Программное обеспечение, Интернет-ресурсы и электронные библиотечные системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека http://window.edu.ru/window/library
  2. Родригес, А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время :[Электронный ресурс] : электронный учебник / А. М. Родригес. - М.: КноРус, 2009. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - (Информационные технологии в образовании). - миним.систем. требования: операц. сист. Microsoft Windows 2000/XP; процесср с частотой не ниже 500 MHz; опер. память 64 Mb и более; жесткий диск с объемом свободного места не менее 40 Mb; видиокарта с 8 Mb памяти или лучше; SVGA монитор с поддержкой разрешения 1024х768; CD привод 4х или лучше (реком. 16х); звуковая карта (любая). - Загл. с контейнера. - ISBN 978-5-406-00014-4
  3. История государства и права зарубежных стран :[Электронный ресурс] : электронный учебник / [под ред. К.И. Батыра]. - М.: КноРус, 2009. - 1 электрон. опт. диск. - (Информационные технологии в образовании). - Минимальные системные требования: операционная система Wicrosoft Windows 2000/XP; процессор с частотой не ниже 500 MHz; оперативная память 64 Mb и более; жесткий диск с объемом свободного места не менее 40 Mb; видеокарта с 8 Mb памяти или лучше; SVGA монитор с поддержкой разрешения 1024х768; CD привод 4х или лучше (рекомендуется 16х); звуковая карта (любая). - Загл. с контейнера.

4. 2.Кудинов, О.А. История государства и права зарубежных стран: [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие. 1 диск / О. А. Кудинов; [Министерство образования РФ; Международный образовательный консорциум "Открытое образование"; Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики; Евразийский открытый ин-т] . - М.: [б.и.], [2004?]. - 1 компакт-диск

  1. Родригес,А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время :[Электронный ресурс] : электронный учебник / А. М. Родригес. - М.: КноРус, 2009. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - (Информационные технологии в образовании). - миним.систем. требования: операц. сист. Microsoft Windows 2000/XP; процесср с частотой не ниже 500 MHz; опер. память 64 Mb и более; жесткий диск с объемом свободного места не менее 40 Mb; видиокарта с 8 Mb памяти или лучше; SVGA монитор с поддержкой разрешения 1024х768; CD привод 4х или лучше (реком. 16х); звуковая карта (любая). - Загл. с контейнера. - ISBN 978-5-406-00014-4
  2. Давид Р., Спинози К.-Ж. Основные правовые системы современности. М., 1999. http://pravoznavec.com.ua/books/letter/285/%CB
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под общ. Ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенинниковой. Часть1, 2. М., Норма-ИНФРА М. 1996-1998 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/index.php
  4. Крылова Н., Серебренникова А. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). М., 1998. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/krul/index.php
  5. Ливанцев К.Е. История государства и права Средних веков. СПб. 2003. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/livan/index.php
  6. Милехина Е. История государства и права зарубежных стран. М., 2002. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/mileh/index.php
  7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник. Т.1,2.М.,1998.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/omel/index.php
  8. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.,1986.http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Syk_Pravo/index.php
  9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., Юрист. 1996. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Chernil/index.php

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности правовое обеспечение национальной безопасности шифр «030901» (квалификация – «специалист»).

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Нижегородский институт управления

 

Кафедра истории государства и права

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК

______________ В.А. Шехмаметьева

«__» __________ 201_ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История государства и права России

Специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения ОЧНАЯ

г. Нижний Новгород

2013 г.


 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и учебным планом.

 

Автор: д.и.н., доцент _____________________ Чернышова Анна Владимировна

 

Рецензент: зав. кафедрой истории

государства и права ______________________ Халин Алексей Алексеевич

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории государства и права

Протокол № 5 от «26» июня 2013 г.

Зав. кафедрой д.и.н., профессор ____________ А.А. Халин

Программа принята на заседании учебно-методической комиссии

 

Протокол № __ от «___» ________ 201_ г.

 

Руководитель рабочей группы по ________________профилю

 

______________________________ _______________ ______________________

(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «История государства и права России» являются формирование у студентов систематизированных профессионально значимых знании по истории государства и права России, а также умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

· сформировать и закрепить у студентов знания основных тенденций, этапов и закономерностей развития отечественного государства и права;

· познакомить с зарождением и развитием юридического терминологического аппарата;

· развить у студентов правовое сознание, понимание исторического развития государственных и правовых институтов России;

· сформировать понимание роли государства и права в развитии России и обеспечении ее внутренней и внешней безопасности;

· подготовить студентов к самостоятельному изучению актуальных вопросов истории развития государственных форм и правовых норм, анализу исторического опыта и определения возможностей его применения в современных условиях при правовом обеспечении внутренней и внешней безопасности России;

· выработать у студентов навыки применения методов исторического анализа к решению правовых проблем, особенно в области права, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность России;

· развить навыки самостоятельного анализа правовых памятников, умение применять технику юридического мышления при работе с документами.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины[С3.Б3.02]. Дисциплина «История государства и права России» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

· История России (из ОП полного среднего образования)

· Теория государства и права

· История учений о праве и государстве

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

· Философия

· Политология

· История государства и права зарубежных стран

· Конституционное право России

· Муниципальное право

· Административное право

· Правоохранительные органы

· Основы теории национальной безопасности

· Прокурорский надзор

· Государственно-правовые режимы

· Правовые основы государственно-конфессиональных отношений

· Правовые основы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

· Правовые формы и методы государственного управления

· Сравнительное правоведение

· Сравнительное государствоведение

· Правовое регулирование в сферах и отраслях государственного управления

· Государственное регулирование экономики

· История, теория и защита прав человека

· Теория правового статуса личности

· дисциплины, изучающие основные отрасли современного отечественного права.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:

знания:

· основных этапов отечественной истории, их хронологических рамок, основных событий и главных исторических деятелей;

· основного содержания реформ, обуславливавших эволюцию органов государственного управления и местного самоуправления в России на разных этапах ее истории;

· основных черт, характеризующих эволюцию социальной структуры российского общества и положения основных социальных групп (сословий и классов);

· основных причин и последствий реформ и революций в России;

· названия и общей характеристики основных правовых актов, регулирующих общественные отношения в России на различных этапах истории:

· основ правоведения.

умения:

· определять причинно-следственные связи в историческом процессе;

· выделять ключевые понятия в тексте гуманитарной направленности;

· работать с тестовыми заданиями историко-правового содержания;

· проводить анализ текста или выступления по заданным критериям;

· подбирать и логически выстраивать материал (информацию) по заданной теме.

готовности:

· к расширению своих знаний по истории отечественного государства и права;

· к подготовке выступлений по заданным темам при соблюдении заданных требований.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных компетенций

  • способности понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
  • способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
  • способности ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
  • способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
  • способности проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
  • способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
  • способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
  • способности к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
  • способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
  • способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

профессиональных компетенций (ПК):

в области экспертно-консультационной деятельности:

  • способности квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
  • способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-9);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способности анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-26);
  • способности обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам исследования (ПК-28);

в области педагогической деятельности:

  • способности преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);
  • способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать:

  • основные закономерности и особенности возникновения, функционирования и развития государства и права в России;
  • типы и формы государства и права в России их сущность и функции на различных исторических этапах, в том числе и для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны;
  • механизм государственного управления в России на разных этапах истории России;
  • основные этапы формирования органов местного самоуправления в России, механизм их формирования, полномочия и содержание деятельности на разных исторических этапах;
  • развитие системы права, механизм и средства правового регулирования и реализации права в России в разных исторических условиях, в том числе и для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны;
  • роль государства и права в политической системе российского общества и его политической жизни на разных исторических этапах;
  • особенности конституционного строя в России на разных исторических этапах;
  • особенности правового положения граждан на разных этапах истории России;
  • основные этапы формирования всех отраслей права в России в ходе ее исторического развития: эволюцию сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений;
  • основные источники получения историко-правовой информации, в т.ч. в глобальных компьютерных сетях

2) Уметь:

  • проводить анализ структуры и механизма государственного управления в России в различных исторических условиях, используя сравнительно-исторические методы изучения общественных явлений и институтов;
  • оперировать юридическим понятиями и категориями применительно к историческому процессу развития государства и права в России;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, принадлежащих к различным историческим периодам истории России определять их значимость в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны;
  • проводить сравнительно-исторический анализ правовых документов;
  • работать в команде (микрогруппе) при решении аналитических историко-правовых задач.

3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать

  • юридической терминологией;
  • навыками работы с историческими правовыми актами;
  • навыками анализа правовых норм, правовых отношений, правотворческой и правоприменительной практики;
  • навыками публичного и письменного представления результатов историко-правового анализа, в том числе с использованием информационных технологий

 

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (1 з.е. = 36 часов), 216 часов.

Структура учебной дисциплины

- Разделы (темы) учебной дисциплины - Аудиторные занятия - Всего часов на аудиторную работу - Самостоя-тельная работа студента - Формируемые компетенции - Формы текущего и рубежного контроля успеваемости*
- Лекции - Практические/семинарские занятия - ОК - ПК
1. История государства и права России как наука и учебная дисциплина - 2 - 2 - 4 - 2 - ОК-5, ОК-6 - - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование
2. Государство и право в Древней Руси (IX-XII вв.) - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
3. Государство и право русских земель в условиях феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию -
4. Образование русского централизованного государства и развитие права в XIV-I пол.. XVI вв. - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
5. Русское государство и право в условиях сословно-представительной монархии (II пол. XVI-XVII вв.) - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
6. Государство и право России в период становления абсолютизма в I пол. XVIII в. - 4 - 4 - 8 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
7. Государство и право России в условиях «просвещенного абсолютизма» II пол. XVIIIв. - 2 - 2 - 4 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
8. Эволюция государства и права России в I пол. XIX в. - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
9. Формирование буржуазного государства и права в России во II пол. XIX в. - 4 - 4 - 8 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
10. Государство и право России в начале XX в. - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
11. Развитие государства и права в России после свержения монархии (март-октябрь 1917 г.) - 2 - 2 - 4 - 2 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16, - ОК-7, ОК-12 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка участия в семинаре-диспуте
12. Формирование основ советского государства и права (октябрь 1917-1920-й гг.) - 4 - 4 - 8 - 8 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
13. Развитие советского государства и права в 1920-е гг. - 4 - 4 - 8 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
14. Советское государство и право в 1930-е – нач. 1940-х гг. - 4 - 4 - 8 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
15. Советское государство и право в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - 4 - 4 - 8 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
16. Развитие советского государства и права в послевоенный период (II пол. 1940-х – нач. 1950-х гг.) - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
17. Эволюция советского государства и права во II пол. 1953 – I пол.1964 гг. в условиях «хрущевской оттепели» - 4 - 2 - 6 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
18. Советское государство и право в условиях «умеренно-консервативного социализма» (кон. 1964-нач. 1985 гг.) - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию
19. Изменение в советской системе государства и права в условиях «перестройки» (апрель1985-1991 гг.). - 4 - 2 - 6 - 6 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ОК-7, ОК-12 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка участия в семинаре-диспуте
20. Изменения в системе государства и права в России после распада СССР. Формирование современной системы государства и права РФ (1992-2010 гг.) - 2 - 2 - 4 - 4 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ОК-7, ОК-12 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка участия в семинаре-диспуте
21. Развитие государственно-правовой системы в России и ее роль в обеспечении государственной и национальной безопасности. - - - 4 - 4 - 10 - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ОК-7, ОК-12 - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 - Оценка участия в конкурсе презентаций
- Итого: 216часа - 56 - 56 - 112 - 104 - (в том числе ИРС-11ч.) - - -

Форма итогового контроля: реферат, экзамен.


Содержание учебной дисциплины

Тема 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

Предмет и методы исследования. Основные понятия и категории. Взаимосвязь с историческими и юридическими науками. Периодизация развития государства и права России. Виды источников права.

Цель, задачи, междисциплинарные связи и структура учебного курса. Методика самостоятельной и аудиторной работы студентов.

План семинарского занятия 1

Тема: История отечественного государства и права как наука и учебная дисциплина

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия и категорииистории отечественного государства и права.

2. Виды источников права.

3. Методика самостоятельной и аудиторной работы, критерии оценки результатов.

Источники, обязательные к изучению:

1. Рабочая программа учебной дисциплины История государства и права России. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012.

2. Методические рекомендации по написанию рефератов





Дата: 2016-10-02, просмотров: 257.