Аннотация курса. Финансово-кредитная система – многогранное и сложное образование, составной частью которой являются финансы государства, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов. Для того чтобы она стала объединяющим фактором экономической системы и регулирующим элементом, необходимо разработать стабильный и дееспособный финансовый механизм, создать разветвленную институциональную систему.
В настоящее время финансовая система трансформируется в соответствии с потребностями рыночной экономики. Пока еще далеко не все ее звенья функционируют эффективно и бесперебойно. Для устранения существующих недостатков и противоречий необходимы глубокое изучение теоретических основ функционирования финансово-кредитной системы, разработка действенной социально-экономической, бюджетной и налоговой политики и, что очень важно, реализация законов, нормативных положений, намечаемых планов и заданий.
Цель курса. Общая целевая установка курса направлена на формирование у будущих специалистов целостных представлений о финансовой науке, твердых теоретических знаний о природе, сущности и функциях финансов, об особенностях функционирования финансово-кредитных систем в экономически развитых странах.
Задачи курса заключаются в следующем:
-раскрываются экономические взгляды на сущность денег, исследуются функции и виды денег, исследуется организация денежного обращения;
- изучаются сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства, основы использования финансов в общественном воспроизводстве, финансовая политика, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовая система страны, ее сфера и звенья, принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности;
- анализируются бюджетная система страны, модели ее построения в разных системах государственных устройств, бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации, практика государственного и муниципального кредитования, значение социальных внебюджетных фондов, воздействие финансов на экономику и социальную сферу;
-рассматриваются сущность и виды кредита, принципы кредитования, даются представления о кредитной системе Российской Федерации;
- раскрывается роль ведущего звена финансовой системы - государственного бюджета, механизмов функционирования государственных финансов.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» раскрывает студентам теорию финансов. Она является базовой в системе подготовки специалистов в области финансов и основывается на знании дисциплины «Экономическая теория» и тесно связана с дисциплинами «Банковское дело» и «Статистика». Успешное овладение дисциплиной «Финансы, денежное обращение и кредит» облегчит усвоение связанных с ней специальных дисциплин: «Экономика предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент».
Требования к уровню освоения курса.
В процессе изучения дисциплины студент должен:
-знать теории происхождения денег, сущность и виды денег, денежного обращения;
- показать умение анализировать и обобщать данные, характеризующие развитие экономики и финансовой сферы, роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства, основы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- иметь представление о финансово-кредитной системе страны, ее сферах и звеньях, принципах организации финансов, принципах кредитования, основах финансовой политики, финансового контроля, государственного и муниципального кредитования, особенностях функционирования финансовых систем в экономически развитых странах;
- понимать воздействие финансов на экономику и социальную сферу, роль социальных внебюджетных фондов;
- разбираться в бюджетном устройстве и бюджетном процессе Российской Федерации.
Большое значение для усвоения дисциплины имеет самостоятельная работа студентов по следующим направлениям: проработка лекционного материала, основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарам, самоподготовка и работа с информационными источниками в сети Интернет.
Изучение дисциплины при заочной форме обучения связано с сокращением аудиторных часов и возрастанием роли самостоятельной работы студентов. Для повышения качества подготовки в этом случае может быть полезно написание студентами рефератов и контрольных работ.
В ходе учебного процесса будет проводиться промежуточное тестирование по разделам для лучшего усвоения материала. Тестирование направлено на выявление уровня подготовки студентов по соответствующим темам учебного плана.
Форма итогового контроля - экзамен.
Содержание курса.
Темы и дидактические единицы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | |||
В том числе: | ||||||
Всего | Лек-ции | Семи-нары | Сам. работа | |||
Предмет, метод, цели и задачи курса «Финансы, денежное обращение и кредит». | ||||||
Раздел 1. Деньги, денежное обращение, денежная система. | ||||||
Экономические взгляды на сущность денег. Функции и виды денег, их развитие. Организация налично-денежного оборота в России | ||||||
Денежная система РФ | Тестирование | |||||
Раздел 2. Финансы, финансовая система. | ||||||
Понятие финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества | ||||||
Финансовая система Российской Федерации: характеристика сфер и звеньев | ||||||
Финансовая политика: сущность и содержание | ||||||
Финансовый контроль | ||||||
Бюджет и бюджетная система | ||||||
Бюджетный процесс | ||||||
Государственные внебюджетные фонды: сущность и назначение | ||||||
Основы межбюджетных отношений. | ||||||
Финансы страховых организаций. Классификация видов страхования | ||||||
Финансовые рынки и институты | Тестирование | |||||
Раздел 3.Кредит, кредитная система. | ||||||
Кредит: сущность, функции, виды. Характеристика кредитной системы. | ||||||
Банковская система: понятие, основные элементы. Центральный банк. Коммерческие банки и их операции | Тестирование | |||||
Раздел 4.Международные валютно-финансовые и кредитные отношения | ||||||
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения | ||||||
Итого | 138 | 34 | 34 | 70 | Экзамен |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | |||
В том числе: | ||||||
Всего | Лек-ции | Семи-нары | Сам. работа | |||
Предмет, метод, цели и задачи курса «Финансы, денежное обращение и кредит». | ||||||
Раздел 1. Деньги, денежное обращение, денежная система. | ||||||
Экономические взгляды на сущность денег. Функции и виды денег, их развитие. Организация налично-денежного оборота в России | ||||||
Денежная система РФ | ||||||
Раздел 2. Финансы, финансовая система. | ||||||
Понятие финансов, их экономическое содержание и роль в социально-экономическом развитии общества | ||||||
Финансовая система Российской Федерации: характеристика сфер и звеньев | ||||||
Финансовая политика: сущность и содержание | ||||||
Финансовый контроль | ||||||
Бюджет и бюджетная система | ||||||
Бюджетный процесс | ||||||
Государственные внебюджетные фонды: сущность и назначение | ||||||
Основы межбюджетных отношений. | ||||||
Финансы страховых организаций. Классификация видов страхования | ||||||
Финансовые рынки и институты | ||||||
Раздел 3.Кредит, кредитная система. | ||||||
Кредит: сущность, функции, виды. Характеристика кредитной системы. | ||||||
Банковская система: понятие, основные элементы. Центральный банк. Коммерческие банки и их операции | ||||||
Раздел 4.Международные валютно-финансовые и кредитные отношения | ||||||
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения | ||||||
Итого | 138 | 10 | 6 | 122 | Экзамен |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.