С3.Б.3 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для направления 031001.65 Правоохранительная деятельность

Специализация: административная деятельность

Квалификация (степень) выпускника – Специалист

Форма обучения очная, заочная

Краснодар 2011

Рабочая программа «История государства и права России» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 031001.65 Правоохранительная деятельность утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.01.2011 г. № 20, и примерной ООП

Рецензенты: Жеребцов А.Н.- профессор кафедры государственного и административного права ФГОУ ВПО Краснодарского университета культуры и искусств, доктор юридических наук, профессор;

Карнаушенко Л.В. - профессор кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор.

Составитель: ________________ Момотов В.В. - д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета

________________ Волгина А.П. - к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета

________________ Ярыш В.Д. - к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кубанского государственного университета

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права «17» сентября 2011 г. протокол № 2

Заведующий кафедрой _________________ Момотов В.В. – д.ю.н., профессор

Подпись

Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета 4.10.2011 г. № 2

Председатель УМК Юридического факультета

д.ю.н., профессор _________________ Прохоров Л.А.

Подпись

ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью изучения дисциплины «История государства и права России» является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенции, необходимых для последующего успешного овладения специальными правовыми дисциплинами, необходимыми для подготовки к профессиональной деятельности в области разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.

Дисциплина направлена на комплексное решение задач развития общей правовой культуры студентов и понимания вопросов, раскрывающих сущность произошедших и происходящих государственно-правовых явлений, особенности развития государства и права России в русле мировой цивилизации, теории российской государственности и тенденции её развития.

 

Основными задачами учебного курса являются:

· усвоение обучаемыми комплекса важнейших фактов истории государства и права России, выработка глубокого понимания основных закономерностей исторического процесса, умения правильно анализировать правовые акты;

· формирование теоретического мышления и исторического сознания;

· выработка умения работать с нормативными актами, не быть голословным при изложении правовой материи, а подтверждать свои утверждения ссылками на первоисточник;

· воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлого и современности; выражать и обосновывать свою точку зрения по политико-правовой проблематике.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

 

Дисциплина «История государства и права России» относится к базовой части профессионального цикла ООП.

Курс дисциплины «История государства и права России» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры студентов, и служит надёжной основой для дальнейшего освоения правовых дисциплин.

Успешное освоение курса «История государства и права России» создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридического языка, без знания которого невозможно понимание других, важнейших отраслевых дисциплин – конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, процессуального права и др.

 

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен:

Владеть

· базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов как «История» и «Обществознание»;

· комплексом знаний об истории развития России и особенностях этого развития;

· знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;

· умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;

· начальными знаниями о базовых философских учениях.

Уметь

· оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины;

· сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи;

· выделять общие закономерности в этапах исторического развития того или иного этноса;

· применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После освоения дисциплины «История государства и права России» у студента формируются научные представления о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права в России, развиваются способности самостоятельно оценивать конкретные задачи, и, используя исторический опыт развития, искать наиболее оптимальные пути их решения.

При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих бакалавров. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

 

Дисциплина «История государства и права России» полностью или частично формирует у обучающегося следующие компетенции:

 

1) общекультурные

 

Код и наименование компетенции Номера тем лекций и семинарских занятий, с помощью которых достигается приобретение студентами компетенций
  Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1)       Тема 1. Предмет истории государства и права России. Методы научного познания истории государства и права. Данная тема определяет место истории государства и права России в системе юридических наук, её значимость для юридического образования, позволяет выявить социальную значимость юридической профессии и необходимость формирования высокого уровня правосознания.
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3) Темы 2-13. Прослушивание лекций и обсуждение указанных тем на семинарских занятиях позволяет овладеть навыками обобщать, систематизировать, анализировать полученную из разных источников информацию. Поиск в дополнительной литературе ответов на вопросы семинарского занятия, изложение ответов в требуемом ключе (не сбиваясь на социальную историю, а акцентирую внимание именно на истории государственно-правовых явлений) учит студентов правильно ставить цели и достигать их.
Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4) Темы 1-13. В процессе освоения учебного материала студент осознает значимость предмета науки «История государства и права России», понимает ее важность для формирования профессионального правосознания, стремится к саморазвитию.

 

2) профессиональные

 

Код и наименование компетенции Номера тем лекций и семинарских занятий, с помощью которых достигается приобретение студентами компетенций
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)   Темы 1-13 семинарских занятий, данное положение объясняется тем, что в рамках предложенных проблем изучаются значимые для отечественной правовой культуры нормативные акты с обязательным исследованием не только их структуры, принципов, содержания, но и истории их создания. Таким образом, студент получает представление об истории создания нормативно-правовых актов, о конкретно-исторической обстановке, повлиявшей на их содержание.
Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4) Темы 1-13 семинарских занятий подготавливает студентов к будущей профессиональной деятельности, что напрямую связано в условиях российской действительности с правоприменением.
Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6) Темы 2-13 семинарских занятий. Во всех указанных темах изучаются нормативные акты, что позволяет ориентироваться студентам в юридически значимых фактах и правильно их квалифицировать.
Способен толковать различные правовые акты (ПК-15)     К темам 2-13 даны нормативные акты к теме имперского, советского и российского законодательства. С момента оформления и развития конституционных идей в нашей стране эти положения становятся предметом пристального внимания законодателя. В следствие вышесказанного обязательным является ознакомление студента с выдающимися образцами права России.

 

 

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

 

− иметь представление об особенностях формирования и эволюции отечественной правовой системы и Российской государственности;

− знать основные исторические типы и формы государства и права, существовавшие в России;

− уметь выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями с учетом их становления и исторического развития;

− овладеть навыками сопоставления и оценки исторических событий, имеющих государственно-правовое значение, анализа исторических источников, памятников права различных эпох, современных нормативных правовых актов.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, трудоемкость экзамена составляет 14 часов.

 

Наименование разделов дисциплины приведено в таблице 1:

Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Аудиторная работа, час. СРС, час. Форма контроля Всего часов
лекции Семинарские занятия
Предмет истории права и государства России. Методы научного познания истории права и государства. Блиц-опрос на семинаре
Государство и право Древней Руси (IX-XII вв.) коллоквиум
Государство и право Руси периода политической раздробленности (конец XII-первая пол. XV вв.) Контрольная работа в виде решения задач
Государственный строй и право Московской Руси (вторая пол. XV- XVII вв.) 8 (4+4) реферат
Государство и право Российской империи в период абсолютизма в XVIII в. 6 (4+2) Блиц-опрос на семинаре
Государство и право Российской империи в период абсолютизма в XIX в. 10 (4+4+2) Блиц-опрос на семинаре
ИТОГО ( 1 семестр)    
  Государство и право России в начале XX в.   6 (2+2+2) тестирование
Создание Советского государства и его конституционное оформление 8 (2+4+2) реферат
Советское государство и право в 1921–1929 гг. коллоквиум
Советское государство и право в 1930–1945 гг. 6 (4+2) Блиц-опрос на семинаре
Советское государство и право в 1945–1964 гг. 10 (2+2+6) Блиц-опрос на семинаре
Советское государство и право в середине 1960 – начале 1980-х гг. 4 (2+2) Контрольная работа в виде решения задач
Государство и право России с 1985 г. по настоящее время 4 (2+2) реферат
ИТОГО(2 семестр):    
ВСЕГО    

 

Структура дисциплины приведена в таблице 2:

 

Вид работы Трудоёмкость, часов
1 семестр 2 семестр всего
Общая трудоёмкость
Аудиторная работа: лекции
Аудиторная работа: семинары
Самостоятельная работа: реферат
Самостоятельная работа: работа с первоисточниками
Самостоятельная работа: самостоятельное изучение разделов

Объемы учебной нагрузки по дисциплине

«История государства и права России» для ЗФО

Лекций – 8 часов, семинарских занятий – 14 часов, контрольная работа – 5,6 часа, зачет – 3,5 часа, экзамен – 4,67 часа.

Конкретные темы лекционных и семинарских занятий для ЗФО выбирает ведущий преподаватель из числа тем, представленных в таблице 1.

 

Примерный перечень интерактивных занятий по истории государства и права России (42 ч.)

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Государство и право Древней Руси (IX-XII вв.) Интерактивная доска, презентация
  Государство и право Руси периода политической раздробленности (конец XII – первая пол. ХV вв.) Деловая игра, ролевая игра, решение и разбор конкретных ситуаций
  Государственный строй и право Московской Руси (XV- XVII вв.) Лекция - визуализация
  Государство и право Российской империи в период абсолютизма в XVIII в. Лекция - визуализация
Государство и право России в начале ХХ в. Интерактивная доска, презентация
  Создание Советского государства и его конституционное оформление Интерактивная доска, презентация
  Советское государство и право в 1945–1964гг.   Деловая игра, ролевая игра, решение и разбор конкретных ситуаций
  Государство и право России с 1985 г. по настоящее время Дискуссия

ПРОГРАММА КУРСА (СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ):

Тема 1. Предмет истории

Дата: 2016-10-02, просмотров: 313.