Маркс выделил два уклада «рабства»:
Восточный уклад (деспотичный) – для жесткой координации людей на огромных территориях с огромными реками со сложными разливами рек. Были теократии. Главное орудие производства – это раб (по Марксу)! На востоке такого не было, т.к. там был лично свободный крестьянин – общинник – жил в общине. Труд рабов использовался лишь для высших классов и для сооружения культовых построек.
Средиземноморский (античный) уклад:
А) Греция.По Аристотелю: «На одного свободного приходится 16 рабов!». Сельское хозяйство было основой производства и давало основной валовой продукт (вплоть до XX века). Труд рабов также использовался мало, было всё основано на крестьянах. Рабы были в городских мастерских, в тяжелых производствах
Б) Рим.Широко использовался труд рабов на виллах. Но также были и крестьяне, дававшие основной продукт.
Таким образом, рабовладельческие страны – страны, где широко использовался труд рабов (т.е. Греция и Рим не совсем подходят под это определение).
Агония – крайнее напряжение всех сил (как физических, так и духовных). В Риме появился агонистический дух, т.е. дух соревновательства è Олимпийские игры + Моральная составляющая: хотели превзойти предшественников в знаниях.
Афины постепенно стали самым богатым средиземноморским городом. Во многом, успехи в хозяйствовании Афин были обусловлены тем, что здесь иностранцы пользовались практически такими же хозяйственными правами, как и свободные граждане города. Здесь появились первые международные «предприниматели» - метеки. Одна из форм хозяйственного занятия – учение: как разговаривать со свободными гражданами, как убеждать с выгодой для себя.
Был институт добровольных пожертвований – налоги с метеков не взымались. Поэтому очень большая часть добровольно жертвовалась; на эти деньги был построен военно-морской флот. Выгода была такова, что чем больше ты сделаешь для государства, тем больше тебя оценят.
Первая околонаучная школа, которая старалась осмыслить экономические явления, была школа софистов (схоластиков).
· Горгий (483-375 до н.э.)
· Протагор (480-410 до н.э.)
Протагор и Горгий также были метеками. Они были сторонниками всех свобод. Считали, что государство должно вмешиваться в экономическую жизнь лишь в крайнем случае.
· «Человек – мера всех вещей!»
«Либеральные» установки в области хозяйственной и социальной политики:
· Равенство перед законом всех членов полиса
· Свобода торговли и предпринимательства
· Поощрение внешнеэкономических связей, наемного труда
Афиняне первые додумались до того, чтобы из иностранного сырья что-то производить и обратно продавать – это стало также одной из огромнейших статей доходов. Греческое государство стало самым богатым в мире.
Социальное положение было достаточно сложным: было недовольство среди метеков и среди свободных граждан. Метеки: именно благодаря нашему капиталу государство развивается, а у нас нет права голоса; свободные: метеки скупили всю страну, приходится идти в ремесло или работать на них.
Ключевым моментом в этом споре стало поражение Афин в Пелопонесской войне (431-404 до н.э.). Школа софистов падает, так как
На первое место выходит школа Сократа – сократики:
ü Отрицание свободного рынка как главной социальной доминанты
ü Культ гражданских добродетелей
ü Государственной политике должны быть подчинены все социальные институты, в т.ч. экономические. Главное патриотизм и служение государству.
Платон (427-437 до н.э.):
· Здоровое общество не может базироваться на логике рынка
· Воспитание гражданских добродетелей несовместимо с господством в сознании соображений материальной выгоды, своекорыстного расчета (в идеале – у них не должно быть даже собственности)
· Правящий слой не должен иметь частной собственности
Аристотель (384-322 до н.э.)
· Счастья следует искать на земле. И человек – «политическое животное» - может достичь его благодаря разумной деятельности в обществе
· Частная собственность более эффективна
· Обмен – важнейшая характеристика развитого общества. Через него выявляется взаимная потребность и реализуется общность интересов. Аристотель впервые отметил и ОБОСНОВАЛ важность обмена
· Деньги – самый полезный инструмент обмена, так как они определяют, по соглашению между людьми, его пропорции
· Сделки должны осуществляться по справедливой ценеи быть ограничены рамками разумного удовлетворения личных потребностей: натуральная (удовлетворение общественных потребностей) и ненатуральная (т.е. только для наживы) хрематистика (хремата – денежное богатство).
· Ростовщичество – «край бизнеса». Деньги производят деньги – Аристотель сокрушался на счет таких людей.
Ксенофонт (446-356 до н.э.)
· Домоводство (греч. «oikonomia», household management) – это наука и предмет её состоит в постижении правил хорошего управления хозяйством.
· Благородного человека достоин лишь ратный труд и земледелие – «мать и кормилица всех прочих профессий». Торговля и ремесло – страшный труд, эти работники физически и духовно изуродованы.
Условия успешного управления имением:
Ø Хорошее законодательство, делающее позорную страсть к наживе бесполезной (|| с Беккером)
Ø «Нет на свете ничего столь прекрасного, столь полезного, как порядок (космос)» (|| с Файолем: «каждой вещи свое место, каждая вещь на своем месте»)
Ø Уважение к хозяйственной роли женщины (в т.ч. просвещать)
Ø Стимулированиетруда рабов
Ступени: пища è одежда è нажива
Указание на границу науки управления: умению властвовать нельзя научиться (как обычной профессии)
Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.