Особенности хозяйственного строя в эпоху древних цивилизаций и феодализма?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Маркс выделил два уклада «рабства»:

Восточный уклад (деспотичный) – для жесткой координации людей на огромных территориях с огромными реками со сложными разливами рек. Были теократии. Главное орудие производства – это раб (по Марксу)! На востоке такого не было, т.к. там был лично свободный крестьянин – общинник – жил в общине. Труд рабов использовался лишь для высших классов и для сооружения культовых построек.

Средиземноморский (античный) уклад:

А) Греция.По Аристотелю: «На одного свободного приходится 16 рабов!». Сельское хозяйство было основой производства и давало основной валовой продукт (вплоть до XX века). Труд рабов также использовался мало, было всё основано на крестьянах. Рабы были в городских мастерских, в тяжелых производствах

Б) Рим.Широко использовался труд рабов на виллах. Но также были и крестьяне, дававшие основной продукт.

Таким образом, рабовладельческие страны – страны, где широко использовался труд рабов (т.е. Греция и Рим не совсем подходят под это определение).

 

Агония – крайнее напряжение всех сил (как физических, так и духовных). В Риме появился агонистический дух, т.е. дух соревновательства è Олимпийские игры + Моральная составляющая: хотели превзойти предшественников в знаниях.

 

Афины постепенно стали самым богатым средиземноморским городом. Во многом, успехи в хозяйствовании Афин были обусловлены тем, что здесь иностранцы пользовались практически такими же хозяйственными правами, как и свободные граждане города. Здесь появились первые международные «предприниматели» - метеки. Одна из форм хозяйственного занятия – учение: как разговаривать со свободными гражданами, как убеждать с выгодой для себя.

Был институт добровольных пожертвований – налоги с метеков не взымались. Поэтому очень большая часть добровольно жертвовалась; на эти деньги был построен военно-морской флот. Выгода была такова, что чем больше ты сделаешь для государства, тем больше тебя оценят.

 

Первая околонаучная школа, которая старалась осмыслить экономические явления, была школа софистов (схоластиков).

 

· Горгий (483-375 до н.э.)

· Протагор (480-410 до н.э.)

Протагор и Горгий также были метеками. Они были сторонниками всех свобод. Считали, что государство должно вмешиваться в экономическую жизнь лишь в крайнем случае.

· «Человек – мера всех вещей!»

«Либеральные» установки в области хозяйственной и социальной политики:

· Равенство перед законом всех членов полиса

· Свобода торговли и предпринимательства

· Поощрение внешнеэкономических связей, наемного труда

Афиняне первые додумались до того, чтобы из иностранного сырья что-то производить и обратно продавать – это стало также одной из огромнейших статей доходов. Греческое государство стало самым богатым в мире.

Социальное положение было достаточно сложным: было недовольство среди метеков и среди свободных граждан. Метеки: именно благодаря нашему капиталу государство развивается, а у нас нет права голоса; свободные: метеки скупили всю страну, приходится идти в ремесло или работать на них.

Ключевым моментом в этом споре стало поражение Афин в Пелопонесской войне (431-404 до н.э.). Школа софистов падает, так как

 

На первое место выходит школа Сократа – сократики:

ü Отрицание свободного рынка как главной социальной доминанты

ü Культ гражданских добродетелей

ü Государственной политике должны быть подчинены все социальные институты, в т.ч. экономические. Главное патриотизм и служение государству.

Платон (427-437 до н.э.):

· Здоровое общество не может базироваться на логике рынка

· Воспитание гражданских добродетелей несовместимо с господством в сознании соображений материальной выгоды, своекорыстного расчета (в идеале – у них не должно быть даже собственности)

· Правящий слой не должен иметь частной собственности

Аристотель (384-322 до н.э.)

· Счастья следует искать на земле. И человек – «политическое животное» - может достичь его благодаря разумной деятельности в обществе

· Частная собственность более эффективна

· Обмен – важнейшая характеристика развитого общества. Через него выявляется взаимная потребность и реализуется общность интересов. Аристотель впервые отметил и ОБОСНОВАЛ важность обмена

· Деньги – самый полезный инструмент обмена, так как они определяют, по соглашению между людьми, его пропорции

· Сделки должны осуществляться по справедливой ценеи быть ограничены рамками разумного удовлетворения личных потребностей: натуральная (удовлетворение общественных потребностей) и ненатуральная (т.е. только для наживы) хрематистика (хремата – денежное богатство).

· Ростовщичество – «край бизнеса». Деньги производят деньги – Аристотель сокрушался на счет таких людей.

Ксенофонт (446-356 до н.э.)

· Домоводство (греч. «oikonomia», household management) – это наука и предмет её состоит в постижении правил хорошего управления хозяйством.

· Благородного человека достоин лишь ратный труд и земледелие – «мать и кормилица всех прочих профессий». Торговля и ремесло – страшный труд, эти работники физически и духовно изуродованы.

Условия успешного управления имением:

Ø Хорошее законодательство, делающее позорную страсть к наживе бесполезной (|| с Беккером)

Ø «Нет на свете ничего столь прекрасного, столь полезного, как порядок (космос)» (|| с Файолем: «каждой вещи свое место, каждая вещь на своем месте»)

Ø Уважение к хозяйственной роли женщины (в т.ч. просвещать)

Ø Стимулированиетруда рабов

Ступени: пища è одежда è нажива

 

Указание на границу науки управления: умению властвовать нельзя научиться (как обычной профессии)

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.