4.1. Методика самостоятельной работы студентов по подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам и экзамену
Методика самостоятельной работы студента в процессе изучения международного частного права в своей основе та же, что и при изучении любой иной отрасли права. К восьмому семестру обучаемые успешно, как показывает практика, освоили общие приемы самостоятельной работы. Однако международное частное право, как и любая иная отрасль права, имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, наличием иностранного элемента — иностранных физических и юридических лиц или же ситуацией, когда юридический факт имел место быть за рубежом, что влечет необходимость использовать иностранное материальное и процессуальное право, разрешать коллизии между различными правовыми системами. Настоящие методические рекомендации подготовлены именно с учетом специфики дисциплины.
В основе самостоятельной работы при изучении международного частного права, как специфической правовой дисциплины, лежат три основных блока деятельности студента:
1. Чтение рекомендованной основной и дополнительной литературы, указанной в учебно-методическом комплексе, а также рекомендованных преподавателем свежих публикаций;
2. Ознакомление с нормативно-правовыми актами по изучаемой теме, указанными в учебной и методической литературе;
3. Изучение судебной и арбитражной практики по делам, осложненным иностранным элементом. С практическими делами можно ознакомиться с помощью информационно-поисковых правовых систем, а также в ежегодно издаваемых сборниках — «Арбитражная практика МКАС».
Основа в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и экзамену — самостоятельная работа студента над изучением конкретной темы семинарского занятия, соответствующего раздела курса при подготовке к контрольным работам или всего курса учебной дисциплины при подготовке к экзамену.
В процессе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям особое внимание следует уделять новой терминологии, новым правовым институтам и юридическим конструкциям, что способствует формированию логического мышления, приучает мыслить абстрактно, что важно для любого юриста. При изучении международного частного права крайне важно овладеть основами сравнительно-правового анализа международного и российского, а также российского и иностранного законодательства, научиться выявлять общее, особенное и частное.
Изучая рекомендованную литературу, следует обращать внимание на расхождения и особенности трактовок одних и тех же вопросов разными авторами, что наиболее характерно для такой отрасли права как международное частное право. Знакомясь с литературой, целесообразно учиться у авторов приемам анализа правового материала (конкретные методы), способам построения системы доказательств, техническим приемам подачи материала.
Изучение юридической литературы, нормативно-правовой базы и судебной практики в совокупности это ничто иное, как изучение доктринальных установок, действующего законодательства и правоприменительной практики в их диалектическом единстве и неизбежном противоречии, т.е. именно то, с чем повседневно сталкивается любой юрист и что вызывает у практиков наибольшие затруднения. Именно такое комплексное изучение в конечном итоге должно привести студента к умению самостоятельно и логично размышлять по изучаемой теме.
Это умение должно проявляться:
- в четком уяснении основных понятий и существующих точек зрения различных авторов по изучаемой тематике, выработке собственного взгляда и умении его аргументировано доказывать;
- в выделении общего, особенного и частного в регулировании изучаемого правового института в международном, российском и иностранном праве;
- в умении анализировать судебную и арбитражную практику, понимании правовой природы существующих различий в подходах отечественных и иностранных судов к решению аналогичных дел.
Всякая попытка построить свое выступление с опорой лишь на один из элементов — теорию, закон или судебную практику заранее обречена на неполноту, а соответственно и слабую аргументацию, ответа на учебном занятии (соответственно понижается и оценка). Будущему юристу следует учитывать, что подобный подход на практике неизбежно ведет к выработке необоснованных рекомендаций руководству, соответственно принятию неправильного решения в повседневной деятельности юриста, или же к проигрышу дела в суде.
Юрист должен уметь не только профессионально грамотно проанализировать ту или иную ситуацию и сделать правильные выводы, но и четко и доходчиво изложить полученный результат слушателям. Это умение вырабатывается постепенно, со студенческой скамьи. Поэтому при подготовке к семинару, контрольной работе или экзамену рекомендуется составлять краткий конспект или план ответа, можно в графической форме, в котором должны найти отражение все элементы предстоящего выступления и аргументы в пользу сказанного. Не секрет, что абсолютное большинство выступлений знаменитых юристов в суде, ставших классикой отечественной юриспруденции, это плод «домашних заготовок».
Как показывает практика, само составление подобных планов дисциплинирует профессиональное мышление юриста, вырабатывает у него умение не только логично, последовательно, убедительно, но и, что не менее важно, кратко, в заранее отведенное время изложить суть сложных правовых проблем. Будущий юрист должен осознать, что ни руководитель на предприятии, ни председательствующий в суде не позволят юристу долго выступать и монотонно усыплять присутствующих.
Повышая или понижая тон речи, изменяя ритм, умело пользуясь паузой или ударением, используя удачные образные сравнения, студент подчеркивает основные положения, главные мысли и выводы своего выступления. Именно в процессе семинарских занятий студент получает реальную возможность вырабатывать эти важные профессиональные качества.
В соответствии с учебным планом и программой студенты при изучении курса международного частного права выполняют письменную контрольную работу. Каждый студент получает индивидуальный вариант контрольной работы.
Контрольная работа состоит из двух частей:
- теоретической — трех вопросов, соответствующих темам изученного раздела;
- практической — решения краткой задачи.
Пример теоретических вопросов контрольной работы после изучения первого раздела курса международного частного права:
1. Дайте определение международного частного права и его основные отличия от международного (публичного) права.
2. Понятие и структура коллизионной нормы.
3. Основные виды коллизионных привязок.
Ответы пишутся от руки, должны быть краткими (на каждый вопрос не более половины листа формата А 4) и четкими.
Пример решения задачи.
Решите следующую ситуацию:
При рассмотрении в МКАС при ТПП РФ спора, возникшего между российским поставщиком и белорусским предприятием в связи с нарушением условий договора поставки, установлено отсутствие в этом договоре положений, определяющих применимое право. В договоре место заключения сделки не указано. Однако арбитры установили, что договор был заключен путем переписки, в ходе которой российское предприятие приняло поступившее из г. Могилева предложение белорусской стороны заключить договор.
На основании какого права арбитры должны разрешить спор?
Решение
N п/п | Алгоритм (последовательность) решения задачи решениярешения задачи | Правовое соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
1. | Определение места рассмотрения споров. | МКАС суд при ТПП РФ |
2. | Применение во внешнеэкономическом договоре принципа автономии воли сторон (т.е. согласовывалось ли сторонами применимое к договору право; lex voluntatis - закон согласованный сторонами). | МКАС при ТПП РФ установил, что в тексте договора отсутствуют положения о применимом к договору праве. Следовательно, принцип автономии воли сторон контрагентами по договору не применялся |
3. | Определение места заключения внешнеэкономического договора. | В соответствии с общепринятым для стран романо-германской правовой семьи правилом, местом заключения договора, если в договоре оно не указано, признается место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, направившего оферту. Следовательно, местом заключения договора в данном случае является - место нахождения белорусской фирмы, направившей оферту (предложение о заключении договора) - город Могилев (Белоруссия). Ст. 444 ГК РФ. |
4. | Определение нормативно-правового акта под действие которого попадает внешнеэкономический договор. | Соглашение стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20. 03. 1992 г. (г. Киев) |
5. | Установление статьи нормативно-правового акта, применимой к правоотношению. | Права и обязанности Сторон по сделке определяются по законодательству места ее совершения, если иное не предусмотрено соглашением Сторон (ст. 11 п. е Соглашения стран СНГ от 20.03.1992 г.) |
6. | Определение права, применимого к внешнеэкономическому договору. | На основании ст. 11 п. е Соглашения стран СНГ от 20.03.1992 г. следует, что поскольку стороны не согласовали применимое право (принцип автономии воли сторон), права и обязанности по сделке будут определяться по месту ее заключения, т.е. по праву Белоруссии (lex loci contractus - закон места заключения договора). |
В соответствии с учебным планом и программой студенты при изучении курса международного частного права выполняют курсовую работу.
Общие требования к написанию, оформлению и защите курсовой работы по международному частному праву те же, что и к любой иной курсовой работе по правовым дисциплинам. Отметим лишь особенности присущие курсовым работам по международному частному праву.
Курсовая работа пишется по одной из тем, указанных в перечне. Возможен выбор студентом инициативной темы, которая обязательно должна быть согласована с преподавателем. Опыт нашего Университета свидетельствует, что наибольшего успеха в написании курсовых работ по международному частному праву добиваются те студенты, которые выбирают тему являющуюся, по сути, продолжением тем уже написанных и защищенных ими работ по гражданскому праву и процессу, семейному, трудовому праву или другим, прежде всего, гражданско-правовой направленности, отраслям права. При таком подходе происходит углубление работы студента над уже избранной, а нередко и полюбившейся, темой. Так, например, если студент ранее защитил курсовую работу на тему «Правовое регулирование железнодорожных перевозок в Российской Федерации», то в процессе изучения международного частного права он может избрать тему «Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок. Опираясь на определенный запас знаний в области отечественного права, накопленный при подготовке первой курсовой работы, ему значительно легче разобраться со спецификой международных перевозок. Работа «нарастающим итогом» над полюбившейся темой позволяет студенту иметь к моменту выбора темы дипломной работы (девятый семестр) добротный задел, что значительно сокращает сроки написания дипломной работы.
Особо хотелось бы остановиться на выборе темы курсовой работы по международному частному праву студентами, владеющими иностранными языками и, тем более, прошедших учебную практику за границей. Достаточно хорошее знание иностранного языка позволяет студенту в современных условиях, используя, прежде всего, возможности Интернета, осуществить сравнительно правовой анализ отечественного и иностранного права по избранной теме. Подобные работы, как правило, имеют элементы новизны. Такие работы выгодно отличаются от работ написанных по порядком избитой тематике и свидетельствуют, пусть еще о слабой, но уже исследовательской деятельности студента. Курсовые работы, подготовленные на основе сравнительно-правового подхода, также могут готовиться по методу «нарастающего итога».
Изучение курса международного частного права заканчивается курсовым экзаменом. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Вопросы для подготовки к экзаменам имеются в учебно-методическом комплексе.
Ответы студентов оцениваются на основании следующих критериев:
«ОТЛИЧНО» — вопросы освещены глубоко и всесторонне, на основе сравнительного анализа существующих в правовой теории точек зрения, анализа норм международного права, отечественного и зарубежного законодательства, сделаны правильные выводы, подкрепленные судебной и арбитражной практикой.
«ХОРОШО» — на основе изучения учебной литературы студент в целом правильно определил и достаточно полно осветил узловые аспекты поставленных вопросов, но имеются отдельные неточности в изложении материала.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — студент в целом правильно определил узловые аспекты поставленных вопросов, но недостаточно полно раскрыл их содержание.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» — студент не понял смысл и содержание вопросов, допустил грубые теоретические ошибки.
Планы семинарских занятий
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.