Способы оценки стоимости материалов, переданных в производство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:

1) по себестоимости каждой единицы

2) по средней себестоимости

3) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов)

Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материалов должно производиться в течение отчётного года и отражается в учётной политике организации.

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в случае, если используемые запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учёту (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и т. п.).

При списании материалов, оцениваемых организацией по средней себестоимости, последняя определяется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.

Списание материалов по методу ФИФО производится в оценке, рассчитанной исходя из допущения, что запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учётом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

Пример. На начало месяца остатков материалов на складе не было. В течение месяца поступило

 

1-я партия 95 руб. х 20 ед.=1900 руб.

2-я партия 100 руб. х 10 ед.=1000 руб.

3-я партия 105 руб. х 5 ед.=525 руб.
Транспортно-заготовительные расходы (два акта) 100 + НДС\18
80 + НДС\14-40
Передано в производство 25 единиц
Стоимость материалов, переданных в производство
1)по средней себестоимости
1900 + 1000+525 = 97,86 – средняя себестоимость единицы материалов
20+ 10 + 5

Стоимость материалов, переданных в производство, складывается из двух составляющих:

· стоимость материалов, рассчитанная исходя из средней себестоимости единицы
97,86 х 25 =2446,50

· транспортно-заготовительные расходы.

Ежемесячно ТЗР списываются пропорционально стоимости материалов, израсходованных в отчётном периоде.
Процент ТЗР рассчитывается следующим образом

ТЗР на начало месяца + ТЗР за отчётный месяц/
Стоимость остатков материалов на складе + Стоимость поступивших материалов
на начало месяца

Процент ТЗР = (0 +180) : (1900+1000+525) х100 = 5,26%
ТЗР = 2446,50 х 5,26%=128,69
Итого стоимость материалов, переданных в производство – 2575,19

 

2) по способу ФИФО
95 х 20 + 100 х 5 = 2400
ТЗР = 2400 х 5,26% = 126,24
Итого стоимость материалов, переданных в производство - 2526,24


Как видим, выбранный способ оценки стоимости материалов, переданных в производство, определяет стоимость материалов, переданных в производство, а также стоимость остатков материалов на складе.

При использовании учётных цен стоимость материалов, переданных в производство, складывается из двух составляющих:

· стоимость материалов в учётных ценах;

· сумма отклонений, в состав которых входит разница между фактической себестоимостью материалов и их учётной ценой и транспортно-заготовительные расходы.

Пример. Установлена учётная цена 95 руб. за единицу

Партия Стоимость по договору Стоимость по учётным ценам Отклонения
95х20= 1900 95х20= 1900
100 х10 =1000 95 х 10 =950
105 х 5 = 525 95 х 5 =475


ТЗР 180
Итого отклонений: 3425 - 3325 + 180 = 280

Процент отклонений 280 : 3325 х 100 =8,42%
Стоимость материалов, переданных в производство:
-по учётным ценам 95 х 25 = 2375
-сумма отклонений 2375 х 8,42% = 199,98
Итого 2574-98

Могут быть упрощённые варианты учёта ТЗР:
1)если небольшой удельный вес ТЗР или отклонений (не более 10% к учётной стоимости материалов), то они могут полностью списываться на затраты текущего периода (без учёта остатков на складе);
2)если процент ТЗР к учётной договорной цене менее 5%, то ТЗР могут полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных материалов;
3)в течение месяца ТЗР списываются по проценту, сложившемуся на начало месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию (более 5%), то в следующем месяце производится корректировка на указанную сумму;
4)списание может производиться по проценту, закреплённому в плановых калькуляциях с последующей корректировкой;
5)удельный вес ТЗР или величины отклонений может округляться до целых единиц.

5. Документальное оформление операций по движению материалов

Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей и т.п. ценностей предназначен счёт 10 «Материалы». Это активный счёт. Сальдо начальное – стоимость остатков материалов на складе на начало отчётного периода, сальдо конечное – стоимость остатков материалов на складе на конец отчётного периода. По дебету счёта 10 «Материалы» отражается поступление материалов в корреспонденции с кредитом разных счетов: 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 75 «Расчёты с учредителями», 20 «Основное производство», 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту счёта 10 «Материалы» отражаются операции по отпуску материалов в производство и прочему выбытию материалов в корреспонденции с дебетом разных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». К счёту 10 «Материалы» открываются аналитические счета и субсчета, например, 10-1 «Сырьё и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» и т.п. Количество аналитических счетов, субсчетов, номенклатура субсчетов зависит от вида деятельности организации.
Если поставщик является плательщиком НДС, то он предъявляет покупателю НДС, который выделен отдельной строкой в первичном документе, расчётном документе, счёте-фактуре. НДС учитывается обособленно на счёте 19 «НДС по приобретённым ценностям», субсчёт 19-3 «НДС по приобретённым материально-производственным запасам». В фактическую себестоимость материалов включается НДС только в случаях, установленных законодательством.

Материалы учитываются на счёте 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения или по учётным ценам. Если материалы учитываются по фактической себестоимости, то ТЗР учитываются на отдельном субсчёте к счёту 10 «Материалы».
В том случае, если в организации применяются учётные цены, то операции по поступлению материалов, помимо счёта 10 «Материалы», отражаются с использованием следующих счетов:

· счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», в дебет которого относится покупная стоимость материалов, по которым в организацию поступили расчётные документы от поставщиков. Сумма транспортно-заготовительных расходов. В кредит счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции с дебетом счёта 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших материалов по учётным ценам. Сумма разницы в стоимости приобретённых материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения, и учётных ценах и транспортно-заготовительные расходы списываются с кредита счёта 15 в дебет счёта 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

· счёт 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретённых материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости и учётных ценах, а также о транспортно-заготовительных расходах. Накопленные на счёте 16 разницы списываются в дебет счетов учёта затрат на производство или иных счетов, на которые списывается стоимость материалов в учётных ценах.

Рассмотрим, как будут отражены в бухгалтерском учёте операции по поступлению материалов:

1. учёт по фактической себестоимости

поступила 1партия материалов

Д10-1 «Сырьё и материалы» К60»Расчёты с поставщиками и подрядчиками» 1900

Д19-3 «НДС по приобретённым материалам» К60 342

поступила 2 партия Д10-1 К60 1000

Д19-3 К60 180

поступила 3 партия Д10-1 К60 525

Д19-3 К 60 94 – 50

по первому акту Д10-2 «Транспортно-заготовительные расходы» К60 100

Д19-4 К60 18

по второму акту. Д10-2 К60 80

Д19-4 К60 14,40
При передаче материалов в производство делаются следующие проводки:
Д20 «Основное производство» К10-1 «Сырьё и материалы» 2446,50 – стоимость материалов по средней оценке
Д20 «Основное производство» К10-2 «Транспортно-заготовительные расходы» 128,69 - ТЗР

2. по учётным ценам

поступила 1 партия Д15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» К60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» 1900

Д19-3 К60 342

поступила 2 партия Д15 К60 1000

Д19-3 К60 180

поступила 3 партия Д15 К60 525

Д19-3 К60 94-50
Д15 К60 100= Д19-4 К60 18 - транспортные расходы по акту 1
Д15 К60 80= Д19-4 К60 14,40 -транспортные расходы по акту 2
Д10 «Материалы» К15 3325 -материалы приняты по учётным ценам
Д16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» К15 280
При передаче материалов в производство следующие проводки:
Д20 «Основное производство» К10 2375 - стоимость материалов по учётным ценам
Д20 К16 199,98 – сумма отклонений.

Следует учесть, что остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути: расчётные документы от поставщиков получены, а фактически материалы ещё не поступили в организацию. Может возникнуть и такая ситуация: материалы поступили в организацию, а расчётные документы на них отсутствуют. Это так называемые неотфактурованные поставки. В этом случае на складе составляется акт, на основании которого оформляется приход материалов. Материалы приходуются по учётным ценам, а если организация ведёт учёт по фактической себестоимости, то по рыночной цене. Должны быть приняты меры по установлению поставщика и после получения от него расчётных документов цены на материалы корректируются.
Материалы, принятые организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счёте «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» (счёт 002). На ответственное хранение принимаются материальные ценности:

а) ошибочно адресованные данной организации;

б) от оплаты которых организация отказалась ввиду порчи, поломки, низкого качества, несоответствия стандартам, техническим условиям договора и т.д.;

в) материалы, оплаченные и принятые покупателем на месте у продавца, но временно оставленные у него покупателем на ответственное хранение, когда задержка вывоза вызвана уважительными причинами;

г) в других случаях, когда находящиеся в организации материальные ценности ей не принадлежат (например, договором предусмотрено, что право собственности на материалы переходит к покупателю после оплаты стоимости материалов поставщику).
Давальческие материалы учитываются на забалансовом счёте «Материалы, принятые в переработку» (счёт 003). Давальческие материалы – это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции. Аналитический учёт давальческих материалов ведётся по заказчикам, наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения и переработки (выполнения работ, изготовления продукции). Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает. А продолжает учитывать на счёте учёта соответствующих материалов (на отдельном субсчёте).
На забалансовом счёте операции отражаются методом простой записи.
Д 002 100000 - приняты на ответственное хранение материалы (право собственности перейдёт к покупателю после оплаты стоимости материалов поставщику)
К 002 100000 - на дату оплаты стоимости материалов.

Операции на счетах бухгалтерского учёта отражаются на основании первичных учётных документов.
Материалы, поступившие на склад, должны быть своевременно оприходованы. При этом производится тщательная проверка количества и качества материалов. Поступление оформляется следующими документами

· оставляется приходный ордер (форма М-4). Если грузы в течение дня поступают несколько раз, то делаются записи на обороте ордера, а затем итоги подсчитываются и составляется один ордер;

· приход может оформляться на основании документа поставщика (накладной), на котором делается оттиск приходного ордера;

· если доставка автотранспортом, то приход оформляется на основании товарно-транспортной накладной при условии, что нет расхождений;

· если выявлены расхождения, то комиссией составляется акт, который служит основанием для предъявления претензий.

 

Приходные ордера и приёмные акты составляются в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные организацией сроки.

Материалы, закупленные подотчётными лицами, также сдаются на склад.

Если материалы изготовлены подразделениями организации, при сдаче отходов, при поступлении материалов, которые образовались в результате ликвидации основных средств, при передаче материалов из цеха в цех оформляется накладная на внутреннее перемещение.

На складе открывается карточка складского учёта для учёта движения материалов по сорту, виду, размеру. Заполняется на каждый номенклатурный номер. Если материал поступил от одного поставщика, но по разным ценам, то открывается несколько карточек.

При поступлении материалов должны быть учтены особые условия договора, например, порядок перехода права собственности на материалы.

Материалы, поступившее на ответственное хранение должны быть записаны в специальную книгу, храниться обособленно и использоваться не могут.
Отпуск материалов со складов оформляется следующими документами:

· лимитно-заборная карта (форма М-8). Отпуск материалов со склада производится, как правило, на основе предварительно установленных лимитов. Карта выписывается на месяц или на квартал. По истечении установленного срока карта сдаётся в бухгалтерию;

· требование-накладная (форма М-11);
-накладная на внутреннее перемещение (форма М-15);

· если материалы реализуются на сторону, то оформляется накладная ТОРГ-12 или товарно-транспортная накладная.

 

Отпуск материалов может оформляться путём записи в карточке складского учёта. В этом случае расходные документы не оформляются. Лимит отпуска может быть указан в самой карточке.

Материалы могут списываться по причине их негодности, как морально устаревшие. В этом случае комиссия принимает решение о списание материалов и составляется акт. Списанные материалы подлежат сдаче в виде отходов. В этом случае оформляется накладная на внутреннее перемещение.

Документы о движении материалов поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их заполнения и производится таксировка. Организация может вести учёт материалов с использованием оборотных ведомостей и сальдовым методом.
Два варианта учёта материалов с использованием оборотных ведомостей

1)в бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учёта на каждое наименование. Отличие от складского учёта – на складе только количественный учёт, а в бухгалтерии количественный и суммовой учёт

2)в бухгалтерии ведётся только суммовой учёт. В этом случае обрабатываются все документы на приход и расход и записываются в оборотную ведомость. Остатки в оборотных ведомостях сравниваются с остатками на складе (на складе ведётся количественныё и суммовой учёт).

Сальдовый метод учёта материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведётся количественный и суммовой учёт движения материалов в разрезе их номенклатуру и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учёт движения материалов ведётся в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом, как правило, из учётных цен. Отдельно учитываются движение и остатки ТЗР.
Материально-ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учёт материалов в карточках или книгах складского учёта. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учёт материалов по данному складу, принимает первичные учётные документы от материально-ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учёта и подтверждает это своей подписью на карточке, в книге. Одновременно проверяет правильность выведения остатков.
Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учёта по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом.

Инвентаризация материалов

Если в результате инвентаризации выявлены излишки материалов, то они должны быть оприходованы и приняты к бухгалтерскому учёту по рыночной цене.

Д10 «Материалы» К91 «Прочие доходы и расходы» - стоимость излишков материалов, выявленных при инвентаризации.

При выявлении недостачи определяются потери в пределах норм естественной убыли, которые списываются на затраты производства. Недостача сверх норм естественной убыли списывается за счёт материально-ответственных лиц, если они признали вину или признаны виновными по решению суда.

Если виновные лица не установлены, то недостача списывается на прочие расходы:

Д94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К10 «Материалы» - на сумму недостачи

Д20 «Основное производство» К94 - на сумму потерь в пределах норм естественной убыли

Д73-2 «Расчёты по возмещению материального ущерба» К94 – на сумму недостачи, списываемой за счёт материально ответственного лица

Д91-2 «Прочие расходы» К94 – на сумму недостачи при отсутствии виновных лиц.




















































Дата: 2016-10-02, просмотров: 171.