Тема занятия: Теоретические основы управления знаниями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы занятия:

1. Данные, информация, знание.

2. Классификация и свойства знаний.

3. Содержание и значение управления знаниями в современной организации.

4. Функции и компоненты управления знаниями.

 

Цели занятия

1. Установить соотношение понятий «данные», информации», «знания».

2. Проанализировать различные подходы к определению понятия «знания».

3. Рассмотреть виды знаний.

4. Изучить содержание управления знаниями, выявить функции и компоненты управления знаниями.

 

Материальное обеспечение, литература:Видеопроектор, слайды

Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: путеводитель для практиков / М.К. Мариничева. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 320 с. 11-45. (1).

Управление знаниями. Теория и практика: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.И. Уринцова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 255 с. – Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. С. 13-49. (2).

 

Задание на самостоятельную работу:

1. Изучить содержание этапов формирования теории управления знаниями.

2. Рассмотреть различные подходы к классификации знаний.

 

Расчет времени на проведение занятия

№ п/п Учебные вопросы Время (мин) Методика и приемы обучения
1. Вступительная часть - проверка готовности студентов к занятию; - проверка наличия студентов; - объявление темы, цели и вопросов занятия; - обоснование актуальности темы и ее связь с предыдущим материалом.   10 мин.   Рассказ, контроль
2. Основная часть: 1. Данные, информация, знание. 2. Классификация и свойства знаний. 3. Содержание и значение управления знаниями в современной организации. 4. Функции и компоненты управления знаниями.   15 мин. 25 мин. 20 мин.   15 мин.     Рассказ с использование ТСО
3. Заключительная часть: - ответы на вопросы; - подведение итогов занятия; - выдача задания на самостоятельную работу; - при необходимости объявление оценок.   5 мин.   Рассказ

 

Данные, информация, знания

Первыми попытались определить, что такое знание, философы.

В работах Сократа, Аристотеля, Ф. Бекона, Э. Канта, Г. Гегеля содержатся свидетельства того, что общественная сила накапливается через знания. Одним из первых мыслителей, инициирующих создание концепции знаний, был Платон. Знание, по Платону, характеризуется наличием доказательства, истинностью и субъективной уверенностью.

Очевидно, что понятие «знание» тесно связано и с такими общеизвестными понятиями, как «информация», «данные». Между этими понятиями нет четких границ. Можно даже утверждать о наличии некого взаимного проникновения. Однако в этом следует разобраться, ибо путаница с тем, что является данными, информацией и знаниями, в чем их различие, часто приводила к огромным расходам на технологические проекты, которые не давали нужного результата.

Заходя в книжный магазин, Вы видите тысячи книг по самой разной тематике: художественная и научно-популярная литература, книги по естественным и гуманитарным наукам, бизнесу и т.д. Для Вас список этих книг является данными. Предположим далее, что Вас интересует тема «Управления знаниями в организации». Вы находите стеллаж с книгами по данной тематике и начинаете изучать их оглавления, авторов, читать аннотации и введения, т.е. у Вас появляется определённая информация об этих книгах в контексте Вашего интереса к этой теме. Наконец, Вы выбираете понравившуюся Вам книгу, покупаете её и начинаете читать. Полученная из книги информация, «преломляясь» сквозь призму Ваших собственных знаний и опыта, «превращается» в Ваши знания, которыми можно поделиться с другими.

Рассел Аккоф, один из классиков исследования операций, предложил следующую, вполне убедительную иерархию:

 

Данные – информация – знания – понимание – мудрость.

Данныепо Р. Аккофу – это некоторые неупорядоченные символы, рассматриваемые безотносительно к какому-либо контексту.

Информация– это выделенная и упорядоченная часть базы данных, обработанная для использования, то есть отвечающая на вопрос: «Кто?, Что?, Где?, Когда?»

Знание – это выявленные тенденции или существенные связи между фактами и явлениями, представленные в информации.

Понимание – это осознание закономерностей, содержащихся в разрозненных знаниях, позволяющее ответить на вопрос: «Почему?»

Мудрость– взвешенное, оцененное понимание закономерностей с точки зрения прошлого и будущего.

Продвижение по уровням иерархии понятий от «данных» к «мудрости» это не механическое суммирование данных, информации, знаний. Каждое из приведенных понятий является основой для последующего, материалом для получения элементов нового более высокого качества знаний. При этом, как считает Р. Аккоф, первые четыре понятия имеют дело с прошлым или с тем, что уже известно, а «мудрость» касается будущего. Остановимся подробнее на таких базисных и широко используемых понятиях, как «данные», «информация», «знания».

Данные

Данные – это набор объективных фактов об объектах, событиях, явлениях, процессах, это все то, что регистрируется, описывается и воспринимается человеком. Данные могут быть цифровыми (факты, результаты измерений), графическими, аудио, видео и т.п. Они могут описываться на различных языках (символьном, математическом, графическом и т.п.).

Качественными мерами для данных являются своевременность, соответствие и точность. Организации иногда накапливают данные, потому что они основаны на фактах и поэтому создают иллюзию научной точности. Существует мнение, что если собрать достаточно много данных, то объективное точное решение будет автоматически предлагать себя само. Это ошибочное мнение по двум причинам. Во-первых, слишком много данных может затруднить определение и понимание подходящего. Во-вторых, и что наиболее важно, не существует врожденного смысла в данных. Данные описывают объекты, явления, факты и процессы лишь частично. Они не предоставляют оценок или интерпретаций и поэтому не всегда являются приемлемой основой для деятельности. Хотя материал для принятия решений может включать и данные, они не скажут вам, что делать. Данные ничего не говорят об их важности и соответствии. Но данные важны для организации в основном потому, что они являются исходным материалом для создания информации.

Информация

Информация – это данные в определенном контексте (необходимые пользователю, полезные для решения). Или информация – это «данные, наделенные значимостью и целями» (П.Друкер, 1993). Не лишено оснований определение, что информация – это данные плюс метаданные, содержащие их описание (данные о данных). Продолжая эту логическую цепь рассуждений, знания можно определить как информацию плюс метаинформацию (информация об информации).

В дискуссиях по проблемам интеллектуальных ресурсов обсуждаются различные точки зрения на эти широко используемые понятия. Теория информации определяет информацию как меру неопределенности, устраняемую сообщением. В информационных технологиях под информацией понимаются данные, которые могут быть зафиксированы приборами или людьми, обработанные и представленные в той или иной форме. В коммуникационном маркетинге информацию определяют как содержание сообщения. То есть сфера применения понятия налагает некоторый существенный отпечаток на определение понятия информация.

Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (2006 г.) закрепил следующее определение: «Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

Как уже отмечалось, в отличие от данных, информация имеет смысл, соответствие и цель. Информация передается по организации посредством жестких (формальных) и мягких (неформальных) сетей. К первым относятся электронные письма и документы, традиционные письма и документы, посылки и пакеты Интернет-сети. Мягкая сеть менее видима и устойчива. Она возникает от случая к случаю во время встреч, дискуссий и т.п. К количественным мерам информации можно, кроме объема, отнести связность и число обменов. К качественным мерам – информативность и полезность.

Данные преобразуются в информацию различными способами (рисунок 5). Рассмотрим некоторые из них:

- контекстуализация: известно, для какой цели данные были собраны;

- категоризация: известны единицы анализа или ключевые компоненты данных;

- вычисляемость: данные могут быть проанализированы математически или статически;

- корректировка: ошибки убраны из данных;

- сжатие: данные могут быть обобщены в более сжатую форму.

 

 

 

Рисунок 5 – Соотношение понятий «данные», «информация», «знания»

 

Отметим, что компьютеры могут помочь добавить полезность и трансформировать данные в информацию, но пока они редко могут помочь с контекстом, и люди должны участвовать в категоризации, обработке и сжатии.

В общефилософском плане информация представляет собой некую субъективную реальность. В объективном мире существуют разнообразные свойства и отношения между субстанцией и энергией. Часть их воспринимается нашими органами чувств и созданными нами приборами, распознается и субъективно воспринимается как информация. Информация является, таким образом, семантической трансформацией изображения модели или объективной реальности. Информация реально существует только в представлении субъекта.

Информация, существующая в глубине сознания, именуется памятью. Память – информационная система, непрерывно занятая приемом, видоизменением, хранением, извлечением информации и возвращением ее в область сознания. Сознание есть субъективный образ объективного мира, то есть сознание – субъективная реальность.

 

Знание

В определении и систематизации знаний особое место занимают воззрения Карла Поппера, известного философа XX века.

В соответствии с этими воззрениями, различают три типа (три мира) знаний:

мир знаний 1– кодированные знания в физических системах (например, генетический код ДНК), который позволяет объектам адаптироваться к окружающей среде (знания в неодушевленных объектах);

мир знаний 2– убеждения и склонности к убеждениям, представления о мире, прекрасном, справедливости, сохраняющиеся в испытаниях, эволюции и опыте (знания в одушевленных объектах);

мир знаний 3– совместно используемые лингвистические формулировки, единицы знаний о мире, прекрасном и справедливости, которые помогают выжить в испытаниях и эволюции личности, группе, сообществу, команде, организации, обществу, приобретающему, формулирующему и оценивающему утверждения о знаниях (знания, существующие самостоятельно как артефакты).

То есть, мир 1 – физика, мир 2 – психология, мир 3 – продукты человеческого разума. Следуя рассуждениям К. Поппера, эволюция знаний началась с развития биологических существ, которые достигали своих целей посредством ограниченных адаптивных и обучающихся способностей. Они имели мозг, но не имели разума. Разум развивался как система управления для мозга. Разум позволил биологическим существам создать субъективные проекции (модели) реальности и представления для совершенствования механизмов адаптации. Эволюция пошла дальше. Она создала существа, которые не только имеют мозг, разум и сознание, но также существа, которые имеют язык и культуру. Эти существа используют язык и культуру для создания проекций (моделей), отражающих совместное представление о реальности. То есть язык и культура позволяют создать более объективные представления (утверждения о знаниях, модели), которые налагают ограничения на личностные, субъективные представления.

Знания возникают из информации следующими путями(рисунок 5):

- сравнения (как и когда возможно применить информацию об этом явлении к другому, аналогичному);

- установления связей (как эта информация соотносится с другой);

- оценки (как можно оценить информацию и как ее оценивают другие);

- определения области применения (какое применение имеет информация к тем или иным решениям или действиям).

Специалисты по теории научного познания, начиная с Декартовой эпистемологии рациональности, тратят жизнь, пытаясь понять, что означает знать.

Рассмотрим различные определения понятия «знание».

В Большой Советской Энциклопедии приводится следующее определение:

«Знаниеэто проверенный практикой результат познания действительности и верное ее отражение в сознании человека».

Другого определения – «Знаниеэто обоснованное истинное мнение» придерживаются многие философы, особенно эмпирики, кто полагает, что знание может быть проверено фактами.

«Знаниеэто информация в контексте». То есть именно контекст делает информацию знанием, если она (информация) согласуется и полезна в ситуационном контексте.

Ниже приводится несколько других определений. Они исходят прежде всего из того очевидного факта, что знания проистекают из информации, так же как информация выводится из данных.

«Знаниеэто способность превращать информацию и данные в эффективные действия».

«Знание – это умение сотрудников компании решать стоящие перед ними проблемы».

Проблемы могут иметь отношение к разным направлениям и аспектам деятельности компании, таким, как: плановая, производственная, технологическая, финансовая, маркетинговая, юридическая и т.д. Знания накапливаются в компании по мере приобретения ее сотрудниками опыта, выполнения научно-исследовательских работ, обучения и повышения квалификации персонала, разработки стандартов и руководящих материалов компании.

«Знаниеэто совокупность информации, понимания, осведомленности, полученных в результате опыта».

«Знаниеэто осведомленность, компетентность или понимание, достигнутое в результате опыта или обучения». И далее «Знание – это сумма или набор того, что воспринято, обнаружено или выучено».

В приведенных определениях доминирует образовательная компонента в формировании знания. Большинство исследователей проблемы интеллектуальных ресурсов отмечают, что знания неотделимы от человека. Знания могут осознаваться владельцем (то есть человек может пояснить логику своих умозаключений и принимаемых решений), а могут и не осознаваться (то есть человек действует рационально, эффективно, но пояснить, почему он так действует, не в состоянии). Таким образом, знание – это смесь осознанного и неосознанного в решениях, действиях и поведении человека. Отчасти это происходит еще и потому, что до сих пор остается неизвестным, как знания хранятся в нейронных структурах головного мозга и как они используются человеком. Наблюдаем не процесс мышления, а его результат, который может фиксироваться и изменяться.

«Знаниеэто наличие в мозге человека определенных моделей действительности. Увеличение знания, то есть возникновение новых моделей действительности в мозге – это процесс познания».

С учетом изложенного, представляет интерес следующее определение: «Знаниеэто сложная сеть понятий и многообразных отношений (оценки, мнения, причинно-следственные и пространственно-временные связи и зависимости) между ними, которая сознательно (логически) или бессознательно используется нейронной сетью головного мозга при необходимости выработки новых суждений или принятия разнообразных решений».

Эта сеть понятий частично передается человеку генетически, как результат эволюционного развития, но в большей степени формируется в результате приобретения жизненного опыта, а также формального или неформального обучения. Эта сеть понятий пополняется новыми понятиями и связями в результате обучения и на основе индивидуальной, часто неосознанной, работы мозга человека.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.