Классификация ЗПР К.С.Лебединской.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:

  1. конституционального происхождения;
  2. соматогенного происхождения;
  3. психогенного происхождения;
  4. церебрально – органического генеза.

 

К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.

Задержка психического развития самотогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.

При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально – органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).

Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симтомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии).

При ЗПР церебрально – органического генеза имеется незрелость как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности, - ЗПР подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально – волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.

Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушение психичесого развития характеризуется направлением «снизу вверх».

Недостаточный уровень развития навыков, знаний и умений педагогически запущенного ребенка обусловлен не органическим повреждением ЦНС, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной депривации.

Задержка психического развития

 

По общепринятой в дефектологии, психологии и психиатрии классификации К.С.Лебединской, выделяют 4 варианта задержки психического развития (ЗПР): 1. Задержка психического развития конституционального происхождения. При этом типе ЗПР для ребёнка характерен инфантильный тип телосложения, инфантильные проявления мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребёнка более младшего возраста: яркости и живости эмоций, преобладанию эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Ребёнок неутомим в игре и, в то же время, быстро пресыщается интеллектуальной деятельностью. 2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.В этом случае эмоциональная незрелость обусловлена длительными, часто хроническими, заболеваниями (пороком сердца, бронхиальной астмой и т.д.). Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, неуверенность. Из-за многочисленных ограничений и запретов, связанных с состоянием здоровья ребёнка, к этим особенностям добавляется инфантилизация из-за гиперопеки. 3. Задержка психического развития психогенного происхождения.Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, к которым относят безнадзорность, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребёнка. 4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.Данный тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями протекания беременности и родов, инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы в первые годы жизни. Эти причины сходны с предпосылками возникновения олигофрении - стойкого необратимого психического недоразвития. Однако ЗПР связана с более поздними, экзогенными (то есть носящими внешний, а не внутренний характер) повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной степени пройдена и нет опасности их грубого недоразвития. Дети с ЗПР церебро-органического происхождения, имеют развёрнутую нейропсихологическую симптоматику. Нейропсихологи условно делят этих детей на 2 группы: 1)нарушение психических функций носит динамический характер, то есть обусловлены повышенной истощаемостью, трудностями автоматизации движений и действий. - Так, при исследовании тонкой моторики и проб на динамический праксис наблюдаются трудности автоматизации движений, связанные с повышенной истощаемостью и резко усиливающиеся при утомлении. - В графических пробах, в том числе, при письме, при истощении иногда возникает тремор, появляется микро - или макрография (резкое уменьшение или, соответственно, увеличение размера букв). - Расстройства речевого внимания приводит к трудностям дифференциации словв речевом потоке. - Отмечаются трудности механического запоминания информации. - Регуляторные функции нарушаются в звене контроля. Особенно показательны конфликтные задания, выполнение которых страдает из-за импульсивности. Однако при этом дети правильно повторяют инструкцию, верно оценивают ошибки. - У ребёнка не наблюдается первичных нарушений зрительного гнозиса, конструктивного праксиса или фонематического слуха. - Выявленные у таких детей нейродинамические трудности снимаются при усилении речевой регуляции (в громком проговаривании в процессе выполнения действия). 2)наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдается первичная дефицитарность ряда высших психических функций: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой моторики. - Характер нейродинамических нарушений выражен грубее, чем у детей 1 группы: явления повышенной лабильности и истощаемости перекрывались инертностью наряду с появлением персевераций (трудно контролируемых повторяющихся действий - например, написанием 4 подряд букв "О" в слове "пообедал"). - В пробах на зрительный гнозис возникают трудности восприятия усложнённых вариантов предметных изображений, а также букв. - В пробах на праксис часто наблюдаются персеверации при переключении с одного действия на другое. - При исследовании пространственного праксиса часто отмечались плохая орментировка в "правом" и "левом", зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных букв и цифр. - При исследовании речевых процессов нередко обнаруживаются расстойства речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, затруднения в построении развёрнутой фразы, малая речевая активность. - Нарушения регуляции проявляются не только в звене контроля, как у детей 1 группы, но и на этапе программирования в связи с большей выраженностью и грубостью нейродинамических расстройств, недостаточностью речи и других корковых функций.

 

19. Дефект, структура дефекта по л. с. выготскому

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 389.