Сначала сформулируем понятие «метод».
В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).
Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним методам мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).
В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов.
Методы анализа:
• методы сравнения;
• индексный метод;
• балансовый метод;
• метод цепных подстановок;
• метод элиминирования;
• графический метод;
• функционально-стоимостный анализ;
• факторный анализ;
• SWOT- анализ;
• системный анализ и др.
Функционально-стоимостный анализ (ФСЛ) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условия, либо необходимости функций существующего объекта.
Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:
• анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;
• анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов; • анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;
• анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.
Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:
• сводки и группировки;
• абсолютных и относительных величин;
• средних и средневзвешенных величин;
• динамических рядов;
• сплошных и выборочных наблюдений;
• детализации и обобщения и др.
Методы прогнозирования:
1) нормативный;
2) экспериментальный;
3) параметрические;
4) экстраполяции;
5) индексный;
6) экспертные;
7) экономико-математические и др.
Методы исследования операций (или оптимизации):
1. Методы линейного программирования:
• симплексный метод;
• двойственная задача;
• транспортная задача;
• целочисленное программирование;
• теория игр и др.
2. Методы (модели) нелинейного программирования:
• метод множителей Лагранжа;
• модели выпуклого программирования;
• модели динамического программирования.
3. Специальные модели исследования операций:
• модели сетевого планирования и управления;
• теория массового обслуживания; модели управления запасами и др.
Методы стратегического маркетинга:
• прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;
• анализ и оценка;
• моделирование;
• уточнение потребностей и ценностей;
• стратегическая сегментация рынка;
• нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках;
• нормирование параметров стратегии организации.
Методы (функции) тактического маркетинга:
• тактическая сегментация рынка;
• изучение потребностей потребителей;
• реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
• изучение маркетинговой среды и конкурентов;
• уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
• участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
• ценообразование;
• выбор каналов распределения и сбыта;
• реклама;
• связь с общественностью (паблик рилейшнз);
• стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.
Методы ценообразования:
• с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
• с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров, своего и конкурентов;
• с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
• на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
• на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.
Инструменты анализа (повышения) качества продукции:
• диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;
• логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
• диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
• корреляционные поля;
• гистограммы;
• контрольный листок;
• контрольная карта и др.
Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления.
В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:
1) методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
2) методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
3) методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.
Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:
• высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
• необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
• постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;
• положительное отношение к новому;
• высокая адаптивность к ситуациям;
• новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
• широкий диапазон психологических характеристик личности;
• высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
• неопределенность параметров организации труда;
• большая текучесть кадров;
• возможность получения большого дохода;
• возможность реализации потребностей высшего уровня — социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.