УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе,
председатель методического совета
_______________________ Б.В. Россинский
Специальность 030501.65 – юриспруденция
КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА,
ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Москва
Авторы:
А. В. Морозов, заведующий кафедрой информационного права,
информатики и математики РПА Минюста России,
доктор юридических наук, профессор,
государственный советник юстиции 2 класса
Л. В. Филатова, старший научный сотрудник,
профессор кафедры информационного права,
информатики и математики РПА Минюста России,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации
Рецензенты:
Ю. А. Бикбулатов, старший преподаватель кафедры
информационного права, информатики и математики
РПА Минюста России
Т. А. Полякова, заместитель директора
Департамента конституционного законодательства
и законодательства о безопасности Минюста России,
доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».
УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста.
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен
кафедрой информационного права, информатики и математики
РПА Минюста России.
© РПА Минюста России, 2010
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовая информатика» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, виды учебных занятий, руководство самостоятельной работой студентов и формы контроля по данной учебной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
– целевую установку;
– содержание учебной дисциплины;
– учебно-методическое обеспечение дисциплины;
– требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Правовая информатика» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.
«Правовая информатика» как учебная дисциплина имеет важное прикладное значение для специальности «юриспруденция». Она позволяет обнаруживать закономерности и тенденции в правовой сфере, представляет справочно-информационное обеспечение для законотворчества, фактологическую основу для совершенствования деятельности правоохранительных и правоприменительных органов.
В условиях развития информационного общества правовая информатика широко используется как исследовательский инструмент в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, пенитенциарной, гражданско-правовой, административно-правовой сферах.
Целью обучения является формирование у студентов понимания общих основ правовой информатики как науки, принципов организации и правовых основ функционирования государственных правовых информационных систем, получение навыков проведения работ по поиску нормативных правовых актов и судебной практики в конкретной сфере деятельности.
При изучении дисциплины решаются следующие основные задачи:
– обеспечение усвоения студентами понятий и категорий, используемых юристами, применяющими в своей профессиональной деятельности информационные технологии;
– освоение студентами особенностей создания и применения автоматизированных информационных систем в правовой сфере;
- освоение методологии и приобретения навыков использования современных информационных технологий при сборе, обработке, хранении, передаче и поиске необходимой правовой информации.
Изучение правовой информатики расширяет кругозор учащихся, позволяет лучше ориентироваться в отраслях и разделах законодательства и, как показывает опыт, способствует усвоению таких юридических дисциплин, как «Теория государства и права», «Уголовное право» и «Гражданское право», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс» и «Арбитражный процесс».
Содержание учебной дисциплины
Для очной формы обучения
(по учебному плану 2008 г., корректировка 2009г.)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | |
6 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | - | - | ||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | - | - | ||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | - | - | ||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | - | - | ||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | - | - | ||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | - | |||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | - | |||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Очно-заочной формы обучения
для лиц с высшим образованием
(по учебному плану 2005 г., корректировка 2009г.)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | |
3 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Для заочной формы обучения
(по учебному плану 2005 г., корректировка 2009г. )
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | |
7 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Для заочной формы обучения
(по учебному плану 2008 г, корректировка 2009г.)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | |
7 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Заочной формы обучения
для лиц с высшим образованием
(по учебному плану 2008 г, корректировка 2009г..)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя- тельная работа | |
4 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Очной формы обучения
для лиц со средним профессиональным образованием
(по учебному плану 2007 г., корректировка 2009г.)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | |
3 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Очно-заочной формы обучения
для лиц со средним профессиональным образованием
(по учебному плану 2007 г., корректировка 2009г.)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя-тельная работа | |
3 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Тематический план учебной дисциплины
Заочной формы обучения
для лиц со средним специальным образованием
(по учебному плану 2008 г., корректировка 2009г.)
Темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоя тельная работа | |
4 семестр | ||||
Тема 1. Понятие правовой информатики | ||||
Тема 2. Информационные технологии в правовой сфере | ||||
Тема 3. Правовое регулирование в сфере правовой информатики | ||||
Тема 4. Правовая информация и ее свойства | ||||
Тема 5. Автоматизированные информационные системы правовой информации | ||||
Тема 6. Информационные технологии в правотворческой деятельности | ||||
Тема 7.Информационные технологии в правоприменительной деятельности | ||||
Тема 8. Информационные технологии в правоохранительной деятельности | ||||
Тема 9. Технология ведения баз данных правовой информации | ||||
Тема 10.Информационный поиск в базах данных правовой информации | ||||
Тема 11.Доступ к информации в удаленном режиме. Глобальные компьютерные сети (Интернет) в информационной системе общества | ||||
Тема 12. Правовое обеспечение информационной безопасности | ||||
Зачет: | ||||
Итого: |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Учебная дисциплина «Правовая информатика», как и соответствующая отрасль науки, носящая междисциплинарный характер и опирающаяся на многие отрасли правовой науки и отрасль общей информатики, преподается студентам, уже имеющим знания теории права, гражданского, административного, процессуального и других отраслей права. Информация, информационные процессы, информационные системы в настоящее время являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук.
Лекция служит организующим началом работы студентов. На лекциях у них развивается интерес к изучаемому материалу, формируется мотивация для дальнейшего самостоятельного изучения курса. Преподаватель на лекции раскрывает наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывает их практическую значимость, дает рекомендации по углубленному самостоятельному изучению предмета.
При проведении лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.
Семинары проводятся по наиболее сложным проблемам правовой информатики. Семинары призваны углубить и расширить познания студентов, научить их аргументировать теоретические положения.
Организация семинарских занятий должна обеспечивать вовлечение студентов в активную учебную работу с использованием лекционного материала и рекомендованной литературы по следующим двум основным направлениям:
1. Усвоение, анализ и закрепление теоретических положений, принципов, понятий и категорий науки и практики, содержащихся в рассматриваемой теме программы курса. Для решения данной задачи студентам предлагается разработанный по каждой теме набор контрольных заданий, в процессе выполнения которых проверяются знания студентов, разъясняются наиболее важные и сложные для понимания вопросы. При этом весьма важным является использование простых, но ярких и показательных примеров из правовой сферы.
2. Приобретение навыков практического применения наиболее действенных и широко применяемых приемов и методов поиска нормативных правовых актов в базах данных правовой информации. Для этого часть предлагаемых студентам практических заданий целесообразно строить на основе адаптированных для учебных целей контрольных примеров из сферы деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. Другая часть заданий должна побуждать студентов самостоятельно формировать контрольные примеры (исходные данные) по поставленным задачам, а затем решать их.
Преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.
При изложении материала преподаватель должен обратить внимание на вопросы правового регулирования применения информационных технологий и практику информатизации правовой сферы.
Методические указания для студентов
Основными видами аудиторной работы студента являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия.
На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.
Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.
В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.
Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам, согласованным с преподавателем.
Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.
Важным видом работы студентов является самостоятельная работа. Она включает глубокое изучение монографий и учебных пособий, а также нормативных правовых актов. Самостоятельная работа необходима студентам для подготовки к семинарским занятиям и написания рефератов, курсовых работ на выбранную тему с использованием материалов преподаваемого курса лекций и рекомендованной литературы.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ приведена в настоящем пособии. Студент может выбрать и другую тему, согласовав ее с преподавателем.
Курсовая работа или реферат – это научно-исследовательская работа студента, в которой он делает анализ источников права и изученной литературы по выбранной теме. Курсовая работа отличается от реферата более углубленным изложением материала, самостоятельным творческим подходом к подготовке выводов, предложений, рекомендаций. Реферат, как правило, является отражением знания студента выбранной темы. Работа проводится под руководством преподавателя: согласовывается план работы, определяются источники и литература, обсуждаются возможные методы исследования вопросов выбранной темы.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.
Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов).
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Роль информации в жизни личности, общества, государства.
2. Информатика как наука, как учебная дисциплина.
3. Понятие правовой информатики. История становления правовой информатики в России.
4. Правовая информатика в системе российской науки. Взаимосвязь информатики с правом.
5. Предмет и методы правовой информатики.
6. Информатизация правовой сферы. История информатизации России.
7. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.
8. Автоматизированные правовые информационные системы, базы и банки данных.
9. Понятие правовой информатизации
10. Правовое регулирование использования информационных технологий в Российской Федерации.
11. Классификация информации в правовой сфере. Виды правовой информации.
12. Юридическая обработка нормативных правовых актов, подлежащих включению в базу данных.
13. Информационные технологии в правотворческой деятельности.
14. Информационные технологии в правоприменительной деятельности.
15. Информационные технологии в правоохранительной деятельности.
16. Система правовой информации. Информационные системы как объект права: понятие и признаки.
17. Основные виды информационных систем и их характеристики.
18. Виды информации и доступ кней.
19. Конституционные гарантии реализации права на доступ к информации. Право на доступ кинформации и его охрана.
20. Электронный документ. Электронный документооборот.
21. «Электронная Россия». Основные положения соответствующей федеральной целевой программы.
22. Государственная автоматизированная система «Выборы».
23. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Государственная политика и государственное управление в области формирования информационного общества.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
3. Правовая информатика в системе российской науки. Взаимосвязь информатики с правом.
4. Структура информационных ресурсов Российской Федерации.
5. Информационные ресурсы Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб.
6. Автоматизированные правовые информационные системы, базы и банки данных.
7. Юридическая сила документов на машинных носителях. Электронная цифровая подпись.
8. Правовое регулирование процессов использования информационных технологий.
9. Система правовой информации. Информационные системы как объект права: понятие и признаки.
10. Основные виды информационных систем и их основные характеристики.
11. Виды правовой информации и доступ кней.
12. Классификация информации ограниченного доступа.
13. Конституционные гарантии реализации права на доступ к информации. Право на доступ кинформации и его охрана.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Системный анализ законодательства в области информации, правовой информатизации, защиты информации.
2. Концепция правовой информатизации России.
3. О президентских программах по правовой информатизации.
4. Концепция создания в рамках СНГ межгосударственной системы правовой информатизации.
5. О создании эталонного банка данных правовой информации.
6. Формирование единого информационного пространства СНГ.
7. Система правовой информации Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб. Вопросы создания, развития, функционирования, проблемы.
8. Выборы приоритетных направлений информатизации судов Российской Федерации.
9. Автоматизированные рабочие места. Решение задач и осуществление функций органов государственной власти.
10. Ситуационные центры. Режимы работы ситуационных центров.
11. Состояние конкретных (по выбору студента) проблемных областей правовой информатизации.
12. Вопросы развития системы правовой информации субъектов Российской Федерации. Цели, структура, принципы функционирования.
13. Внедрение программно-аппаратных средств, технологии сбора, обработки и передачи информации.
14. Создание и функционирование систем, сетей обработки правовой информации. Сравнительный анализ.
15. Эксплуатация программных комплексов, баз данных правовой информации. Сравнение, оценка эффективности, предложения по совершенствованию (ПТК «Фонд», БД «Эталон», НТЦ «Система», «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Юсис»).
16. Актуализация баз данных. Полнота и точность информации.
17. Создание баз данных по законодательству. Основные технологические процессы сбора, обработки правовой информации.
18. Средства построения корпоративных информационных систем.
19. Основные тенденции в развитии информационных систем правовой информации (Россия, СНГ, государства – члены Совета Европы. Деятельность ООН, Совета Европы в данной области).
Нормативные правовые акты
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
2. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22.07.2000 // Государственная политика информационной безопасности (основные документы). — Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2001. — 104 с.
3. О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» : Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ // Рос. газ. — 2003. — 15 янв.
4. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ //Рос. газ. — 2001. — 20 апр.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 31. — Ст. 3448.
6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (вступает в силу с 01.01.2010) // Рос. газ. — 2009. — 13 февр.
7. Об обязательном экземпляре документов : Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ // Рос. газ. — 1995. — 17 янв.
8. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 // СЗ РФ. — 2000. — № 33. — Ст. 3356.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212 // Рос. газ. — 2008. — 16 февр.
10. О порядке ввода в эксплуатацию государственных информационных систем : Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009
№ 723 // Рос. газ. —2009. — 18 сент.
11. О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)» : Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 721) // СЗ РФ. — 2002. — № 5. — Ст. 531; 2009. — № 38. — Ст. 4476.
12. Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота : Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 // СЗ РФ. — 2009. — № 39. — Ст. 4614.
13. Об одобрении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р // СЗ РФ. — 2004. — № 40. — Ст. 3981.
14. Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р // СЗ РФ. — 2008. — № 20. —
Ст. 2372.
15. О мерах по обеспечению эксплуатации официального Интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации : Приказ Минюста России от 14.04.2008 № 91 // Бюллетень Минюста РФ. — 2008. — № 5.
Основная литература
1. Гаврилов, О. А. Курс правовой информатики : учебник для вузов /
О. А. Гаврилов. — М. : НОРМА, 2002.
2. Егоров, А .В. Информационные системы в юриспруденции : учебник для вузов / А. В. Егоров, Э. М. Котов. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 317 с.
3. Правовое обеспечение информационной безопасности : учеб. пособие / под ред. С. Я. Казанцева. — М. : Академия, 2008. — 239 с.
4. Правовое обеспечение информационной безопасности : учебник /
В. А. Минаев. — М. : Маросейка, 2008. — 368 с.
5. Чубукова, С .Г. Основы правовой информатики : уче
Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.