Экономическая теория как наука: предмет и метод
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рыночная экономика

Рыночная экономика — экономика, основанная, на принципах:

§ предпринимательства;

§ многообразия форм собственности на средства производства;

§ рыночного ценообразования;

§ договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);

§ ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

§ присвоения прибавочной стоимости

 

В 1970-х годах экономисты Чикагского университета, включая нобелевского лауреата М. Фридмана, сформулировали тезис о том, что свободные рынки — самый эффективный механизм распределения ресурсов и рисков. Большинство развитых стран в 1970-1980-х годах либерализовало рынки, что привело к их взрывному росту. Считалось, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

 

Основные черты

§ конкуренция;

§ многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);

§ полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;

§ свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;

§ сосредоточение капитала в руках буржуазии;

§ неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;

§ ориентированный на покупателя рынок.

 

Деньги и их функции

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

§ Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

§ Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

§ Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

§ Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Рыночный механизм — способ организации и функционирования отношений между хозяйствующими субъектами, базирующийся на принципах экономической свободы между ними, свободного взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции.

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

 

Функции

1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

5. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Формы организации

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег.

Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.

Теорема Коуза —- положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом:

Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности

Структура рынка

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

§ Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

§ Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

§ Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.

§ Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

§ Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

§ Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

§ Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.

§ Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка комплекс институтов служб, предприятий, организаций, обеспечивающих нор-мальный режим и бесперебойное функционирование рынка

Спрос и предложение

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 годуАльфредом Маршаллом.

Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)

Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение спроса зависит от нескольких факторов:пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы представлено формулой y = a / x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

§ Уровень доходов в обществе;

§ Размеры рынка;

§ Мода, сезонность;

§ Наличие товаров-субститутов (заменителей);

§ Инфляционные ожидания.

 

Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.

 

 

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов

Спpoc иcпытывaeт влияниe цeнoвыx и нeцeнoвыx фaктopoв. Этa фyнкция мoжeт быть пpeдcтaвлeнa в видe фopмyлы

Pa – цeнa дaннoгo тoвapa;
Pn – цeнa тoвapoв-зaмeнитeлeй;
Pm – цeнa нa дoпoлняющиe тoвapы;
ш I – дoxoд пoкyпaтeля;
M – вкycы и пpeдпoчтeния пoкyпaтeля.

 

Предложение

Предложение — это объем экономических благ, который производители хотят и могут поставить на рынок по разной цене за определенный период времени.

Содержание законапредложения состоит в том, что чем выше цена (при прочих неизменных условиях), тем больше экономических благ по данной цене производители готовы предложить на рынок на протяжении определенного периода времени, и, наоборот, чем низке цена, тем меньше экономических благ производитель пожелает и сможет поставить на рынок.

 
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс Q служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены Р. График предложения определяет форму кривой предложения S
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.
Факторы, влияющие на предложение. · Цены на ресурсы. · Технология производства · Налоги и дотации · цены на другие товары · число продавцов на рынке · перспективные ожидания · сезонные изменения · увеличение спроса на другие товары  
 
 

 

Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов:

QSA = f(PA,PB,…,PZ,R,K,C,X…)

где

QSA – объем предложения товара А в единицу времени;

РA, PB ..., РZ – цены данного и остальных товаров;

R – наличие производственных ресурсов;

К – характер применяемой технологии;

С – налоги и дотации;

Х – природно-климатические условия.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

В соответствии с реальной действительностью Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике , где одновременно представлены кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене).

Кривая спроса D имеет понижающийся (отрицательный) наклон, а кривая предложения S повышающийся (положительный) наклон. Если работает рыночный механизм, то эти кривые пересекаются в определенной точке.

Точка Е на графике, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S, называется точкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).

Равновеснойназывается цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг.

В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.

Колебания спроса и предложения под влиянием неценовых факторов изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке (рис. 2.10).

 

а)

 

б)

 

Рис. 2.10. График нового равновесия:
а
– при изменении спроса;
б– при изменении предложения

 

Как видно из графиков, нарушения равновесия приводят к следующим последствиям:

• увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;

• уменьшение спроса приводит к падению как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

• рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

• сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

 

Законы Госсена

Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости.

Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия. На этой основе Госсен выдвинул два тезиса, известные как «законы Госсена»

 

Формулировка

§ Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

§ Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностейвсех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.

Закон формулируется в предположении, что полезность по меньшей мере слабо квантируема, и таким образом в равновесной точке субъект будет распределять свои расходы таким образом, что отношение предельной полезности к цене (предельные издержки приобретения, англ. marginal cost of acquisition) будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг:

где

§ U — полезность

§ xi — количество i-го товара или услуги

§ pi — цена i-го товара или услуги

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ -правило, согласно которому любая вложенная сумма денег должна приносить равную предельную полезность.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров


Рис. 12.2. Кривая безразличия
a, b, c, d– различные наборы товаров A и B; U – кривая безразличия.

Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия (см. рис. 12.3).


Рис. 12.3. Карта безразличия

Предельная норма замещения – это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара. Предельную норму замещения можно выразить математически

(12.5)

где MRS – предельная норма замещения; x и y – товары.

Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетaной линией.

Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета (рис. 12.5).

 

 


Рис. 12.5. Бюджетная линия

 

Равновесие потребителя

Удовлетворение любых потребностей всегда ab – бюджетная линия ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке. Оптимальная комбинация должна:

  1. находиться на бюджетной линии, так как слева находится область недоиспользования бюджета, а справа – недостаточности;
  2. находиться на кривой безразличия как можно дальше от начала координат, обеспечивая тем самым максимизацию пользы.

Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения (MRS), а наклон бюджетной линии – соотношением цен товаров входящих в набор (PB/PA), поэтому условие равновесия потребителя можно выразить математически (12.6) и графически (12.6):

(12.6)


Рис. 12.6. Равновесие потребителя
U1, U2, U3 – кривые безразличия; А, B – недоиспользование бюджета; M – недоступность для бюджета; E – равновесие потребителя.

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовал Дж.Хикс , который говорил что реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности.


Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.

 

Выручка и прибыль

 

Выручка– это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Прибыль – это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы. Современная теория предпринимательского поведения источником прибыли считает:

  • труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;
  • плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;
  • доход от применения в производстве капитала, инвестиций;
  • экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Прибыль – внутренняя пружина развития рыночной экономики: стремясь ее получить, фирма совершенствует производство, что стимулирует рост инвестиций, а те в свою очередь приводят к расширению рабочих мест, росту объемов производства и, в итоге, обеспечивают развитие отрасли и национальной экономики в целом.

При этом прибыль выполняет три основные функции:

  1. распределительную,
  2. стимулирующую,
  3. информационную.

Разновидности прибыли

Арифметически прибыль

это разница между доходом и издержками. Если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как известно, различны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.

Нормальная прибыль

необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса (цены выбора сферы приложения капитала). Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.

Экономическая прибыль

это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль), поэтому ее часто называют сверхприбылью.

Хозяйственная прибыль

это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль

подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

 

Конкуренция и монополия

Конкуренция (от лат. concurrere "сталкиваться" ) - экономическое соперничество, борьба между субъектами хозяйственной деятельности за лучшие условия производства и реализации экономических благ с целью получения наибольшей прибыли.

Закон конкуренции выражает существенные, вну-тренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и Реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.

Совершенная (свободная) конкуренция это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Несовершенная конкуренция возникает там, где отсутствуют указанные выше условия свободной конкуренции. Главный признак несовершенной конкуренции — способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.

Монополия

Под экономической монополией понимают крупное предприятие, фирму или объединение (союз), которое концентрирует значительную часть производства и сбыта определенного вида продукции.

Классификация монополий

По условиям формирования монополизм разделяют на два типа: предпринимательский и институциональный.

Предпринимательский тип монополизма предприятий (фирм) формируется на основе роста концентрации капитала и производства.

Институциональный тип монополизма связан с не-равными условиями конкуренции, которые создает государство для разных хозяйствующих субъектов.

По форме существования монополии разделяют на три вида:

монополия отдельного предприятия;

монополия как соглашение;

монополия, основанная на дифференциации продукта.

В зависимости от возникновения различают монополию:

• естественную;

• административную;

• экономическую.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на исполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединяющиеся и подчиняющиеся государственным органам (министерствам).

Экономическая монополия. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она возникает на базе закономерностей хозяйственного развития.

Основными организационными формами экономических монополий являются следующие.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, а договариваются лишь о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, теряют коммерческую самостоятельность.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, т. е. производственную и коммерческую самостоятельность. Они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала бывшие владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Конгломерат — это огромный промышленный комплекс, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании, действующие в разных, технологически не связанных между собой, сферах. Как правило, конгломераты принадлежат одной фирме и выпускают на одной или нескольких стадиях производства разнородные неконкурентные товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются.

Консорциум создается на основе временных соглашений между несколькими банками и производственными корпорациями для проведения совместных крупномасштабных финансовых операций или осуществления производственных проектов (размещения крупных займов, строительства морских каналов, портов, трубопроводов и т. п.). После истечения общих работ консорциум распадается.

Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия:

во-первых, монополии подавляют конкуренцию важную движущую силу экономического прогресса;

во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;

в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;

 

Антимонопольная политика комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.

Конкурентная политика — это система мероприятий государства по созданию и развитию конкурентной среды,регулированию конкурентных отношений и конку-рентного процесса с целью поддержки и поощрения эконо-мической конкуренции, борьбы с отрицательными послед-ствиями монополизма, защиты законных интересов предпринимателей и потребителей.

Рынки факторов производства

Рынок земельных ресурсов

В условиях рыночной экономики земля не только сдается в аренду, но и является объектом купли-продажи.

Цена земли — это дисконтированный поток ее дохода (ренты).

Дисконтирование — это метод определения текущей стоимости (цены) любого капитального ресурса (в том числе и земли) с учетом принесения им будущей прибыли при существующей ставке банковского процента. Иначе говоря, дисконтирование позволяет определить, какую цену необходимо заплатить за капитальный ресурс (землю) сегодня, чтобы от его использования через определенное время получить желаемый результат (доход). Цена земли прямо пропорциональна величине ренты и обратно пропорциональна ставке ссудного процента. Текущая цена земельного участка будет определяться по формуле:

Земельная рента – это доход от фактора «земля», предложение которого на рынке неэластично. Она рассчитывается как излишек выручки над издержками предпринимателя. Фактор «земля» может принадлежать собственнику, который сам ведет бизнес, или использоваться временно, на заемной основе. Это различие фиксируется в понятии «арендная плата». Она больше земельной ренты на величину имеющихся на земле сооружений, построек и ссудного процента за право пользования землей.

Виды земельной ренты

Собственник фактора «земля» реализует свои права на доход либо в составе арендной платы, получаемой с арендатора, либо непосредственно через рыночную цену, если он сам ведет бизнес. При этом земельная рента достается ему в двух формах.

  1. Абсолютная рента – дополнительный доход собственника земли, взимаемый с любого участка земли вне зависимости от его качества и местоположения. В абсолютной ренте находит выражение неэластичность предложения земли на рынке.
  2. Дифференциальная (разностная) рента – дополнительный доход, возникающий из-за природных и экономических различий в условиях хозяйствования. В дифференциальной ренте (дифренте) находит выражение монополия на землю как объект хозяйствования (пока производитель обрабатывает землю, на ней никто не может ничего делать). Если дифрента возникает в результате деятельности на лучших и средних по плодородию и местоположению участках, то ее принято называть дифрентой I, а если она возникает вследствие дополнительных вложений в землю, улучшение ее качества – то дифрентой II. Этот вид дифренты может возникнуть на любых участках земли, включая худшие. Более того, в период аренды она достается не собственнику земли, а арендатору.

Рынок капитала

Рынок труда

Особенности рынка труда

Рынок труда– специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца, но и цена труда – для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

Спрос на рынке труда

Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд (рис. 26.1).

Рис. 26.1. Кривая спроса на труд
L – труд; W – заработная плата; LD – спрос на труд

Кривая спроса на труд w\специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Именно эту ситуацию и иллюстрирует верхнее LD ограничение кривой LD.

Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).

Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формиру<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.