Организационно-методический раздел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Аннотация курса. Финансово-кредитная система – многогранное и сложное образование, составной частью которой являются финансы государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов. Для того чтобы она стала объединяющим фактором экономической системы и регулирующим элементом, необходимо разработать стабильный и дееспособный финансовый механизм, создать разветвленную институциональную систему.

В настоящее время финансовая система трансформируется в соответствии с потребностями рыночной экономики. Пока еще далеко не все ее звенья функционируют эффективно и бесперебойно. Для устранения существующих недостатков и противоречий необходимы глубокое изучение теоретических основ функционирования финансово-кредитной системы, разработка действенной социально-экономической, бюджетной и налоговой политики и, что очень важно, реализация законов, нормативных положений, намечаемых планов и заданий.

Цель курса. Общая целевая установка курса направлена на формирование у будущих специалистов целостных представлений о финансовой науке, твердых теоретических знаний о природе, сущности и функциях финансов, об особенностях функционирования финансово-кредитных систем в экономически развитых странах.

Задачи курса заключаются в следующем:

-раскрываются экономические взгляды на сущность денег, исследуются функции и виды денег, исследуется организация денежного обращения;

- изучаются сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства, основы использования финансов в общественном воспроизводстве, финансовая политика, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовая система страны, ее сфера и звенья, принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности;

- анализируются бюджетная система страны, модели ее построения в разных системах государственных устройств, бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации, практика государственного и муниципального кредитования, значение социальных внебюджетных фондов, воздействие финансов на экономику и социальную сферу;

-рассматриваются сущность и виды кредита, принципы кредитования, даются представления о кредитной системе Российской Федерации;

- раскрывается роль ведущего звена финансовой системы - государственного бюджета, механизмов функционирования государственных финансов.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» раскрывает студентам теорию финансов. Она является базовой в системе подготовки специалистов в области финансов и основывается на знании дисциплины «Экономическая теория» и тесно связана с дисциплинами «Банковское дело» и «Статистика». Успешное овладение дисциплиной «Финансы, денежное обращение и кредит» облегчит усвоение связанных с ней специальных дисциплин: «Экономика предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент».

Требования к уровню освоения курса.

В процессе изучения дисциплины студент должен:

-знать теории происхождения денег, сущность и виды денег, денежного обращения;

- показать умение анализировать и обобщать данные, характеризующие развитие экономики и финансовой сферы, роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства, основы использования финансов в общественном воспроизводстве;

- иметь представление о финансово-кредитной системе страны, ее сферах и звеньях, принципах организации финансов, принципах кредитования, основах финансовой политики, финансового контроля, государственного и муниципального кредитования, особенностях функционирования финансовых систем в экономически развитых странах;

- понимать воздействие финансов на экономику и социальную сферу, роль социальных внебюджетных фондов;

- разбираться в бюджетном устройстве и бюджетном процессе Российской Федерации.

Большое значение для усвоения дисциплины имеет самостоятельная работа студентов по следующим направлениям: проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, самоподготовка и работа с информационными источниками в сети Интернет.

Изучение дисциплины при заочной форме обучения связано с сокращением аудиторных часов и возрастанием роли самостоятельной работы студентов. Для повышения качества подготовки в этом случае может быть полезно написание студентами рефератов и контрольных работ.

В ходе учебного процесса будет проводиться промежуточное тестирование по разделам для лучшего усвоения материала. Тестирование направлено на выявление уровня подготовки студентов по соответствующим темам учебного плана.

Форма итогового контроля - экзамен.


 

Содержание курса.

Темы и дидактические единицы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

 

№ п/п Наименование темы Количество часов Форма контроля
  В том числе:
Всего Лек-ции Семи-нары Сам. работа  
Предмет, метод, цели и задачи курса «Финансы, денежное обращение и кредит».  
  Раздел 1. Деньги, денежное обращение, денежная система.          
Экономические взгляды на сущность денег. Функции и виды денег, их развитие. Организация налично-денежного оборота в России  
Денежная система РФ Тестирование
  Раздел 2. Финансы, финансовая система.          
Понятие финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества  
Финансовая система Российской Федерации: характеристика сфер и звеньев  
Финансовая политика: сущность и содержание  
Финансовый контроль  
Бюджет и бюджетная система  
Бюджетный процесс  
Государственные внебюджетные фонды: сущность и назначение  
Основы межбюджетных отношений.  
Финансы страховых организаций. Классификация видов страхования  
Финансовые рынки и институты Тестирование
  Раздел 3.Кредит, кредитная система.          
Кредит: сущность, функции, виды. Характеристика кредитной системы.  
Банковская система: понятие, основные элементы. Центральный банк. Коммерческие банки и их операции Тестирование
  Раздел 4.Международные валютно-финансовые и кредитные отношения          
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения  
Итого 138 34 34 70 Экзамен

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

 

№ п/п Наименование темы Количество часов Форма контроля
  В том числе:
Всего Лек-ции Семи-нары Сам. работа  
Предмет, метод, цели и задачи курса «Финансы, денежное обращение и кредит».    
  Раздел 1. Деньги, денежное обращение, денежная система.          
Экономические взгляды на сущность денег. Функции и виды денег, их развитие. Организация налично-денежного оборота в России    
Денежная система РФ    
  Раздел 2. Финансы, финансовая система.          
Понятие финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества    
Финансовая система Российской Федерации: характеристика сфер и звеньев    
Финансовая политика: сущность и содержание      
Финансовый контроль      
Бюджет и бюджетная система    
Бюджетный процесс      
Государственные внебюджетные фонды: сущность и назначение      
Основы межбюджетных отношений.    
Финансы страховых организаций. Классификация видов страхования      
Финансовые рынки и институты      
  Раздел 3.Кредит, кредитная система.          
Кредит: сущность, функции, виды. Характеристика кредитной системы.    
Банковская система: понятие, основные элементы. Центральный банк. Коммерческие банки и их операции      
  Раздел 4.Международные валютно-финансовые и кредитные отношения          
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения      
Итого 138 10 6 122 Экзамен

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дата: 2016-10-02, просмотров: 155.