Основные этапы выполнения дипломной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы организации выполнения дипломной работы очень важны, поскольку от своевременного их решения зависит качество дипломной работы и ее защита.

Основные этапы выполнения работы:

- выбор темы, получение задания на выполнение работы;

- подбор и изучение литературы (нормативных и правовых актов, монографической литературы, статей и т.п.), а также, при необходимости, практических материалов;

- составление плана работы;

- составление плана-графика выполнения работы;

- написание работы;

- представление работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

- представление работы на кафедру;

- рецензирование работы.

Организация выполнения дипломной работы начинается с выбора темы. Чем раньше слушатель это сделает, тем больше времени и возможностей у него будет для изучения, сбора, и подготовки материалов. Выбору темы предшествует самостоятельная работа в НИРСе, выступление на конференциях, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.

2.1.1. Выбор темы по существу связан с реальными задачами противопожарной защиты, выдвигаемыми органами управления ГПС, научно-исследовательскими и проектными организациями, объектами народного хозяйства, кафедрами университета. Слушатель должен выбрать одну тему из множества возможных, которую он предполагает выполнить исходя из потребностей для Федеральной противопожарной службы конкретного региона.

Очень важно, чтобы дипломник, выбирая тему дипломной работы и приступая к ее выполнению, четко и ясно представлял себе ее место в решении конкретных задач по совершенствованию системы противопожарной защиты выбранного объекта, организации деятельности ГПС по направлениям. При выборе темы дипломной работы слушатель должен обратиться за помощью к преподавателю, руководителю НИРС. Учитывая способности и успеваемость слушателя, его научные наклонности, интересы, базу практики и характер будущей работы, руководитель помогает ему разработать задание на дипломную работу (приложение 2).

Слушателям предоставляется право предлагать свою тему дипломной работы, при обосновании целесообразности ее разработки.

Предлагаемые кафедрами темы дипломных работ должны быть утверждены Ученым советом СПбУ ГПС МЧС России и доведены до слушателей не позднее, чем до окончания второго месяца последнего года обучения.

Тематику выполнения дипломных работ для слушателей по специальности 280104.65 – «Пожарная безопасность» целесообразно аргументировать по профилирующим дисциплинам кафедры. На кафедре Пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства такими дисциплинами являются:

«Противопожарное водоснабжение»;

«Пожарная техника»;

Темы учебных дисциплин включают обширный круг вопросов, часто носят проблемный характер. Пути и способы их решения могут различаться в зависимости от уровня разработки (УГПС, ОГПС, СВПЧ, ПЧ и т.п.), а также в зависимости от объема и глубины прорабатываемых вопросов. Поэтому тематика может служить только ориентировочными вехами при формировании темы дипломных работ. Кроме того, большое влияние на тематику дипломных работ оказывает базовый (комплектующий) орган за которым закреплен слушатель.

Выбор тематики дипломных работ слушателем производится из перечня тематики дипломных работ (приложение 1), находящегося на кафедре и в учебно-методическом центре. Но это не значит, что любой пункт перечня можно брать в качестве темы дипломной работы - он требует уточнения и конкретизации в зависимости от цели дипломной работы, базового органа, объекта исследования, наклонностей слушателя. Данный перечень может служить ориентиром, справочным рекомендательным методическим материалом для слушателя. Слушатель, выбрав интересующую его тему из приведенного перечня, обязан уточнить и согласовать ее с руководителем дипломной работы, а затем утвердить на кафедре. Окончательное закрепление за слушателями выбранных тем дипломных работ оформляется приказом начальника университета перед направлением на преддипломную практику, согласно графика учебного процесса.

Этим же приказом (по предоставлению кафедры) назначаются руководители дипломных работ.

Закрепление тем работ и научных руководителей за слушателями факультета заочного обучения производится в период проведения учебно-экзаменационной сессии на предпоследнем курсе.

После того, как тема дипломной работы выбрана, определены ее основные вопросы, слушателю совместно с научным руководителем необходимо определить план работы и содержание прорабатываемых вопросов таким образом, чтобы содержание работы, отвечало целям и задачам базового органа и обеспечивало разрабатываемым вопросам практическую значимость.

Научными руководителями могут быть профессора, доценты, кандидаты наук, а также наиболее опытные старшие преподаватели (преподаватели), не имеющие ученой степени или ученого звания. При отсутствии в университете необходимых специалистов научными руководителями могут быть высококвалифицированные специалисты и научные работники ГПС других учреждений и предприятий МЧС России и иных ведомств.

В исключительных случаях у обучаемого может быть заменен научный руководитель или скорректирована тема работы по рапорту начальника кафедры, согласованию с заместителем начальника университета по учебной работе, приказом начальника университета.

За одним научным руководителем может быть закреплено не более восьми дипломников и, как правило, из них не менее двух дипломников – курсантов (слушателей) очной формы обучения (для профессорско-преподавательского состава с педагогическим стажем по кафедре более 1 года).

В обязанности научного руководителя входит:

- разработка индивидуального задания;

- проведение консультаций по методике написания работы и по ее содержанию;

- контроль за ходом выполнения плана-графика и своевременным представлением работы на кафедру;

- составление письменного отзыва о работе.

Для каждой работы разрабатывается индивидуальное задание на ее выполнение, которое рассматривается методической секцией, подписывается научным руководителем и утверждается начальником кафедры.

Задание на дипломную работу заполняется на стандартном бланке. В нем указывается содержание работы по главам, их объемы и сроки выполнения.

Задание составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается слушателю, второй - остается на кафедре.

После утверждения у начальника кафедры задания на дипломную работу, слушатель должен встретиться с научным руководителем и договориться о первом, предварительном варианте структурного плана.

2.1.2. Выполнение дипломной работы начинается с изучения проблем, стоящих перед Федеральной противопожарной службой по выбранной теме.

Выбрав тему работы, дипломник должен с самого начала определить конкретную конечную цель работы, результат, к которому следует стремиться, сформулировать задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели работы, кроме того, выбрать пути (методы, способы) ее достижения. Основной материал дипломник собирает в базовом органе, в проектных и научно-исследовательских, организациях, опытно-конструкторских бюро, на заводах пожарного оборудования, на объектах народного хозяйства.

2.1.3. После изучения необходимой литературы и практического материала дипломник уточняет план работы. План может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных разделов, каждый из которых включает несколько подразделов, параграфов и т.д. План согласовывается с научным руководителем.

2.1.4. На основе плана работы составляется план-график выполнения работы, который предусматривает определение основных этапов ее написания. План-график утверждается научным руководителем (приложение 3).

Слушатель обязан регулярно посещать консультации научного руководителя в соответствии с планом-графиком выполнения работы, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки.

При систематических нарушениях плана-графика подготовки работы научный руководитель вправе выносить на заседание кафедры вопрос о прекращении выполнения обучаемым работы.

Кафедра не реже двух раз за период проектирования определяет степень готовности работы каждого слушателя и результаты контроля сообщает в учебно-методичиский центр, а при необходимости и руководству выпускного курса. Сроки и формы контроля работы слушателей над дипломными работами определяются учебно-методичиским центром с учетом предложений кафедры.

2.1.5. Структура и качество работы, ее полнота, научность, степень теоретической проработки и практическая значимость и ценность определяется кроме умения, знаний и подготовленности дипломника, тем материалом, которым он располагает, так как содержание накладывает решающий отпечаток на структуру работы: она может быть «неопределенная», с логически несвязанными частями или, наоборот, конспективная, тезисная, неполная. При ограниченном объеме дипломной работы, времени ее подготовки и оформления, и, как правило, большом объеме материалов по теме дипломник часто затрудняется решить вопрос об окончательном отборе материала.

Чтобы избежать этих недостатков, рекомендуется провести оптимизацию структуры дипломной работы, т.е. решить, нет ли в ней ненужных или слабо обоснованных мест, не подкрепляемых фактическими и теоретическими данными. Эта работа проводится после того, как собран весь необходимый фактический материал. Для этого сначала необходимо разработать логическое построение дипломной работы, так называемый "тезисный план" дипломной работы и обсудить его с научным руководством. По имеющемуся плану дипломной работы, где указаны ее главы и параграфы, дипломник на основе собранного материала и своего представления о теме, путях и возможности ее решения составляет развернутый план, в котором содержание каждой главы и параграфа раскрывается одной-двумя фразами, перечислением тех вопросов, которые будут изложены и решены. Выбрав тему, составив план работы, определив ее структуру, слушатель приступает к работе по материалам дипломной работы.

При оформлении дипломной работы необходимо помнить, что первый лист, введение, начало каждой главы начинается с новой страницы.

Наименование глав, параграфов должно быть по возможности коротким. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяет точка. Переносы слов в заголовках и точка в конце заголовка не допускаются. Все заголовки и подзаголовки в тексте следует выделять шрифтом отличным от шрифта основного текста.

Текст дипломной работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых пишется с красной строки.

Абзацами выделяются примерно равные по объему тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста, т.е. содержатся положения, объединенные общей мыслью. Сокращение слов в тексте и в подписях под иллюстрациями не допускаются, за исключением сокращений, установленных ГОСТом, а также употребление общеизвестных сокращений, как АСУ, УГПС, ОГПС, ПЧ, ПЭВМ, ГПН и др. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковы. Формулы следует располагать на середине строки, а связывающие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определяем» - в начале строки: тем самым не нарушать грамматической структуры текста. Формулы нумеруются арабскими цифрами в правой стороне листа, на уровне формулы номер заключается в круглые скобки. Нумерация формулы в пределах раздела – арабскими цифрами в круглых скобках. Например: (3.5) – пятая формула третьего раздела.

Цитирование, т.е. дословное приведение выдержки из какого-либо произведения для подкрепления мысли авторитетным высказыванием, выделяется кавычками и снабжается ссылкой на источник. При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначать пропуск многоточиями, если не искажается смысл авторов.

Ссылка на литературу в тексте дается в квадратных скобках, например: [32]. При этом в скобках указывают номер источника по списку используемой литературы.

Все графики, диаграммы, схемы должны быть органически связаны с текстом и оформлены в соответствии с требованиями ГОСТов.

Все виды иллюстраций нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела (рис. 1.5, схема 3.4). Каждый рисунок сопровождается подрисуночной надписью, выполненной в одну строчку с номером рисунка. Подписи к рисункам, кроме наименования, могут иметь также пояснительные данные, например:

Статистические материалы могут быть представлены графически в виде гистограмм или секторных диаграмм. Гистограммы выполняются в виде прямоугольных столбиков.

Для наглядного изображения процентного содержания частей в целом используют секторную диаграмму, где полный угол соответствует 100 %, а угол любого сектора представляет ту или иную относительную долю.

Систематизированный цифровой и текстовой материалы, представленные в работе, рекомендуется оформлять в виде таблиц.

Структура дипломной работы, как правило, должна включать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (графическая часть).

Титульный лист оформляется на стандартном бланке (приложение 4) и содержит: название темы, звание, фамилию, имя, отчество, группу слушателя, должность, звание руководителя дипломной работы. Титульный лист дипломной работы подписывается слушателем, руководителем дипломной работы и начальником кафедры.

Оглавление оформляется в соответствии с планом дипломной работы и включает перечень основных разделов работы: введение, главы и параграфы, заключение, приложения, литературу. По каждому пункту рубрикации в тексте оглавления проставляются страницы. Оглавление должно строго соответствовать заголовкам в тексте.

Во введении указываются актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются используемые автором практические материалы и структура работы.

После выяснения общей картины и анализа собранного материала нужно приступить к разработке конкретных предложений и рекомендаций, их аргументации. Это сопровождается анализом собранного статистического материала, выполнением расчетов, обработкой таблиц, графиков, с использованием методов моделирования и проверкой адекватности полученных результатов.

Затем идет окончательная компоновка работы, обсуждение и уточнение материала работы с научным руководителем по главам в черновиках, чтобы в случае необходимости или существенной переработки было время для исправления.

Основная часть дипломной работы может содержать несколько глав, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируется позиция, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные слушателем наблюдения и эксперименты, методика исследования, расчеты, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть).

Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.

Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы.

Дипломная работа должна иметь раздел по экономическому обоснованию или обоснованию социального эффекта предлагаемых решений.

Дипломные работы, выполняемые по тематике, связанной с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, жизни и здоровью человека должны иметь разделы, посвященные вопросам безопасности, защиты от ЧС и охраны труда.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы, к которым пришел автор, и рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Список используемой литературы служит составной частью дипломной работы и показывает степень знаний проблемы слушателем.

Список используемой литературы включает в себя:

- нормативные правовые акты;

- научную литературу и материалы периодической печати;

- практические материалы.

В список литературы включаются источники, изученные слушателем в процессе подготовки работы в т.ч. те, на которые он ссылается. Список литературы составляется с учетом правил оформления библиографии (приложение 5).

Приложения к работе нумеруются порядковыми числами и могут быть представлены в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, фотоснимков, аналитических справок и т.п.

Текстовая часть дипломной работы должна быть представлена в машинописном (первый экземпляр) или компьютерном варианте (распечатке). Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата (А4). При оформлении работы в редакторе Microsoft Word устанавливаются следующие параметры страницы: интервал – 1,5, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, поля: левое 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра “2” и т.д. Номер страницы ставится на середине нижнего поля.

Объем работы должен составлять примерно 50-80 страниц (не менее 2 печатных листов) машинописного текста, не считая приложений. Графическая часть, должна включать в себя не менее четырех плакатов формата А1.

Количество плакатов определяется научным руководителем исходя из соображений рациональности и возможности максимального раскрытия темы. Для усиления наглядности линии на плакате могут быть выполнены в цвете. Работы, содержащие сведения ограниченного пользования, оформляются в соответствии с требованиями режима секретности.

При ответе разрешается использовать презентационные материалы выполненные в Microsoft Office Power Point.

Чертежи по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должны соответствовать требованиям ЕСКД, схемы (плакаты) – ГОСТ 2-701-76.

Компоновка плакатов состоит из следующих элементов:

заголовок;

изобразительная часть;

поясняющий текст (при необходимости).

Заголовок должен быть кратким и соответствовать содержанию плаката и помещается в верхней части плаката посередине.

Шрифт для заголовков и других надписей на плакатах должен быть единым для всех плакатов.

Изобразительная часть может содержать графики, диаграммы, схемы и т.п.

При использовании в тексте дипломной работы цитат, положений, заимствованных из литературы, обучаемый обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами (приложение 6). Заимствования текста без ссылки на них (плагиат) не допускается.

Практические материалы работы ГПС, использованные обучаемым в работе заверяются подписью руководителя соответствующего подразделения.

2.1.6. По предложению научного руководителя кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам работы.

Консультантами могут приглашаться профессора, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные старшие преподаватели (преподаватели) смежных кафедр, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий (при отсутствии в университете соответствующих специалистов). Консультации проводятся за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломной работой. Фамилии консультантов указываются в задании на работу.

2.1.7. Завершенная и подписанная слушателем работа (проект) вместе с отзывом научного руководителя (приложение 7) в установленный срок (не позднее, чем за три недели до защиты) сдается на кафедру и регистрируется в специальном журнале.

Научный руководитель несет ответственность за качество представленной к защите работы.

2.1.8. После написания работы и проверки ее научным руководителем нужно получить отзыв рецензента, подготовить доклад и плакаты к защите перед ГАК.

Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию. Кафедра определяет рецензентов и направляет им работы.

К рецензированию привлекается профессорско-преподавательский состав института, специалисты и научные работники других учреждений и предприятий МЧС России и иных ведомств.

На рецензирование одной работы отводится не более 5 часов.

Дипломная работа представляется на рецензию не позднее чем за неделю до ее защиты. Рецензент после ознакомления с дипломной работой и личной беседой с дипломником составляет рецензию, в которой должны быть отражены вопросы актуальности дипломной работы, положительные стороны и недостатки, выполнение требований к оформлению, уровень теоретической подготовки и умение использовать знания при решении практических задач, научную и практическую ценность, общую оценку дипломной работы.

Содержание рецензии (приложение 8) доводится до сведения обучаемого не позднее, чем за день до защиты работы. Внесение изменений в дипломную работу после получения рецензии не допускается.

2.1.9. Решение о допуске работы к защите принимает начальник кафедры, на которой выполнена работа, при этом на титульном листе делается запись «Допускается к защите».

Контроль за организацией выполнения и защиты дипломных работ на кафедре осуществляет учебно-методический центр университета.

Кафедра представляет в учебный отдел список слушателей, допущенных к защите дипломных работ, который является основанием для включения их в приказ о допуске к итоговой государственной аттестации.

Если начальник кафедры не считает возможным допустить работу к защите, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя работы.

Работа, признанная кафедрой как не отвечающая предъявляемым требованиям, возвращается обучаемому для доработки. Ему указываются конкретные недостатки и даются рекомендации по их устранению.

Сроки доработки определяются кафедрой по согласованию с учебно-методическим центром университета .

Дата: 2016-10-02, просмотров: 174.