4. 2.Кудинов, О.А. История государства и права зарубежных стран: [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие. 1 диск / О. А. Кудинов; [Министерство образования РФ; Международный образовательный консорциум "Открытое образование"; Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики; Евразийский открытый ин-т] . - М.: [б.и.], [2004?]. - 1 компакт-диск
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности правовое обеспечение национальной безопасности шифр «030901» (квалификация – «специалист»).
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Нижегородский институт управления
Кафедра истории государства и права
УТВЕРЖДАЮ
Председатель УМК
______________ В.А. Шехмаметьева
«__» __________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История государства и права России
Специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения ОЧНАЯ
г. Нижний Новгород
2013 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и учебным планом.
Автор: д.и.н., доцент _____________________ Чернышова Анна Владимировна
Рецензент: зав. кафедрой истории
государства и права ______________________ Халин Алексей Алексеевич
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории государства и права
Протокол № 5 от «26» июня 2013 г.
Зав. кафедрой д.и.н., профессор ____________ А.А. Халин
Программа принята на заседании учебно-методической комиссии
Протокол № __ от «___» ________ 201_ г.
Руководитель рабочей группы по ________________профилю
______________________________ _______________ ______________________
(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «История государства и права России» являются формирование у студентов систематизированных профессионально значимых знании по истории государства и права России, а также умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
· сформировать и закрепить у студентов знания основных тенденций, этапов и закономерностей развития отечественного государства и права;
· познакомить с зарождением и развитием юридического терминологического аппарата;
· развить у студентов правовое сознание, понимание исторического развития государственных и правовых институтов России;
· сформировать понимание роли государства и права в развитии России и обеспечении ее внутренней и внешней безопасности;
· подготовить студентов к самостоятельному изучению актуальных вопросов истории развития государственных форм и правовых норм, анализу исторического опыта и определения возможностей его применения в современных условиях при правовом обеспечении внутренней и внешней безопасности России;
· выработать у студентов навыки применения методов исторического анализа к решению правовых проблем, особенно в области права, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю безопасность России;
· развить навыки самостоятельного анализа правовых памятников, умение применять технику юридического мышления при работе с документами.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Шифр дисциплины[С3.Б3.02]. Дисциплина «История государства и права России» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
· История России (из ОП полного среднего образования)
· Теория государства и права
· История учений о праве и государстве
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
· Философия
· Политология
· История государства и права зарубежных стран
· Конституционное право России
· Муниципальное право
· Административное право
· Правоохранительные органы
· Основы теории национальной безопасности
· Прокурорский надзор
· Государственно-правовые режимы
· Правовые основы государственно-конфессиональных отношений
· Правовые основы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
· Правовые формы и методы государственного управления
· Сравнительное правоведение
· Сравнительное государствоведение
· Правовое регулирование в сферах и отраслях государственного управления
· Государственное регулирование экономики
· История, теория и защита прав человека
· Теория правового статуса личности
· дисциплины, изучающие основные отрасли современного отечественного права.
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:
знания:
· основных этапов отечественной истории, их хронологических рамок, основных событий и главных исторических деятелей;
· основного содержания реформ, обуславливавших эволюцию органов государственного управления и местного самоуправления в России на разных этапах ее истории;
· основных черт, характеризующих эволюцию социальной структуры российского общества и положения основных социальных групп (сословий и классов);
· основных причин и последствий реформ и революций в России;
· названия и общей характеристики основных правовых актов, регулирующих общественные отношения в России на различных этапах истории:
· основ правоведения.
умения:
· определять причинно-следственные связи в историческом процессе;
· выделять ключевые понятия в тексте гуманитарной направленности;
· работать с тестовыми заданиями историко-правового содержания;
· проводить анализ текста или выступления по заданным критериям;
· подбирать и логически выстраивать материал (информацию) по заданной теме.
готовности:
· к расширению своих знаний по истории отечественного государства и права;
· к подготовке выступлений по заданным темам при соблюдении заданных требований.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных компетенций
профессиональных компетенций (ПК):
в области экспертно-консультационной деятельности:
в области научно-исследовательской деятельности:
в области педагогической деятельности:
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) Знать:
2) Уметь:
3) Владеть / быть в состоянии продемонстрировать
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (1 з.е. = 36 часов), 216 часов.
Структура учебной дисциплины
- Разделы (темы) учебной дисциплины | - Аудиторные занятия | - Всего часов на аудиторную работу | - Самостоя-тельная работа студента | - Формируемые компетенции | - Формы текущего и рубежного контроля успеваемости* | ||
- Лекции | - Практические/семинарские занятия | - ОК | - ПК | ||||
1. История государства и права России как наука и учебная дисциплина | - 2 | - 2 | - 4 | - 2 | - ОК-5, ОК-6 - | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование |
2. Государство и право в Древней Руси (IX-XII вв.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
3. Государство и право русских земель в условиях феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию - |
4. Образование русского централизованного государства и развитие права в XIV-I пол.. XVI вв. | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
5. Русское государство и право в условиях сословно-представительной монархии (II пол. XVI-XVII вв.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
6. Государство и право России в период становления абсолютизма в I пол. XVIII в. | - 4 | - 4 | - 8 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
7. Государство и право России в условиях «просвещенного абсолютизма» II пол. XVIIIв. | - 2 | - 2 | - 4 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
8. Эволюция государства и права России в I пол. XIX в. | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
9. Формирование буржуазного государства и права в России во II пол. XIX в. | - 4 | - 4 | - 8 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
10. Государство и право России в начале XX в. | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Тестирование - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
11. Развитие государства и права в России после свержения монархии (март-октябрь 1917 г.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 2 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16, - ОК-7, ОК-12 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка участия в семинаре-диспуте |
12. Формирование основ советского государства и права (октябрь 1917-1920-й гг.) | - 4 | - 4 | - 8 | - 8 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
13. Развитие советского государства и права в 1920-е гг. | - 4 | - 4 | - 8 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
14. Советское государство и право в 1930-е – нач. 1940-х гг. | - 4 | - 4 | - 8 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
15. Советское государство и право в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | - 4 | - 4 | - 8 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
16. Развитие советского государства и права в послевоенный период (II пол. 1940-х – нач. 1950-х гг.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
17. Эволюция советского государства и права во II пол. 1953 – I пол.1964 гг. в условиях «хрущевской оттепели» | - 4 | - 2 | - 6 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
18. Советское государство и право в условиях «умеренно-консервативного социализма» (кон. 1964-нач. 1985 гг.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка выполнения заданий к семинарскому занятию |
19. Изменение в советской системе государства и права в условиях «перестройки» (апрель1985-1991 гг.). | - 4 | - 2 | - 6 | - 6 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ОК-7, ОК-12 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка участия в семинаре-диспуте |
20. Изменения в системе государства и права в России после распада СССР. Формирование современной системы государства и права РФ (1992-2010 гг.) | - 2 | - 2 | - 4 | - 4 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ОК-7, ОК-12 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка участия в семинаре-диспуте |
21. Развитие государственно-правовой системы в России и ее роль в обеспечении государственной и национальной безопасности. | - - | - 4 | - 4 | - 10 | - ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-9 - ОК-14, ОК-16 - ОК-7, ОК-12 | - ПК-8, ПК-9 - ПК-26, ПК-28 - ПК-29, ПК-30 | - Оценка участия в конкурсе презентаций |
- Итого: 216часа | - 56 | - 56 | - 112 | - 104 - (в том числе ИРС-11ч.) | - | - | - |
Форма итогового контроля: реферат, экзамен.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Предмет и методы исследования. Основные понятия и категории. Взаимосвязь с историческими и юридическими науками. Периодизация развития государства и права России. Виды источников права.
Цель, задачи, междисциплинарные связи и структура учебного курса. Методика самостоятельной и аудиторной работы студентов.
План семинарского занятия 1
Тема: История отечественного государства и права как наука и учебная дисциплина
(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Основные понятия и категорииистории отечественного государства и права.
2. Виды источников права.
3. Методика самостоятельной и аудиторной работы, критерии оценки результатов.
Источники, обязательные к изучению:
1. Рабочая программа учебной дисциплины История государства и права России. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012.
2. Методические рекомендации по написанию рефератов
Дата: 2016-10-02, просмотров: 284.