Факультет международных отношений
(название факультета)
Кафедра международного туризма
(название кафедры)
Курс (курсы) _______магистрантов_______
Семестр (семестры) _______1______
Лекции ___12______ Экзамен ______1_________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ____10______ Зачет ________нет________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия ___________
(количество часов)
УСР________12______ Курсовой проект (работа) ___нет___
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине ___34____
(количество часов)
Всего часов Форма получения
по дисциплине ___42___ высшего образования очная
(количество часов)
Составил: проф., д.э.н. Давыденко Л.Н.
2016 г.
Базовая учебная программа по дисциплине «Государственное регулирование социальных и экономических систем» для высших учебных заведений по специальности 1–26 80 01 Управление в социальных и экономических системах
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой международного туризма
(протокол № ____от___________2016 г. )
Учебно-методической комиссией факультета международных отношений
(протокол № ____от___________2016 г. )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения специального курса- более полное усвоение студентами, магистрантами теоретических вопросов государственного регулирования социальных и экономических систем, международной торговли и ее форм; формирование современного мышления по тенденциям в мировой экономике и ее интеграционного развития, а также по торгово-экономическому сотрудничеству стран в рамках СНГ, ЕАЭС, Союзного государства Беларуси и России; выяснение механизмов формирования зон свободной торговли и таможенного союза, единого экономического пространства и экономического союза.
В задачи курса входит ознакомление магистрантов с:
- типами (моделями) национальных экономических систем и ролью государства в их регулировании;
- формированием и развитием мирового товарно-торгового рынка;
- оценкой развития международной торговли на современном этане;
- внешнеторговой политикой страны и инструментов ее регулирования:
- природой региональной экономической интеграции, ее предпосылками и закономерностями развития;
- мировым опытом организации межгосударственных экономических объединений применительно к проблемам интеграции и реинтеграции стран постсоветского пространства;
- основными тенденциями развития хозяйственного потенциала стран СНГ и особенностями экономического взаимодействия государств Содружества на современном этапе;
характеристикой взаимной торговли стран СНГ и механизмом торгово-экономического сотрудничества;
проблемами формирования Союзного государства Беларуси и России
(договорная база и организационная структура Союзного государства);
- торгово-экономическими отношениями Республики Беларусь и Российской Федерации на современном этапе;
- Евразийской экономической интеграцией как важнейшей формой проявления интернационализации хозяйственной деятельности стран постсоветского пространства;
механизмом функционирования зон свободной торговли;
опытом формирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС;
единым экономическим пространством;
опытом взаимодействия региональных интеграционных экономических объединений с международными организациями, в том числе и с ВТО.
В результате освоения курса магистрант должен иметь полное преставление о причинно-следственных связей процессов интеграции и формах международной торговли товарами и услугами; состоянии и проблемах взаимной торговли государств-участников СНГ, целях и путях реализации региональных экономических формирований на постсоветском пространстве, зонах свободной торговли, Таможенном союзе и Единого экономического пространства в составе России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.
При изучении учебного материала планируется использовать следующие основные дидактические методы:
- формирование интереса к обучению искомой квалификации;
- наглядности;
- логичности;
- самоуправления учебными действиями;
- контроля (устного, письменного, лабораторного);
- самоконтроля;
- кейс-стади;
- деловой игры;
- тренинга.
А также средства:
- печатные (учебники, учебные пособия, учебно-научные и научные издания и др.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы);
- аудиовизуальные (слайды);
- технические (ТСО, ПЭВМ).
В результате изучения дисциплины «Государственное регулирование социальных и экономических систем» магистранты должны
ЗНАТЬ:
- реальные социально-экономические процессы, функционирующие в социально-экономической системе Республики Беларусь;
- национальную экономику Республики Беларусь как социально-экономическую систему в её воспроизводственном, отраслевом, технологическом и региональном структурном построении;
- перспективную модель национальной экономики страны, её основные черты;
- хозяйственные комплексы национальной экономической системы.
УМЕТЬ:
- выявлять и анализировать ключевые проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения;
- давать научную оценку состояния и основных направлений развития экономических явлений;
- рационально оценивать систему государственных и других мер в области научно-обоснованного управления развития национальной экономики;
- определять закономерности и пропорции, формирующиеся в экономике различных регионов страны;
- использовать научные методы экономического анализа в различных отраслях национальной экономики.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- согласования текущей работы с перспективными задачами и жизненно важными интересами общества и государства при определении направлений развития национальной экономики, её отраслей и сфер;
- сопоставления функций и ответственности в системе исполнительной власти;
- применения современных методов обработки и анализа социально-экономической информации на отдельных стадиях процесса управления экономическими системами;
- составления (по различным методикам и вариантам) отдельных разделов социально-экономических прогнозов развития экономических систем;
- определения приоритетных направлений развития национальной экономики, обусловленных целями, задачами и ресурсными возможностями национальной экономики на современном этапе её развития;
- экономического обоснования стратегии развития национальной экономики как системы, применения алгоритма обоснования и формирования экономической стратегии.
Программа направлена на приобретение магистрантами следующих компетенций:
· академических компетенций:
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания основ экономических наук в области микро-, макро-, мировой экономики для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом, выявлять зависимость между субъектами хозяйствования и государственно-частного партнёрства.
АК-3.Владеть исследовательскими навыками, построением экономических, эконометрических и статистических моделей.
АК-4. Уметь работать самостоятельно, как при подготовке бизнес-плана, так и в процессе его выполнения.
АК-5. Быть способным генерировать новые идеи: проявлять креативность, инновационность, эластичность, открытость мышления.
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении экономических, экологических и социальных проблем в предпринимательской деятельности.
АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни в интересах устойчивого развития.
· социально-личностных компетенций:
(СЛК-2) навыков социального взаимодействия;
(СЛК-3) способности к межличностным коммуникациям;
(СЛК-6) умению работать в команде.
· профессиональных компетенций:
(ПК-1) определять цели развития организации и разрабатывать мероприятия по их достижению;
(ПК-2) принимать решения о выборе оптимальной формы организационной структуры управления организации;
(ПК-12) осуществлять организацию производства новых видов продукции;
(ПК-14) принимать эффективные управленческие решения в экономической сфере;
(ПК-23) анализировать факторы окружающей среды, оказывающие влияние на жизнедеятельность экономических субъектов;
(ПК-28) осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития организации, инновационным технологиям, перспективным проектам и решениям
(ПК-33) оценивать экономическую эффективность инноваций и инновационных проектов.
Для освоения данного курса предполагается знание следующих дисциплин: экономическая теория, макро- и микроэкономика, государственное управление, право, менеджмент, статистика, ценообразование, анализ социально-экономических процессов и др.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Практические занятия | УСР | ||
Типы(модели) национальных экономических систем и роль государства в их регулировании | _ | _ | |||
Формы реализации экономической политики государства | _ | _ | |||
Формирование региональных экономических объединений в условиях глобализации | |||||
Евразийская экономическая интеграция как важнейшая форма проявления интернационализации хозяйственной деятельности стран постсоветского пространства | _ | ||||
Формирование механизма торгово-экономического взаимодействия государств-участников СНГ, Союза Беларуси и России | _ | _ | |||
Единое экономическое пространство в рамках стран-партнеров Беларуси, России, Казахстана, Армении и Киргизии в ЕАЭС | _ | ||||
Трансграничное сотрудничество национальной экономики | _ | ||||
Белорусский вектор международной торговли товарами и услугами | _ | ||||
Государственное регулирование национальной экономики в глобальном(мировом) пространстве | _ | ||||
Современные направления регулирования внешнеторговой политики национальных экономик | _ | ||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Дата: 2016-10-02, просмотров: 179.