«Военный коммунизм» - организация общества, при которой армия подчиняет себе тыл, создавая «организацию массового паразитизма и истребления». В основе политики военного коммунизма лежала задача уничтожения рыночных и товарно-денежных отношений (т.е. частной собственности), замена их централизованным производством и распределением. Для проведения этого плана необходима была система, способная довести волю центра до самых отдаленных уголков огромной державы. В этой системе все должно быть взято на учет и поставлено под контроль (потоки сырья и ресурсов, готовой продукции). Ленин считал, что «военный коммунизм» станет последней ступенью перед социализмом. 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил о введении военного положения, руководство страной перешло к Совету Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В.И.Лениным. Фронтами командовал Реввоенсовет, возглавляемый Л.Д.Троцким. Тяжелое положение на фронтах и в экономике страны подтолкнули власти ввести ряд чрезвычайных мер, определяемых как военный коммунизм. В советском варианте он включал в себя продразверстку (запрещалась частная торговля хлебом, излишки и запасы насильственно изымались), начало создания колхозов и совхозов, национализацию промышленности, запрещение частной торговли, введение всеобщей трудовой повинности, централизации управления. К февралю 1918 г. в собственность государства перешли предприятия, принадлежавшие царской семье, российской казне и частникам. В дальнейшем была проведена хаотичная национализация мелких промышленных предприятий, а затем целых отраслей промышленности. Хотя в царской России доля государственной (казенной) собственности была всегда традиционно велика, централизация производства и распределения прошла довольно болезненно, Крестьяне и значительная часть рабочих были настроены против большевиков. И с 1917 по 1921 гг. они принимали антибольшевистские резолюции и активно участвовали в вооруженных антиправительственных выступлениях. Большевикам предстояло создать такую политико-экономическую систему, которая могла дать рабочим минимальные возможности для проживания и одновременно поставила бы их в жесткую зависимость от властей и администрации. Именно с этой целью проводилась политика сверхцентрализации экономики. В дальнейшем коммунизм отождествлялся с централизацией. Несмотря на «Декрет о земле» (земля передавалась крестьянам), шла национализация земли, полученной крестьянами в ходе столыпинской реформы. Фактическая национализация земли и введение уравнительного землепользования, запрет арендовать и покупать землю и расширять запашку привел к ужасающему падению уровня аграрного производства. В результате начался голод, ставший причиной смерти тысяч людей. В период «военного коммунизма», после подавления антибольшевистского выступления левых эсеров, был осуществлен переход к однопартийной системе. Научное обоснование большевиками исторического процесса как непримиримой классовой борьбы привел к политике «красного Teppopa» причиной введения которого стала серия покушении на руководителей партии. Его сущность лежала в последовательном уничтожении по принципу «кто не с нами, тот против нас». В список попали интеллигенция, офицерство, дворяне, священники, зажиточное крестьянство. Основным методом «красного террора» стали внесудебные расстрелы, санкционированные и проводимые ВЧК. Политика «красного террора» позволила большевикам укрепить свою власть, уничтожить противников и тех, кто проявлял недовольство. Политика военного коммунизма усугубила экономическую разруху, привела к неоправданной гибели огромного числа невинных людей.
Советская Россия в годы НЭП
Предпосылки НЭП: - государственная политика распределения не выполнила задачу обеспечения городского населения продовольствием
- экономический и социальный кризис, вызванный Гражданской войной и политикой "военного коммунизма"
Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921г. С целью восстановления промышленности и налаживания товарообменом между городом и деревней: - предусматривалось проведение частичной денационализации средней
промышленности, развитие мелкого и кустарного производства
- вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты
- произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда
- создавались отдельные крупные некапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды
Вводимый вместо продразверстки продналог был установлен сначала на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше и принял денежную форму. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам.
В 1922г по новому Земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьян из общины для создания хуторских и отрубных хозяйств. Разрешалось ограниченное применение наемного труда и создание кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.
В период НЭП кооперация стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материальной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная кооперация объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств.
Была введена система прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, местные и др.)
Денежная реформа 1922-1924гг стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая валюта - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям.
Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - более мелкие объединения одноотраслевых предприятий, получавших частичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922г около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием. В промышленности, где 28% продукции давали частные предприятия (в основном мелкие), получила развитие аренда государственных предприятий.
Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на смену места работы. Продолжительность рабочего дня составляла 7 часов при 6-дневной рабочей неделе.
В 1922г были приняты: кодекс законов о труде, земельный и гражданский кодексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуналы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры, ВЧК потеряла право внесудебного преследования. Однако комиссия при НКВД могла без суда выносить решения о высылке и заключении в лагеря "социально неблагонадежных элементов". Велась жесткая борьба с другими политическими партиями и внутрипартийной оппозицией.
Образование СССР
1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.
Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.
Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.
С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.
В Украине не обошлось баз борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.
Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.
Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.
Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.
Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.
План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.
Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.
30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.
В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.
В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.
Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.
31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.
№ 37 вопрос.
I пятилетний план (1928/29 — 1932/33 гг.)
Первый пятилетний план развития народного хозяйства (1928/29 — 1932/33 гг.) вступил в действие с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не были утверждены задания пятилетки. Утверждение плана произошло на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г.
Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29 — 1932/33 гг.
Было определено три главных направления мобилизации капиталов:
накопления в самой промышленности;
перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства;
использование сбережений населения.
Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.
В основу пятилетнего плана положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным. Предполагался рост промышленного производства на 136 %, увеличение производительности труда на 110 %, строительство 1 200 новых заводов.
В конце 1929 г. были пересмотрены плановые задания I пятилетки в стороны резкого увеличения и постановки экономически недостижимых целей. Стимулирование трудовой активности рабочих опиралось в это время на энтузиазм и административные рычаги.
Возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тарифной реформой 1928 г., введением нормированного снабжения в городах.
В начале 1930 г. появились новые сталинские директивы: 2 000 новых заводов вместо 1 200, увеличение объема промышленного производства в три раза вместо 136 %.
В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду отраслей — производству чугуна, нефти и т.д. Среднегодовой прирост продукции, например, на 1931 г. подняли до 45 % вместо 22 % по пятилетнему плану.
Производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение I пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10 % национального дохода, выросла примерно до 29 % в 1930 г., 40 % — в 1931 г. и 44 % — в 1932 г.
Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, началось снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103 % фактический рост составил 60 — 70 %.
Вторая пятилетка (1933 — 1937 гг.)
торой пятилетний план (1933 — 1937 гг.), утвержденный XVII съездом ВКП (б) в начале 1934 г., предполагал приоритетное развитие тяжелой промышленности, завершение реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники. Плановые задания по сравнению с I пятилеткой были умеренными. Были сооружены 4,5 тыс. предприятий, ускоренными темпами развивалась промышленность союзных республик. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная.
На развитие же легкой промышленности направлялись очень ограниченные финансовые ресурсы.
Вторая пятилетка ознаменовалась широким размахом социалистического соревнования. Широкое развитие получило стахановское движение. Его инициатор Алексей Стаханов
в 1935 г. установил рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм.
Преобразования экономики, социально-политическое и национальное развитие СССР в 1930-е гг. вызвали необходимость принятия новой Конституции. Это произошло 30 декабря 1936 г. Основной закон страны закрепил официальную формулировку о победе социализма в СССР.
Экономика СССР в конце 30-х гг. Третья пятилетка.
Развитие СССР в конце 30-х гг. определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938 — 1942 гг.). Был выдвинут политический лозунг — догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны.
Однако на практике передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, машиностроительной промышленности, сочетались с отставанием в сфере применения передовых технологий, в выпуске предметов народного потребления.
Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающей обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43 % общих капиталовложений.
В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание “второго Баку” — нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом.
Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. В результате ее объем резко увеличился, начался массовый выпуск стрелкового, артиллерийского оружия и боеприпасов. В первые месяцы войны стали производить автоматическое стрелковое оружие (пистолет-пулемет Шпагина — ППШ) и установки реактивной артиллерии БМ-13 (“катюши”).
Вместе с тем политика в области вооружения имела отстающий от Запада и в первую очередь от фашистской Германии характер. Это определялось продолжающимся производством морально устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружения затягивалось.
№ 38 вопрос.
Коллективизация сельского хозяйства СССР – это объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственного кооперирования.
Хлебозаготовительный кризис 1927 – 1928 гг. (крестьяне сдали государству в 8 раз меньше хлеба, чем в предыдущем году) поставил под угрозу планы индустриализации.
XV съезд ВКП (б) (1927 г.) провозгласил коллективизацию основной задачей партии в деревне. Проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов, которым предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой.
В ноябре 1929 г. была опубликована статья Сталина «Год великого перелома», означавшая отказ от принципа добровольного вступления в колхоз и переход к насильственной коллективизации.
Цели коллективизации:
увеличение вывоза зерна для обеспечения финансирования индустриализации;
осуществление социалистических преобразований в деревне;
обеспечение снабжения быстро растущих городов.
Темпы проведения коллективизации:
весна 1931 г. – основные зерновые районы (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ);
весна 1932 г. – Центральная Черноземная область, Украина, Урал, Сибирь, Казахстан;
конец 1932 г. – остальные районы.
В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств – раскулачивание. Прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы.
Весной 1930 г. начались антиколхозные выступления (более 2 тыс.). В марте 1930 г. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой возложил ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти. Большинство крестьян вышло из колхозов. Однако уже осенью 1930 г. власти возобновили насильственную коллективизацию.
Коллективизация была завершена к середине 30-х годов: 1935 г. в колхозах – 62% хозяйств, 1937 г. – 93%.
Последствия коллективизации были крайне тяжелыми:
сокращение валового производства зерна, поголовья скота;
рост экспорта хлеба;
массовый голод 1932 – 1933 гг., от которого умерло свыше 5 млн. человек;
ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;
отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.
39 вопрос. Особености внутренней и внешней политики СССР в 1930-е г. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, мри котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.
Ядром политического режима в СССР была большевистская партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным органам. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. На нужды партии тратились не только партийные средства, но и деньги из государственного бюджета, в том числе часть из них направлялась за границу на нужды мировой революции.
В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус — красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.
К концу 30-х гг. изменился и облик ВКП(б). Она окончательно утратила остатки былого демократизма. Исчезли бурные дискуссии, характерные для 20-х гг. В партийных рядах воцарилось полное «единомыслие». При этом рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 235.