Социальная политика государства
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
Субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния в обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Стратегическими целями социальной политики являются:
· создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
· улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
· развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
· создание эффективного цивилизованного рынка труда;
· усиление адресности социальной поддержки населения;
· обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
· создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан.
Социальные нормы и нормативы
В системе государственного регулирования используются множество показателей,
с помощью которых можно охарактеризовать уровень жизни народа и определить
основные направления социального развития. Всю совокупность показателей можно
представить через следующие группы:
• обобщающие показатели (валовой национальный продукт, фонд
потребления, фонд личного потребления в расчете на душу
населения, валовой национальный продукт на душу населения и
другие);
• доходы населения (реальные общие доходы, совокупные доходы
населения, средний размер реальной заработной платы, пенсии, пособия,
стипендии и т.п.);
• потребление и расходы населения (общий объем
потребления населения материальных благ и услуг, денежные расходы населения,
покупательная способность средней заработной платы, пенсии);
• денежные сбережения населения и накопленное имущество, жилище.
Основой выработки мер государственного воздействия на развитие социальной
сферы и повышение уровня жизни народа являются социальные нормы и нормативы,
характеризующие удовлетворение потребностей людей с учетом индекса стоимости
жизни, рациональных норм потребления товаров и услуг.
Социальные нормы и нормативы должны представлять собой научно обоснованные
размеры разумного удовлетворения потребностей людей и определять
перспективную модель уровня и образа жизни населения в долгосрочной
перспективе.
Особое место в системе норм и нормативов занимает
минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет - это систематический показатель, который
аккумулирует в себе основные характеристики уровня жизни населения и
определяет ту величину доходов, которая позволяет удовлетворять потребности
населения в питании на уровне минимальных физиологических нор.
Минимальный потребительский бюджет определяет ту величину индивидуального
дохода, которая позволяет удовлетворить потребности семьи в товарах и услугах
на уровне минимально допустимых с научной i очки зрения норм.
В практике существуют два метода разработки минимального потребительского
бюджета (МПБ) - это статистический и нормативный. Статистический метод для
определения потребительских расходов населения пользуется данными
обследования бюджетов семей. В большей мере используется второй метод -
нормативный.
При формировании минимального потребительского бюджета и для прогнозных
расчетов рационального потребительского бюджета используется «потребительская
корзинка» (она составлена в расчете на одну семью из 4-х человек).
Принципиальное значение для определения «потребительской корзины» имеет выбор
цен на товары и услуги. Он должны отражать реальные условия жизни лиц данной
категории, т.е. характеризовать фактические цены покупок и возможности
приобретения дешевых товаров.
Прожиточный минимум определяется в каждом суверенном государстве в
зависимости от среднего уровня жизни населения.
Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора
товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения
потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм
потребления. В основе расчета минимального потребительского бюджета лежат
нормы потребления, однако они имеют и самостоятельное значение.
Норма потребления - это экономический показатель, характеризующий уровень
потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.
Физиологические нормы потребления продуктов питания на душу населения научно
разрабатываются как эталон потребления на длительный период по различным
социально-демографическим группам населения. Разрабатываются они в
соответствии с энергозатратами и физиологическими требованиями организма
человека.
Нормы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров
используются для характеристики уровня жизни народа и при прогнозировании
объема их производства.
Нормы и нормативы лежат также в основе прогнозирования развития социальной
инфраструктуры, особенно в части, финансируемой из средств государственного
бюджета.
19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
Государственное регулирование оплаты труда.
Фонд оплаты труда представляет собой сумму средств, предназначенных для
распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и
качества труда.
Через фонд заработной платы распределяется определенная часть национального
дохода.
Современные тенденции формирования оплаты труда характеризуются:
• отрывом от конечных народнохозяйственных результатов;
• деформацией в оплате труда различных
профессионально- квалифицированных групп работников;
• необоснованными различиями в межотраслевой дифференциации
заработной платы;
• усиление зависимости от роста цен.
Система регулирования заработной платы на Украине включает следующие элементы:
• законодательное определение уровня минимальной заработной
платы;
• законодательное (налоговое) регулирование расходов предприятий и
организации на оплату труда;
• налоговое регулирование индивидуальных доходов
(система подоходного налога);
• договорное регулирование условий оплаты труда
(тарифные соглашения, коллективные договоры);
• регулирование соотношений в оплате труда работников различных
профессионально - квалификационных групп на основе
государственной Единой тарифной сетки.
Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится
тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки I разряда; единой тарифной
сети, тарифно-квалификационных справочников.
Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда
состоит в следующем:
Во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями
минимальных уровней оплаты труда;
Во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не
ниже минимума) ставок и окладов, так и других составляющих заработка (доплат,
премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат
компенсационного характера, исходя из следующих условий:
• фактически достигнутого уровня заработной платы работы не
квалификационного (простого) труда;
• прогнозной оценки, роста стоимости жизни в регионе в индексах
динамики потребительского бюджета на ближайший период (1-2 года);
• наличие целевых источников сохранения фактически достигнутого
уровня оплаты труда за счет роста эффективности производства; фактически
достигнутого уровня сельского самофинансирования на
предприятии; особенностей структуры предприятий и др.
Минимальная заработная плата рассчитывается на основе минимального
потребительского бюджета (МПБ), который, в свою очередь, рассчитывается на
базе минимальной «потребительской корзинки».
Анализ организации заработной платы на Украине в период становления рыночных
отношений показывает, что в стране еще не создан эффективный механизм
государственного и коллективно-договорного регулирования заработной платы.
Реформа организации заработной платы не дала положительных результатов в
стимулировании производства, усилении мотивации к труду. Государство рано
дало все права и функции предприятиям в регулировании заработной платы.
Существенным препятствием на пути реформирования является общее положение
экономики, когда идет резкое падение производства при постоянном росте цен на
продукцию.
Это проявляется в установлении негативных тенденций на предприятиях,
независимо от форм собственности и хозяйствования. На предприятиях
прослеживается тенденция связи роста цен и спада производства. Зависимость
роста цен и спада производства проявляется, с одной стороны, в том, что рост
цен ограничивает возможности реализации продукции, а значит, способствует спаду
производства, а, с другой стороны, чем выше снижение объема производства, тем
больше стремление предприятий через повышение цен компенсировал потери от
этого снижения.
Для устранения этой негативной тенденции на предприятиях следует обеспечивать
опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом фонда
оплаты труда, а темп роста оплаты труда должен, в свою очередь,
предопределяться ростом стоимости рабочей силы.
Опережающий темп роста производительности труда необходим для компенсации
возрастающих издержек производства, вызванных ростом оплаты труда.
Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни являются реальные доходы населения. К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению. Реальные доходы населения зависят от уровня оплаты труда, изменения потребительских цен, системы налогообложения и благ, получаемых за счет общественных фондов потребления. Прогнозируются: общая сумма реальных доходов населения; реальные доходы на душу населения; темпы их изменения. Общая сумма реальных доходов населения в прогнозируемом периоде определяется делением суммы конечных доходов населения (денежных и натуральных, материального потребления в сфере общественного обслуживания за вычетом обязательных платежей и взносов) на индекс потребительских цен.
Планирование и прогнозирование промышленности.
Промышленность является ведущей отраслью экономики. Источником информации при ПиП промышленности являются первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии промышленности и ее отраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, и т.д. Формирование объема и структуры промышленного производства осуществляется поэтапно. На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков и прогнозируется спрос. Формируются объем и структура промышленного производства исходя из спроса. На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. На третьем этапе проводятся многовариантные расчеты потребности в ресурсах для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде. На четвертом этапе формируется плановый объем и структура выпуска продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами. При ПиП используются разнообразные методы: метод экспертных оценок, нормативный, балансовый, экстраполяции, экономико-математического моделирования. В прогнозировании используются укрупненные нормы. Они должны определяться с учетом оптимальной структуры производства, внедрения прогрессивных технологий. Производственные мощности рассчитываются по ведущему оборудованию по формуле:
Для обоснования выпуска продукции производственными мощностями разрабатываются балансы производственных мощностей по схеме. Баланс производственных мощностей дает комплексную оценку воспроизводства и использования производственных мощностей в соответствующем периоде. Выпуск продукции на действующих мощностях в плановом периоде устанавливается исходя из расчета среднегодовой мощности и планируемого коэффициента ее использования. В отчетном периоде коэффициент использования мощностей определяется отношением объема производства продукции к среднегодовой мощности.
Среднегодовая мощность определяется путем суммирования мощности на начало года, среднегодовой вводимой мощности и вычитания среднегодовой выбывающей мощности.
При расчетах ввода в действие производственных мощностей на перспективу среднегодовой ввод или выбытие принимается в размере не менее 35% намеченного ввода или выбытия мощности за год.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.