ЗАО). О других формах юридических лиц будет рассказано в следующей главе.
Акционерное общество
Под акционерным обществом (АО)понимается коммерческая организация, созданная в результате объединения имущества нескольких лиц, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют в собственности акции, удостоверяющие их обязательственное право требования к этому обществу.
АО как организационно-правовая форма юридического лица характеризуется следующими признаками:
1. Участниками АО могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе допускается создание АО с одним акционером
2. Уставный капитал этого общества разделен на акции равной номинальной стоимости (в ООО - на доли)
3. Акционеры не отвечают по обязательствам этого общества
4. Акционеры могут не участвовать в деятельности этого общества
5. Основным учредительным документом АО является устав
6. Фирменное наименование этого юридического лица должно содержать слова «акционерное общество» (или АО)
7. Связь между участниками общества, их личности имеют минимальное значение
8. Выйти из акционерного общества можно только путём продажи или отчуждения иным способом своих акций
9. Одним из главных признаков АО как организационно-правовой формы является стабильность имущественной базы этого юридического лица
Различают два вида АО - открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО).
Сбор вторичных данных
Основной способ их сбора и анализа – кабинетные исследования. Источниками являются: публикации, законодательство, электронные источники (базы данных, Интернет), данные государственных органов, официальная статистика. Затем полученная информация проверяется в ходе экспертных интервью с экономистами, руководителями ключевых предприятий, государственными служащими, журналистами, специализирующимися по данной тематике. В рамках кабинетного исследования особое внимание уделяется информации о конкурентах, включая их экономические показатели, а также ассортимент и качество товара, особенности ценообразования, реакцию на действия других конкурентов. Анализ вторичных источников дает возможность лучше понять проблемы и сформулировать вопросы при проведении интервью и анкетирования.
Подготовка вопросов и форм для ответов
При составлении анкеты следует руководствоваться такими принципами:
- четко формулировать вопросы
- начало интервью должно располагать к открытости и непринужденности
- наиболее щекотливые вопросы задаются в конце
- в заключении анкеты полезно повторить наиболее важные вопросы в перефразированной форме с целью подтверждения информации
Сбор первичных данных
Первичная информация выявляется в ходе полевых исследований (получение информации от опрашиваемых, респондентов), которые в свою очередь делятся на качественные и количественные.
Главная задача количественных исследований — получение численной оценки состояния рынка или реакции респондентов на продукт. Количественные опросы рекомендуется проводить при изменении самого товара, способа его применения, упаковки, цены, для сравнения рекламных проектов, а также для тестирования восприятия потребителем новых товаров
Качественные исследования проводят для выявления поведения потребителей. Они чаще всего ищут ответа на вопрос «почему?». В итоге можно определить, какие мотивы и побуждения воздействуют на покупателей при принятии решений о покупках и при формировании отношения к торговым маркам, имиджу продукта или предприятия. Большинство качественных опросов проводится с помощью фокус-групп или глубинного интервью, а предпочтения отдаются изучению узнаваемости марок, потребительского поведения и отношения, сегментации рынка, качества рекламы по всем параметрам, цен, ассортимента. Ко всему прочему, сбор первичных данных может осуществляться посредством наблюдения за интересующими людьми, событиями, ситуациями.
Подготовка отчета о результатах
Форма сдачи отчета руководству может быть разной — пояснительная записка, таблицы со сводами цифр, диаграммы, анализ полученных результатов, выводы и рекомендации. Наконец (это считается наиболее современным и эффективным способом), Вы можете устроить презентацию своего отчета, в ходе которой подробно рассказать о выполненной работе и даже устроить мозговой штурм для участников презентации. В ходе мозгового штурма присутствующими могут быть предложены варианты решений, вытекающие из полученных результатов. Конечно, следует выбрать тот способ интерпретации отчета, который будет наиболее удобен и понятен в Вашем случае.
Принятие решения
Это наиболее ответственный этап работы, без успешной реализации которого все предыдущие 9 этапов окажутся напрасными, а понесенные затраты - бессмысленными. Прежде всего, важно, чтобы принятие решения соответствовало поставленным целям маркетингового исследования.
Так или иначе, но результатом должно быть получение ответов на следующие четыре важнейших вопроса: Что именно мы предлагаем на рынок (основные характеристики предлагаемого товара или услуги)? Кто предлагает это на рынок (характеристика предприятия и предпринимателя, его сильные и слабые стороны)? Кому это предлагается (характеристика потребителей)? Кто нам мешает (итоги конкурентного анализа)?
Рассмотрев этапы маркетингового исследования, перечислим их основные виды.
Группы исследований | Виды исследований |
Исследования потребителей | Сегментация по рыночным и социодемографическим критериям Экономическая оценка сегментов Выделение рыночных ниш Восприятие марки компании и продукта/услуги Потребительские привычки и предпочтения Стиль жизни Медиапредпочтения потребителей и каналы коммуникации |
Исследования рынков | Оценка размеров рынка, темпов роста рынка Прогнозирование развития рынка Анализ конкурентной среды Ценовые исследования и стратегия ценообразования |
Исследования продуктов и услуг | Удовлетворенность потребителей продуктом или услугой Тестирование новых продуктов и услуг Исследования имиджа марки и разработка идей для новинок |
Исследования рекламы | Эффективность рекламы (рекламной кампании) Тестирование рекламных материалов |
Исследование торговой марки или компании | Определение «желаемого образа марки» Выявление основных стереотипов потребителей в отношении фирменного продукта/услуги Вычисление конкурентоспособности фирмы |
Предупрежден – значит вооружен. Во избежание неудач изучите нааиболее частые ошибки, совершаемые при проведении маркетинговых исследований.
Рынок и предприятие
3.3.1 SWOT-анализ как элемент стратегического планирования
Для анализа характеристик предприятия и предпринимателя широко используется такой инструмент, какSWOT–анализ - метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми сторонами деятельности организации, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды. Появившись еще в 60-е годы прошлого века, SWOT-анализ по сей день считается классическим инструментом стратегического управления.
SWOT-анализ — промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности:
SWOT – аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats – угрозы. Таким образом, SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). К внешним характеристикам часто относят то, что компания изменить не в силах, она может создать комплекс мер по устранению этой проблемы.
· Weakness – слабая сторона – другая внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие способно улучшить
· Threat – угроза – другая характеристика внешней среды компании (рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников
Перечень факторов внутренней и внешней среды сводятся в SWOT-таблицу. Предложим Вашему вниманию пример такой таблицы:
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА | ВНЕШНЯЯ СРЕДА | |
+ | СИЛЫ (Strengths) 1. Большой опыт 2. Высокое качество продукции 3. Высокая известность компании 4. Высокие продажи 5. Лидерство в отрасли / сегменте 6. Инновационные технологии, патенты 7. Низкая себестоимость 8. Удовлетворенность клиентов 9. Отработанные бизнес-процессы 10. Сплоченный коллектив 11. Качественное оборудование 12. Широкий ассортимент 13. Обученный персонал 14. Потенциал маркетинга 15. Быстрая обработка заказов 16. Каналы дистрибьюции | ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities) 1.Новые виды продукции 2. Новые технологии 3. Новые потребности, мода, в том числе неосознанные потребности 4. Захват смежных сегментов — изучение ситуаций переключений потребителей 5. Переопределение целевой аудитории 6. Дополнительные услуги 7. Тенденции спроса 8. Сотрудничество с другими компаниями 9. Увеличение рекламы на ЦА (целевую аудиторию) 10. Формирование УТП (уникального торгового предложения) 11. Хорошие связи с общественностью 12. Государственная поддержка |
_ | СЛАБОСТИ (Weaknesses) 1. Мало оборотных средств 2.Слабый имидж продукции 3. Низкая репутация компании 4. Слабая дистрибуция, продвижение 5. Слабый маркетинг 6. Нет корпоративной культуры 7. Отсутствие стратегии 8. Внутриполитические проблемы 9.Узкая продуктовая линейка 10. Низкая квалификация сотрудников 11. Низкая мотивация сотрудников 12. Неизвестная торговая марка 13.Нет послепродажного обслуживания 14. Мало дополнительных услуг | УГРОЗЫ (Threats) 1.Продукты-заменители 2.Новые игроки на рынке 3. Слабость поставщиков 4. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) на спаде 5. Смена тенденций спроса / моды 6. Законодательное регулирование a. Новые таможенные барьеры b. Новые законодательные акты 7. Лоббирование конкурентов 8. Активность конкурентов a. Программы продвижения b. Дополнительные услуги 9. Сезонный спад 10. Экономический спад |
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.
По смежным рынкам.
Например, размер российского рынка тарированного цемента можно определить по объему производства мешков, в которые он пакуется. Для этого нужно получить сведения на заводах, производящих данный вид упаковки. Сотрудники заводов поделятся информацией намного охотнее, чем производители цемента – сведениями об объеме производства.
Нормативное потребление. При использовании этого метода суммируются нормативы потребления продукта, умноженные на число потребителей. Для разных товаров установлены нормы потребления.
Например, известно, что для обуви норма потребления равна п
Дата: 2016-09-30, просмотров: 278.