Термин«государственный аппарат» в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. Вшироком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие «государственный аппарат» равно по объему понятию «механизм государства». Вместе с тем, думается, что для обозначения всей системы органов государства и должностных лиц термин «механизм государства», несмотря на его традиционность, не очень подходит: «механизм» есть совокупность динамических закономерностей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие того или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для характеристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерностей функционирования государства.
Вузком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.
Наряду с органами государственного управления (органами исполнительной государственной власти) в системе органов государства выделяют законодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют «силовые» органы: армию, полицию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в государственный аппарат (систему органов государственного управления).
Следует иметь в виду, чтосистема органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:
а)органы государства;
б)государственные учреждения;
в)государственные предприятия.
Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако,администрации этих предприятий и учреждений включаются в общую систему государственных органов.
Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входяторганы местного самоуправления.
Наряду с государственными органами выделяютдолжностных лиц государства. «Должностное лицо» - это не некое физическое лицо, а «индивидуальный» элемент государства, своего рода «индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетенцию. «Должностное лицо» можно понимать как ячейку в системе государства, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное физическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо России - Президент.
Длягосударственного органа характерны следующиепризнаки:
- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;
- государственный орган есть элемент государства;
- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
- государственный орган есть разновидность государственной организации;
- от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;
- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;
- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;
- каждый государственный орган имеет свои функции.
Подпринципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования».
Говоря о принципах формирования и деятельности государственного аппарата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов государства. К таким принципам в литературе относят:
-принципприоритета прав человека;
- принципзаконности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
- принципдемократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
- принциппрофессионализма государственных служащих, включающий требованиепрофессиональной этики;
- принципгласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
- принципиерархичности в построении и принципсубординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся вподчиненностииподотчетности нижестоящего органа вышестоящему;
- принципкоординации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;
-принципсочетания коллегиальности и единоначалия,
- принципсочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 223.