СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................... 2
1. Научные подходы и принципы менеджмента............................................................. 3
1.1. Менеджмент в условиях рыночной экономики........................................................ 3-5
1.2. Субъекты рыночных отношений................................................................................ 5-7
1.3. Законы и закономерности менеджмента................................................................... 7-9
2. Экономические и правовые основы управления организацией................................ 10
2.1. Имидж организации (фирмы)..................................................................................... 10-11
2.2. Организационно-правовые формы коммерческих фирм......................................... 12-15
2.3. Экономические основы хозяйствования фирмы...................................................... 15-20
3. Экономические методы управления в менеджменте.................................................. 21
3.1. Хозяйственный расчет в экономическом механизме менеджмента....................... 21-22
3.2. Ценовая политика........................................................................................................ 22-26
3.3. Финансовая политика.................................................................................................. 26-28
3.4. Экономические мотивы деятельности людей........................................................... 28-31
4. Экономическая эффективность управления................................................................ 32
4.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления............................. 32-33
Заключение.......................................................................................................................... 34
Приложения......................................................................................................................... 35
Список литературы............................................................................................................. 36
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является теоретическое изучение экономических механизмов деятельности предприятия торговли для приобретения дополнительных знаний и навыков анализа управленческой деятельности. Предприятием, которое использовалось в данной работе в качестве базы, был выбран магазин «Старт». Его обширнейший ассортимент и громадные торговые площади удовлетворяют требованиям, предъявляемым к супермаркету.
Магазин «Старт» является обществом с ограниченной ответственностью. Располагается в самом центре города - в Центральном районе на ул. Горького. Имеет обширные торговые площади на двух этажах и не менее обширные подсобные помещения.
В первом разделе курсовой работы рассмотрены научные подходы и принципы менеджмента, дана оценка роли менеджмента в условиях рыночной экономики, приведены сведения о субъектах рыночных отношений, с которыми приходится сталкиваться магазину «Старт» в процессе своей работы.
Во втором разделе работы приведены современные взгляды на экономические основы управления организацией, а также даны сведения о правовой стороне жизнедеятельности организаций. Кроме того, в этом разделе подробно рассмотрены преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий.
Третий раздел работы посвящен экономическим механизмам в работе менеджера, которые позволяют эффективно вести торговую деятельность.
В четвертом разделе курсовой содержится информация о способах оценки эффективности управления и о применяемых для этого финансово-экономических показателях.
В конце работы приведены выводы, приложения и список использованной литературы.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент в условиях рыночной экономики
Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.
Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент часто определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.
Постараемся дат более точное определение понятию «менеджмент». Итак, менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов,
• хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может в не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы.
Надо отметить, что в последние годы подходы ко многим аспектам деятельности менеджера претерпели довольно сильные изменения и продолжают меняться далее. Что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в конце 90-х годов? Как представляется, наиболее заметны две новые тенденции.
Во-первых, это интернационализация менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации, других структур интегрирующего свойства. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения менеджменту, доступных миллионам людей, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, разработку "ситуаций", широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.
Во-вторых, особенность последних лет - все больше обращения к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питер, Р.Уотермен, мемуаров Л.Якокки - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А.Мориты - президента и одного из основателей электронной фирмы "Sony" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям", "управлением по отклонениям".
Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя, являются предметом серьезных дискуссий. Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п.), вложили огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг. Благодаря этому они добились, пожалуй, самой значительной эффективности управления. Мне кажется, в современной России необходимо уделять повышенное внимание грамотному, глубокому, фундаментальному изучению науки управления. Это жизненно необходимо для возрождения страны и возвращения ее в категорию супердержав.
Что касается рассматриваемого нами предприятия, то здесь следует отметить, что повышению уровня менеджмента, организации производства в этой фирме уделяется первостепенное внимание.
Субъекты рыночных отношений
Любое предприятие, всякая организация не могут функционировать сами по себе, в отрыве от окружающего мира, от всей экономики страны. Они вынуждены работать в определенном экономическом, правовом пространстве. Экономика нашей страны классифицируется как рыночная.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Еще одно определение рынка: рынок – совокупность клиентов, способных и желающих произвести обмен, которая позволит или удовлетворит нужду. Размер рынка зависит от численности людей, которые имеют желание приобрести товар, имеют необходимые ресурсы, чтобы его произвести и способны обменять эти ресурсы на товар.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.
Рынки можно классифицировать по различным характеристикам:
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.
Надо также отметить, что в процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть основных функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом. С помощью механизма равновесных цен: а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
В условиях рынка действующие лица практически всегда можно грубо разделить на три большие группы: покупатели, продавцы и государство, как контролирующая сторона. Каждая сторона имеет свои определенные цели и задачи. В общем виде естественно покупатель желает приобрести какую-либо продукцию, услугу; продавец – реализовать свое предложение; что касается государства, то у него есть несколько целей – это и обеспечение доходной части бюджета (за счет фискальных мер), это и установление контроля за происходящим для обеспечения стабильности и правопорядка (и в экономическом смысле также), что совершенно необходимо для заполняемости госбюджета (за счет жесткого надзора и мер принуждения), а также государство имеет некоторые другие цели.
Необходимо заострить внимание на том, что государство является не единственным фактором, определяющим функционирование экономики страны. Любая фирма функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие имеющейся экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Силы макросреды представляют собой “не поддающиеся контролю со стороны фирмы” факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Главные факторы, которые действуют в макроокружении:
1. Демографический.
2. Экономический.
3. Природный.
4. Технологический.
5. Политико-законодательный или правовой.
6. Культурный.
Все эти факторы в совокупности определяют законы и закономерности менеджмента, которые могут несколько различаться в различных условиях.
В конце данного пункта, думается, необходимо справочно дать информацию о некоторых субъектах экономической жизни города, с которыми рассматриваемый магазин сталкивается в процессе своей деятельности.
Во-первых, это поставщики. К их числу относятся как сочинские организации, так и иногородние (Краснодар, Санкт-Петербург).
Вторая группа субъектов – это покупатели. К их числу можно отнести практически все население города Сочи, а также определенную часть гостей курорта.
Третья группа. К ней относятся различные проверяющие и фискальные органы, как то: налоговая инспекция, санэпиднадзар, пожарная инспекция, ОБЭП т.д.
Можно также выделить четвертую группу субъектов, с которыми приходится общаться фирме. Это собственные работники магазина.
ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ
НАЗВАНИЕ | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ |
Административный | При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах |
Воспроизводственный | Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами |
Динамический | При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности |
Интеграционный | При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления |
Количественный | Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т.д. |
Комплексный | При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента |
Маркетинговый | Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя |
Нормативный | При нормативном подходе устанавливаются нормативы в управлении |
Поведенческий | Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности |
Процессный | При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций |
Системный | При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов |
Ситуационный | Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией |
Функциональный | Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения |
Данные подходы относятся к основным принципам управления. Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития.
Следует сказать, что законы менеджмента для всех фирм в общем и целом одинаковы. Эти законы общие. Существуют лишь некоторые нюансы в различных отраслях народного хозяйства.
Имидж организации (фирмы)
Прежде чем говорить об имидже рассматриваемого предприятия, постараемся разобраться, что теоретически сегодня представляет собой имидж фирмы и какова его роль.
Имидж организации, то есть ее образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности, представляется сегодня одной из важнейших ее характеристик. Его основу составляют: существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика — название, эмблема, товарный знак. Рассмотрим их подробнее.
Вопрос о наименовании организации настолько серьезен, что он специально рассматривается законодательством, правда, только в отношении отражения в нем организационно-правовых форм, о сути которых мы будем говорить подробно ниже.
Так, наименование полного товарищества (товарищества на вере) должно содержать либо имена (наименования — если речь идет о юридических лицах) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких из них с добавлением слов "и компания" и "полное товарищество" („товарищество на воре"). Например: "Иванов и компания" — „Полное товарищество".
В наименование обществ помимо собственного названия включаются слова "с ограниченной ответственностью", "с дополнительной ответственностью", "акционерное общество". Аналогичное требование предъявляется законодательством к наименованию кооперативов, которое должно содержать слова "производственный кооператив" или "артель".
Наименование государственных и муниципальных предприятий обязательно включает ссылку на собственника их имущества, например "государственное предприятие", "муниципальное предприятие", "казенное предприятие".
С содержательной точки зрения название может быть именным, предметным или комбинированным. В первом случае речь идет об имени владельца или собственном наименовании, например, завод "Манометр", "Завод имени Бадаева". Предметное название содержит указание на вид деятельности — "Второй московский часовой завод". Комбинированное же совмещает оба эти подхода, скажем АЗЛК "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола", первая часть которого указывает на характер выпускаемой продукции. Считается, что третий подход более удачен, так как, во-первых, сразу же ясно с какой организацией приходится иметь дело, а Во-вторых, дается ее дополнительный отличительный признак в виде собственного наименования.
Конечно, выбор наименования организации — дело вкуса ее владельца, но теория и практика управления выработали в данной области определенные принципы, которые целесообразно учитывать.
Первый принцип состоит в том, что наименование должно быть по возможности кратким, красивым, оригинальным, однако не содержать чрезмерных претензий (например, производных от слов держава, империя и пр.), зачастую сегодня могущих вызвать лишь улыбку или недоверие. Кроме того, оно ни непосредственно, ни при подстановке или перестановке букв не должно ассоциироваться со словами, несущими негативный или уничижительный смысл. Например, казино "Багдадский двор" легко превратить в "Багдадский вор".
Второй принцип предполагает осторожное отношение к разного рода сокращениям и аббревиатурам. Чем меньше известна организация, тем меньше шансов у нее составить удачное сокращение на основе полного наименования. В качестве удачного варианта здесь можно привести пример наименование "Инкомбанк".
Третий принцип наименования организаций требует избегать употребления без надобности иностранных слов, особенно если в родном языке имеются их полные соответствия. С другой стороны, к русским наименованиям фирм, ведущих широкую внешнеэкономическую деятельность, также необходимо относиться крайне осторожно. Они должны хорошо воспроизводиться с помощью латинских или иных букв и не вызывать у иностранных партнеров негативных ассоциаций. Кстати, именно такие сложности привели к появлению второго названия автомобиля "Жигули"-"Лада".
Наконец, несколько слов нужно сказать о символике фирмы, которая включает в себя эмблему и цветовую гамму. В эмблеме, как и в названии, необходимы вкус и чувство меры; они должны быть современными, а также отражать хотя бы в общих чертах то, чем занимается фирма.
Сегодня же многим предпринимателям не дают покоя царские регалии, которые вряд ли могут что-либо сообщить об их фирме, и твердый знак в конце ее наименования. На пороге XXI века все это выглядит смешным, жалким и свидетельствует лишь о болезненной амбициозности владельцев, их бесплодных потугах на оригинальность. Что же касается цветовой гаммы, то нужно помнить, что если при ее "внутреннем" применении достаточно исходить лишь из принципа эстетичности, то при выходе за рубеж необходимо учитывать национальные традиции соответствующих стран и народов. На Востоке, например, белый цвет — символ траура, и вряд ли фирма, широко его использующая, будет пользоваться там успехом.
Что касается магазина «Старт», то его имидж складывался довольно значительное время. К данному моменту это предприятие имеет устойчивую положительную репутацию магазина с широким ассортиментом и приятным обслуживанием. Ассортимент магазина постоянно меняется, но приоритетные представлены традиционно широко. Кроме того, магазин выигрывает за счет относительно низких цен и широкой известности.
Ценовая политика
Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль” очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.
Существуют два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и из возможностей рынка (покупательной способности). Первый способ называется ценообразование по издержкам, второй — ценообразование по спросу. Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.
Можно выделить несколько факторов, под воздействием которых находится непосредственно предприятие малого бизнеса при выборе способа ценообразования на свой товар:
фактор ценности — один из наиболее выжных факторов. Каждый товар способен в определенной степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно: придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара, скорректировать цену так, чтобы она отвечала настоящей ценности товара.
фактор затрат — затраты и прибыль составляют минимальную цену товара. Самый простой способ образования цены: при известных издержках и расходах прибавить приемлемую норму прибыли. Однако даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что товар будет куплен. Именно поэтому некоторые предприятия становятся банкротами, рынок может оценить их товары ниже, чем стоят производство и продажа.
фактор конкуренции — конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции назначив высокую цену или устранить ее назначив минимальную. Если товар требует особого метода производства, или производство его очень сложное, то низкие цены не привлекут к нему конкурентов, но высокие цены подскажут конкурентам, чем им стоит заняться.
фактор стимулирования сбыта — в цену товара включается наценка, которая окупает мероприятия по стимулированию рынка. При выпуске товара на рынок, рекламе нужно перейти порог восприятия, прежде чем потребители узнают о товаре. Все средства, затраченные на стимулирование сбыта должны в дальнейшем окупаться за счет продаж товара. (см. также приложение № 1, таблица № 1).
фактор распределения — Распределение товара значительно влияет на его цену. Чем ближе товар к потребителю, тем дороже для предприятия его распределение. Если товар будет поступать напрямую к потребителю, то каждая сделка становится отдельной операцией, деньги, предназначенные поставщику, получает производитель, но и его издержки возрастают. Преимущество такого метода распределения заключается в полном контроле над продажами и маркетингом.
фактор общественного мнения — обычно у людей имеется некоторое представление о цене товара, независимо от того, является ли он потребительским или промышленным. Приобретая товар, они руководствуются некоторыми границами цен, или ценовым радиусом, определяющим, по какой цене они готовы купить товар.
фактор обслуживания — Обслуживание участвует в предпродажном, продажном и послепродажном этапах сделки. Расходы по обслуживанию должны входить в цену. В такие расходы входят: подготовка котировок, расчетов, установка оборудования, доставка товара, обучение персонала, предоставление гарантии или права оплаты в рассрочку.
Рассмотрим ценообразование по издержкам. Данный способ широко распространен в виду того, что он довольно несложен для малых предприятий. Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыли. В результате вычислений получается цена товара.
Типичным примером ценообразования по издержкам является розничная торговля.Цена здесь определяется следующим образом: к величине средств, затраченных на закупку добавляется определенный процент на покрытие других издержек, процент прибыли (плюс соответствующий процент для выплаты НДС, если данный налог взимается).
Специальный процент прибавляется к закупочной цене для покрытия времени оборота товара или услуги (такое время получило название оборачиваемость запасов). Чем ниже этот показатель, тем больше времени требуется для того, чтобы распродать все запасы со склада, и тем самым ниже становится процент прибыли. При торговле скоропортящимися товарами, возможно обернуть весь объем запасов несколько раз в течении недели. Например, разница между товарной ценой таких товаров как рыба или овощи и их себестоимостью не очень велика, но в результате их хорошей оборачиваемости можно получить значительную прибыль, “обернув” такой товар многократно за короткий промежуток времени. И наоборот, для товаров с низкой оборачиваемостью характерна значительная разница между продажной ценой и себестоимостью. В этом случае за товар выручается больше денег, но не так часто как в случае с рыбой или овощами. Например, для торговли мебелью, являющейся товаром длительного пользования разница между продажной ценой и себестоимостью составляет 45-50%, а для ювелирных изделий этот показатель еще выше.
Ценообразование по издержкам на промышленные товары иногда очень приблизительно, причем для получения цены, покрывающей прибыль достаточно добавить 1-2%. В некоторых компаниях свой процент начисляется на каждом этапе деятельности: закупке, производстве, маркетинговой деятельности и т.д.
При необходимости принятия способа расчета цен по издержкам для данного товара, разрабатывается стандартная величина разницы между ценой и себестоимостью. Такая величина должна рассчитываться например в случае, когда имеется товар, состоящий из постоянной и переменной частей. Собираются данные по издержкам и подсчитывается размер наценки на себестоимость, необходимый для покрытия всех издержек. Таким образом можно вывести довольно удобную формулу для определения цены.
Теперь перейдем к рассмотрению ценообразования, основанного на спросе. Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар. К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить. Продавец должен сам назвать цену.
Здесь при назначении цен советником может стать уровень цен за аналогичные товары и услуги. При продаже товара следует обратить внимание на цены его аналогов в магазинах, супермаркетах, на оптовых складах, магазинах сниженных цен, каталогах для заказов товаров по почте и других возможных торговых точках. Если имеется возможность, то можно провести анализ: из каких материалов сделаны аналоги, каково их качество. Высокая цена обычно оправдана высококачественными материалами, великолепным дизайном и т.п. При такой системе лучше назначать высокую цену и давать скидку, чем продавать по нормальной цене сразу. Кроме того, в торговле в розницу возможно установление так называемых “психологических цен”, которые несколько ниже круглого числа, например: $ 99.90 или 999 тыс. руб. Основная сложность ценообразования по спросу заключается в том, что цена должна быть такой, которую заплатит покупатель, но установить ее предстоит продавцу. Какая бы цена не была назначена, не существует гарантий, что товар будет по ней пользоваться спросом. Таким образом, при ценообразовании по спросу, цена назначается отталкиваясь от расходов и поднимается до величины, которую, по мнению продавца, готов заплатить покупатель.
Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию. Этот способ требует анализа аналогичных товаров конкурентов с учетом всех различий между данными товарами. Естественно, нижней границей цен являются издержки, но в дальнейшем они не являются ориентиром. Предприятие может придерживаться среднего уровня цен, что гарантирует от ошибок при ценообразовании, но в то же время не принесет больших прибылей и исключает возможность ведения ценовой войны с конкурентами.
В рассматриваемом мною магазине применяется смешанный тип ценообразования. Хотя для большей части ассортимента все же применяется ценообразование по издержкам. Это упрощает учет и позволяет держать цены на невысоком уровне. Но стоит отметь, что если цена на какой-либо товар значительно выше, чем у конкурентов, то она корректируется в сторону понижения (здесь мы видим пример ценообразования, основанного на ценах на конкурентную продукцию). В число основных издержек производства помимо затрат на приобретение товара входят: заработная плата, различные налоги и сборы, транспортные расходы, расходы на внешнюю и внутримагазинную рекламу, амортизация, накладные расходы. На некоторые виды товаров устанавливаются цены с применением способа ценообразования, основанного на спросе. В основном это товары, отсутствующие у конкурентов.
Финансовая политика
Советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении деятельностью фирмы. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления этой деятельностью. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойств этой категории. Конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах
Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития фирмы, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.
Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если предприятие не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс.
Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития.
Следовательно, финансовая политика решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения.
Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.
Финансовая политика может и должна быть прогрессивной. Она должна базироваться на научных разработках и научных подходах. Это служит тому, что финансовая политика должна быть неотрывна от реальных финансовых отношений.
Научный подход предполагает:
1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации.
Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.
Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития производства. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.
2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.
3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:
1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.
2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.
3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.
Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.
Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит, нельзя проводить финансовую политику, игнорируя основные особенности финансовой категории, развитие финансов.
3.4. Экономические мотивы деятельности людей
Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы.
Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы. В свою очередь в рамках форм выделяются системы заработной платы. Использование той или иной формы или системы заработной платы в целях стимулирования зависит от сферы деятельности работников, характера трудовых операций, технологических процессов и т.п.
Повременная форма заработной платы применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному учету и измерению либо не требуют его вовсе, например, у ремонтников. В зависимости от способа начисления повременная заработная плата может быть почасовой, поденной, помесячной.
Мотивирующими моментами в рамках повременной заработной платы являются: ее величина и наличие в необходимых случаях премий. К условиям, обеспечивающим эффективность ее применения, относятся: точный учет фактически отработанного времени; наличие обоснованных норм и нормативов, регламентирующих объем выработки, численность персонала, производственные задания и пр.; рациональное распределение работы между исполнителями, принимающее во внимание их опыт, профессию, квалификацию.
Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты деятельности которых легко измеримы, а их рост необходимо стимулировать. Как и в предыдущем случае, эффективность применения сдельной оплаты труда зависит от наличия научно обоснованных норм, однако здесь решающее значение приобретает еще и точный учет результатов.
В отличие от повременной формы заработной платы, подразделяющейся на две системы (простую и премиальную), у сдельной их значительно больше. Выделение систем происходит здесь по таким критериям как способы определения сдельной расценки; расчета с работниками; вознаграждения.
При прямой (индивидуальной и коллективной) сдельной заработной плате ее величина определяется- в зависимости от объема выполненной работы по единой расценке за единицу продукции. При этом индивидуальная сдельная оплата используется там, где люди либо трудятся самостоятельно, либо совместно выполняют одинаковую по квалификации работу, например, в бригаде каменщиков. Коллективная сдельная применяется там, где лица разной квалификации и специальности порознь или совместно работают над сложным комплексным объектом и связаны конечным результатом.
Косвенная сдельная заработная плата (индивидуальная и коллективная) применяется в отношении работников, обслуживающих других, оплачиваемых по прямым сдельным расценкам. Обычно она касается тех исполнителей, от которых реально мало что зависит.
При сдельно-прогрессивной заработной плате в пределах установленной исходной нормы выработки труд оплачивается по прямым расценкам, а сверх нее — по повышенным. Степень увеличения расценок определяется с помощью специальной шкалы, характеризующейся числом "ступеней" оплаты, которых бывает обычно до 3-х, и их "крутизной".
Сдельно-премиальная система оплаты труда сочетает сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности, такие как рост ее производительности, снижение затрат, освоение новой техники и технологии и пр.
Наконец, при аккордной системе заработной платы вознаграждение определяется сразу за весь объем выполненной работы.
Стимулирующая функция коллективной оплаты труда и премирования во многом обеспечивается использованием коэффициента трудового участия (КТУ), дающего обобщенную количественную оценку вклада каждого в конечный результат. КТУ учитывает индивидуальную производительность труда, сложность и качество работы, помощь другим, соблюдение трудовой и производственной дисциплины. За высокий профессионализм, инициативу, совмещение специальностей, участие в изобретательстве и рационализаторстве, передаче опыта, руководство коллективом и т.п. КТУ может повышаться, а в обратном случае — снижаться.
Помимо основной заработной платы, важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная, в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер..
Часто заработная плата может быть неявной, то есть существовать в виде различного рода льгот, на практике значительно увеличивающих доходы субъекта.
Уровень основной и дополнительной заработной платы дает формальную оценку вкладу работника в конечные результаты, исполнительности, профессионализму, квалификации, поэтому должен возрастать вместе с ними. Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении другим не менее важным элементом экономической мотивации — системой итогового вознаграждения.
Рабочие обычно премируются по итогам за достижение 1—2 показателей; служащие и специалисты — 2—3 показателей. Основанием для премирования служат: экономия ресурсов, увеличение прибыли, различного рода научные достижения, успешное проведение мероприятий по предотвращению возникновения тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией.
Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка. Кроме того, эффективность премирования предопределяется правильным выбором системы показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей; ориентацией на реальный вклад в конечные результаты, эффективность и качество работы, общие итоги деятельности организации; конкретностью, справедливостью, гибкостью критериев оценки достижений работников.
Общим принципом премирования является вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины, регулярный пересмотр его критериев в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения.
Денежные выплаты, используемые в качестве рычагов стимулирования, могут быть в зависимости от конкретной ситуации и его целей пропорциональны и непропорциональны достигнутым результатам. В последнем случае применяются так называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При акцентировании они растут быстрее результата, а при нивелировании — медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.
Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие, что дает возможность подтянуть их до необходимого уровня. При положительном стимулировании происходит наоборот — акцентируются передовики, что позволяет вывести организацию на наивысшие стандарты деятельности.
Кроме заработной платы и премий, за последнее время для сотрудников коммерческих организаций все большее распространение получает еще один вид денежного вознаграждения — участие в прибылях. Прежде всего это относится к дополнительной прибыли, до 75% которой может доставаться персоналу. Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий. Для руководителей же с давних форм практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты из прибыли 1 — 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия для ее роста.
В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует у них приверженность к организации, привлекает к ней новых членов.
Еще, я считаю, необходимо остановиться на косвенной экономической мотивации, то есть мотивации свободным временем. Ее конкретными формами являются: сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования и пр.); скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для человека, что позволяет ему дополнительно заниматься другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени, пока не получившее в отечественной практике достаточного распространения.
Говоря о системе оплаты труда, отмечу, что в нашем городе в торговле в основном применяется сдельная оплата труда. В бывших государственных предприятиях торговли кое-где осталась повременная оплата. В магазине «Старт» применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Средний уровень заработной платы в этом магазине ниже среднего по городу в сфере торговли. В принципе, у предприятия есть резервы увеличения фонда заработной платы, но этому мешает колоссальный налоговый пресс на фонд оплаты труда – более 40 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены экономические механизмы менеджмента. Базой для рассмотрения некоторых вопросов был магазин «Старт», который по своим характеристикам удовлетворяет понятию «супермаркет».
В процессе работы на курсовой были сделаны выводы о большом значении менеджмента в жизни общества, о важности и необходимости дальнейшего развития отечественной науки управления на федеральном уровне.
Были также рассмотрены некоторые стороны функционирования спортивного магазина «Старт». На основе имеющихся данных были сделаны соответствующие выводы о проблемах функционирования как конкретного хозяйственного субъекта, так и практически всех коммерческих организаций страны.
Кроме того, в работе рассмотрена ответственность менеджера за принятие решений. Ответственность не только перед работодателями и фискальными органами, но и перед работниками предприятия.
Подводя итог проделанной работе, я могу сказать, что я овладел новыми знаниями и упрочил навыки в области анализа управленческой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Таблица № 1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М.: Изд. «Юрист», 1994.
2. Вудок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджмент. М.: Изд. «Дело», 1991.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд. «Банки и биржи», 1995.
4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Изд. «Экономика», 1990.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: «Финансы и статистика», 1998.
6. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… М.: Изд. «Дело», 1993.
7. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1 и 2. Курс лекций – М.: Изд. БЕК, 1994.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд. «Дело», 1993.
9. Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Менеджмент организаций. Учебное пособие. М.: Изд. «Инфра-М», 1995.
10. Уткин Э.А. Профессия менеджера. М.: Изд. «Экономика, 1992.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................... 2
1. Научные подходы и принципы менеджмента............................................................. 3
1.1. Менеджмент в условиях рыночной экономики........................................................ 3-5
1.2. Субъекты рыночных отношений................................................................................ 5-7
1.3. Законы и закономерности менеджмента................................................................... 7-9
2. Экономические и правовые основы управления организацией................................ 10
2.1. Имидж организации (фирмы)..................................................................................... 10-11
2.2. Организационно-правовые формы коммерческих фирм......................................... 12-15
2.3. Экономические основы хозяйствования фирмы...................................................... 15-20
3. Экономические методы управления в менеджменте.................................................. 21
3.1. Хозяйственный расчет в экономическом механизме менеджмента....................... 21-22
3.2. Ценовая политика........................................................................................................ 22-26
3.3. Финансовая политика.................................................................................................. 26-28
3.4. Экономические мотивы деятельности людей........................................................... 28-31
4. Экономическая эффективность управления................................................................ 32
4.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления............................. 32-33
Заключение.......................................................................................................................... 34
Приложения......................................................................................................................... 35
Список литературы............................................................................................................. 36
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является теоретическое изучение экономических механизмов деятельности предприятия торговли для приобретения дополнительных знаний и навыков анализа управленческой деятельности. Предприятием, которое использовалось в данной работе в качестве базы, был выбран магазин «Старт». Его обширнейший ассортимент и громадные торговые площади удовлетворяют требованиям, предъявляемым к супермаркету.
Магазин «Старт» является обществом с ограниченной ответственностью. Располагается в самом центре города - в Центральном районе на ул. Горького. Имеет обширные торговые площади на двух этажах и не менее обширные подсобные помещения.
В первом разделе курсовой работы рассмотрены научные подходы и принципы менеджмента, дана оценка роли менеджмента в условиях рыночной экономики, приведены сведения о субъектах рыночных отношений, с которыми приходится сталкиваться магазину «Старт» в процессе своей работы.
Во втором разделе работы приведены современные взгляды на экономические основы управления организацией, а также даны сведения о правовой стороне жизнедеятельности организаций. Кроме того, в этом разделе подробно рассмотрены преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий.
Третий раздел работы посвящен экономическим механизмам в работе менеджера, которые позволяют эффективно вести торговую деятельность.
В четвертом разделе курсовой содержится информация о способах оценки эффективности управления и о применяемых для этого финансово-экономических показателях.
В конце работы приведены выводы, приложения и список использованной литературы.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Дата: 2019-11-01, просмотров: 290.