I. Организационно-методический раздел.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая теория

 

Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация – менеджер

Форма обучения - очная

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 


 

Программа утверждена на заседании кафедры, протокол №1 от 28.08.2012г.

Автор программы доктор экономических наук, профессор Лашов Б.В.

I. Организационно-методический раздел.

Цель курса.

Осуществление в России экономических реформ и практическое движение экономики к рыночным методам хозяйствования требуют от студентов знаний экономики (включая как экономическую теорию, так и экономическую практику), соответствующих мировому уровню.

Целью изучения курса «Экономическая теория» является овладение экономическими знаниями для того, чтобы уметь разбираться в массе экономических фактов, событий, наблюдений и дискуссий, а также формировать способности эффективно принимать решения по экономическим вопросам.

Задачи курса.

Главными вопросами, подлежащими изучению в рамках этой дисциплины, являются: тенденции и закономерности поведения двух основных экономических субъектов, действующих на микроэкономическом уровне, - фирм и домашних хозяйств, и государства, действующего на уровне макроэкономики.

Предмет «Экономическая теория» является базовым для изучения других экономических дисциплин. Для усвоения предмета студенту необходимы знания основных методов научного познания, начал высшей математики, навыки работы с графиками, моделями и таблицами.

В результате изучения курса студент должен знать следующие положения:

- понятия экономики, экономической теории, микроэкономики, макроэкономики;

- принципы предельного анализа;

- понятия альтернативной стоимости и издержек;

- спрос, предложение и эластичность;

- основные типы фирм в рыночной экономике;

- особенности поведения потребителя на рынке;

- производственная функция;

- понятия краткосрочного и долгосрочного периодов деятельности;

- виды издержек и их значение для деятельности фирм;

- доход (совокупная выручка) и прибыль (бухгалтерская и 'экономическая);

- типы рынков и особенности принятия решений в зависимости от типа рынка;

- эффективность производства в условиях чистой конкуренции;

- виды конкуренции, ценовая дискриминация и рыночная власть;

- роль государства в современной экономике;

- особенности функционирования отдельных рынков ресурсов;

- макроэкономические показатели и их значение;

- экономический рост, инфляция, безработица: понятия, значение и основные формы воздействия на уровень их проявления;

- совокупный спрос и совокупное предложение, и влияние на них разного рода факторов;

- фискальная и монетарная политика государства;

- противоречивость и сложность деятельности государства, направ­ленной на достижение экономического роста.

В результате изучения курса студент должен уметь следующее:

- применить приемы предельного анализа для максимизации эффекта от производственной деятельности и в процессе потребления;

- использовать оценку альтернативной стоимости при анализе на­правлений экономической деятельности;

- определять равновесную цену и равновесный объем при заданных или изменяющихся рыночных условиях;

- оценивать влияние методов государственного регулирования экономики (дефициты, излишки, распределение налогового бремени);

- рассчитывать и применять показатели эластичности спроса и предложения при решении вопросов ценообразования и определения объемов выпуска;

- определять набор благ, максимизирующий полезность потребителя;

- определять комбинацию ресурсов, используемых фирмой, для минимизации издержек производства и для максимизации прибыли;

- определять критерий максимизации прибыли при работе фирмы в условиях различных рыночных структур;

- рассчитывать показатели концентрации производства;

- рассчитывать цену закрытия фирмы в краткосрочном, и долгосрочном периодах;

- использовать метод дисконтирования;

- рассчитывать основные виды макроэкономических показателей;

- оценивать уровень инфляции, рассчитывать индекс цен;

- определять уровень безработицы;

- определять темпы экономического роста, номинальные и реальные показатели;

- рассчитывать значения товарного, денежного мультипликаторов и мультипликатора сбалансированного бюджета;

-определить изменение макроэкономического равновесия в результате проведения монетарной и фискальной политики.

Самостоятельная работа по каждой теме включает проработку учебной и дополнительной литературы, повторение пройденного на занятиях, написание рефератов, отработку практических навыков, решение задач, подготовку примеров и т.п.

Преподаватель самостоятельно устанавливает форму проведения практического/семинарского занятия, исходя из тем и конкретных возможностей студенческой группы в соответствии с необходимостью отработки менее освоенных студентами тем или навыков.

II. Содержание курса.

Разделы курса.

ГОСТ: Политическая экономия; предмет политэкономии и истории экономических учений; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности; экономические и правовые аспекты; деньги и денежная политика; национальный доход; фискальная политика; проблемы инфляции и безработицы; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса, регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов. Основные этапы развития экономической науки; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская классическая школа, ранние представители социализма и т.д.); формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозаннская, кембриджская, американская, институционализм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм); история современных (послевоенных) экономических теорий (господство кейнсианства, доминирование неоклассицизма, "государственный социализм"), экономическая мысль в России.

 

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 11. Рынки труда

Спрос на квалифицированный и неквалифицированный труд. Особенности современного рынка труда. Особенности формирования спроса и предложения труда. Пороговый уровень заработной платы. Эффект замены и эффект дохода относительно объема предлагаемого труда. Предложение труда в краткосрочном и длительном периодах. Предложение универсального и специфического капитала. Компромисс индивида между трудом и досугом. Неравенство доходов: понятие и причины. Измерение неравенства доходов: «кривая Лоренца», коэффициент Джини, квинтальные и децильные коэффициенты. Дилемма распреде­ления доходов: равенство или эффективность.

 

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 20. Экономический рост

Экономический рост: понятие, условия, значение для экономики. Теории экономического роста. Производительность труда и определяющие ей факторы. Модель Солоу. «Золотое правило накопления». Экономический рост и экономическая политика государства.. Проблема модернизации экономики.

 

Вопросы к экзамену во втором семестре

1. Дайте определения понятий «прибыль», «валовой доход», «совокупные издержки».

2. Что такое явные и неявные издержки, в чем их отличие? Приведите примеры. Чем отличается бухгалтерская прибыль от экономической?

3. Производственная функция (общий случай, линейная, Кобба-Дугласа).

4. Раскройте понятия совокупного, среднего и предельного продуктов. Как и почему изменяются эти показатели при изменении объема использования переменного ресурса. Отобразите эти изменения графически.

5. Что подразумевается под краткосрочным и долгосрочным периодами деятельности? Сформулируйте закон убывающей отдачи (убывающего предельного продукта). Для какого временного периода он применим?

6. Каким образом показатели совокупного, среднего и предельного продуктов связаны с показателями совокупных, средних и предельных издержек?

7. Что такое общие совокупные издержки, из каких составляющих они складываются? Объясните, как ведут себя общие совокупные издержки при возрастании объема производства в краткосрочном периоде и почему изменения носят именно такой характер?

8. Что такое постоянные и переменные совокупные издержки? Объясните, как ведут себя постоянные и переменные совокупные издержки при возрастании объема производства в краткосрочном периоде и почему изменения носят именно такой характер?

9. Что такое средние издержки? Дайте определение каждому из трех видов средних издержек. Каким образом и почему изменяются средние постоянные, средние переменные и средние общие из­держки при наращивании объемов производства в короткой периоде.

10. Дайте определение предельных издержек. Как изменяются предельные издержки при увеличении объема выпуска в коротком периоде и почему? Каким образом связаны между собой предельные и средние издержки производства?

11. Охарактеризуйте положительный и отрицательный эффекты от масштаба. Раскройте причины их существования, с изменением каких издержек они связаны.

12. Что такое долгосрочные средние совокупные издержки. Каким образом строится кривая этих издержек?

13. Дайте определение понятию "естественная монополия". Какие факторы способствуют их созданию?

14. Дайте определение чистой конкуренции. Какие особенности отличают ее от моделей несовершенной конкуренции?

15. Что такое монополия? Какие черты рынка характеризуют монополию?

16. Определите понятие «олигополия». Чем данная модель рынка отличается от других? Теория игр.

17. Рыночная власть, индекс Херфиндаля-Хиршмана. индекс концентрации, пороговая доля рынка.

18. Монополистическая конкуренция, в чем специфика данной модели рынка?

19. Какое правило максимизации прибыли производителей применимо на всех моделях рынка? Дайте ему логическое объяснение.

20. Что такое точка безубыточности на рынке совершенной конкуренции? Опишите случай максимизации прибыли на рынке чистой конкуренции. Опишите случай минимизации убытков на рынке чистой конкуренции. Какая цена должна установиться на рынке, чтобы конкурентная фирма прекратила производство продукции: а) в краткосрочном периоде; б) в долгосрочном периоде. Поясните свой ответ.

21. Как выглядит кривая спроса на продукцию отдельной фирмы отрасли совершенной конкуренции и почему она выглядит так? Как Вы думаете? Какое состояние характерно для фирмы в долгосрочном периоде, если она функционирует в условиях чистой конкуренции?

22. Объясните термины: эффективность распределения, эффективность производства. На каких типах рынка и при каких условиях могут возникать данные виды эффективности?

23. Что такое барьеры для вхождения в отрасль? Какие виды барьеров Вам известны?

24. Ценовая дискриминация и ее влияние на потребителей и эффективность производства.

25. Как определяет монополист оптимальный объем производства своей продукции? Почему для монополиста цена не равна предельному доходу?

26. Неценовая конкуренция: понятие, значение, примеры. Как Вы понимаете термин "дифференциация продукции"? В чем она может заключаться? Для каких моделей рынка она характерна?

27. Реклама. Выгоды и проблемы для отдельных экономических агентов и общества в целом.

28. Что такое теория игр? Что она помогает объяснить?

29. Виды рыночного равновесия. Равновесие Курно, Нэша.

30. Объясните, что стоит за ломанной кривой спроса олигополиста?

31. Каковы основные черты теории следования за лидером? Какие особенности поведения лидера наблюдаются в данном случае? Объясните плюсы и минусы сговора олигополистов. Что препятствует сговору? Как Вы понимаете модель олигополии, основанной на принципе "издержки плюс"?

32. Теория игр как метод экономического анализа. Правила, стратегии и выигрыши в олигополистической игре.

33. Дилемма заключенного». Матрица выигрыша. Доминирующая стратегия.

34. Дуополия. Дуопольная игра. Тайное соглашение и мошенничеств при тайном сговоре.

35. Повторяющиеся игры при дуопольной игре. Стратегии «зуб за зуб» и «спускового крючка». Выгодно ли соблюдать включенные соглашения?

36. Неопределенность. Охарактеризуйте значение этого фактора в теории игр.

37. Выбор в условиях неопределенности. Виды вероятности.

38. Охарактеризуйте различное отношение людей к риску.

39. Способы снижения риска в экономике.

40. 0собенности риска в сельскохозяйственном производстве. Раскройте понятие «производный спрос». Охарактеризуйте «неценовые» факторы спроса на ресурс.

41. Как строится кривая спроса на фактор производства, с какой кривой она совпадает? В чем отличие кривой спроса на ресурс в ситуации конкурентного рынка от кривой спроса, характерной рынку несовершенной конкуренции?

42. Поясните понятия MRP (предельный продукт в денежном выражении) и MRC (предельные издержки на ресурс), в чем их отличие от предельного продукта и предельных издержек?

43. Опишите правила оптимального соотношения ресурсов (максимизации прибыли и минимизации издержек). Для каких случаев используется то или иное правило?

44. Зависимость спроса на фактор производства от цен на взаимодополняющие и взаимозамещающие ресурсы, эффекты замещения и объема производства.

45. Эластичность спроса на ресурс. От каких факторов она зависит?

46. Особенности формирования спроса и предложения на физический капитал.
Дисконтирование и приведенная стоимость.

47. Чистый денежный поток.

48. Предложение труда в краткосрочном и длительном периодах. Предложение универсального и специфического капитала.

49. Компромисс индивида между трудом и досугом.

50. 0собенности формирования спроса и предложения земли. Рента.

51. Особенности формирования спроса и предложения труда.

52. Пороговый уровень заработной платы. От каких факторов она зависит и каким образом.

53. Неравенство доходов: понятие и причины.

54. Измерение неравенства доходов: «кривая Лоренца», коэффициент Джинн, квинтнльные и децильные коэффициенты.

55. Дилемма распределения доходов: равенство или эффективность.

56. Денежный рынок, рынок ценных бумаг и биржевой рынок.

57. Неопределенность и риск в экономике: причины, последствия и пути снижения риска.

58. Ящик Эджуорта, общее равновесие.

 

Вопросы к экзамену в третьем семестре

1. Понятие макроэкономики. Вопросы, решением которых она занимается.

2. Общественное воспроизводство, национальное богатство. Потоки и запасы.

3. Роль государства в решении макроэкономических проблем.

4. Охарактеризуйте основные функции (обязанности) государства экономике.

5. Государственное регулирование в' экономике: необходимость формы.

6. Специфика государственного регулирования в сельском хозяйстве.

7. Охарактеризуйте роль государства как покупателя ВВП и как агентства по перераспределению доходов, три уровня государства в экономике.

8. Особенности мотивации в государственном секторе экономики.

9. Методы государственного регулирования.

10. Налоги: понятие, классификация, функции.

11. Государственные трансферты.

12. Макроэкономические показатели: виды и значение для экономической науки. Система национальных счетов.

13. ВНП: понятие, отличие от ВВП, способы расчета. Резиденты и нерезиденты.

14. Особенности расчета ВВП и др. макроэкономических показателей. Непроизводственные операции.

15. Конечные и промежуточные продукты, добавленная стоимость.

16. 3атратный метод измерения ВВП: слагаемые и методы их исчисления.

17. Доходный метод измерения ВВП: слагаемые и методы их исчисления.

18. Валовые частные внутренние инвестиции: понятие, составные части и значение для экономики.

19. Взаимозависимости национальных счетов (ВНП, ВВП, ЧВП, НД, ЛД и РД).

20. Оценка уровня цен и ее значение (индекс цен, базовый период).

21. Оценка уровня цен и ее значение (дефлятор ВВП, номинальные и реальные показатели, инфлирование и дефлирование).

22. Взаимосвязь и отличие дефлятора и индекса цен.

23. ВВП и благосостояние нации - проблема взаимосвязи. Качество и уровень жизни, индекс человеческого развития.

24. Отраслевая структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы.

25. Межотраслевой баланс.

26. Экономический цикл: понятие, фазы и их особенности, воздействие на экономику.

27. Генезис экономических циклов. Современный экономический кризис и его особенноссти.

28. Виды циклов и причины сезонных, коротких и торгово-промышленных циклов.

29. Длинные волны Кондратьева. Понятие, причины воздействие на другие виды циклов и социальную обстановку в стране и мире.

30. Экономический рост: понятие, условия, значение для экономики.

31. Теории экономического роста, модель Солоу, "золотое правило накопления".

32. Безработица: понятие, виды (типы) безработицы, их причины и значение.

33. Категории населения по отношению к занятости в экономике.

34. Полная занятость. Определение уровня безработицы: методы расчета и сложности определения.

35. Значение безработицы. Экономические и неэкономические издержки безработицы.

36. Разрыв ВВП. Закон Оукена. Группы риска (частные издержки безработицы).

37. Инфляция: понятие, виды, измерение. Темпы инфляции. Правило 70-ти.

38. Умеренная, галопирующая, гиперинфляция. Критерии классификации.

39. Инфляция спроса и инфляция предложения.

40. Последствия и значение инфляции.

41. Классическая теория макроэкономики: основные положения, закон Сэя и критика теории.

42. Кейнсианская экономическая теория: основные положения и критика теории.

43. Потребление и сбережения. Средняя склонность к потреблению (сбережению). Предельная склонность к потреблению (сбережению).

44. Детерминанты потребления и сбережения. Стабильность потребительских расходов. Влияние на равновесный ВВП.

45. Спрос на инвестиции. Детерминанты спроса на инвестиции. Нестабильность инвестиций. Влияние на равновесный ВВП.

46. Акселератор. Автономные и индуцированные инвестиции.

47. Чистый экспорт. Детерминанты чистого экспорта. Влияние на равновесный ВВП.

48. Государственные расходы, налогообложение и равновесный ВВП.

49. Определение равновесного ВВП: затратно-производственный метод.

50. Определение равновесного ВВП: метод изъятий и вливаний.

51. Товарный мультипликатор.

52. Рецессионный и инфляционный разрывы.

53. Совокупный спрос: понятие, кривая совокупного спроса и эффекты его определяющие.

54. Детерминанты совокупного спроса.

55. Совокупное предложение: понятие, три участка кривой совокупного предложения, их значение.

56. Детерминанты совокупного предложения.

57. Макроэкономическое равновесие. Изменения равновесия.

58. Эффект "храповика".

59. Изменение равновесного ВВП и мультипликатор. Мультипликатор и изменение уровня цен.

60. Фискальная политика: понятие, дискреционная, недискреционная, цели, инструменты фискальной политики.

61. Дискреционная фискальная политика: стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

62. Сравнительный анализ влияния инструментов фискальной политики на экономику.

63. Финансирование дефицитов и ликвидация избытков:

64. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

65. Теорема эквивалентности Рикардо.

66. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы: виды и их эффективность.

67. Фискальная политика. Временные и политические проблемы.

68. Проблемы фискальной политики: эффекты вытеснения и чистого экспорта, компенсирующие сбережения, инфляция.

69. Определение денег: Ml, M2, МЗ; состав и описание элементов.

70. Ценные бумаги: понятие, функции, классификация.

71. Проблема доходность-ликвидность.

72. Функции денег.

73. Предложение денег.

74. Спрос на деньги: понятие и две составляющих спроса на деньги.

75. Денежный рынок.

76. Банковская система: понятие, структура и функции элементов.

77. Монетарная теория Фридмена.

78. Коммерческий банк. Функции. Баланс.

79. Банковская система. Центральный банк.

80. Резервы и резервная норма. Их значение.

81. Основные операции коммерческих банков. Клиринг платежей.

82. Создание денег банковской системой

83. Денежный мультипликатор.

84. Кредитно-денежная политика: понятие, цели, инструменты монетарной политики.

85. Кредитно-денежная политика. Политики «дешевых» и «дорогих» денег.

86. Сравнительная значимость инструментов монетарной политики.

87. Кредитно-денежная политика: воздействие на макроэкономическое равновесие.

88. Проблемы эффективности кредитно-денежной политики (ее сильные и слабые стороны).

89. Q-теория инвестиций Тобина.

90. Модель IS-LM.

91. Модели адаптивных и рациональных ожиданий.

92. Кривая Филлипса. Связь инфляции и безработицы.

93. Закрытая и открытая экономика.

94. Валютные курсы.

95. Паритет покупательной способности.

96. Переходная экономика: сущность, формы.

97. Либерализация цен.

98. Приватизация собственности.

99. Инфраструктура хозяйствования и структурная перестройка в переходный период.

100. Влияние глобализации на выбор стратегии развития национальной экономики.

 

III. Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Экономическая теория: Учебник для вузов/Финансовая академия при Правительстве РФ; Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. - М.:КНОРУС, 2010.

2. Курс экономической теории/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: АСА, 2010. – 800 с.

3. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд. 2010. – 448 с.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов.- 3-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2010. – 798 с.

6. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. - М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Мэнкью Г. Принципы экономикс, (пер. с англ.) - СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/ Пер. с англ., 4-е изд. -М.: Дело Лтд., 2002.

2. Бомол У., Блайндер А. Экономикс: принципы и политика. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Булатов А.С. Национальная экономика. М.: Магистр, ИНФРА-М. 2011.

4. Гребнев Л.С., P.M. Нуреев. Экономика. Курс основ (рекомендовано МО РФ в кач. учебника для студ. неэкономических спец. и направле­ний). М.: ВИТА-Пресс. 2000.

5. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993. - С:8-9,33-53.

6. Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов (программы, тесты, задачи), под об­щей ред. Л.С. Гребнева. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

7. Национальная экономика / Под ред. В.П.Савченко. М.: Экономистъ.2005.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. БЗ. Мильнера. — М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. .

9. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. — М.: «Норма», 2003, 2006.2010. Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика /Пер. с англ.: 16-е изд. - М., 2000.

10. Стратегический глобальный прогноз/ Под ред. акад. А.А.Дынкина..М. 2012.

11. Тарасевич Л.С.. Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

12. Тарасевич Л.С.. Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

13. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирма, рынок и «отношенческая контрактация», - Л.: Лениздат, 1996.

14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика/ Пер. с англ. - М.:Дело ЛДТ,1995.

15. Цены и ценообразование /Под ред. В.Е.Есипова. СПб.: Питер, 2002.

16. Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004, 2006.

17. Экономическая теория. Задачи. Логические схемы. Методические метериалы./Под ред. А.И. Добрынина. Л.С. Тарасеввича: Учебник для ву­зов. - СПб.: Питер, 2000.

18. Хейне Пол. Экономический образ мышления/ Пер. с анл.- М.: «Catallaxy>», 1997.

19. Экономическая теория. Ч.1. Микроэкономика. Курс лекций. 4-е изд: расширенное и дополненное. /Л.М. Лукичев, Л.В. Стародубцева и др./ Под ред. П.М Лукичева и О.П. Чекмарева Л.Ю. под ред. П.М. Лукичева и О.П. Чекмарева - СПб.: Лики России.2004.

 

Литература для самостоятельной и научной работы

1. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2003

2. Николаева, И. П. Экономическая теория: учебник / И. П. Николаева. - М.: Кнорус, 2006

3. Михайлушкин, А. И. Экономика: учебник / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006

4. Лемешевская, Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: учебное пособие / Л. В. Лемешевская. - Мн.: "Книжный дом "; "Мисанта", 2005.

5. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: практикум / Е. Ф. Борисов. - М.: "ТК Велби", "Проспект", 2005.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2006

7. Экономика: учебник / Под ред. А. С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006

8. Экономическая теория: учебник для вузов / МГТУ; Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. - М.: Юрайт, 2005

9. Экономика: Учебно-метод. пособие / Авт.- сост.Е.В.Шеховцева; ЛГОУ им.А.С.Пушкина. – СПб., 2003.

10. Микроэкономика: Учебник / Под ред.Е.Б. Яковлевой. – 6-е изд. – М., СПб: Поиск, 2003.

11. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2:Мезоэкономика: Учебник для вузов /Под ред. Г.Г. Журавлевой. – М.: ИТК Дашков и Кº, 2004

12. Харвей, Джек Современная экономическая теория: вводный курс: пер. с англ..: Учебн. пособ.для вузов. - М.:ЮНИТИ ДАНА, 2003

 

Журналы:

1. Вопросы экономики

2. Мировая экономика и международные отношения

3. Российский экономический журнал

4. ЭКО

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая теория

 

Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация – менеджер

Форма обучения - очная

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 


 

Программа утверждена на заседании кафедры, протокол №1 от 28.08.2012г.

Автор программы доктор экономических наук, профессор Лашов Б.В.

I. Организационно-методический раздел.

Цель курса.

Осуществление в России экономических реформ и практическое движение экономики к рыночным методам хозяйствования требуют от студентов знаний экономики (включая как экономическую теорию, так и экономическую практику), соответствующих мировому уровню.

Целью изучения курса «Экономическая теория» является овладение экономическими знаниями для того, чтобы уметь разбираться в массе экономических фактов, событий, наблюдений и дискуссий, а также формировать способности эффективно принимать решения по экономическим вопросам.

Задачи курса.

Главными вопросами, подлежащими изучению в рамках этой дисциплины, являются: тенденции и закономерности поведения двух основных экономических субъектов, действующих на микроэкономическом уровне, - фирм и домашних хозяйств, и государства, действующего на уровне макроэкономики.

Предмет «Экономическая теория» является базовым для изучения других экономических дисциплин. Для усвоения предмета студенту необходимы знания основных методов научного познания, начал высшей математики, навыки работы с графиками, моделями и таблицами.

В результате изучения курса студент должен знать следующие положения:

- понятия экономики, экономической теории, микроэкономики, макроэкономики;

- принципы предельного анализа;

- понятия альтернативной стоимости и издержек;

- спрос, предложение и эластичность;

- основные типы фирм в рыночной экономике;

- особенности поведения потребителя на рынке;

- производственная функция;

- понятия краткосрочного и долгосрочного периодов деятельности;

- виды издержек и их значение для деятельности фирм;

- доход (совокупная выручка) и прибыль (бухгалтерская и 'экономическая);

- типы рынков и особенности принятия решений в зависимости от типа рынка;

- эффективность производства в условиях чистой конкуренции;

- виды конкуренции, ценовая дискриминация и рыночная власть;

- роль государства в современной экономике;

- особенности функционирования отдельных рынков ресурсов;

- макроэкономические показатели и их значение;

- экономический рост, инфляция, безработица: понятия, значение и основные формы воздействия на уровень их проявления;

- совокупный спрос и совокупное предложение, и влияние на них разного рода факторов;

- фискальная и монетарная политика государства;

- противоречивость и сложность деятельности государства, направ­ленной на достижение экономического роста.

В результате изучения курса студент должен уметь следующее:

- применить приемы предельного анализа для максимизации эффекта от производственной деятельности и в процессе потребления;

- использовать оценку альтернативной стоимости при анализе на­правлений экономической деятельности;

- определять равновесную цену и равновесный объем при заданных или изменяющихся рыночных условиях;

- оценивать влияние методов государственного регулирования экономики (дефициты, излишки, распределение налогового бремени);

- рассчитывать и применять показатели эластичности спроса и предложения при решении вопросов ценообразования и определения объемов выпуска;

- определять набор благ, максимизирующий полезность потребителя;

- определять комбинацию ресурсов, используемых фирмой, для минимизации издержек производства и для максимизации прибыли;

- определять критерий максимизации прибыли при работе фирмы в условиях различных рыночных структур;

- рассчитывать показатели концентрации производства;

- рассчитывать цену закрытия фирмы в краткосрочном, и долгосрочном периодах;

- использовать метод дисконтирования;

- рассчитывать основные виды макроэкономических показателей;

- оценивать уровень инфляции, рассчитывать индекс цен;

- определять уровень безработицы;

- определять темпы экономического роста, номинальные и реальные показатели;

- рассчитывать значения товарного, денежного мультипликаторов и мультипликатора сбалансированного бюджета;

-определить изменение макроэкономического равновесия в результате проведения монетарной и фискальной политики.

Самостоятельная работа по каждой теме включает проработку учебной и дополнительной литературы, повторение пройденного на занятиях, написание рефератов, отработку практических навыков, решение задач, подготовку примеров и т.п.

Преподаватель самостоятельно устанавливает форму проведения практического/семинарского занятия, исходя из тем и конкретных возможностей студенческой группы в соответствии с необходимостью отработки менее освоенных студентами тем или навыков.

II. Содержание курса.

Разделы курса.

ГОСТ: Политическая экономия; предмет политэкономии и истории экономических учений; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности; экономические и правовые аспекты; деньги и денежная политика; национальный доход; фискальная политика; проблемы инфляции и безработицы; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса, регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов. Основные этапы развития экономической науки; эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, английская классическая школа, ранние представители социализма и т.д.); формирование основных направлений современной экономической мысли (маржинализм, неоклассические школы: австрийская, лозаннская, кембриджская, американская, институционализм, кейнсианство, марксизм, социал-демократизм); история современных (послевоенных) экономических теорий (господство кейнсианства, доминирование неоклассицизма, "государственный социализм"), экономическая мысль в России.

 




Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.