УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________ института
_____________/____________/
«_____» _____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина | Б3.В.8 Политическая и юридическая мысль прошлого |
(индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом) | |
Укрупненная группа | 40.00.00. «Юриспруденция» (номер и наименование укрупненной группы) |
Направление | 40.03.01 «Юриспруденция» (номер и наименование направления, специальности) |
Институт | юридический |
Кафедра | истории государства и права |
Красноярск
РАБОЧАЯ программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе 40.00.00. Юриспруденция» направления (специальности) 40.03.01. «Юриспруденция»
Программу составил доцент кафедры истории государства и права Е. Ю. Тихонравов
Заведующий кафедрой Дробышевский С. А.
«___» __________2015 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории государства и права
«____»_____________2015 г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой Дробышевский С. А.
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ
«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________
Председатель НМСФ
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения: ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________
«____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой ______________________________________________
(фамилия, и.о., подпись)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель преподавания дисциплины
Цель преподавание дисциплины «Политическая и юридическая мысль прошлого» состоит в формировании у студентов твердого представления об истории политико-правовых учений, основных закономерностях возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, государственной власти и политике, а также в развитии у обучающихся навыков самостоятельного анализа идей, концепций, учений и теорий, охватываемых данным курсом. Вдобавок эта дисциплина призвана помочь студентам понять историю государства и права России и зарубежных стран, теорию государства и права, а также отраслевые правовые дисциплины. Ведь только на базе знания политической и правовой мысли прошлого возможно верно уяснить конкретные факты истории государства и права, понятия и закономерности современной теории государства и права, нынешнее состояние отраслевых правовых наук. Что касается последних, то так обстоят дела потому, что их история входит в политическую и правовую мысль прошлого.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачами курса являются, во-первых, усвоение и закрепление студентами основных понятий, идей и концепций прошлого, позволяющих верно уяснить историю государства и права России и зарубежных стран; современную теорию государства и права, а также отраслевые юридические дисциплины; во-вторых, выработка у обучающихся самостоятельной оценки указанных понятий, идей и концепции с научных позиций.
По окончании изучения дисциплины «Политическая и юридическая мысль прошлого» студент должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
б) профессиональными (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Межпредметная связь
«Политическая и юридическая мысль прошлого» входит в число дисциплин профессионального цикла направления «Юриспруденция». Место курса в системе юридического образования определяется тем, что в его рамках студенты, опираясь на классические теоретические политико-правовые идеи, систематизируют собственные представления о праве, государстве и политике.
Изучение данной дисциплины тесно связано с освоением курсов теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, отраслевых правовых дисциплин.
В процессе изучения курса теории государства и права студенты изучают общие закономерности правового регулирования и функционирования государства, формируют свой профессиональный понятийно-категориальный аппарат. Овладение базовой юридической терминологией позволяет более грамотно подходить к изучению и оценке политико-правовых доктрин прошлого. В свою очередь знание последних позволяет глубоко уяснить современную теорию государства и права.
Изучение истории отечественного государства и права дает возможность обобщения российского опыта разработки и утверждения политической идеологии, формирования научных воззрений отечественных философов и юристов. Однако практика функционирования российского государства и права в прошлом может быть понята лишь при знании политических и юридических идей, которые в ней воплощались.
В курсе истории государства и права зарубежных стран студенты получают общие сведения о закономерностях появления и развития государственно-правовых институтов, присущих другим народам. Эти знания дают возможность комплексно и объективно оценивать классические теоретические представления о праве, государстве и политике. Вместе с тем такие воззрения позволяют понять практику исторического развития политических и юридических институтов, которая в упомянутых взглядах реализовалась.
Изучение истории отраслевых правовых дисциплин, являющееся составной частью курса «Политическая и юридическая мысль прошлого», позволяет верно понять их тенденции развития. Вот почему познание правовой мысли прошлого позволяет наметить пути совершенствования отраслевых правовых дисциплин.
Познание курса «Политическая и юридическая мысль прошлого» способствует формированию мировоззрения юриста-профессионала. В частности, знание классических теоретических воззрений на право, государство и политику способствует укреплению правового и политического сознания будущего выпускника.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. (72 ч.) | 2 з.е. (72 ч.) |
Аудиторные занятия: | 1 з.е. (36 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
лекции (Л) | 0,3 з.е.(10ч.) | 0,3 з.е.(10ч.) |
семинарские занятия (СЗ) | 0,7 з.е. (26 ч.) | 0,7 з.е. (26 ч.) |
Самостоятельная работа (СР): | 1 з.е. (36 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
Изучение теоретического материала (ТО) | 1 з.е. (36 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
Итоговый контроль (зачет, экзамен) | зачет |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. (72 ч.) | 2 з.е. (72 ч.) |
Аудиторные занятия: | 0,3 з.е. (10ч.) | 0,3 з.е. (10ч.) |
лекции (Л) | 0,08 з.е. (2 ч.) | 0,08 з.е. (2 ч.) |
семинарские занятия (СЗ) | 0,22 з.е. (8 ч.) | 0,22 з.е. (8 ч.) |
Самостоятельная работа (СР): | 1,61 з.е. (58 ч.) | 1,61 з.е. (58 ч.) |
Изучение теоретического материала (ТО) | 1,5 з.е. (54 ч.) | 1,5 з.е. (54 ч.) |
выполнение письменных работ (ПР) | 0,11 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) |
Итоговый контроль (зачет, экзамен) | зачёт |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
Очная форма обучения
№ п/п | Модули (разделы) дисциплины | Лекции (часы) | СЗ (часы) | СР (часы) | Реализуемые компетенции |
1. | Раздел 1. Политическая и юридическая мысль до XIX века. | 0,15 з.е. (5 ч.) | 0,32 з.е. (12 ч.) | 0,5 з.е. (18 ч.) | ОК–1 — ОК9; ПК–1, ПК–2, ПК–4, ПК–5, ПК–6, ПК–8, ПК–9, ПК–11, ПК–12, ПК–15, ПК–17, ПК–18, ПК–19 |
2. | 1.1. Введение в политическую и юридическую мысль прошлого | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | |
3. | 1.2. Политико-юридическое знание в Древнем мире | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,08 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
4. | 1.3. Политическое знание в учениях мировых религий | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
5. | 1.4. Европейская политическая и правовая мысль в XV – XVII вв. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
6. | 1.5. Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
7. | Раздел 2. Политическая и юридическая мысль в XIX – XX веках | 0,15 з.е. (5 ч.) | 0,38 з.е. (14 ч.) | 0,5 з.е. (18 ч.) | ОК–1 — ОК9; ПК–1, ПК–2, ПК–4, ПК–5, ПК–6, ПК–8, ПК–9, ПК–11, ПК–12, ПК–15, ПК–17, ПК–18, ПК–19 |
8. | 2.1. Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,08 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
9. | 2.2. Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX века. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,1 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
10. | 2.3. Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX века. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,1 з.е. (4 ч.) | 0,17 з.е. (6 ч.) | |
11. | 2.4. Из классической юриспруденции и политологии второй половины XX века. | 0,06з.е. (2 ч.) | 0,1 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
ИТОГО: | 0,3 з.е. (10 ч.) | 0,7 з.е. (26 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
Заочная форма обучения
№ п/п | Модули (разделы) дисциплины | Л (часы) | СЗ (часы) | СР (часы) | Реализуемые компетенции |
Раздел 1. Политическая и юридическая мысль до XIX века | 0,15 (2 ч.) | 0,75 з.е. (30 ч.) | ОК–1 — ОК9; ПК–1, ПК–2, ПК–4, ПК–5, ПК–6, ПК–8, ПК–9, ПК–11, ПК–12, ПК–15, ПК–17, ПК–18, ПК–19 | ||
1.1. Введение в политическую и юридическую мысль прошлого | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,15 з.е. (5 ч.) | |||
1.2. Политико-юридическое знание в Древнем мире | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,15 з.е. (5 ч.) | |||
1.3. Политическое знание в учениях мировых религий | 0,15 з.е. (5 ч.) | ||||
1.4. Европейская политическая и правовая мысль в XV – XVII вв. | 0,15 з.е. (5 ч.) | ||||
1.5. Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в. | (2 ч.) | 0,15 з.е. (5 ч.) | |||
Раздел 2. Политическая и юридическая мысль в XIX – XX веках | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,86 з.е. (28 ч.) | ОК–1 — ОК9; ПК–1, ПК–2, ПК–4, ПК–5, ПК–6, ПК–8, ПК–9, ПК–11, ПК–12, ПК–15, ПК–17, ПК–18, ПК–19 | ||
2.1. Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века. | (4 ч.) | 0,215 з.е. (7 ч.) | |||
2.2. Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX века. | (4 ч.) | 0,215 з.е. (7 ч.) | |||
2.3. Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX века. | 0,215 з.е. (7 ч.) | ||||
2.4. Из классической юриспруденции и политологии второй половины XX века. | 0,215 з.е. (7 ч.) | ||||
ИТОГО: | 0,3 з.е. (2 ч.) | 0,06 з.е. (8 ч.) | 1,61 з.е. (58 ч.) |
Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1. Политическая и юридическая мысль до XIX века (аудиторные занятия — 5 ч., 0,15 з. е.; самостоятельная работа — 18 ч., 0,5 з. е.)
Очная форма обучения
Общий объем практических (семинарских) занятий — 26 ч.
№ п/п | Номер темы | Наименование семинарского занятия (объем в часах) |
1. | Раздел 1. Политическая и юридическая мысль до XIX века (12 ч.) | |
2. | 1.1. | Введение в политическую и юридическую мысль прошлого (2 ч.) |
3. | 1.2. | Политико-юридическое знание в Древнем мире (2 ч.) |
4. | 1.3. | Политическое знание в учениях мировых религий (2 ч.) |
5. | 1.4. | Европейская политическая и правовая мысль в XV – XVII вв. (4 ч.) |
6. | 1.5. | Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в. (2 ч.) |
7. | Раздел 2. Политическая и юридическая мысль в XIX – XX веках (14 ч.) | |
8. | 2.1. | Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века (2 ч.) |
9. | 2.2. | Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX века (4 ч.) |
10. | 2.3. | Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX века (4 ч.) |
11. | 2.4. | Из классической юриспруденции и политологии второй половины XX века (4 ч.) |
Заочная форма обучения
Общий объем практических (семинарских) занятий — 8 ч.
№ п/п | Номер темы | Наименование семинарского занятия (объем в часах) |
1.5 | Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в. (2 ч.) | |
2.1 | Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века (2 ч.) | |
2.2 | Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX века (4 ч.) |
Самостоятельная работа
Выполнение самостоятельной работы по дисциплине «Политическая и юридическая мысль прошлого» предусмотрено для закрепления знаний на лекциях. Для студентов очной формы обучения самостоятельная работа представляет собой изучение теоретического материала (36 ч., 1 з. е.,). Для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа представляет собой изучение теоретического материала (54 ч., 1,5 з. е.) и выполнение письменной работы — рецензии на научную публикацию, посвященную анализу политических и юридических идей прошлого (4 ч., 0,11 з. е.). Более подробно вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, а также требования к письменным работам раскрыты в методических указаниях для самостоятельной работы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Литература
Основная литература
1. Дробышевский С. А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие. — М.: Норма, 2010. — 592 с.
2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 656 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=304783.
3. История политических и правовых учений России: Учебник / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 432 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=407570.
4. История политических и правовых учений: Учебник / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 704 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=453577.
5. Малахов В. П. История политических и правовых учений: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 478 с.
Дополнительная литература
6. Августин Блаженный. О граде Божием. М., 2000.
7. Азаркин Н. М. История юридической мысли Росси: Курс лекций / Н.М. Азаркин. М.: Юрид. лит., 1999.
8. Акмалова А. А. История политических и правовых учений: Учебное пособие / А.А. Акмалова, В.М. Капицин. М.: Юриспруденция, 2004.
9. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового развития: надежда и драма современной эпохи / С.С. Алексеев. М.: Статут, 2000.
10. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. М.: Статут, 1999.
11. Алексеев С. С. Философия права: история и современность, проблемы, тенденции, перспективы / С.С. Алексеев. М., 1999.
12. Алексеева Т.А. Современные политические теории: Учебник / Т.А. Алексеева. М.: МГИМО, 2001.
13. Американские федералисты: Избр. статьи. Бенсон, 1990.
14. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1999.
15. Арендт X. Истоки тоталитаризма: пер. с англ. / X. Арендт. М., 1996.
16. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М., 1993.
17. Артхашастра или наука политики. M.-JL, 1959.
18. Асмус В. Ф. История античной философии / В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1965.
19. Асмус В. Ф. Платон / В.Ф. Асмус. М., 1975.
20. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама: монография /А. Ахмедов. М., 1982.
21. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика / М.А. Бакунин. М., 1989.
22. Барнашов A. M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / A.M. Барнашов. Томск, 1988.
23. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М., 1990.
24. Габов Г. И. Общественно-политические и философские взгляды декабристов. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1954.
25. Графский В. Г. Политические и правовые взгляды русских народников / В.Г. Графский. М.,1993.
26. Графский В. Г.. История политических и правовых учений: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд – во Проспект, 2006. – 608 с.
27. Данилов С. Ю. Правовые демократические государства: Очерки истории / С.Ю. Данилов. М., 1997. Вып. 1.
28. Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право: историческое место и начало эволюции / С.А. Дробышевский. Красноярск, 1991.
29. Дробышевский С. А. Функциональная и генетическая связь государства и права / С.А. Дробышевский. Красноярск, 1982.
30. Дробышевский С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. — Красноярск: Краснояр. гос. ун‑т, 1995. — 296 с.
31. Дробышеский С. А. Научная мысль в поисках наилучшей политико-правовой системы: Учебное пособие / С.А. Дробышевский, Т.В. Будилина. Красноярск, 2000.
32. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. М.: Политиздат., 1990.
33. Жуманов Т. А. Основы политической науки. Ч. 1, 2, 3 / Т.Л. Жуманов: Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1997-1999.
34. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России / В.Д. Зорькин. М., 1978.
35. История политических и правовых учений: Древний мир. М., 1985.
36. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О. Э. Лейста. М.: МГУ, 2002.
37. Каддафи М. Зеленая книга / М. Каддафи. М., 1991.
38. Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: учебник. СПбГУ, 2007. – 854 с.
39. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект / Д.И. Луковская. Л., 1985.
40. Мамут Л. С. Карл Маркс как теоретик государства / Л.С. Мамут. М.: Юрид. лит., 1980.
41. Мухаев Р. Т. Политология / Р.Т. Мухаев. М.: Проспект. 2010.
42. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. М„ 1994.
43. Новгородцев П. И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991.
44. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1 / Л.И. Петражицкий. СПб., 1907.
45. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. Новосибирск, 1994.
46. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Сенека М., 1986.
47. Тонких В. А. История политической и правовой мысли России: Учеб. пособие для студентов вузов гуманитарных специальностей / В.А.Тонких, Ю.Л. Ярецкий. М.: Владос, 1999.
48. Философия права в России. История и современность / Отв. ред. В. Г. Графский. М.: Норма, 2009. — 320 с.
49. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб: Наука, 2001.
50. Хайек Ф. А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек. М., 1992.
51. Цицерон. Речи: В 2 т. Т. 1-2 / Цицерон. М„ 1962.
52. Чичерин Б. Н. История политических учений. Том 1.2006.
53. Шмитт К. Политическая теология / К. Шмитт. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
54. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
55. Юсим М. А. Этика Макиавелли / М.А. Юсим. М., 1990.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Перечень видов оценочных средств по дисциплине «Политическая и юридическая мысль прошлого» оформлен в приложении № 1 к рабочей программе.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________ института
_____________/____________/
«_____» _____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина | Б3.В.8 Политическая и юридическая мысль прошлого |
(индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом) | |
Укрупненная группа | 40.00.00. «Юриспруденция» (номер и наименование укрупненной группы) |
Направление | 40.03.01 «Юриспруденция» (номер и наименование направления, специальности) |
Институт | юридический |
Кафедра | истории государства и права |
Красноярск
РАБОЧАЯ программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по укрупненной группе 40.00.00. Юриспруденция» направления (специальности) 40.03.01. «Юриспруденция»
Программу составил доцент кафедры истории государства и права Е. Ю. Тихонравов
Заведующий кафедрой Дробышевский С. А.
«___» __________2015 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории государства и права
«____»_____________2015 г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой Дробышевский С. А.
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ
«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________
Председатель НМСФ
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения: ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры __________________
«____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой ______________________________________________
(фамилия, и.о., подпись)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель преподавания дисциплины
Цель преподавание дисциплины «Политическая и юридическая мысль прошлого» состоит в формировании у студентов твердого представления об истории политико-правовых учений, основных закономерностях возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, государственной власти и политике, а также в развитии у обучающихся навыков самостоятельного анализа идей, концепций, учений и теорий, охватываемых данным курсом. Вдобавок эта дисциплина призвана помочь студентам понять историю государства и права России и зарубежных стран, теорию государства и права, а также отраслевые правовые дисциплины. Ведь только на базе знания политической и правовой мысли прошлого возможно верно уяснить конкретные факты истории государства и права, понятия и закономерности современной теории государства и права, нынешнее состояние отраслевых правовых наук. Что касается последних, то так обстоят дела потому, что их история входит в политическую и правовую мысль прошлого.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачами курса являются, во-первых, усвоение и закрепление студентами основных понятий, идей и концепций прошлого, позволяющих верно уяснить историю государства и права России и зарубежных стран; современную теорию государства и права, а также отраслевые юридические дисциплины; во-вторых, выработка у обучающихся самостоятельной оценки указанных понятий, идей и концепции с научных позиций.
По окончании изучения дисциплины «Политическая и юридическая мысль прошлого» студент должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
б) профессиональными (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Межпредметная связь
«Политическая и юридическая мысль прошлого» входит в число дисциплин профессионального цикла направления «Юриспруденция». Место курса в системе юридического образования определяется тем, что в его рамках студенты, опираясь на классические теоретические политико-правовые идеи, систематизируют собственные представления о праве, государстве и политике.
Изучение данной дисциплины тесно связано с освоением курсов теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, отраслевых правовых дисциплин.
В процессе изучения курса теории государства и права студенты изучают общие закономерности правового регулирования и функционирования государства, формируют свой профессиональный понятийно-категориальный аппарат. Овладение базовой юридической терминологией позволяет более грамотно подходить к изучению и оценке политико-правовых доктрин прошлого. В свою очередь знание последних позволяет глубоко уяснить современную теорию государства и права.
Изучение истории отечественного государства и права дает возможность обобщения российского опыта разработки и утверждения политической идеологии, формирования научных воззрений отечественных философов и юристов. Однако практика функционирования российского государства и права в прошлом может быть понята лишь при знании политических и юридических идей, которые в ней воплощались.
В курсе истории государства и права зарубежных стран студенты получают общие сведения о закономерностях появления и развития государственно-правовых институтов, присущих другим народам. Эти знания дают возможность комплексно и объективно оценивать классические теоретические представления о праве, государстве и политике. Вместе с тем такие воззрения позволяют понять практику исторического развития политических и юридических институтов, которая в упомянутых взглядах реализовалась.
Изучение истории отраслевых правовых дисциплин, являющееся составной частью курса «Политическая и юридическая мысль прошлого», позволяет верно понять их тенденции развития. Вот почему познание правовой мысли прошлого позволяет наметить пути совершенствования отраслевых правовых дисциплин.
Познание курса «Политическая и юридическая мысль прошлого» способствует формированию мировоззрения юриста-профессионала. В частности, знание классических теоретических воззрений на право, государство и политику способствует укреплению правового и политического сознания будущего выпускника.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. (72 ч.) | 2 з.е. (72 ч.) |
Аудиторные занятия: | 1 з.е. (36 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
лекции (Л) | 0,3 з.е.(10ч.) | 0,3 з.е.(10ч.) |
семинарские занятия (СЗ) | 0,7 з.е. (26 ч.) | 0,7 з.е. (26 ч.) |
Самостоятельная работа (СР): | 1 з.е. (36 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
Изучение теоретического материала (ТО) | 1 з.е. (36 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
Итоговый контроль (зачет, экзамен) | зачет |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 з.е. (72 ч.) | 2 з.е. (72 ч.) |
Аудиторные занятия: | 0,3 з.е. (10ч.) | 0,3 з.е. (10ч.) |
лекции (Л) | 0,08 з.е. (2 ч.) | 0,08 з.е. (2 ч.) |
семинарские занятия (СЗ) | 0,22 з.е. (8 ч.) | 0,22 з.е. (8 ч.) |
Самостоятельная работа (СР): | 1,61 з.е. (58 ч.) | 1,61 з.е. (58 ч.) |
Изучение теоретического материала (ТО) | 1,5 з.е. (54 ч.) | 1,5 з.е. (54 ч.) |
выполнение письменных работ (ПР) | 0,11 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) |
Итоговый контроль (зачет, экзамен) | зачёт |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
Очная форма обучения
№ п/п | Модули (разделы) дисциплины | Лекции (часы) | СЗ (часы) | СР (часы) | Реализуемые компетенции |
1. | Раздел 1. Политическая и юридическая мысль до XIX века. | 0,15 з.е. (5 ч.) | 0,32 з.е. (12 ч.) | 0,5 з.е. (18 ч.) | ОК–1 — ОК9; ПК–1, ПК–2, ПК–4, ПК–5, ПК–6, ПК–8, ПК–9, ПК–11, ПК–12, ПК–15, ПК–17, ПК–18, ПК–19 |
2. | 1.1. Введение в политическую и юридическую мысль прошлого | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | |
3. | 1.2. Политико-юридическое знание в Древнем мире | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,08 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
4. | 1.3. Политическое знание в учениях мировых религий | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
5. | 1.4. Европейская политическая и правовая мысль в XV – XVII вв. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
6. | 1.5. Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,06 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
7. | Раздел 2. Политическая и юридическая мысль в XIX – XX веках | 0,15 з.е. (5 ч.) | 0,38 з.е. (14 ч.) | 0,5 з.е. (18 ч.) | ОК–1 — ОК9; ПК–1, ПК–2, ПК–4, ПК–5, ПК–6, ПК–8, ПК–9, ПК–11, ПК–12, ПК–15, ПК–17, ПК–18, ПК–19 |
8. | 2.1. Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,08 з.е. (2 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
9. | 2.2. Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX века. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,1 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
10. | 2.3. Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX века. | 0,03 з.е. (1 ч.) | 0,1 з.е. (4 ч.) | 0,17 з.е. (6 ч.) | |
11. | 2.4. Из классической юриспруденции и политологии второй половины XX века. | 0,06з.е. (2 ч.) | 0,1 з.е. (4 ч.) | 0,11 з.е. (4 ч.) | |
ИТОГО: | 0,3 з.е. (10 ч.) | 0,7 з.е. (26 ч.) | 1 з.е. (36 ч.) |
Заочная форма обучения
№ п/п | Модули (разделы) дисциплины | Л (часы) | СЗ (часы) | СР (часы) | Реализуемые компетен< Дата: 2016-10-02, просмотров: 195. |