Государственный бюджет и его структура. Государственные расходы. Состав защищенных статей расходов. «Болевые точки» рыночной экономики и обеспечение общественными товарами (благами).
Тема 4.7 Экономический рост
Взаимосвязь экономического роста и экономического развития. Макроравновесие и экономический рост. Понятие экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Показатели экономического роста.
Теории экономического роста. Оценка вклада НТП в экономический рост. Модель Р. Солоу «Золотое правило накопления». Экологические, технологические, демографические и социальные преграды экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
Тема 4.8 Государственное регулирование экономики
Экономические институты. Трансакционные издержки. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики. Государство, его экономические функции и сферы интересов. Объекты государственного регулирования. Инструменты государственного вмешательства в экономику.
Правительственные учреждения и их влияние на микрорынки. Внешние эффекты (экстерналии) и экономическое регулирование. Фиаско государства. Эффективность инструментов государственной политики. Дерегулирование государственной экономики.
Экономическая политика правительства. Цели экономической политики. Взаимосвязь отдельных целей. Глобальное регулирование экономики.
Социальная политика. Проблема богатства и бедности. Уровень жизни и прожиточный минимум. «Потребительская корзина». Неравенство доходов. Показатели дифференциации доходов. Кривая Лоренца. Цели социальной политики. Инструменты социальной политики. Эффективность социальной политики. Проблема справедливости и равенства.
РАЗДЕЛ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 5.1 Теория сравнительных преимуществ и протекционизм
Закрытая и открытая экономика. Теория сравнительных преимуществ. Модификации теории сравнительных преимуществ. Международная торговля и распределение доходов. Теория тарифов и проблемы протекционизма в международной торговле. Доводы в пользу протекционизма. Избирательный протекционизм.
Тема 5.2 Платежный баланс и обменный курс
Структура платежного баланса. Макроэкономическая роль платежного баланса. Проблема внешнеэкономического равновесия. Понятие валютного курса. Международные системы валютных курсов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В курсе применяются следующие интерактивные формы обучения:
по теме 4.5 проводится тренинг «Роль и функции денег», по теме 4.7 «Экономический рост» проводится тренинг «Факторы экономического роста», по теме 4.4 проводится презентация творческого проекта «Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция»
Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы;
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
При изучении дисциплины «Экономическая теория» используется бально - рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по учебным разделам
№ | Учебный раздел | Максимальное количество баллов |
Раздел 1 | ||
Раздел 2 | ||
Раздел 3 | ||
Итого за семестр | ||
Раздел 4 | ||
Раздел 5 | ||
Итого за семестр |
Таблица 2
Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
№ | Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
Доклад с презентацией | 0-10 | |
Тестирование | 0-3 | |
Подготовка вопросов по теме, задач | 0-7 | |
Блиц-опрос по определениям | 0-1 | |
Ответ на теоретический вопрос | 0-3 | |
Решение практических задач | 0-3 | |
Дополнение по теме | 0-3 | |
Курсовая работа | 0-8 | |
Участие в деловой учебной игре | 0-2 | |
Экономический диктант | ||
Заполнение 1 темы рабочей тетради | 0- 3 | |
Другие виды работ и способы контроля | 0-2 |
Таблица 3
Распределение способов контроля по учебным разделам
№ | Название раздела, темы | Способы контроля | |
Раздел 1. | Подготовка сообщения с презентацией – 4; решение практических задач и ответы на тесты –3; ответы с места – 2; заполнение рабочей тетради (2 темы) – 6. | ||
Раздел 2 | Подготовка сообщения с презентацией – 5; решение практических задач и ответы на тесты –3; ответы с места – 4 (2 по 2 балла); экономический диктант - 3 | ||
Раздел 3 | Подготовка сообщения с презентацией – 5; Подготовка тестов и задач – 5; решение практических задач и ответы на тесты –15(5 раз по 3 балла); ответы с места – 10 (5 раз по 2 балла); заполнение рабочей тетради (5 тем ) – 15. | ||
Раздел 4 | Подготовка сообщения с презентацией – 5; Подготовка тестов и задач – 10(2 раза по 5 баллов); решение практических задач и ответы на тесты –9(3 раз по 3 балла); ответы с места – 8(4 раза по 2 балла); контрольная работа – 10 (2 раза по 5 баллов). | ||
Раздел 5 | Подготовка сообщения с презентацией – 5; Подготовка тестов и задач – 5; решение практических задач и ответы на тесты –3; ответы с места – 2;курсовая работа – 8; Контрольная работа – 5. | ||
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины в первом семестре определяется суммой набранных баллов.
Студенты, набравшие в семестре 60 и более баллов, получает «зачет» по результатам работы в семестре.
Студенты, набравшие в семестре не менее 40 баллов, но не более 60 сдают зачет в общем порядке.
Студенты, набравшие в семестре менее 40 баллов к зачету не допускаются.
Во втором семестре перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки проводится для экзамена по следующей шкале:
Менее 60 баллов – «неудовлетворительно»;
60-69 баллов - « удовлетворительно»;
70-89 баллов – «хорошо»;
90-100 баллов – «отлично».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 174.