Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, чтометод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Таким образом, метод как определенноесредство может касаться любой сферы человеческой деятельности, в том числе и такой ее разновидности, как исследовательская, познавательная деятельность. (В пер. с греческого «methodos» означает «способ, путь следования».)
Метод в науке, в научной деятельности — этознание, с помощью которого добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться кактеория (разрабатываемое знание), а в другом - какметод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это в полной мере относится к общей теории права и государства, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.
Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко:
а) какучение о методе;
б) каксистема методов, используемых в той или иной науке, теории.
В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежитфилософия, законы и категории которой являютсявсеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующиеаспекты методологической роли философии:
а) законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государстванепосредственно (например, формы и содержания правоотношения);
б) в рамках философии разрабатываетсяобщее учение о методе - теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: методы анализа и синтеза, качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т. п.;
в) философское знание являетсябазой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства.
Переходными от философских категорий к специально-научным понятиям являются так называемыеобщенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучными являются категориисистемы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др. Общенаучные категории - это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретическим основанием новых методологических подходов - системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др.
Специфическим общенаучным методом являетсяматематический, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. Практика использования философских и общенаучных методов в исследовании права и государства обусловливает появление в содержании этих методов характерных, специфических элементов, и они предстают в видеисторико-правового метода, методасравнительного право- и государствоведения, методаправового моделирования и др. В таком виде они обретают в правоведении названиечастных методов правовой науки, являясь, по существу, специфическим преломлением общефилософских и общенаучных методов.
Частнонаучные методы правоведения и, в частности, общей теории права и государства могут складываться ипутем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук - статистики, социологии, кибернетики, психологии и др. Метод социологии, например, сам является комплексным и включает в себя математический, статистический методы, метод социального эксперимента.
В правовой методологии выделяют категориюспециальных методов, к которым относят, в частности,формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) иметод толкования. Иногда к этой группе относятсравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования -догме Права. Толкование же права отличает его особая цель - практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.
Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительное правоведение представляет собой, по существу, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции 158 греческих и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может бытьсинхроническим (синхронным) идиахроническим (сравнительно-историческим).
Метод сравнения включает в себя следующие этапы:
а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;
б) сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;
в) оценку результатов.
По своей природе метод сравнительного право- и государствоведения являетсякомплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя формально-логические, специально-юридические и другие приемы.
Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований- социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Правосоциологический метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы используются традиционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.
Большое значение для познания общих закономерностей права и государства имеетметод аналогии, который лежит в основе иметода моделирования,иметода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели – бытьаналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, то есть выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение - к другому (прототипу, то есть моделируемому явлению).
В методологии правоведения еще не полностью оцененметод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путемнадежных аналогий, то есть распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.