Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции − переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Проблемы молодых семей:

·Материально-бытовые проблемы;

·Жилищная проблема;

·Проблема трудоустройства;

·Психологические проблемы;

·Медицинские проблемы.

·Материально-бытовые проблемы.

·Финансовая проблема.

Бюджет складывается из зарплаты (зарплата молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей.

Несовершеннолетние юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В основной массе молодая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности.

Жилищная проблема тоже одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье на свободном рынке.

Возможно несколько вариантов проживания − государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. Лишь 13-14% молодых людей отделяются от родителей еще до свадьбы. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант - проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга. Таким образом, проблемы материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-ом месте укрепления семьи. Тенденция молодых семей - отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями.

Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей. 36% супругов склонны обвинять друг друга в том, что его (её) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. 55% женщин (56% мужчин) считают, что жена имеет больше возможностей для выполнения домашней работы и лишь 3% женщин (и мужчин) придерживаются такого же мнения относительно мужа.

В браке молодые семьи на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе − эмоциональные отношения; на третье − материальное благополучие; и лишь четвертое место − детей.

Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению. Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

Женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно влияют на возникновение у мужчин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний.

За последние 3 года отмечается рост гинекологических заболеваний, не улучшается здоровье беременных женщин. Материнская смертность в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.

Социально-экономическая ситуация в стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать молодую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.

Даже если не брать в расчет резкого ухудшения ситуации в последние пять лет для большинства семей вообще, молодая семья всегда находится в перманентных финансовых трудностях: рождение ребенка исключает женщину - мать из процесса зарабатывания денег, а для растущего ребенка требуется много совершенно неизбежных расходов. Заработок молодого супруга, еще не достигшего солидного положения и высокой профессиональной квалификации, недостаточен, а пособия на ребенка покрывают крайне незначительную часть средств, необходимых на его содержание.

Нарастающая безработица, с полным безразличием рынка труда к семейному статусу человека и наличию у него детей, блокирует возможности самообеспечения, прежде всего именно для молодых семей. Нестабильные источники заработка, как - то посредническая, «челночная» торговля, разовые услуги и т.д., не могут считаться надежным средством к существованию.

Поэтому сегодня семьи нередко откладывают рождение не только второго, но и первого ребенка. Отложенное же рождение может вообще не состояться, ибо в современных условиях ухудшившееся здоровье супругов может сделать их бесплодными.

Семейная проблематика стала играть заметную роль и в различных отраслях социального знания. Из года в год растет число социальных исследований и публикаций, проводятся симпозиумы, семинары, успешно защищаются диссертации. Научная и практическая значимость семьи и как объекта и одновременно субъекта научных исследований не вызывает сомнения. Сочетание внешних по отношению к семье социально - экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил её оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. И все это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание

Культура с точки зрения социологии – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем

-выработки социокультурных ценностей и норм;

-их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению;

-освоения окружающей среды;

-формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.

В социологии определились две традиции понимания роли культуры .

1.Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.

2.Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.

Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.

В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).

В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.

Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций.

Особенности социокультурных норм:

-они регулируют социальное поведение (деятельность) людей;

-они выражают дoлжное в реализации индивидуальных и общественных интересов;

-они обладают императивностью (повелительностью) по отношению к личности;

-они имеют исторический характер (изменяются с течением времени).

Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде.

Типология норм :

-по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т.д.;

-по содержанию: нравственные, религиозные, этические и т.п.

Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей (ниже мы увидим, что этот закон действует не всегда). Индивид интернализует ценности и нормы в процессе социализации.

Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология.

Причины сохранения верований в современном обществе:

-нечеткость границ между знанием и верой;

-неспособность науки ответить на все вопросы бытия;

-углубляющийся кризис современного общества.

Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.

Обычай – стиль жизни данного народа.

Обычаи включают:

-способы приготовления пищи;

-одежду;

-манеры поведения;

-обряды и праздники;

-систему воспитания детей;

-отношение к старикам;

-особенности религиозного культа и т.д.

В современном обществе происходит девальвация обычаев: им на смену приходит массовая культура. Многие люди воспринимают это крайне негативно.

Массовая культура обычно рассматривается в двух разных значениях:

1.как вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации;

2.как вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех ("мыльные оперы", песни-однодневки, боевики).

В наиболее завершенном виде массовая культура в ее втором значении представлена кичем – низкопробным искусством, рассчитанным на самый невзыскательный вкус.

Язык – система знаков (звуков, жестов, мимики), выполняющая важные социальные функции :

-коммуникативную (средство общения);

-информационную (средство накопления знаний, информации);

-трансляционную (передача информации);

-социализации (воспитание);

-образовательную (обучение);

-профессиональную (выражение специфики той или иной профессии);

-индивидуализирующую (самовыражение личности);

-этнообразующую (язык – важнейший элемент структуры этноса, условие его возникновения и существования, фактор самосознания).

Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им.Духовная культура – совокупность результатов деятельности, связанной со сверхсознанием и духовностью, включает науку, философию, мораль, искусство, религию, политику, право. Материальная культура + духовная культура = цивилизация.

Основные элементы культуры

Можно выделить следующие основные элементы культуры

·понятия , которые содержатся, главным образом, в человеческом языке. Благодаря понятиям упорядочивается опыт людей. Но это упорядочивание опыта у людей разных культур происходит по-разному. Например, у чукчей, которые живут десять месяцев со снегом, для обозначения снега существует около пятидесяти названий. В немецком языке слово «essen» обозначает прием пищи людьми, а слово «fressen» − прием пищи животными (по-русски первый глагол звучит как «есть», а второй - как «жрать»). А по-английски и то, и другое обозначается одним словом «eat». Так же широко известно, что в английском языке нет различия между вежливым «Вы» и простым «ты». А галантные поляки придумали еще нечто более возвышенное, что отсутствует в других языках: при обращении к дамам они применяют такой оборот «не желает ли пани». Давно замечено, что наибольшее количество философов дали два народа: древние греки и немцы. Очевидно, это связано как раз с особенностями древнегреческого и немецкого языков. Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие окружающего мира через понятия, зафиксированные в языке, больше или меньше различается в разных культурах.

·отношения . Имеется в виду отношения между понятиями, за которыми скрываются объекты, явления и процессы окружающего мира, а также отношения между людьми. Например, есть сильное различие в методах воспитания детей. Очень интересная система воспитания практикуется в Абхазии, где главное в воспитании детей − категорический запрет наказания и осуждения детей (их нельзя бить и нельзя ругать, наоборот, их надо всегда хвалить, даже за самые малые хорошие поступки). Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание.

·ценности , т.е. то, к чему люди должны стремиться, то, что в данной культуре уважается, ценится. Например, у мусульман ценностью является уважение старших, послушание старшим, что у русских встречается достаточно редко. В советские времена высшей ценностью считался патриотизм, любовь к Родине, культивировалось первенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а самой высшей ценностью открыто провозглашены деньги, богатство, собственность, капитал.

·правила . Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России введет мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию и − самое удивительное − за угон автомобиля.

Названные выше четыре основных элемента культуры тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, что и создает в итоге неповторимую уникальную картину каждой конкретной культуры (то, что называют самобытностью).

С ценностями культуры тесно связаны нормы , т.е. определенные стандарты поведения, работы, взаимоотношений между людьми. Как было сказано выше, за соблюдение норм индивида уважают, любят, поощряют. За нарушение норм − наказывают, вплоть до уголовного преследования. Но бывает нарушение норм со знаком плюс. Например, героические подвиги на войне по защите Родины или в трудовом процессе. Поэтому существуют санкции негативные (наказание, осуждение) и санкции позитивные (награды, слава, льготы, привилегии и т.д.). И те, и другие санкции оказывают мощное воспитательное воздействие на всех людей.

Социальные функции культуры

Функциях культуры.

·образовательно-воспитательная . Из ее названия видна ее цель, т.е. образование, воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, т.е. освоение ею знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется степенью приобщенности данной личности к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Другими словами, приходим к широко известной формуле: знания плюс умения.

·интегративная-дезинтегративная (объединительно-разъединительная) функция культуры. Это означает, что в результате освоения культуры у индивидов одного сообщества появляется чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют. Это разъединение может служить причиной культурных конфликтов.

·регулирующей . О ней уже шла речь выше, когда мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, в которых живет и работает человек. Именно эти правила заставляют индивида соблюдать систему предписаний и запретов. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям - наказанию или наградам.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы − элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура. Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства".

Народная культура . Эта культура включает в себя сказки, былины, частушки, фольклор, песни и мифы. Она играет важную роль в приобщении каждого индивида к ценностям своей родной культуры. Через ценности народной культуры человек приобщается к высокой культуре, созданной соотечественниками, и далее − к мировой высокой культуре. Без народной культуры индивид не может любить свою Родину, язык, народ. Подобный человек живет по принципу «где хорошо, там и родина».

С появлением средств массовой информации появилась массовая культура. Феномены массовой культуры могут нести положительный и отрицательный духовные заряды.

Массовая культура.. Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления − середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк − примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

Субкультура − Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп − национальных, демографических, социальных, профессиональных, − постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура − часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура. Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Теперь рассмотрим три важных понятия: культура, антикультура и бескультурье. Есть четкий критерий между культурой и антикультурой. Культура − это все то, что способствует развитию и совершенствованию отдельного индивида и, стало быть, всего общества в целом. Ключевые слова здесь − развитие и совершенствование. Антикультурой можно назвать то, что способствует медленной или быстрой деградации индивида, которая в итоге заканчивается разрушением личности. Ключевыми словами здесь являются «деградация» и «разрушение».

С понятием бескультурье разобраться куда проще. Бескультурный в чем-то человек не вредит своему здоровью или личности, но и не развивает их. Это когда индивид поступает не как носитель какой-то культуры, а как животное, т.е. не обременяет себя условностями культуры.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 235.