Понятие и задачи уг. процесса в Республике Беларусь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и задачи уг. процесса в Республике Беларусь.

УПроц. – упоряд. УПК деят. спец.уполном. на то субъектов, направл. на установл. события преступл., лиц, виновн.в его совершении, а также принятие всех предусм. зак. мер для их наказания в соотв. с угол. законодательством.

Задачи:ОБЩИЕ:

- защита личн.,пр. и своб.

- защита интер. общ.

- защит интер. гос.

- охрана общ. порядка и гос. строя

- охрана окр. среды

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

- возб. уг. дела

- быстр. и полн. расслед. с целью изобл. лиц вин. в сов. прест.

- рассм. уг.дела судом и назн. с учётом тяжести, формы вины и др. усл., предусм. уг.зак.

- искл. возм. привлеч. к уг. ответств. и осужд. невин. лиц.

Понятие стадии уг. процесса. Признаки, Классификация.

Стадии уголовного процесса – самостоятельные части деятельности суб.УПр(дознователя,прокурора,следователя,судьи либо суда) при осущ. кот. они (в пределах своей компетенции) осущ. проведение опред. Уг.-проц. Действий и приним. Проц. решения в виде постановл., определ., а суд в виде приговора.

Признаки стадий:

-задачи,выполняемые на данной стадии

-перечень процессуальных действий

-круг субъектов

-итоговый процессуальный акт,завершающий стадию

-начало и окончание стадии всегда разное

-прерывность и непрерывность течения стадии

-характер процессуальных отношений

Классификация:

1.обязательные (первые две досудебные, начиная с 3 – судебные)

-возбуждение уг.дела

-предварительное расследование

- назн. И подг. Суд.разбират.

- произ.в суде 1 инст.

- кассац.произ-во

-исполнение приговора

2.факультативные

- надзорное произ-во

-произ-во по новь открывш.обстоятельствам

Характеристика стадии возбуждения уголовного дела.

1 аспект .Это самостоятельная стадия уг. процесса ,задача-определение (при появлении сообщения о преступлении) возможность начать производство по делу.

2 аспект. как проц. акт-юридически значимый док. оформляющий решение гос. Органов или волеизъявления пострадавшего начать производство по уголовному делу.

3 аспект. институт возбуждения уг. дела- это совокупность правовых норм регулир. процессуальн. отнош., возник. в связи с принятием, регистр., проверкой и разреш. сообщения о преступ.

Признаки: единство процессуальных норм, норматив. обособлен., полнота регулир. совокупности общ.отношений.

Повод-установл. УПК источники инф. О совершенном или готовящемся преступл.,кот. закон придает значение юр.фактов,обязывающих орган принять решение приступать к производству или нет (сообщ. гр-н,явка с повинной,непосредств. обнаружение органом преследования признаков состава преступления,сообщение должн. лиц,сообщения СМИ) Основание-фактические данные о наличии признаков преступ. деяния и отсутствие предусмотр. з-м обст-в, исключающих производство;исчезновение лица,если в теч. 10 суток установить местоположение не удалось.

Повод+основание=возбуждение уголовного дела.Орган дознания,следователь,прокурор обязаны:принять сообщение о соверш. и готовящемся преступлении,выдать заявителю док. подтв. принятие,проверить поступившее сообщение,принять решение не позднее 3 суток и вынести решение:о возбужд.,об отказе в возбуждении,о передаче заявления по подследственности,о прекращении проверки и разъяснении заявителю, сообщить заявителю о принятом решении.

Хар-ка стадии производства в суде первой инстанции.

Задачи: полное всестороннее исследование предст. док-в, а также вынесение оправданного и обосн. приговора с учетом имеющихся в деле обс-в.

Субъекты – единолично судья, суд. коллегия в составе 1 судьи и 2 нар. засед. по делам несовершеннолетних и прест., за которые предсумотрено лишение свободы свыше 10 лет.

Акт: нач. с пост. о назначении дела к суд. разб., заканч. либо оправд./обв. приговором, либо пост. о прекращении пр-ва по делу, может быть вынесено пост. о применении принуд. мер.

Деят.: стадия делится на след. этапы:

- подг. часть суд. заседания (разр. вопросы о возм. рассм. дела по сущ. в отсутствие кого-либо из участников, предст. участн. и др.)

- суд. следствие – осущ. исследование представл. док-в по сущ.

- прения (произнесение речей гос. обв. и защитника, если нет защитника, то потерп., гр. истцом, гр. ответчиком и их предст.

Реплики исключ. в случае, если противоположные стороны в своей речи акценцируют внимание на обст., которые не соответствуют действительности или не были определены в речи данной стороны.

- последнее слово обв.

- пост. приговора (судья удал. в совещ. комнату) - единогласно

Легислативные формы (отклонения гос-ва под влиянием кратковрем местных условий)

Источники уголовно-процессуального права в РБ.

Это норм.прав.акты,в кот. выражены,закреплены угол.-проц-ые нормы.1.Конституция РБ,2.УПК РБ,3.Международн.договоры РБ(Всеобщ.Декларация прав человека1948г.,Конвенция против пыток и др.жестоких или униж.достоинство видов обращения) 4. Законодательные акты ,на кот. имеются ссылки в ряде статей УПК РБ.

Понятие и виды мер обеспеч. безопасности участников уголовного процесса и других лиц.

виды:

Процессуальные:-неразглашение свед.о личн.-закр. суд. засед.

-освоб. от явки в суд. засед.

Иные:

-использ. техн. средств. контр.

-запрет на выдачу сведений

-прослуш. переговор.

-изм. пасп. данных и замена док.

-личн. охр.,охр.жил. и имущ.

Заключение эксперта как источник доказательств.

Заключение эксперта - это процессуальный документ, удостоверяющий факт и ход исследования экспертом материалов, представленных органом, ведущим уголовный процесс, и содержащий выводы по поставленным перед экспертом вопросам, основанные на специальных знаниях эксперта в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности. Заключение эксперта не является обязательным для органов уголовного преследования и суда, однако несогласие их с заключением должно быть ими мотивировано. Экспертом является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому поручено производство экспертизы.

Эксперт имеет право:1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения: о привлечении к проведению экспертизы других экспертов, о принятии мер по обеспечению его безопасности, членов семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованно считает близкими, а также имущества;

3) с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, участвовать в производстве следственных и других процессуальных действий, задавать допрашиваемым и другим лицам, участвующим в этих действиях, вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

4) давать заключения как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенцию обстоятельствам, выявившимся при производстве экспертизы;

5) знакомиться с протоколом следственного или другого процессуального действия, в котором он участвовал, а также в соответствующей части – с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в протокол замечания относительно полноты и правильности записи его действий и заключения;

6) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

7) подавать жалобы на действия органа, ведущего уголовный процесс, ограничивающие его права при производстве экспертизы;

8) получать возмещение расходов, понесенных при производстве экспертизы;

9) получать возмещение понесенных им расходов и вознаграждение за выполненную им работу, не входящую в круг его прямых служебных обязанностей.

Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами уголовного дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Эксперт не вправе помимо органа, ведущего уголовный процесс, вести переговоры с участниками уголовного процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы; самостоятельно собирать материалы для исследования; проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов экспертизы либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа, ведущего уголовный процесс.

Эксперт обязан:

1) дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

2) отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или если представленные ему материалы недостаточны для ответа на эти вопросы, а также отказаться от дальнейшего проведения экспертизы, если он придет к выводу о невозможности дачи заключения, о чем письменно уведомить лицо, поручившее ему производство экспертизы, с обоснованием этого отказа;

3) представить органу, ведущему уголовный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;

4) сообщить по требованию органа, ведущего уголовный процесс, а также сторон в судебном заседании сведения о своем профессиональном опыте и отношениях с лицами, участвующими в производстве по материалам и уголовному делу;

5) являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс, для представления его участникам уголовного процесса и дачи ответов на их вопросы, а также для разъяснения содержания данного им заключения;

6) представить по требованию органа, ведущего уголовный процесс, смету расходов на производство экспертизы, а также отчет о понесенных расходах;

7) соблюдать порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания;

8) не разглашать сведения об обстоятельствах уголовного дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом.

5. За разглашение данных предварительного расследования или закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс, эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

6. За дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей эксперт несет ответственность в соответствии со статьями 401 и 402 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Освобождение задержанного

1. Задержанный подлежит освобождению на основании постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

2) отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;

3) орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований, установленных настоящим Кодексом;

4) истек срок задержания.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части первой настоящей статьи, задержанный освобождается руководителем администрации места содержания под стражей с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и осуществившего задержание.

3. Органом, ведущим уголовный процесс и принявшим решение об освобождении задержанного, выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания, мотивы и время освобождения. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению

Залог.

Залог заключается во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в депозит органа предварительного следствия, органа дознания или суда денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда. Сумма залога определяется органом, ведущим уголовный процесс и применяющим эту меру пресечения, с учетом тяжести преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя, но не менее ста базовых величин. Залог применяется при условии полного возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением. Залог не применяется в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений. Залогодателю, если им не является сам подозреваемый или обвиняемый, разъясняется сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения, что удостоверяется подписями лица, в отношении которого применена данная мера пресечения, залогодателя и должностного лица, применившего эту меру пресечения. Копия постановления (определения) вручается залогодателю для внесения залога.В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению.

Домашний арест.

Меры:

- запрет вых. из жил. полн. или в опред время

-запрет телеф. перегов.,отправл. корресп.

-запрет на общ. с некот. лиц. и прин. котого бы то ни было у себя.

- прим. электр. средств контр.

-обяз. отв. на контр. тел. звонки, либо лично явл. в опред. время.

-уст. наблюд. за подозр. , охрана его жил.

-др. подобн. меры.

Заключение под стражу.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность. К подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу. При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, обязаны изучить все материалы, содержащие основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Заключение под стражу может быть применено также по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.Лицо, заключенное под стражу, его защитник, законный представитель вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в порядке, предусмотренном статьей 143 настоящего Кодекса. В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом. Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого возник в судебном заседании, то решение об этом принимает суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе. О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в части 1 статьи 115 настоящего Кодекса, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, - не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей, при применении этой меры пресечения в отношении пенсионера - уведомить орган, выплачивающий ему пенсию, при применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.

Понятие и задачи уг. процесса в Республике Беларусь.

УПроц. – упоряд. УПК деят. спец.уполном. на то субъектов, направл. на установл. события преступл., лиц, виновн.в его совершении, а также принятие всех предусм. зак. мер для их наказания в соотв. с угол. законодательством.

Задачи:ОБЩИЕ:

- защита личн.,пр. и своб.

- защита интер. общ.

- защит интер. гос.

- охрана общ. порядка и гос. строя

- охрана окр. среды

СПЕЦИАЛЬНЫЕ:

- возб. уг. дела

- быстр. и полн. расслед. с целью изобл. лиц вин. в сов. прест.

- рассм. уг.дела судом и назн. с учётом тяжести, формы вины и др. усл., предусм. уг.зак.

- искл. возм. привлеч. к уг. ответств. и осужд. невин. лиц.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.