Строительные материалы
и изделия
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольной работы
и рекомендации по ее выполнению
Для учащихся заочной формы обучения 3 курса
По специальности 2 – 70 02 01
«Промышленное и гражданское строительство»
Кобрин
Автор: Е.Ю. Киреева, преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионально образования»
И.З. Кошляк, преподаватель дисциплины «Строительные материалы и изделия»
УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»
Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины «Строительные материалы и изделия», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 17.07.08 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии УО «Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей»
Содержание
1. Пояснительная записка. 4
2. Тематический план 5
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины 7
4. Методические рекомендации по выполнению
домашней контрольной работы 20
5. Варианты домашней контрольной работы 21
6. Приложение № 1 27
Пояснительная записка
Программой дисциплины «Строительные материалы и изделия» предусматривается изучение строительных материалов и изделий, применяемых в современном промышленном и гражданском строительстве.
Учащиеся-заочники, совмещающие учебные занятия с работой на производстве, повседневно встречаются с вопросами использования или изготовления различных строительных материалов. При изучении дисциплины следует разобраться в общепринятой номенклатуре строительных материалов, выбирать из имеющегося ассортимента нужный, с учетом его качества, стоимости и условий работы в конкретном строительном сооружении. Необходимо особое внимание уделить изучению индустриальных конструкции и изделии, новых эффективных строительных материалов, применение которых сокращает сроки строительства, снижает его стоимость, способствует техническому прогрессу производства. При этом нужно иметь представление об основах технологии изготовления материалов, выборе необходимого сырья и эффективных процессов его переработки. Важно, чтобы переработка сырья была безотходной, а технологические процессы осуществлялись при минимальном расходе топливно-энергетических ресурсов. Следует знакомиться с последними достижениями отечественной и зарубежной науки и техники в области строительства, используя специальную техническую литературу, журналы «Строительные материалы», «Бетоны и железобетоны». Необходимо посещать передовые предприятия производства строительных материалов, выставки и строительные площадки.
Исходя из этих положений, специалист должен знать методы опенки качества сырья готовой продукции. В процессе обучения ему необходимо приобрести практические навыки испытания качества исходных материалов, приготовления образцов для испытаний, подбора рационального состава материала, раствора, бетонов. Для закрепления теоретических навыков и приобретения практических, предусмотрены лабораторные работы, которые выполняются в период лабораторно-экзаменационной сессии.
При изучении дисциплины следует конспектировать основные положения каждого раздела курса. После проработки соответствующего раздела рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки.
Преподаватели дисциплины «Строительные материалы и изделия» проводят консультации, помогающие учащимся правильно выполнять контрольные задания (которые должны быть зачтены до начала экзаменационной сессии).
Во время сессии учащиеся должны выполнить лабораторный практикум (посещение лабораторных занятий строго обязательно), в противном случае к сдаче экзамена учащийся-заочник не допускается. После выполнения лабораторных работ происходит сдача зачета. К экзамену допускаются учащиеся, получившие зачеты по лабораторным работам (во время сессии) и контрольным заданиям (до начала сессии).
В результате изучения дисциплины учащийся должен знать на уровне представления:
общие сведения о строительных материалах, изделиях; отличительные особенности строительных материалов по их внешним признакам;
- систему действующих стандартов и сертификационных испытаний в отношении строительных материалов, изделий;
знать на уровне понимания:
- виды сырья и технологию производства строительных материалов;
- физико-механические, эксплуатационные свойства и технические характеристики строительных материалов и области их применения;
- систему классификации строительных материалов и изделий;
- методы контроля качества строительных материалов;
уметь:
- выбирать строительные материалы и изделия в соответствии с проектом; организовывать транспортирование, приемку, хранение и учет материалов;
- осуществлять входной контроль качества строительных материалов и изделий;
- осуществлять альтернативные варианты замены строительных материалов в сложившихся обстоятельствах.
Тематический план
Предмета«Строительные материалы и изделия»
Специальность: 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Специализация: 2-70 02 01 31 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Квалификация специалиста: техник-строитель
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов (заочная форма обучения) | ||
Теоретические занятия | Лабораторные занятия | Всего | ||
Введение | ||||
Основные свойства строительных материалов | ||||
Материалы и изделия из древесины | ||||
Природные каменные материалы | ||||
Керамические материалы и изделия | ||||
Стекло и стеклокристаллические материалы и соединения | ||||
Металлические материалы и изделия | ||||
Минеральные вяжущие вещества | ||||
Лабораторная работа № 1. Определение истинной плотности различных строительных материалов (на образцах правильной и неправильной формы) | ||||
Минеральные вяжущие | ||||
Бетоны | ||||
Лабораторная работа № 2 Определение видов основных породообразующих минералов и горных пород | ||||
Лабораторная работа № 3 Оценка качества керамического кирпича по внешним признакам. Определение марки кирпича | ||||
Лабораторная работа № 4 Определение нормальной густоты гипсового теста и сроков схватывания гипсового вяжущего | ||||
Лабораторная работа № 5 Определение подвижности бетонной смеси | ||||
Бетоны | ||||
Сборные железобетонные и бетонные строительные изделия и конструкции | ||||
Строительные растворы | ||||
Искусственные каменные материалы на основе минеральных вяжущих | ||||
Битумные и дегтевые вяжущие вещества и материалы на их основе | ||||
Строительные материалы и изделия на основе полимеров | ||||
Теплоизоляционные и акустические материалы | ||||
Лакокрасочные материалы | ||||
ИТОГО: |
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Введение
Краткий обзор применения строительных материалов и изделий, их роль в дальнейшей индустриализации, уменьшении материалоемкости, трудоемкости и повышении производительности труда в строительстве. Значение синтетических и других новых эффективных материалов. Задачи повышения качества и снижения расхода строительных материалов.
Вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, вторичного сырья при изготовлении строительных материалов.
Классификация строительных материалов. Понятие о стандартизации строительных материалов и изделий, их качестве на различных технологических циклах строительства.
Методические рекомендации по изучению темы
Проанализировать роль строительных материалов, как развивающейся отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, общие направления развития промышленности строительных материалов, значение эффективных новых строительных материалов, использование безотходных технологий, рациональное использование природных ресурсов. Необходимо иметь представление о стандартизации и классификации строительных материалов.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите и поясните, как подразделяются строительные материалы по внешнему виду, производству, назначению, степени готовности.
2. Понятие о нормативных документах: ГОСТах, ТУ, СНиПах, в которых содержатся требования к строительным материалам и изделиям. Категории стандартов.
3. Номенклатура строительных материалови изделий.
Литература
1. ТЛ. Гришук «Строительные материалы и изделия», Мн.: Дизайн ПРО 2004 г., с. 4-7.
2. Л.Н. Попов «Строительные материалы и детали», М: Стройиздат, 1986 с. 3-5.
3. Ю.И. Киреева О.В. Лазаренко «Строительные материалы и изделия», Мн.: Дизайн Про, 201, с. 4-7.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие физические, механические, специальные свойства материалов предопределяют область их применения?
2. Сформулируйте понятие «истинная плотность, средняя плотность». Приведите формулы их расчета. Может ли быть истинная плотность меньше средней.
3. Сформулируйте понятие «пустотность, пористость» материала. Как они используются практически?
4. Свойства материалов по отношению к действию воды. Привести формулы расчета.
5. Свойства материалов по отношению к действию тепла и холода.
6. Свойства материалов по отношению к действию огня.
7. Что такое прочность материала и чем она характеризуется? Как определяют предел прочности при сжатии, изгибе и растяжении?
8. Что такое пластичность, упругость, твердость материала?
9. Что собой представляет сопротивление удару, истираемость, износостойкость материалов?
10.Что называется химической стойкостью материала? Какие еще специальные свойства имеют строительные материалы?
Литература
1. Т.В.Гришук «Строительные материалы и изделия», Мн.: Дизайн ПРО, 2004г., с.8-29.
2. Л.Н.Попов «Строительные материалы и детали», М.: Стройиздат, 198.6, с.6-18.
3. Ю.И.Киреева, О.В.Лазаренко «Строительные материалы и изделия», Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с. 8-21.
4. Ю.И. Киреева «Строительные материалы и изделия», Мн.: Дизайн ПРО, с. 8-19.
Вопросы для самоконтроля
1. Укажите положительные и отрицательные качества древесины как строительного материала.
2. Основные части дерева и строение древесного ствола.
3. Как влияют на основные свойства древесины ее строение, влажность и наличие пороков?
4. При каком направлении усилий древесина имеет небольшие показатели прочности?
5. Какие пороки древесины Вы знаете? Как они влияют на свойства древесины?
6. Расскажите о естественной и искусственной сушке материалов из древесины.
7. Виды антисептиков и способы антисептической обработки древесины.
8. Защита древесины от возгорания и поражения насекомыми.
9. Материалы, изделия и конструкции из древесины.
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.:Дизайн ПРО, 2004г., с.30-54.
2 Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, З.с.19-35.
3. Ю.И.Киреева, О.В.Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с.22-31.
4. Ю.И.Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с.20-29.
Вопросы для самоконтроля
1. Воспроизведите классификацию горных пород по условиям их образования.
2. Что называют минералом? Породообразующие минералы.
3. Что представляют собой горные породы
4. Характеристика магматических горных пород: изверженные (глубинные), излившиеся, обломочные горные породы. Их представители.
5. Характеристика осадочных горных пород; их представители.
6. Метаморфические горные породы; их представители.
7. Способы повышения долговечности каменных материалов.
8. Виды природных каменных материалов и изделий.
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004г., с. 55-74.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М: Стройиздат, 1986, с. 42-62.
З.Ю.И. Киреева, О.В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с.55-62.
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998,с.53-61
Вопросы для самоконтроля
1. Основное сырье для производства керамических материалов.
2. Классификация глин по условиям образования и степени огнеупорности.
3. Основные свойства глин. Как изменяют пластичность глин?
4. Какие добавки вводят в глину при производстве керамики и как они влияют на свойства изделий?
5. Производство керамических материалов. Общая технологическая схема производства. Преимущество полусухого способа производства.
6. Основные свойства керамического кирпича. Требования к его качеству.
7. Каковы преимущества пустотелого кирпича по сравнению с полнотелым?
8. Облицовочные керамические материалы для наружной и внутренней облицовки стен. Какие требования предъявляются к их качеству?
9. Как производят и где применяют керамзит, аглопарит?
10. Какие виды черепицы Вы знаете? Достоинства и недостатки черепицы.
11. В чем преимущество керамических труб по сравнению с металлическими? Для каких целей применяют керамические трубы? Виды труб.
12. Особенности изготовления санитарно-технической керамики.
13. Какие огнеупорные изделия Вы знаете? Где они применяются?
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004; с.75-97.
2. Л.Н. Попов. «Строительные материалы и детали», Москва, Стройиздат, 1986,с.62-88
3. Ю.И. Киреева, О.В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия» Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с.63-73.
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с 61-71.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является основным сырьем для производства стекла?
2. Основные свойства стекла.
3. Основы технологии производства стекла.
4. Виды листового стекла.
5. Как получают термостойкое стекло? Пеностекло?
6. Укажите номенклатуру стеклянных труб, стеклопрофилита, область их применения.
7. Строительные изделия из стекла: стеклянные блоки, стеклопакеты, дверные полотна. Облицовочные стеклянные плитки.
8. Что такое ситаллы и шлакоситаллы? Для каких целей их применяют?
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.98-108.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы идетали. М.: Стройиздат, 1986. с.88-95.
3. Ю.И. Киреева, О-В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с.73-80.
5. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с.71-78.
Вопросы для самоконтроля
1. Что Вы знаете о классификации металлов, применяемых в строительстве?
2. Какие виды чугуна применяются? Какие изделия из чугуна применяются в строительстве?
3. Классификация сталей, их свойства.
4. Виды термической обработки стали (закалка, отпуск, нормализация, отжиг).
5. Химико-термическая обработка стали (цементация, азотирование).
6. Способы изготовления стальных изделий.
7. Сортамент прокатных сталей. Виды арматурной стали.
8. Цветные металлы и их сплавы.
9. Виды коррозии металлов.
10. Защита металлов от коррозии и огня.
Литература
1. Т.В. Гришук.Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.109-132.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М: Стройиздат, 1986, с.96-120.
3. Ю.И Киреева, О.В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с.80-96
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с.78-94.
Вопросы для самоконтроля
1. Классификация минеральных вяжущих веществ.
2. Из какого сырья и как получают воздушную известь?
3. Какую известь называют кипелкой, и какую пушонкой? Применение извести.
4. Производство гипса, его свойства и применение.
5. Назовите низкообжиговые и высокообжиговые гипсовые вяжущие.
6. Что представляют собой магнезиальные вяжущие вещества? Их производство, свойства и применение.
7. Что представляет собой растворимое (жидкое) стекло и изготовляемый на его основе кислотоупорный цемент?
8. Какие минеральные вяжущие вещества называются воздушными?
9. Какие минеральные вяжущие вещества называются гидравлическими? Назовите основных их представителей.
10. Из какого сырья получают гидравлическую известь? Чем она отличается
от воздушной?
11. Из каких сырьевых материалов получают портландцемент?
12. Химический и минеральный состав портландцемента.
13. Основные этапы производства портландцемента по мокрому, сухому и
смешанному способу. Почему сухой способ экономичнее мокрого с точки
зрения расхода топлива?
14. Свойства портландцемента.
15. Что собой представляет клинкер?
16. Перечислите добавки, вводимые в портландцемент при помоле клинкера.
17. Теория твердения портландцемента.
18. Виды коррозии цементного камня. Какие Вы знаете мероприятия по борьбе с коррозией?
19. Пуццолановый портландцемент. Активные минеральные добавки.
20. Шлакопортландцемент; его свойства и применение.
21. Специальные портландцементы: быстротвердеющий, пластифицированный, белый, цветной.
22. Чем отличается пластифицированный и гидрофобный портландцементы от обычного портландцемента?
23. Сульфатостойкий портландцемент. Как его получают?
24. Глиноземистый портландцемент: производство, свойства, применение.
25. Расширяющиеся и безусадочные цементы.
26. Какие виды цементов можно использовать в бетонных конструкциях, работающих в условиях постоянного смачивания, попеременного увлажнения и высыхания?
27. Какие цементы целесообразно использовать в конструкциях, находящихся в агрессивной среде?
Литература
1.Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.133-161.
2. Л.Н. Попов.Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с.121-158.
3. Ю.И. Киреева, О.В. Лазареико. Строительные материалы и детали. Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с. 102-133.
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с.99-130.
Тема 8. Бетоны
Общие сведения о бетонах и их классификация. Значение бетонов для индустриального строительства.
Тяжелый бетон. Материалы для тяжелого бетона. Требования к воде для затворения бетонной смеси. Заполнители: песок, гравий, щебень, их свойства, требования к ним. Химические добавки, вводимые в составе бетона.
Свойства бетонной смеси: удобоукладываемость (подвижность, жестокость, связность).
Основные свойства бетона: прочность, водонепроницаемость, морозостойкость, усадка и расширение, коррозийная стойкость, огнестойкость. Факторы, влияющие на них.
Проектирование состава бетона по методу Б..Г. Скрамтаева (метод «абсолютных объемов»). Выбор цементов, заполнителей, добавок. Методы приготовления бетонной смеси, дозирование, перемешивание, транспортирование смесей.
Укладка и уплотнение бетонной смеси, способы уплотнения. Твердение бетона, условие твердения, уход за уложенным бетоном. Пропаривание, электропрогрев, автоклавное твердение бетона. Твердение бетона в зимнее время, контроль качества бетона, включая методы испытания без разрушения.
Специальные виды тяжелых бетонов: гидротехнический, дорожный, жаростойкий, декоративный, особо тяжелый, бетонополимеры.
Легкие бетоны: их классификация и основные свойства: теплопроводность, морозостойкость, прочность, средняя плотность. Заполнители для легкого бетона, требования к ним. Применение легких бетонов в крупноблочном и крупнопанельном строительстве. Понятие о крупнопористом и поризованном легком бетоне.
Ячеистые бетоны: пено и газобетоны, принцип их изготовления, состав, свойства, область применения, использование легких и ячеистых бетонов для снижения массы зданий, уменьшения материалоемкости строительства, экономии топлива, расходуемого на отопление зданий.
Методические рекомендации по изучению темы
Проанализировать, какие составляющие компоненты присутствуют в бетонной смеси, требования, предъявляемые к компонентам. Изучить основные свойства бетонной смеси, бетонов, классификацию бетонов, специальные виды тяжелых бетонов, технологию бетонов, способы твердения бетонов, твердение бетонов в зимнее время, контроль качества бетонов. Необходимо научиться рассчитывать состав бетона по методу Б.Г. Сирамтаева (метод «абсолютных объемов»), ориентироваться в формулах расчета с целью последующего решения задач.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких материалов изготавливают тяжелый бетон?
2. Какова роль заполнителей в бетоне?
3. Требования, предъявляемые к песку. В чем преимущество крупных песков по сравнению с мелкими? Как разделяются пески в зависимости от модуля крупности?
4. Какие требования предъявляют к крупному заполнителю? Как произвести выбор крупного заполнителя для бетона различного назначения?
5. Какую воду можно применять, а какую нельзя использовать для приготовления бетонной смеси?
6. Основные этапы расчета тяжелого бетона.
7. Назовите основные физические свойства бетона.
8. Бетонная смесь, ее свойства. Как определяют подвижность и жесткость бетонной смеси?
9. Способы приготовления бетонной смеси. Методы ее уплотнения.
10. Какие бетоносмесители Вы знаете?
11. Как ускорить твердение бетонных изделий? Какие условия для твердения считают нормальными?
12. Зимние способы бетонирования.
13. Что представляет собой тепловлажностная обработка бетона?
14. Меры защиты бетонных изделий от коррозии.
15. Какие специальные виды бетона Вы знаете?
16. Легкие бетоны, их состав, свойства, применение. Какие заполнители применяют для легких бетонов?
17. Ячеистые бетоны, их состав, свойства, применение. Из каких материалов изготавливают пенобетоны и газобетоны?
Литература
1. Т.В. Грищук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, .с. 162-202.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с. 159-207.
3. Ю.И.Киреева, О.В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2001,с.134-181.
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998.с. 131-178.
Литература
1. Т.В. Гришук.Строительные материалы и изделия.Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.203-211.
2. Л.Н. Попов.Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с.208-232.
Вопросы для самоконтроля
1. Классификация строительных растворов, их основные свойства.
2. Как определяется подвижность растворной смеси?
3. Какие добавки повышают пластичность растворной смеси?
4. Какие добавки улучшают водоудерживающую способность строительных растворов?
5. В какой последовательности проводят расчет состава строительного раствора?
6. Что такое простые и сложные растворы? Растворы на смешанном вяжущем.
7. Какие марки растворов Вы знаете?
8. Что представляет собой декоративные штукатурки?
9. Чем отличаются штукатурные растворы от кладочных?
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.212-225.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат/ 1986, с.232-243.
Тема 11. Искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих веществ (безобжиговые изделия)
Определение и классификация. Изделия на основе извести и кремнеземистого компонента (автоклавного твердения). Силикатный кирпич: сырье, виды, свойства, марки, область применения.
Силикатные бетоны: плотные и легкие силикатные бетоны. Ячеистые силикатные бетоны, их классификация, область применения.
Гипсовые и гипсобетонные изделия: состав, свойства, применение. Виды изделий: гипсокартонные листы, плиты перегородочные, панели перегородочные, гипсобетонные; основные их характеристики, марки, области применения.
Асбестоцементные изделия: общие сведения и основные свойства, состав, способ получения. Виды асбестоцементных изделий: профилированные листы, плоские облицовочные асбестоцементные' плиты, кровельные и стеновые панели, трубы, короба для вентиляции. Правила хранения и перевозки силикатных, гипсобетонных, асбестоцементаых изделий.
Изделия на основе магнезиальных вяжущих: фибролит, ксилолит; их получение и применение.
Методические рекомендации но изучению темы
Следует иметь понятие о силикатных и силикатобетонных изделиях, их составе, свойствах. Знать способ автоклавного твердения, его сущность. Классификацию силикатных бетонов, область их применения. Нужно знать состав гипсовых и гипсобетонных изделий, их свойства, виды изделий, область их применения. Иметь понятие об асбестоцементных изделиях, их видах, составе, свойствах, способах получения. Иметь представление об изделиях на основе магнезиальных вяжущих: фибролит и ксилолит, их получение и применение.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите силикатные и силикатобетонные изделия. Зачем нужна автоклавная обработка при производстве этих изделий?
2. В чем отличие силикатного кирпича от глиняного при применении их в строительстве?
3. Что служит сырьем для производства асбестоцементных изделий?
4. Асбестоцементные материалы и изделия. Классификация, производство, свойства и применение.
5. Как изготавливают асбестоцементные трубы?
6. Назовите изделия на основе гипса.
7. Из каких материалов изготавливают гипсовые и гипсобетонные изделия, гипсобетонные панели и плиты.
8. В каких условиях можно применять изделия на основе гипса?
9. Какое гипсовое вяжущее можно считать водостойким и какие изделия изготавливают на его основе?
10. Назовите материалы, изготавливаемые на основе магнезиальных вяжущих веществ. Что служит в них заполнителем?
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.226-239.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с.242-256.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой материал называют битумом? В каком виде встречается битум в природе?
2. Виды нефтяных битумов по способу производства.
3. Какими показателями характеризуется качество битума?
4. Какой материал называется дегтем? Из какого сырья он получается?
5. Дегтевые связующие: каменноугольный деготь, каменноугольный пек.
6. Асфальтовые и дегтевые растворы и бетоны. Их состав, применение.
7. Что такое холодные асфальтовые и дегтевые бетоны? Их преимущества перед горячими асфальтобетонами.
8. Кровельные и гидроизоляционные материалы (основные виды).
9. Как изготавливают рубероид, стеклорубероид, пергамин? Для каких целей их применяют?
10. Чем посыпают рубероид? Какое значение имеет настилочный слой?
11. Кровельные и гидроизоляционные мастики. Из каких компонентов их изготавливают?
12.Что такое герметизирующие материалы? Назовите основные герметики.
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.240-256. '
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с.256-274.
3. Ю.И. Киреева, О.В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Минск, Дизайн ПРО, 2001, с.42-54.
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с.41-52.
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и детали. М.: Дизайн ПРО, 2004, с.257-277.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с.275-301.
3. Ю.И. Киреева, О.В. Лазаренко. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2001, с.31-41.
4. Ю.И. Киреева. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 1998, с.29-41.
Вопросы для самоконтроля
1. Как классифицируют теплоизоляционные материалы?
2. Назовите важнейшие органические и неорганические теплоизоляционные материалы.
3. Как изготавливают минеральную вату? Где она применяется?
4. Как производят стеклянную вату? Где она применяется?
5. Что такое пеностекло? Его состав, область применения.
6. Какие теплоизоляционные материалы из пластмасс Вы знаете?
7. Что собой представляют пенопласты? Поропласты?
8. Назовите асбестосодержащие материалы и изделия.
9. Свойства, состав совелита, алюминиевой фольги.
10. Для каких целей применяют звукоизоляционные материалы?
11. Назовите разновидности звукопоглощающих материалов.
12. Для каких целей применяют звукоизоляционные материалы? Как повысить эффективность их действия в зданиях?
13. Приведите примеры звукоизоляционных материалов и конструкций.
Литература
1. Т.В. Грищук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.278-293.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и изделия. М.: Стройиздат, 1986, с.301-322.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких компонентов изготавливают красочные составы?
2. Что такое пигменты? Их свойства.
3. Как получают естественные и искусственные минеральные пигменты, искусственные органические пигменты.
4. Что служит связующим в масляных, эмалевых клеевых, силикатных и эмульсионных красках?
5. Для каких целей и какие наполнители вводят в краски?
6. Как получают натуральные, полунатуральные и искусственные олифы? Каковы их свойства и область применения?
7. Что собой представляют лаки? Для каких целей их применяют? Разновидности лаков.
8. Какие клеи применяются в качестве водных связующих? Каковы их свойства?
9. Чем отличаются эмали от лаков?
10. Для каких целей служат асфальтовые, спиртовые лаки, нитролаки?
11. Какие Вы знаете растворители красочных составов?
12. Укажите роль вспомогательных материалов: шпатлевок, грунтовок, замазок, сиккативов, растворителей при отделочных работах.
13. Где используются пленки и обои? Их назначение и основные требования к ним.
Литература
1. Т.В. Гришук. Строительные материалы и изделия. Мн.: Дизайн ПРО, 2004, с.294-306.
2. Л.Н. Попов. Строительные материалы и детали. М.: Стройиздат, 1986, с.322-329
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
Настоящие методические рекомендации и контрольное задание используются при изучении дисциплины «Строительные материалы и изделия» и составлены в соответствии с типовой программой для строительных специальностей колледжей. Контрольное задание состоит из 20 вариантов. Номер варианта, подлежащего выполнению, согласно таблицы (прил. № 2).
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, на каждой странице которой следует оставить поле для замечаний преподавателя. Выполненная контрольная работа направляется на проверку в колледж. Получив проверенную контрольную работу, учащийся должен сделать в ней необходимые исправления (работу над ошибками), незачтенная работа выполняется повторно (с учетом замечаний преподавателя) и высылается в колледж для проверки. Контрольное задание должно быть зачтено до начала экзаменационной сессии.
Варианты домашней контрольной работы
Вариант 1
Вопросы
1. Что такое стеклопластик? Каковы его свойства и область применения?
2. Какие добавки применяют при производстве пуццоланового портландцемента? Каковы свойства этого цемента и где его применяют?
3. Объясните строение древесины, её пороки и способы повышения долговечности деревянных конструкций и изделий.
4. Дайте характеристику акустическим материалом.
Задача 1. Рассчитать, какой толщины должна быть стена площадью 10 м2 из керамзитобетона, если сквозь неё при разности температур 300 С за 5 часов должно проходить не более 5650 кДж тепла.
Задача 2.Образец камня неправильной формы весил на воздухе m = 80 г (в сухом состоянии). После покрытия поверхности образца парафином вес его в воде составил mВ = 37 г. На парафинирование образца израсходовано парафина mп = 0,75 с удельным весом γп = 0,9 г/см3. Вычислить объемный вес камня (плотность воды принять γВ = 1 г/см3.
Вариант 2
Вопросы
1. Каково значение увеличения производства строительных материалов в капитальном строительстве?
2. Что представляют собой фибролитовые плиты, каковы их свойства и где их применяют?
3. Что представляют собой ситаллы и шлакоситаллы. Каковы их свойства и где их применяют?
4. Дайте характеристику осадочным горным породам.
Задача 1.Кубик из газосиликата с размером ребер 15 см в абсолютно сухом состоянии имел массу 2,7 кг, а после нахождения в воде – 2,95 кг. Определить степень заполнения пор водой при истинной плотности газосиликата 2,68 г/см3.
Задача 2.
Цилиндрический образец горной породы диаметром 5 см и высотой 5 см весит в сухом состоянии 245 г. После насыщения водой его вес увеличился до 249 г. Определить объемный вес камня и его водопоглащение (Объемное Wоб и весовое Wвес).
Вариант 3
Вопросы
1. Перечислите свойства гранита, мрамора и известняка. Где применяют эти материалы в строительстве?
2. Опишите способы, обеспечивающие механическое упрочнение арматурной стали.
3. Каковы свойства воздушной извести и где в строительстве её применяют.
4. Изложите технологическую схему производства керамического кирпича.
Задача 1.
Сколько тепла в кДж потребуется для нагрева газобетонной панели размером а х l х в = 3,10 х 2,70 х 0,30 (м) со средней плотностью ρс,п = 850 кг/м3 от +150С до +950С, если удельная теплоемкость газобетона с – 921,14 Дж (кг ·0С).
Задача 2.
Образец камня в сухом состоянии весит 77 г, а после насыщения водой 79 г. Вычислить объемный вес, пористость и плотность камня, если его удельный вес – 2,67 г/см3, а объёмное водопоглащение – 4,28 %.
Вариант 4
Вопросы
1. Перечислите виды строительных растворов, опишите методы определения их качества?
2. Каково назначение пигментов, связующих и растворителей в красочных составах?
3. Опишите свойства и область применения изделий из минеральной ваты.
4. Назовите виды лёгких бетонов, их свойства и применение.
Задача 1.
<Дата: 2016-10-02, просмотров: 287.