С уважением и ожиданием отличных результатов нашей работы, Светлана Николаевна.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1 «Первые князья Киевской Руси».

На территории Восточно – Европейской равнины проживали очень многие славянские племена(кривичи, словене, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, древляне, дреговичи, вятичи, полялне), но не было среди них мира, поэтому они пригласили князя из варяг(северных соседей) – Рюрика в 862 году, который стал править в Новгороде («Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами…»). По летописи «Повесть временных лет» пришел Рюрик не один, а со своими братьями Синеусом и Трувором (Норманская теория). Но не все историки согласны с этим утверждением. Они считают, что Рюрик пришел со своей семьей и дружиной, и не было у него никаких братьев.А переводится «Трувор» - дружина (был в Изборске), Синеус» - семья (в Белоозере). Правил Рюрик в Новгороде до 897 года. Когда он умер, его сын Игорь был очень мал, поэтому княжение принял его военный вождь – Олег, который совершил завоевательный поход на Киев, объединил города Новгород и Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, и создал государство Киевская Русь в 882 году. Вырос Игорь и стал управлять государством, стал собирать налог с населения, который назывался полюдье (с осени по весну). Однажды Игорь 2-ой раз в 1 год пошел за полюдьем к древлянам, не захотели они платить больше и сказал Игорю: «Повадится волк к овцам ходить, так всех и перетаскает». Убили князя древляне (князь Мал), не заплатив дани. Жена Игоря Ольга очень любила своего мужа и решила отомстить древлянам. Она подошла со своей дружиной к городу древлян Искоростеню и попросила налог не продуктами, а птицами: по 2 воробья и 2 голубя с каждого двора(4-я месть). Удивились древляне такой дани, но заплатили, а хитрая Ольга приказала привязать к лапкам птиц тлеющие кусочки серы. Птиц отпустили после этого, и они полетели в родной город, под соломенные крыши, где они раньше обитали, да и сожгли весь город (легенда). Но после этих событий решила Ольга больше не допускать кровопролития среди славян и установила норму сбора дани уроки и погосты (места сбора дани). И больше этих уроков князь не имел права брать дани. Еще Ольга известна тем, что она первая из правителей Руси крестилась в Византии и стала христианкой под именем Елена и установила добрососедские отношения с Византией, после того, как ее муж Игорь проиграл русско-византийскую войну.

Сын Игоря и Ольги – Святослав известен своими славными военными походами на болгар, хазар, печенегов, Византию. Почти никогда не проигрывал сражений князь («Повесть временных лет» говорит, что ходил он как пардус (барс) быстро и тихо и не требовал изысков княжеских, а спал, как и все его воины рядом с конем и ел пищу, которую имела его дружина). Многие народы покорил, но киевлянин на него роптали, потому что в его отсутствие Киев был подвержен разгрому кочевниками. Не смог и свою жизнь он уберечь. Печенежский князь Куря убил Святослава, из его черепа сделал чашу, посеребрил ее,пил из нее вино и думал, что вместе с вином из чаши храбрость, сила и доблесть Святослава к нему переходит.

Еще очень важным событием истории Древнерусского государства стало принятие христианства. Владимир Красно Солнышко в 988 году крестил Русь. Сам Владимир сначала был убежденным язычником, но понимал, что принятие единобожия поднимет Русь на более высокий уровень развития. Причины принятия православия:

1. Хотелось более близких торговых отношений с богатой Византией.

2. Необходимо было усилить власть князя путем ее обожествления;

3. Необходимо было объединить славянские племена в 1 народ с 1 религией.

4. Стояла задача сближение Руси с христианской Европой.

5. Христианство обещало воскрешение после смерти.

Значение принятия христианства:

1. Произошло выгодное торговое сближение Руси с богатой Византией.

2. Усилилась власть князя (князь стал помазанником Божьим).

3. Происходило быстрое объединение славянских племен в 1 русский народ с 1 религией.

4. Произошло некоторое сближение Руси с христианской Европой (династические браки).

5. Активно стала развиваться культура (строились храмы, писались иконы, создавались фрески, переписывались и переводились книги, развивалась грамотность людей).

6. Стало активно развиваться огородничество. Люди выращивали больше продуктов на огороде для их потребления во время поста.

Не все люди добровольно принимали христианство, они долгое время оставались верны своим языческим богам. Поэтому появилась поговорка «Путята крестил огнем, а Добрыня мечом». В результате языческие традиции соединились с христианскими.

В результате 2-ой феодальной войны (1016-1019 Святополк убивает Бориса и Глеба, а Ярослав Святополка Окаянного) в 1019 г. к власти приходит Ярослав Мудрый. Его так назвали не случайно. Ярослав был грамотным человеком, он собрал 1-ю библиотеку, при нем активно переводились книги на русский язык, был составлен 1-ый русский письменный закон «Русская правда», строились храмы и монастыри, стали оформляться династические браки.

Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого) – еще один выдающийся князь Киевской Руси. На престол его пригласили сами киевляне в 1113 г. в нарушение лествичного порядка, потому что Русь мучили безжалостные половцы и только Владимир мог их победить в 1111 г. Владимир не только остановил набеги половцев на Русь, но и дополнил закон «Русская правда» (Устав Вл. Мономаха), написал замечательное произведение «Поучение детям». Он так же продолжал все традиции своего деда.

Последним же князем Киевской Руси был сын Владимира Мономаха Мстислав Великий. В 1132 г. с его смертью прекращается период Киевской Руси и начинается этап Удельной Руси.

 

Много задач стояло перед первыми русскими князьями - это и объединение славянских племен, расширение и укрепление границ государства, сбор полюдья, развитие торговли, осуществление суда. И все эти задачи они выполняли, создав сильное и развитое государство – Киевская Русь.

Тема 2 «Удельная Русь»

Второй временной период в истории нашего государства называется Удельная Русь (XII (1132г.)-XV в.в. правление Ивана 3).

Удел – княжество, земля, которой правил 1 из русских князей, сыновей великого киевского князя. Период Удельной Руси характеризуется тем, что государство переживало период феодальной раздробленности, т.е. вся русская земля была разделена на отдельные самостоятельные княжества, а единого государства не было. Каждый князь заботился только о своей земле (княжестве), вел войны с другими русскими князьями, чем очень сильно ослабляли Русь. Можно выделить 3 основных центра Удельной Руси Галицко-Волынское (слабая власть князя, сильная бояр), Владимиро-Суздальское «Залесье» (сильная власть князя, слабая бояр) и Новгородская феодальная республика (демократическое правление: существовало вече – народное собрание, посадник (главный), тысяцкий и архиепископ).

Именно в это время, когда государство было наиболее уязвимым (слабым), начинается нашествие с востока монголо-татар, а с запада шведов и ливонцев (немецких рыцарей).

В 1240 г. Новгородский князь Александр Ярославович на реке Неве разгромил шведов (Биргер и Фаси), разбил их флот и пехоту, за что получил прозвище Невский. В 1242 г. Состоялось знаменитоеЛедовое побоище на берегу Чудского озера новгородцев с Ливонским орденом. Ливонцы были разбиты русскими дружинами, многие враги утонули в озере, некоторые были взяты в плен.

Но беда не приходит одна, с востока еще раньше началось на Русь вторжение монголо-татар (впервые русские бились с м.-т. на реке Калка в 1223 г. вместе с половцами, 3 Мстислава проиграли эту битву). Впервые на территории с.-в. руси м.-т. появились в 1237 г., а в 1240 г. они разорили Киев (во время 2-ого похода) и установили тяжелое иго над русскими людьми более чем на 200 лет.Иго – это гнет, политика м.-т. в отношении русского государства. Оно выражалось в том, что русские люди должны были платить дань (10% от своего хозяйства), которую собирали баскаки после переписи населения численниками; отправлять в Золоту Орду (государство м.-т.) ремесленников, т.к. сами кочевники не занимались ремеслом; князья должны были ездить за ярлыком(грамота хана, разрешающая правление князю в своем княжестве); отправляли дорогие подарки ханам (поминки); князья проходили через унизительный огонь очищения (проход между 2 кострами с целью демонстрации полной покорности), часто м.-т. для устрашения русского населения сжигали русские города, уничтожали население (совершали карательные экспедиции).

К русской православной церкви м.-т. относились терпимо, ее не облагали налогами, не разоряли, т.к. надеялись, что православные священнослужители помогут кочевникам держать русский народ в покорности, но этого не произошло. В 1380 г. Сергий Радонежский настоятель Троице – Сергиевой лавры благословил Дмитрия Ивановича, московского князя на борьбу с м.-т. и предсказал ему победу. В помощь дал ему 2 – х монахов Радиона Ослябю и Александра Пересвета. Пересвет перед Куликовской битвой сражался с самым сильным воином татар Челубеем. Куликовская битва была выиграна русскими воинами, а московский князь Александр получил прозвище Донской, т.к. Куликово поле находиться у реки Дон. Но эта победа не дала освобождения русскому народу от ига м.-т. Еще 100 лет русский народ был зависим от Золотой Орды, и только в 1480 г. При Иване III в результате стояния на реке Угре иго было свергнуто окончательно.

С XV в. начинается активный процесс объединения русских земель в 1 государство, большую роль в этом процессе сыграли Иван Калита (1325-1340), Дмитрий Донской (1359-1389) и Иван III (1462-1505). При Иване 1 отменяется баскачество в Московском княжестве, переносится митрополия из Владимира в Москву, появляется деревянный Кремль вокруг Москвы, происходит разгром Твери в 1327 г.с помощью м.-т., Калита получает ярлык на великие Московское и Владимирское княжества. Москва постепенностановится «денежным мешком» и центром собирания русских земель в 1 государство.

Ивана III называли уже Государь Всея Руси. Он составляется 1 Судебник (1497), заканчивается м.-т. иго (Стояние на реке Угра 1480 г.), строятся храмы Московского Кремля, Иван женится на Зое Палеолог и имеет право на Византийский престол, монахом Филофеем формулируется теория «Москва – 3 Рим». Историки считают, что при Иване 3 в основном завершается территориальное объединение нашего государства в единое.

С конца XV в. наше государство называется Московская Русь, потому что столицей нашего государства становится Москва и происходит процесс территориальной централизации. Начинается 3 – ий период истории нашего государства.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 197.