ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет управления
Реферат по истории экономических учений
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ СМИТИАНСТВА В ТРУДАХ
Н.ТРЕТЬЯКОВА И С.ДЕСНИЦКОГО
Выполнил: студент 21 группы
факультета управления
ИВАНОВ Николай Иванович
Преподаватель: кандидат экономических наук,
доцент ПАВЛОВ Иван Сергеевич
Архангельск
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Занятие 1 (2 часа)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Меркантилизм в Западной Европе. Основные этапы его развития.
2. Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции. Экономические взгляды У.Петги и П. де Буагильбера.
3. Экономическое учение физиократов. "Экономическая таблица" Ф.Кенэ. 3. Английская классическая школа политической экономии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приведен в планах семинарских занятий для студентов дневного отделения (занятия 1-2).
Занятие 2 (4 часа)
ГЕНЕЗИС ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Возникновение марксистской политической экономии. Теории стоимости, капитала и прибыли К.Маркса.
2. Маржиналистская революция. Австрийская школа.
3. Генезис неоклассического направления в экономической теории.
4. Американский институционализм.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приведен в планах семинарских занятий для студентов дневного отделения (занятия 3-8).
Занятие 3 (2 часа)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса:
а) Теория предельной склонности к потреблению и мультипликатор.
б) Проблема занятости.
в) Концепция управления спросом.
2. Американский монетаризм. М.Фридмен и его экономические концепции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приведен в планах семинарских занятий для студентов дневного отделения (занятия 10-12).
Занятие 4 (2 часа)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Идеи меркантилизма в России.
2. Социально-экономические воззрения декабристов.
3. Экономические взгляды народников.
4. Русская дореволюционная академическая и университетская экономическая наука.
5. Отечественная экономическая наука в 1920-30-е гг.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приведен в планах семинарских занятий для студентов дневного отделения (занятия 14-16).
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
1. Экономические идеи гракховского аграрного движения.
2. "Земледелие" Катона Старшего и "Сельское хозяйство" Варрона.
3. Экономические идеи "Салинеской правды" и "Капитулярия о виллах".
4. Экономические идеи "Русской правды".
5. Хозяйственные принципы "Домостроя".
6. Ермолай Еразм о крестьянах, крестьянском труде, формах и размерах земельной ренты.
7. Поиски "справедливой цены" Фомой Аквинским и канонистами.
8. Взгляды меркантилистов на природу денег и денежного обращения.
9. Трудовая теория стоимости и основные этапы ее развития.
10. Вклад школы физиократов в становление экономической науки.
11. Место земельной ренты в экономической системе физиократов.
12. Физиократы об определяющей роли сельского хозяйства и земледельческого труда в формировании богатства и благосостояния государства.
13. Классическая политическая экономия о роли и механизме рынка.
14. Адам Смит как основатель экономической науки.
15. "Невидимая рука" Адама Смита, ее позитивная и этическая суть.
16. Адам Смит как апологет рыночной экономики.
17. Теория земельной ренты А.Смита.
18. Д.Рикардо о свободе торговли и принципах налогообложения.
19. Анализ земельной ренты у Д.Рикардо.
20. Теория распределения Д.Рикардо.
21. Теория внешней торговли Д.Рикардо.
22. А.Смит и Д.Рикардо о целях, инструментах и последствиях протекционистских мер по защите национальных рынков сельскохозяйственной продукции.
23. Экономическая теория К.Маркса.
24. Учение о земельной ренте К.Маркса.
25. Марксова модель механизма конкуренции и формирования рыночной стоимости.
26. Проблемы распределения, социальной справедливости и равенства в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса.
27. Марксизм об экономических предпосылках и причинах "социалистической революции", основных чертах экономической системы социализма и коммунизма.
28. Место теории предельной полезности в экономической науке.
29. Теория производительных благ и издержек производства австрийской
школы.
30. Теория общего равновесия Л.Вальраса.
31. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию.
32. А.Маршалл о предмете, основных целях и проблемах экономической науки.
33. Неоклассическая теория рынка.
34. Варианты синтеза теорий трудовой стоимости и предельной полезности (Дж.С.Миль, М.И.Туган-Барановский, А.Маршалл).
35. Т.Веблен и его "Теория праздного класса".
36. У.Митчелл и его теория "больших и малых циклов".
37. Й.Шумпетер о судьбе капитализма и социализма.
38. Шумпетеровская оценка К.Маркса и его доктрины.
39. Й.Шумпетер как теоретик предпринимательства.
40. Критика Дж.М.Кейнсом основных положений классического и неоклассического направлений в экономической теории.
41. Проблема занятости в трактовке Дж.М.Кейнса.
42. Современное кейнсианство.
43. "Неоклассический синтез" П.Самуэльсона.
44. Прокейнсианские теории экономического цикла и экономической динамики.
45. Позиции Дж.К. Гэлбрейта по узловым проблемам экономической теории.
46. Современный монетаризм.
47. М.Фридмен и его экономические концепции.
48. Особенности анализа и решений проблем занятости и кризисов у монетаристов.
49. Экономическая мысль России XVII века.
50. Экономические воззрения М.В.Ломоносова.
51. М.В.Ломоносов как основоположник российской сельскохозяйственной науки, экономической статистики и экономической географии.
52. Отражение идей смитианства в трудах Н.Третьякова и С.Десницкого.
53. Теория денег и денежного обращения Н.И.Тургенева.
54. "Политическая экономия трудящихся" Н.Г.Чернышевского.
55. Аграрные аспекты экономического учения Н.Г.Чернышевского.
56. Экономические аспекты анархизма.
57. Либеральные народники о характере экономики пореформенной России и тенденциях ее развития.
58. Экономическая роль государства в анархистских теориях.
59. Экономические идеи Г.В.Плеханова.
60. Организационно-производственное направление русской экономической мысли.
61. Аграрные вопросы и их решение в работах В.И.Ленина.
62. Взгляды В.И.Ленина на экономическую систему социализма и пути его построения.
63. Ленинская теория империализма.
64. Н.И.Бухарин как экономист.
65. Экономическое обоснование Л.Д.Троцким "перманентной революции".
66. Богдановская концепция социализма.
67. Трактовка товарно-денежных отношений в советской экономической науке 1920-х гг.
68. Проблемы хозяйственного расчета в советской экономической науке 1920-х гг.
69. Становление теории общественного воспроизводства в советской экономической науке 1920-30-х гг.
70. Концепции народохозяйственного планирования в советской экономической науке 1920-х гг.
71. Методологические дискуссии в советской экономической науке 1920-30-х гг.
72. Судьба теории и практики сельскохозяйственной кооперации в России.
73. Аграрная экономическая теория в 1920-е гг. и истоки административной системы в аграрной сфере России.
74. Роль кооперации по А.В.Чаянову в экономическом и социальном развитии общества.
75. Идеи А.В.Чаянова о сбытовой кооперации и возможностиихреализации в современной России.
76. А.В.Чаянов о приоритете вертикальной кооперации перед горизонтальной и об ее основных формах.
77. Учение А.В.Чаянова о трудовом крестьянском хозяйстве.
78. А.В.Чаянов и организационно-производственная школа о причинах устойчивости крестьянского хозяйства.
79. Организационный план крестьянского хозяйства и его место в экономической теории А.В.Чаянова.
80. Основные принципы организации крестьянского хозяйства по А.В.Чаянову.
81. Взгляды А.В.Чаянова на сущность и формы дифференциации крестьянских хозяйств.
82. Чаяновская теория "дифференциальных оптимумов" и ее использование в определении оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий.
83. Вопросы издержек (себестоимости) и цен на сельскохозяйственную продукцию в научном наследии В.В.Чаянова.
84. А.В.Чаянов о мотивации экономического поведения в трудовых крестьянских хозяйствах.
85. Оценка А.В.Чаяновым вклада различных школ в экономическую теорию (английской классической политической экономии, австрийской школы, К.Маркса).
86. Теория "длинных волн" Н.Д.Кондратьева.
87. Разработка Н.Д.Кондратьевым основ планирования и прогнозирования.
88. Аграрно-экономические концепции Н.Д.Кондратьева.
89. Историко-экономическая характеристика программы Коммунистической партии Российской Федерации.
90. Историко-экономическая характеристика программы объединения "Яблоко".
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Подготовка контрольной работы студентом заочного отделения представляет собой важную чгють процесса его обучения, призванную посредством изучения конкретной темы помочь студенту расширить и углубить его знания по дисциплине "История экономических учений".
Контрольная работа должна состоять из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения, списка источников и использованной литературы.
На титульном листе необходимо указать наименование учебного заведения; тему контрольной работы; факультет; группу; фамилию, имя, отчество студента; должность, ученую степень, научное звание, фамилию, имя, отчество преподавателя; место и год выполнения контрольной работы (смотрите образец титульного листа).
В содержании указываются названия отдельных частей контрольной работы и номера страниц, на которых они расположены. Эти названия должны быть продублированы в тексте контрольной работы.
Во введении обосновывается выбор темы контрольной работы, рассматривается место данной проблемы в- истории экономических учений, состояние ее разработки, дается краткая характеристика источников и литературы, которые использовались для подготовки контрольной работы, анализируется связь темы с сегодняшним днем и ее значение для практической деятельности.
В основной части раскрывается тема контрольной работы. Основная часть может быть подразделена на параграфы.
Заключение должно содержать основные выводы по теме контрольной работы и результаты предпринятого автором исследования.
Список источников и использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов и включать все использованные издания (но не менее пяти).
Учебники и учебные пособия не могут использоваться для подготовки контрольной работы.
Обязательным для подготовки контрольной работы является использование источников (то есть текстов работ экономистов, теоретическое наследие которых рассматривается в контрольной работе).
Дополнительно к тем источникам и литературе, которые указанны в настоящих рекомендациях, студенты могут найти необходимые им для подготовки контрольной работы публикации в периодических изданиях, таких как "Вопросы экономики", "Мировая экономика и международные отношения", "Российский экономический журнал" и др.
Контрольная работа должна быть написана на пронумерованных листах стандартной писчей бумаги. Ее текст располагается на одной стороне листа таким образом, чтобы с левой стороны оставались поля.
Объем контрольной работы не должен превышать 17-18 страниц текста через 1,5 интервала, 22-24 страницы через 2 интервала.
Повтор в выборе темы контрольной работы студентами данного курса не допускается.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 182.