Тема 4. Субъекты трудового права.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические рекомендации

Изучение данной темы следует начать с ответа на вопрос: что такое трудовое правоотношение? Для этого необходимо определить, кто является участниками (субъектами) этого правоотношения, каковы их права и обязанности (содержание правоотношения) и как воз­никают трудовые правоотношения.

Субъектами трудового правоотношения являются работники (физические лица) и работодатели (юридические лица, индивидуальный предприниматель или гражданин). Чтобы стать субъек­том трудового правоотношения гражданину необходимо обладать трудовой правоспособностью и дееспособностью. Они неразрывно связаны (праводееспособность), поскольку способность к труду не­отделима от личности человека и труд может выполняться только им лично, а не его представителем, что допускается в гражданском праве.

Необходимо обратить внимание и на то, что спо­собность к труду рассматривается как фактическая способность к систематическому труду, которая наступает с достижением опреде­ленного возраста. Нужно знать в каких статьях ТК РФ установлен возраст, при достижении которого лицо может быть принято на рабо­ту и действуют ли исключения из этих правил. Бесспорно, что в отли­чие от гражданской правоспособности, возникающей с момента рож­дения, трудовая праводееспособность установлена законом при дос­тижении определенного возраста, который надлежит знать. Кроме этого, необходимо уяснить, что фактическая способность к труду (трудоспо­собность) человека зависит от его физических и умственных (психических) возможностей, но не может ограничить трудовую праводееспособность. Лица, признанные инвалидами и по рекомендации соот­ветствующих медицинских органов утратившие способность к выпол­нению данной работы, могут выполнять другие виды труда. Точно также душевнобольные, сохранившие способность к труду, обладают трудо­вой праводееспособностью, за исключением случаев, когда в связи с болезнью они полностью утратили трудоспособность, например, не в состоянии соразмерять свои действия с окружающими их людьми, не могут разумно выражать волю. Следовательно, такие различия между гражданами как трудоспособность, возраст не должны влиять на трудовую праводееспособность, поскольку все граждане обладают равной трудовой праводееспособностью. Иначе эти различия как и другие по признаку пола, национальности, иму­щественного положения и другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников - могут выступать как дискри­минационные моменты.

Нужно обратить особое внимание на запрещение дискриминации в трудовых отношениях (ст. 37 Конституции РФ и ст. 3 ТК РФ). Нужно уяснить, что не являются дискриминацией: различия, исключения, предпоч­тения и ограничения, которые определяются свойственными дан­ному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государ­ства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Об ограничении равной для всех трудовой праводееспособности можно говорить лишь применительно к тем лицам, которые по приговору суда лишены права заниматься определенной дея­тельностью или занимать определенную должность. Во всех иных случаях необходимо выявить границы трудовой праводееспособности. Такие границы устанавливаются, исходя из интересов личности либо с уче­том общественных интересов.

Другим субъектом трудового правоотношения является работодатель. В качестве работодателя может выступать любая органи­зация, осуществляющая деятельность, связанную с предоставлением гражданам работы. Для реализации этой деятельности организация должна обладать правоспособностью, содержание кото­рой определяется целями и задачами, поставленными при ее созда­нии.

Организация создается как юридическое лицо, правоспособность которого возникает в момент создания, то есть его государственной регистрации. С момента регистрации организация приобретает и тру­довую правоспособность в качестве работодателя. Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что участником (субъектом) трудового правоотношения в качестве работодателя может выступать и физическое лицо.

В любом правоотношении взаимные позиции его участников (правовое положение) определяются теми субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют содержание пра­воотношения. В трудовом правоотношении его содержание составля­ют определенные права и обязанности, которые приобретают его субъ­екты с момента возникновения этого правоотношения. Правам одного субъекта соответствуют обязанности дру­гого субъекта. В этой связи необходимо проанализировать ст. 21 и 22 ТК РФ, в которых закрепляются основные права и обязанности работника и работодателя.

Задача 1.

Государственный правовой инспектор труда при проверке со­блюдения трудового законодательства на муниципальном унитарном предприятии обнаружил, что на предприятии работают лица, принятые без согласия выборного профсоюзного органа. В частности, в цехах работают 7 подростков в возрасте до 16 лет, принятые на работу директором единолично. Кроме того, мастер литейного участка назначен на должность вопреки мнению трудового коллектива участка.

Допущены ли нарушения трудового законодательства директором предприятия?

Задача 2.

Супруга инженера Беляева обратилась к директору АО "Вымпел", где он работал, и просила оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился заработную плату Беляева выдавать ежемесячно не ему, а его супруге. Узнав об этом, Беляев обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая правоспособность ра­ботника при изложенных обстоятельствах? Как решить данный спор?

Задача 3.

15-летний Воробьев поступил на работу в качестве уче­ника слесаря. Его отец потребовал от директора уволь­нения своего сына, так как тот поступил на работу вопреки запрету родителей. Семья материально обеспечена, и подрос­ток, как заявил отец Воробьева, должен учиться в общеобразовательной школе и закончить 11 классов. Вызванный в кабинет директора Воробьев заявил отцу и директору завода, что он желает приобрести рабочую профессию и намеревается продолжать учебу, поступив в вечернюю общеобразовательную школу.

Как должен поступить директор? Могут ли родители потребовать прекращения трудовых правоотношений их несовершеннолетних детей?

Задача 4.

Профсоюзный комитет ЗАО поставил перед генеральным директором вопрос о наложении дисциплинарного изыскания на на­чальника цеха, который без разрешения профкома систематически привлекает рабочих к сверхурочным работам и, несмотря на неоднократные предупреждения, не выполняет мероприятия по охране труда. Генеральный директор отказался выполнить требова­ния профкома, ссылаясь на то, что начальник цеха обеспечивает выполнение производственного задания в своем цехе и не заслужи­вает дисциплинарного взыскания.

Какую юридическую силу имеет требование выборного профсоюзного органа о привлечении к ответственности руководящих работников? Какие меры может предпринять профсоюзный комитет, если считает необходимым ос­вободить данного работника от занимаемой должности?

Задача 5.

Директор ООО обратился в представительный орган первичной профсоюзной организации для получения мотивированного мнения об увольнении по п.3 ст. 81 ТК РФ товароведа Михайловой ввиду отсутствия у нее достаточного опыта и знаний. Профсоюзный орган в согласии отказал. После этого директор обратился в вышестоящий профсоюз­ный орган (территориальную организацию профсоюза) с просьбой обязать первичную профсоюзную организацию ООО дать согласие на увольнение Михайловой, поскольку она не справ­ляется со своими обязанностями.

Правильно ли действовали директор и представительный орган первичной профсоюзной организации ООО?

Задача 6.

В юридическую консультацию профсоюзов обратился член представительного органа работников ООО Кулешов с просьбой уточнить, какие полномочия у работников в области управления трудом и в сфере социального развития, а также есть ли у него права участвовать в управлении организацией. Дайте ответ Кулешову.

Задача 7.

Ткачиха Сидорова, мать подростка Сидорова Коли, 14-ти лет, обратилась к директору ткацкой фабрики с просьбой принять ее сына на работу в июне- августе. Свою просьбу она мотивировала тем, что ее сын хочет летом подработать, а на складе готовой продукции свободна должность упаковщика и заведующий складом не возражает против приема ее сына на эту работу. Директор фабрики ответил Сидоровой, что вынужден ей отказать, так как по закону на работу могут быть приняты лица, которым исполнилось 16 лет. Кроме того, он пояснил, что упаковка тканей требует затяжки кип металлической лентой на прессе и он опасается несчастного случая.

С какого возраста возможен прием на работу? Может ли Сидорова заключить трудовой договор от имени своего сына? Соответствует ли закону отказ в приеме на работу?

Задача 8.

Вправе ли индивидуальный предприниматель уполномочить одного из своих работников во время своего отсутствия заключать трудовые договоры, а также подписывать приказы о приеме на работу и увольнении?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.). Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября1973г. № 4812-VIII // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831).

Конвенция Международной Организации Труда № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.). Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX // Библиотечка Российской газеты. 1999. Вып. № 22-23.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст.3. Раздел 1.

Федеральный закон от 14 апреля 1995 "Об общественных объединениях" // Российская газета. 1995. 25 мая.

Федеральный закон от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гаран­тиях их деятельности" // Российская газета. 1996. 20 января.

Федеральный закон от 27 ноября 2002г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2002. № 48. С. 4741.

Литература

Бондаренко Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юридические факты // Журнал российского права. 2003. № 1.

Ершова, Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации / Е.А. Ершова. - М.: РАП, 2008.

Зайцева О.Б. Гражданство как основание для субъектной дифференциации правового регулирования трудовых отношений // Трудовое право в России и за рубежом, 2010, N 1

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. - М.: "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Издательский Дом «Городец», 2008.

Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.

Сойфер В.Г. Судьба и проблемы трудового коллектива // Законодательство и экономика. 2004. № 7.

Трудовое право России. Учебник. Под ред. А. М. Куренного.- М.: Юристъ, 2010.

Харитонов М.М. Множественность лиц на стороне работодателя в трудовых обязательствах // Российский юридический журнал, 2010, N 2

Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. Трудовое право России. – М.: Юрайт, 2012.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 310.