Тема II: Древние государства на территории Казахстана в VIII в. до н.э. – IV в. н.э.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:раскрыть основные этапы образования племенных союзов и государственных объединений на территории Казахстана

План:

1. Племенной союз саков

2. Усуни – этнокультурные преемники саков

3. Раннегосударственное объединение кангюев

4. Империя хуннов

Основные понятия: «эпоха ранних кочевников», военная демократия,

племенные союзы, «звериный стиль» , гуньмо, шаньюй, «полихромный стиль»..

В I тысячелетие до н.э. с формированием нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического, на смену племенам андроновской культуры приходят новые – саки и савроматы. Археологические и антропологические данные подтверждают генетическую связь саков и савроматов с ариями, преемственность их материальной и духовной культуры с населением эпохи бронзы.

Ранний железный век », «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха» таковы наиболее распространенные определения в литературе хронологических рамок периода (8-3 вв. до н.э.). Это время, когда в казахстанских и уральских степях господствовали саки и савроматы, создавшие культурную общность, отличительными чертами которой стали определенный тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда и так называемый «звериный стиль» в искусстве.

В этот период в древних рукописях появляются сведения о могущественном союзе сакских племен, обитавших на территории Казахстана и Средней Азии.

В своей «Истории» Геродот, как и большинство греческих авторов, называл саков скифами, а иногда «азиатскими скифами». В древних рукописях упоминаются три группы сакских племен: саки-хаумаварга (населяли Среднюю Азию); саки-парадарайа (юго-восток Аральского моря, правобережье Сырдарьи); саки-тиграхауда (Жетысу).

В степях западного Казахстана, вплоть до Эмбы на востоке и верховьев реки Урал на севере, жили сарматы (савроматы).Вдоль побережья Каспийского моря обитали каспии.

Племена саков вступали в мирные контакты со своими северными, восточными и западными соседями. Археологические раскопки показывают, что саки имели торговые и культурные связи с Хорезмом, Бактрией, Ассирией и Индией. Господствующим типом хозяйства у сакских племен являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс. Труд человека стал боле продуктивным, этому способствовало специализация хозяйства. Скот и продукты скотоводства быстро приобретали меновую функцию, и таким образом создались условия для торговли кочевых народов с оседлыми.

В хозяйстве сакских племен развивалось скотоводство трех видов: кочевое, полукочевое и оседлое. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, ножи и другие предметы. На этот период приходится распространение бронзовой металлургии, орудий труда и оружия из бронзы.

В сакском обществе идет дальнейшее разложение родоплеменных отношений. Патриархальные отношения развиваются. Возникает общинная и семейная собственность. Родоплеменную структуру сакского общества можно представить схемой: группы малых родственных семей объединялись в кочевые общины, они, в свою очередь, - в племена, которые составляли союз племен. Сакские племена не создали государственности в полном смысле, поэтому их социальная организация замыкается в союзе племен.

Саки жили в войлочных юртах, которые ставились на земле, либо для удобства перевозки размещались на телеге. Жили также и в стационарных жилищах (из саманного кирпича и бревен). Носили высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, подпоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

В 1969-1970 гг. казахстанские археологи во главе с К.Акишевым вели раскопки Иссыкского кургана близ Алматы, и в одном из могильников обнаружили останки молодого сакского вождя («золотой человек»). Богатое убранство отразило высокую художественную культуру древних умельцев. Интерес представляет также последние находки археолога С.Самашева (Атырауский золотой человек).

Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры саков.

Главным компонентом сакского искусство является изобразительная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в 7-6 вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющим его признаком является изображение животных. Кинжал-акинак «золотого человека» из кургана Иссык выполнен в классическом зверином стиле. Это искусство носило культовый характер.

Данные антропологов позволяют полагать, что саки были европеоидами. Между тем, по мнению О.Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало около 20% монголоидных элементов. Саки говорили на восточно-иранских языках и диалектах. Некоторые историки относят их к тюркоязычным племенам.

В конце I тыс. до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство – «Страна Усунь». В древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне «у-сунь», произносились «а-сман», т.е - «небо».

Сведения об этнополитической истории усуней недостаточно изучены. Одним из первых известий об усунях связана с посольством Китайского императорского двора во главе с Чжан Цянем направленного в Западный край для поиска союзника в борьбе с сюнну. Чжан Цян попал в плен к хуннам, и провел там почти 10 лет, затем бежал в Жетысу, откуда и привез первые сведения об усунях. Известно, что в 177 г. до н.э. государство признавало зависимость от хуннов, во втором веке до н.э. отделились от хуннов и сблизились с Китаем.

Итак, усуни – одно из самых крупных раннеклассовых объдинений на территории Центральной Азии. По приблизительным данным восточные границы усуней проходили через районы Бешбалыка, на западе – по рекам, Чу, и Талас, на севере достигало озера Балхаш. Ставка Чигучен (город Красной долины) находилась между Иссык-кулем и южным берегом реки Или.

Во главе государство стоял правитель с титулом – гуньмо (великий правитель).История усуней полна междоусобных войн. В 53 г. до н.э. Усунь распался на 2 части: великий гуньмо и малый гуньмо. Существовало 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул -–дуглу (являлся главой исполнительной власти). Далее, находились два «великих полководца» и три «правителя уделов» (князья). Помощники военноначальников носили титул – дарту. Были чиновники, которые ведали делами ставки гуньмо, сбором налогов, исполнением законов.

Войско «Страны Усунь» состояло из народного ополчения. Оно собиралось во время внешних войн по приказу гуньмо, который сам командовал этим войском.

Усуньское общество было неоднородным. Оно было поделено на богатую племенную родовую знать, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.

О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, обнаруженные при раскопках усуньских курганов. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Существуют письменные источники, свидетельствующие о наличии золотых и медных печатей, находившихся у усуньских военноначальников и крупных чиновников. Археологические материалы и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э. и до 3-5 вв. н.э. Однако доминирующую роль в хозяйстве усуней играло скотоводство.

Размещение разновременных поселений, зимовок и погребальных сооружений в одних и тех же местах свидетельствует о становлении пастбищно-кочевой системы. В составе стадо усуней были все виды домашних животных: овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, мулы. Китайские хроники отмечают о развитии коневодства.

С конца IV в. н.э. до середины 6в. н.э. в степях активную роль начинают играть племена жужаней, центр империи которых находился в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуней переселиться из равнинной части Жетысу на Тянь-Шань.

Впервые о кангюях, в китайском произношении «канцзюй», упоминается в письменных источниках II в. до н.э., связанное с торговым посольством Чжан Цяня. В составленной им записке, впервые были охарактеризованы неведомые ранее Китаю государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя, которого он лично побывал.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кагюйцы. А.Бернштам считает их тюркоязычным народом, Б.Литвинский считает их потомками ираноязычных саков. При этом название кангюй, он истолковывает как название одного из сакских племен – «люди в кожаных одеждах». По мнению некоторых исследователей, кангюйцы принадлежат к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь к середине 1 тыс. до н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. В русских источниках они известны как печенеги.

О государстве Кангюев известно мало. Центр этого государства находился в Среднем течении Сырдарьи. Столицей был город Битянь. Согласно китайским источникам возникло оно в 3 в. до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.

Во главе кангюйского государства стоял род Уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжи. Им управлял царь, носивший титул «би» или «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и 3 советника. Во главе подчиненных кангюйям владений стояли назначенные царем наместники.

Достаточно сильным и обширным было государство кангюев. В конце 2-1 вв. до н.э. ему подчинялись 5 «малых» владений в Средней Азии – Юени, Сусе, Фуму, Ги, Юегань и алано-сарматские объединения Арало-Каспия – Яньцай и Янь. В момент наивысшего расцвета государство кангюйцев занимало территории среднего и нижнего течения Сырдарьи до долины Таласа на востоке, Центральный и Западный Казахстан, Хорезм и большую часть междуречья Амударьи и Сырдарьи.

Основным направлением их хозяйственной деятельности было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством. Они так же занимались огородничеством. Подсобное значение имели охота, ремесла, торговля и денежное обращение. Материальная культура кангюев – это преимущественно культура оседлых земледельческих племен. Монументальные кирпичные постройки, сложные по архитектуре дворцовые комплексы, красочная настенная роспись свидетельствуют о высоком уровне развития культуры у кангюев.

В конце I тыс. н.э. на политическую арену в северо-восточной части территории Казахстана выходит хуннский союз племен. По мнению многих ученых, хунны (в западной литературе - гунны) были прототюрками и с их проникновением связано начало тюркизации. Эти события вызвали изменение антропологического типа коренного населения и распространение тюркского языка.

Образование державы хунну связывают с именем вождя Тусана Модэ. Его сын объявил себя сенгиром – «высочайшим» и начал активную деятельность по созданию державы. В источниках имеются сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями. После распада могущественного хуннского государства на южную и северную(приняли подданство Китая) части, начались походы южных хуннов на территории племен усуней. Кангюи предложили южным хуннам союз для совместной борьбы против Усунь. Правитель Кангюя пригласил в свои восточные владения (Таласскую долину) правителя хуннов Чжичжи и предоставил ему право командовать своим войском. Данное соглашение было закреплено брачным союзом Чжичжи с царевной Кангюя. Кангюйский царь хотел с помощью хуннов разгромить усуней., однако предводитель хуннов не смог разгромить усуней, что привело к разрыву отношений. Чжичжи был изгнан из ставки царя Кангюя (он убил дочь кангюйского князя, именитых людей и несколько сот простого народа, бросив их в реку Талас). Чжичжи ушел в верховья Таласа, стал строить себе город. Между тем, против него выступили китайцы, город был уничтожен, его люди обезглавлены. По мнению Л.Гумилева, хуннское политическое образование представляло собой кочевую империю.

Итак, во главе хуннской державы стоял император, именовавшийся «Рожденным небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великим сенгиром». В некоторых источниках правителя хуннов называют – шаньюй («величайший»). Престонаследие было в форме завещания, при этом часто власть передавалась сыну. Наблюдались случаи узурпации власти и выбора правителя. Шаньюй выполнял военные, дипломатические, культовые функции.

Правителя выбирали из рода Си, только представители, которого могли претендовать на занятие престола. К знатным родам в хуннском обществе относились – Лань, Хуянь, Сюйбу, на представительницах которого мог жениться правитель.

У хуннов был очень сложный бюрократический аппарат. Пять высших классов чиновников могли занимать исключительно родственники правителя. К ним относились «мудрые князья», «лули князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Дальше шел ранг чинов, которые занимали члены знатных родов – «левых» (старших) и «правых» (младших). Особое положение занимало служилая знать, их называли «кутлуг». Они были помощниками вельмож и выполняли работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника , каждый из которых имел свою дружину. Хунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляла подвижная и маневренная конница.

Источники сообщают, что у хуннов существовал совет старейшин и народное собрание, которое собиралось три раза в году.

В источниках так же упоминаются налоги, как средство эксплуатации низов. В хуннском обществе были рабы, в основном из числа военнопленных и подвластных племен. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.

Широкое развитие у хуннов получило ремесло, высокого уровня достигли керамическое производство и ювелирное искусство. Одежда у хуннов изготовлялась в основном из кожи и шерсти, использовали также китайский шелк и хлопчатобумажную ткань.

Выводы: Таким образом, на современной этнической территории Казахстана в конце I тысячелетия до н.э. – I в. н.э. в результате крупных изменений в общественно-экономической жизни, миграции племен появились раннегосударства – усуней, кангюев, хуннов. Последние, в свою очередь внесли большие изменения в этнический состав протоказахских племен.

 

Методические указания: Более подробное представление о рассматриваемом периоде можно получить, обратившись не только к широко известным отечественным источникам, но и менее распространенным материалам зарубежных авторов, художественной литературе. Это позволит углубить знания в области межэтнических связей в эпоху расцвета хуннских племен.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 303.