Информационные системы в экономике: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2013. с.
Учебно-методический комплекс разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Экономика», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от
21.12.2009 г. № 747.
Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендованной литературы, тестовые задания по курсу, глоссарий.
Предназначена для студентов очной, заочной, заочной (ускоренной) форм обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», всех профилей.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе ………………………………………………….…. 4
Учебно-тематические планы .......................................................................... 6
Программа курса …………………………………………………………….. 8
Планы семинарских занятий .………………………………………………...9
Литература …………………………………………………………………... 18
Вопросы к экзамену ……………………………………………………….... 20
Тестовые задания ……………………………………………………………. 21
Глоссарий …………………………………………………………………... 23
Общие сведения о курсе
Курс "Информационные системы в экономике" является одной из важных дисциплин, изучаемых студентами, обучающимися по специальности 38.03.01 - «Экономика», профиль «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» и включает в себя рассмотрение современных видов информационных технологий и их отличительных особенностей, архитектуры сетевых систем, вопросов построения экономико-математических моделей и баз данных, а также программно-технических платформ информационных систем в экономике.
В рамках дисциплины изучаются особенности создания математического, информационного и программно-технического видов обеспечений, составляющих основу информационных систем в экономике. Важное место в рамках курса уделяется экономико-математическому моделированию для принятия управленческих решений. Разбираются вопросы построения регрессионных моделей для аппроксимации параметров экономических зависимостей, оценки влияния правительственной политики на функционирование экономики США. Раскрываются особенности использования имитационных моделей как инструмента построения сценариев развития экономических систем.
Рассматриваются отличительные особенности экспертных систем и систем представления знаний, методы построения логических решателей в задачах планирования действий. Разбираются вопросы прогнозирования экономических процессов с использованием временных рядов наблюдаемых данных.
Также раскрываются механизмы построения баз данных для экономических систем, в том числе проектирования логической схемы базы данных, формирования информационных запросов и отчетных форм. Показывается использование реляционной модели данных и возможности выборки данных с применением языка запросов SQL. Изучаются методы построения концептуальной информационной модели предметной области, логической схемы базы данных информационной системы, отчетных форм документов.
Дисциплина изучается в течение одного семестра и предполагает сдачу экзамена. Изложение курса базируется на знании курсов «Информационные технологии», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Математический анализ», «Линейная алгебра».
Полученные при изучении курса знания могут быть использованы в курсах «Бухгалтерский учет и анализ», «Эконометрика», «Статистика», «Менеджмент», «Налоговый менеджмент», «Валютный дилинг», «Рынок ценных бумаг», «Налоговый учет, отчетность, аудит».
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины «Информационные системы в экономике» научить будущих специалистов формулировать цели и задачи автоматизации обработки экономической информации, в применении студентами комплекса теоретических и практических знаний, умений, навыков (интегрированных в компетенции) по основам построения информационных систем в экономике, разработке их математического, информационного и программно-технического обеспечения.
Задачамидисциплины являются:
-изучение принципов построения основных составляющих информационных систем в экономике;
-изучение современных методов экономико-математического моделирования развития экономических систем и процессов;
- изучение современных подходов и методов построения информационных баз данных для экономических систем и их программно-технических платформ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
• способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
• способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
• способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция | Код по ФГОС/ ООП | Показатели достижения результата | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | ПК-4 | Знать: - экономическая информация как часть информационного ресурса общества; - информация и информационные процессы в организационно-экономической среде; Уметь: - анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; - уметь формулировать цели и задачи автоматизации обработки экономической информации; Владеть: - навыками использования различных источников информации, как во внутреннем, так и в международном пространстве; | - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение практических заданий; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы. |
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | ОК-13 | Знать: - виды обеспечений, разрабатываемых при создании информационных экономических систем; - технологию организации информационного и программно-технического обеспечения информационных систем; Уметь: - использование студентами современных компьютерных технологий на материале проблемной среды из области их будущей профессиональной деятельности; - пользоваться современными прикладными программами; | - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - решение практических заданий; - выполнение самостоятельно заданий по темам программы. |
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | ПК-7 | Знать: -методы построения экономико-математических моделей экономических систем; - технологию организации информационных баз данных для экономических систем и их использования для выработки управленческих решений; Уметь: - использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные информационные технологии и базы данных - проводить разработку эконометрических макроэкономических моделей и моделей оценки развития товарных и финансовых рынков, а также стратегического развития предприятий; Владеть: - навыками сбора, обобщения и анализа экономической информации; - навыками анализа и интерпретировать данные экономико-математического моделирования макроэкономических систем, а также критически оценивать варианты их сценарного развития; | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - участие в мастер-классе; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | ПК-10 | Знать: - о современных подходах к построению математического, информационного и программного обеспечения информационных систем в экономике; - о направлениях информатизации и автоматизации в задачах макроэкономического анализа и корпоративного управления финансами; Уметь: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - осуществлять разработку баз данных для информационных систем хозяйствующих субъектов и имитационных моделей как инструмента исследования сценариев развития экономических систем; Владеть: - владеть программно-инструментальными средствами поддержки принятия управленческих решений; | - посещение лекционных занятий; - подготовка к практическим занятиям; - решение практических задач; - участие в мастер-классе; - выполнение самостоятельных заданий по темам программы. |
Учебно-тематический план
Форма обучения – очная
Дисциплина изучается в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины 180ч. (5 ЗЕТ)
Разделы дисциплин и виды занятий
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС | ||
Информационные технологии современной экономики | |||||||
Математическое моделирование экономических процессов и систем | |||||||
Планирование и принятие решений в экономических системах на базе сценарного моделирования | |||||||
Базы данных как средство формирования, хранения и обработки данных в информационных системах | |||||||
Архитектуры информационных сетей и программно- технические платформы информационных систем | |||||||
Итого: | |||||||
Форма обучения – заочная
Дисциплина изучается в 5 семестре. Общая трудоемкость дисциплины 180 ч. (5 ЗЕТ)
Разделы дисциплин и виды занятий
№ | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практи- ческие | Лабора- торные | СРС | ||
Информационные технологии современной экономики | |||||||
Математическое моделирование экономических процессов и систем | |||||||
Планирование и принятие решений в экономических системах на базе сценарного моделирования | |||||||
Базы данных как средство формирования, хранения и обработки данных в информационных системах | |||||||
Архитектуры информационных сетей и программно- технические платформы информационных систем | |||||||
Итого: | |||||||
Дата: 2016-10-02, просмотров: 197.