Тема: № 33 «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: № 33 «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ»

 

 

Занятие №1: Определение понятия специальной обработки, её назначение. Виды специальной обработки.

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»_____________2012 года

протокол № 2

Методическая разработка составлена старшим преподавателем кафедры, к.м.н. Т.Б. Татаровой

Ставрополь, 2012 г.

Тема: № 33 «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ»

 

Занятие №1: Определение понятия специальной обработки, её назначение. Виды специальной обработки.

Актуальность

Применение противником ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия приводит к заражению различных объектов (личного состава, вооружения, техники, материальных средств, оборонительных сооружений, местности) радиоактивными веществами (РВ), боевыми токсичными химическими веществами (БТХВ), токсичными химическими веществами (ТХВ) и бактериальными аэрозолями (БА). Контакт человека с заражёнными объектами становится опасным. В связи с этим возникает необходимость проводить удаление или обезвреживание РВ, БТХВ, ТХВ, БА на кожных покровах, обмундировании, средствах индивидуальной защиты и других объектах, с которыми люди могут соприкасаться. Для обеспечения безопасности и поддержания боеспособности подразделений, подвергшихся заражению РВ, БТХВ, ТХВ, БА, необходимо проведение специальной обработки.

 

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ:

- расширение и углубление у студентов общего и медицинского кругозора знаний, развитие умений клинически мыслить, продолжение формирования личности врача;

- подготовка медицинских специалистов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

3.2. ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ:

в результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

- цели и задачи токсикологии и медицинской защиты населения в мирное время;

- характеристику очагов создаваемых токсическими химическими веществами в районах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организацию и способы защиты от химических и ионизирующих факторов поражения при природных и техногенных катастроф;

- медицинские средства профилактики, оказания медицинской помощи и лечения поражений ионизирующими излучениями, ТХВ и БС;

- основные мероприятия по организации и проведению специальной обработки населения, территории, продуктов питания, воды и на этапах медицинской эвакуации.

УМЕТЬ:

- практически осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала и имущества от факторов химического поражения и ионизирующего излучения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- оценивать радиационную и химическую обстановку;

- квалифицированно использовать медицинские средства защиты.

ИМЕТЬ ПРЕДСТВАЛЕНИЕ:

- о содержании мероприятий, проводимых по защите населения, больных, персонала и имущества медицинских учреждений в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- о правилах хранения и контроля за состоянием аппаратуры.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками организационно-управленческой работы;

- навыками применения средств специальной обработки;

- компьютерной техникой и работать с информационными базами;

- способами логического анализа обстановки;

- навыками планирования деятельности по защите людей и имущества в условиях возникновения очагов радиационного, химического и бактериологического заражения.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- в работе с руководящими документами и законодательными токсикологии и медицинской защите;

- в знании общих законов мышления, способов в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты, публично и аргументировано изложить полученные данные;

- в организации химической, радиационной разведки и контроля за обстановкой, принятием быстрых и правильных решений при ее изменении и их реализации;

4. Схема интегративных связей:

А) Для изучения темы необходимы базовые знания по анатомии, физиологии, патофизиологии, патологической анатомии, касающихся строения, функционирования органов и систем в норме и патологии.

Требуются знания по ответным реакциям на повреждающее действие со стороны органов и систем и, прежде всего, механизмов и проявлений воспаления.

Изучение лечения требует достаточно обширных знаний по многим разделам фармакологии.

Б) Полученные знания по данной теме необходимы для изучения медицинской службы гражданской обороны и медицины катастроф.

 

5. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

1. Актуальность темы.

Обратить внимание на значение разных видов специальной обработки в защите населения и локализации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Понятие специальной обработки, её виды, цели и общие вопросы организации.

Дать определение понятию специальной обработки. Указать виды специальной обработки в зависимости от характера и полноты проводимых мероприятий.

3. Дегазация. Методы и средства проведения.

Указать виды и методы дегазации, средства ее проведения.

4. Дезактивация. Методы и средства проведения.

Дать определение понятию дезактивации, назвать методы и средства ее проведения.

5. Технические средства специальной обработки.

Перечислить технические средства специальной обработки, указать их характеристики и порядок применения.

6. Технические средства санитарной обработки.

Перечислить технические средства санитарной обработки, указать их характеристики и порядок применения.

 

6. Рекомендуемая литература студенту:

Основная:

1. Куценко С.А. «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита». С.- Петербург., 2004 г.

 

Дополнительная:

1. Руководство по военной токсикологии и медицинской защите М. 2000 г.

2. Каракчиев Н.И. «Токсикология отравляющих веществ и защита от ядерного и химического оружия». Ташкент., 1987 г.

3. Саватеев Н.В. «Военная токсикология, радиология и медицинская защита». Л., 1987 г.

4. Бадюгин И.С. «Военная токсикология, радиология и защита от оружия массового поражения». М. 1992г.

5. Имангулов Г.Г. «Медслужба и защита от ОМП в подразделениях». М., 1984 г.

 

7. Вопросы для самоподготовки.

 

1. Определение понятия «специальная обработка».

2. Виды специальной обработки.

3. Что такое дегазация, дезактивация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация?

4. Чем полная специальная обработка отличается от частичной?

5. Отличие понятия «специальная обработка» и «санитарная обработка».

6. Мероприятия частичной специальной обработки.

7. Мероприятия полной специальной обработки.

8. Мероприятия частичной и полной санитарной обработки.

9. Условия проведения частичной и полной санитарной обработки.

10. Методы проведения дегазации.

11. Группы веществ, применяемых для дегазации.

12. Хлорсодержащие дегазирующие вещества.

13. Щелочные дегазирующие вещества.

14. Табельные дегазирующие растворы.

15. Полидегазирующие вещества.

16. Методы проведения дезактивации.

17. Средства, применяемые для дезактивации.

18. Технические средства частичной специальной обработки.

19. Технические средства полной специальной обработки.

20. Медицинский контроль при проведении специальной обработки.

21. Технические средства частичной санитарной обработки.

22. Технические средства полной санитарной обработки.

23. Задачи по специальной обработке в мед. подразделениях и частях.

24. Специальная обработка в медицинском взводе батальона.

25. Организация специальной обработки в медицинской роте полка.

26. Развертывание и оснащение площадки специальной обработки.

27. Проведение дегазации на площадке специальной обработки.

28. Проведение дезактивации на площадке специальной обработки.

29. Организация специальной обработки в ОмедБ.

30. Развертывание, оснащение отделения специальной обработки ОмедБ.

31. Развертывание и работа на площадке санитарной обработки.

32. Контроль качества санитарной обработки.

 

Аннотация по теме занятия.

8.1. Понятие специальной обработки, её виды, цели и общие вопросы организации.

Щелочные вещества

АММИАК-(NH3) – бесцветный газ, 25% раствор в воде аммиачная вода, 10% раствор в воде – нашатырный спирт NH4ОН бесцветные прозрачные жидкости, раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, на кожу действуют значительно слабее. Одежду и ткани не разрушают. Водные растворы аммиака хранятся и транспортируются в железных бочках. Используются для дегазации зарина, зомана.

ЕДКИЙ НАТР – каустическая сода (NаОН) - белые куски или мелкие чешуйчатые пластинки, хорошо растворимые в воде. Концентрированные растворы агрессивны: вызывают химические ожоги кожи, порчу тканей и обуви. Хранится в герметичных железных барабанах. Используется для дегазации зарина, зомана, люизита.

МОНОЭТАНОЛАМИН – бесцветная сиропообразная жидкость со слабым аммиачным запахом, хорошо растворима в воде, на кожу человека не действует. Хранится и транспортируется в железных бочках. Используется в смеси с другими щелочными дегазаторами и органическими растворителями. Моноэтаноламин повышает скорость дегазации и понижает температуру замерзания растворов.

К группе щелочных веществ относятся также карбонат натрия (кальцинированная сода), алкоголяты натрия и другие вещества.

 

Для приготовления дегазирующих растворов используютсявода и органические растворители. Органические растворители могут использоваться для удаления БТХВ и ТХВ с заражённых объектов, так как все химические вещества хорошо в них растворяются.

ДИХЛОРЭТАН – бесцветная жидкость с характерным приторным запахом, несколько напоминающим запах этилового спирта или хлороформа, легко испаряется, замерзает при -35°С. Пары дихлорэтана токсичны. Особенно опасно попадание дихлорэтана внутрь: смертельная доза 30-40 мл.

ЧЕТЫРЁХХЛОРИСТЫЙУГЛЕРОД, ДИХЛОРЭТИЛЕН, ТРИХЛОР-ЭТИЛЕН. БЕНЗИН, КЕРОСИН. МЕТИЛОВЫЙ И ЭТИЛОВЫЙ СПИРТЫ. ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО и другие органические растворители могут использоваться для смывания БТХВ и ТХВ с заражённых предметов.

Тема: № 33 «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ»

 

 

Занятие №1: Определение понятия специальной обработки, её назначение. Виды специальной обработки.

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»_____________2012 года

протокол № 2

Методическая разработка составлена старшим преподавателем кафедры, к.м.н. Т.Б. Татаровой

Ставрополь, 2012 г.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 153.