Для направления 031001.65 Правоохранительная деятельность
Специализация: административная деятельность
Квалификация (степень) выпускника – Специалист
Форма обучения очная, заочная
Краснодар 2011
Рабочая программа «История государства и права России» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 031001.65 Правоохранительная деятельность утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.01.2011 г. № 20, и примерной ООП
Рецензенты: Жеребцов А.Н.- профессор кафедры государственного и административного права ФГОУ ВПО Краснодарского университета культуры и искусств, доктор юридических наук, профессор;
Карнаушенко Л.В. - профессор кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор.
Составитель: ________________ Момотов В.В. - д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета
________________ Волгина А.П. - к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета
________________ Ярыш В.Д. - к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «17» сентября 2011 г. протокол № 2
Заведующий кафедрой _________________ Момотов В.В. – д.ю.н., профессор
Подпись
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета 4.10.2011 г. № 2
Председатель УМК Юридического факультета
д.ю.н., профессор _________________ Прохоров Л.А.
Подпись
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «История государства и права России» является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенции, необходимых для последующего успешного овладения специальными правовыми дисциплинами, необходимыми для подготовки к профессиональной деятельности в области разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.
Дисциплина направлена на комплексное решение задач развития общей правовой культуры студентов и понимания вопросов, раскрывающих сущность произошедших и происходящих государственно-правовых явлений, особенности развития государства и права России в русле мировой цивилизации, теории российской государственности и тенденции её развития.
Основными задачами учебного курса являются:
· усвоение обучаемыми комплекса важнейших фактов истории государства и права России, выработка глубокого понимания основных закономерностей исторического процесса, умения правильно анализировать правовые акты;
· формирование теоретического мышления и исторического сознания;
· выработка умения работать с нормативными актами, не быть голословным при изложении правовой материи, а подтверждать свои утверждения ссылками на первоисточник;
· воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлого и современности; выражать и обосновывать свою точку зрения по политико-правовой проблематике.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «История государства и права России» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
Курс дисциплины «История государства и права России» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры студентов, и служит надёжной основой для дальнейшего освоения правовых дисциплин.
Успешное освоение курса «История государства и права России» создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридического языка, без знания которого невозможно понимание других, важнейших отраслевых дисциплин – конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, процессуального права и др.
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен:
Владеть
· базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов как «История» и «Обществознание»;
· комплексом знаний об истории развития России и особенностях этого развития;
· знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;
· умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;
· начальными знаниями о базовых философских учениях.
Уметь
· оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины;
· сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи;
· выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного этноса;
· применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
После освоения дисциплины «История государства и права России» у студента формируются научные представления о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права в России, развиваются способности самостоятельно оценивать конкретные задачи, и, используя исторический опыт развития, искать наиболее оптимальные пути их решения.
При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих бакалавров. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Дисциплина «История государства и права России» полностью или частично формирует у обучающегося следующие компетенции:
1) общекультурные
Код и наименование компетенции | Номера тем лекций и семинарских занятий, с помощью которых достигается приобретение студентами компетенций |
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1) | Тема 1. Предмет истории государства и права России. Методы научного познания истории государства и права. Данная тема определяет место истории государства и права России в системе юридических наук, её значимость для юридического образования, позволяет выявить социальную значимость юридической профессии и необходимость формирования высокого уровня правосознания. |
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3) | Темы 2-13. Прослушивание лекций и обсуждение указанных тем на семинарских занятиях позволяет овладеть навыками обобщать, систематизировать, анализировать полученную из разных источников информацию. Поиск в дополнительной литературе ответов на вопросы семинарского занятия, изложение ответов в требуемом ключе (не сбиваясь на социальную историю, а акцентирую внимание именно на истории государственно-правовых явлений) учит студентов правильно ставить цели и достигать их. |
Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4) | Темы 1-13. В процессе освоения учебного материала студент осознает значимость предмета науки «История государства и права России», понимает ее важность для формирования профессионального правосознания, стремится к саморазвитию. |
2) профессиональные
Код и наименование компетенции | Номера тем лекций и семинарских занятий, с помощью которых достигается приобретение студентами компетенций |
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) | Темы 1-13 семинарских занятий, данное положение объясняется тем, что в рамках предложенных проблем изучаются значимые для отечественной правовой культуры нормативные акты с обязательным исследованием не только их структуры, принципов, содержания, но и истории их создания. Таким образом, студент получает представление об истории создания нормативно-правовых актов, о конкретно-исторической обстановке, повлиявшей на их содержание. |
Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4) | Темы 1-13 семинарских занятий подготавливает студентов к будущей профессиональной деятельности, что напрямую связано в условиях российской действительности с правоприменением. |
Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6) | Темы 2-13 семинарских занятий. Во всех указанных темах изучаются нормативные акты, что позволяет ориентироваться студентам в юридически значимых фактах и правильно их квалифицировать. |
Способен толковать различные правовые акты (ПК-15) | К темам 2-13 даны нормативные акты к теме имперского, советского и российского законодательства. С момента оформления и развития конституционных идей в нашей стране эти положения становятся предметом пристального внимания законодателя. В следствие вышесказанного обязательным является ознакомление студента с выдающимися образцами права России. |
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
− иметь представление об особенностях формирования и эволюции отечественной правовой системы и Российской государственности;
− знать основные исторические типы и формы государства и права, существовавшие в России;
− уметь выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями с учетом их становления и исторического развития;
− овладеть навыками сопоставления и оценки исторических событий, имеющих государственно-правовое значение, анализа исторических источников, памятников права различных эпох, современных нормативных правовых актов.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, трудоемкость экзамена составляет 14 часов.
Наименование разделов дисциплины приведено в таблице 1:
№ | Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр | Аудиторная работа, час. | СРС, час. | Форма контроля | Всего часов | |
лекции | Семинарские занятия | ||||||
Предмет истории права и государства России. Методы научного познания истории права и государства. | Блиц-опрос на семинаре | ||||||
Государство и право Древней Руси (IX-XII вв.) | коллоквиум | ||||||
Государство и право Руси периода политической раздробленности (конец XII-первая пол. XV вв.) | Контрольная работа в виде решения задач | ||||||
Государственный строй и право Московской Руси (вторая пол. XV- XVII вв.) | 8 (4+4) | реферат | |||||
Государство и право Российской империи в период абсолютизма в XVIII в. | 6 (4+2) | Блиц-опрос на семинаре | |||||
Государство и право Российской империи в период абсолютизма в XIX в. | 10 (4+4+2) | Блиц-опрос на семинаре | |||||
ИТОГО ( 1 семестр) | |||||||
Государство и право России в начале XX в. | 6 (2+2+2) | тестирование | |||||
Создание Советского государства и его конституционное оформление | 8 (2+4+2) | реферат | |||||
Советское государство и право в 1921–1929 гг. | коллоквиум | ||||||
Советское государство и право в 1930–1945 гг. | 6 (4+2) | Блиц-опрос на семинаре | |||||
Советское государство и право в 1945–1964 гг. | 10 (2+2+6) | Блиц-опрос на семинаре | |||||
Советское государство и право в середине 1960 – начале 1980-х гг. | 4 (2+2) | Контрольная работа в виде решения задач | |||||
Государство и право России с 1985 г. по настоящее время | 4 (2+2) | реферат | |||||
ИТОГО(2 семестр): | |||||||
ВСЕГО |
Структура дисциплины приведена в таблице 2:
Вид работы | Трудоёмкость, часов | ||
1 семестр | 2 семестр | всего | |
Общая трудоёмкость | |||
Аудиторная работа: лекции | |||
Аудиторная работа: семинары | |||
Самостоятельная работа: реферат | |||
Самостоятельная работа: работа с первоисточниками | |||
Самостоятельная работа: самостоятельное изучение разделов |
Объемы учебной нагрузки по дисциплине
«История государства и права России» для ЗФО
Лекций – 8 часов, семинарских занятий – 14 часов, контрольная работа – 5,6 часа, зачет – 3,5 часа, экзамен – 4,67 часа.
Конкретные темы лекционных и семинарских занятий для ЗФО выбирает ведущий преподаватель из числа тем, представленных в таблице 1.
Примерный перечень интерактивных занятий по истории государства и права России (42 ч.)
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Государство и право Древней Руси (IX-XII вв.) | Интерактивная доска, презентация | ||
Государство и право Руси периода политической раздробленности (конец XII – первая пол. ХV вв.) | Деловая игра, ролевая игра, решение и разбор конкретных ситуаций | ||
Государственный строй и право Московской Руси (XV- XVII вв.) | Лекция - визуализация | ||
Государство и право Российской империи в период абсолютизма в XVIII в. | Лекция - визуализация | ||
Государство и право России в начале ХХ в. | Интерактивная доска, презентация | ||
Создание Советского государства и его конституционное оформление | Интерактивная доска, презентация | ||
Советское государство и право в 1945–1964гг. | Деловая игра, ролевая игра, решение и разбор конкретных ситуаций | ||
Государство и право России с 1985 г. по настоящее время | Дискуссия |
ПРОГРАММА КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ):
Тема 1. Предмет истории
Дата: 2016-10-02, просмотров: 313.