Инвестиционный климат России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первый взгляд экономи­ческие, политические и со­циальные процессы в Рос­сии благоприятствуют улучшению инвестицион­ного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития и возросшие объемы инвести­ций привели наконец к долгожданному процессу ускоренного обновления основ­ных фондов Наделение полномочиями глав исполни­тельной власти почти трети субъектов федерации также повышает предсказуе­мость их действий в отношении инвесто­ров. Особенно выросло доверие к России со стороны иностранных инвесторов, что они активно подтвердили в прошлом году привычным долларом, желанным евро и даже подозрительным пока юанем.

Освоив российскую специфику рисков, иностранный инвестор начинает уделять все больше внимания по­тенциалу региона. В международной практике под инвестиционной привлекательностью, или инвестиционным климатом, территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта. Действительно, до финансового кризиса отечественные инвесторы ориентировались преимущественно на инвестицион­ный потенциал, мало принимая во внимание риски. А зарубежный инвестор, напротив, четко следовал «за риском». После 1998 года российские инвесто­ры «исправились» и стали отдавать приоритет учету инвестиционных рисков, как и их зарубежные колле­ги. Однако в последние два года экспертное мнение поменялось на прямо противоположное. Как россий­ские, так и зарубежные инвесторы, по-видимому, адаптировавшись к российской специфике инвести­рования, дружно стали ориентироваться в большей мере на инвестиционный потенциал, отодвинув рис­ки на второй план.[4]

Тем не менее, до поминаемого во всех отчетах населения финансовый жирок в 2004 году не дошел. Уровень бедности вновь вырос — с 22,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума в на­чале 2004 года до 24,6% на начало 2005 года. И лишь монетизация льгот несколько подправила ситуацию: по оценкам МЭРТ РФ, на середину 2005 года доля бедных у нас сократилась до 17,5%.[5]

Фактическое снижение жизненного уровня большинства населения не замед­лило сказаться на социальной стабиль­ности. Уровень забастовочного движения в 2004 году поднялся в 36 с половиной раз! В забастовках, проходивших в 36 ре­гионах России под лозунгами повышения заработной платы, участвовало более 200 тысяч человек. Вновь вырос уровень преступности — еще на 10% возросла ве­роятность стать жертвой преступления. Контраст между богатством страны в це­лом и социальными проблемами, возни­кающими вследствие низкого жизненно­го уровня населения, заставляет вспом­нить известное выражение, характеризу­ющее хроническую российскую болезнь: государство богатеет, народ нищает.

Выясняется, что ухудшение ситуации начинается уже с регионального уровня. Половина регионов сохраняет хроничес­кий дефицит бюджета и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на власти субъектов федерации конституци­онные функции без помощи федерального центра. Естественно, такая ситуация ока­зывает негативное влияние и на инвести­ционный климат регионов. Проведенное исследование вновь подтвердило усилива­ющуюся «тенденцию ножниц»: разрыв между страновым и региональными рис­ками неуклонно растет.

На рост среднерегионального уровня риска, прежде всего, повлияли: экономи­ческий, социальный и — особенно — фи­нансовый риск, что подтверждает ухуд­шение положения дел с региональными бюджетами.

В связи с этим очень своевременным стало сделанное в Калининграде заявле­ние президента РФ о предстоящем деле­гировании части полномочий из центра регионам. Если за этим последуют и фи­нансовые ресурсы, то напряжение в бюд­жетной сфере регионов и, соответствен­но, финансовый риск должны снизиться. Поэтому в следующем рейтинге, по ито­гам 2005 года, можно ожидать некоторо­го улучшения инвестиционного климата регионов и снижения их среднего риска.

Однако уже в 2006 году в действие вступит новый мощный фактор рискамуниципальная реформа, порождающая бесчисленное множество муниципаль­ных образований с далеко не всегда про­фессиональными администрациями, рас­пыляющими бюджетные средства.

И лишь через три-четыре года после завершения сегодняшнего этапа реформи­рования можно ожидать коренного улуч­шения инвестиционного климата боль­шинства регионов.[6]

 

Параметр                                 1999 г.      2000 г.         2001 г.               2002 г     

Динамика ВВП (%)              105,6      110,7     105,1                                104,7

Индекс физического объема 108,1      109,0     104,9                                103,5

промышленного производства (%)

Индекс стоимостного объема 102,4      105,0     106,8                                 104,5

сельскохозяйственного производства (%)

Индекс объема СМР (%)     106,1      111,0     109,9                                 102,7

Индекс розничного товарооборота (%) 92,3       108,9 110,7                     109,3            

Индекс объема платных услуг населению (%)        102,4 105,7 100,8         103,7

Индекс реальных денежных доходов населения (%) 88,0  113,0 110,0           109,2

Износ основных фондов (%) 41,9        42,4       45,8           47,9

Индекс физического объема инвестиций 105,3     117,4 110,0          102,8

в основной капитал (%)

Объем прямых иностранных инвестиций (млн. долл.) 4260 4429 3980            4002

 

Источники: Федеральная служба госстатистики РФ и расчеты «Эксперт РА»

 

 


 

2003 г.

07,3 107,0

101,5

114,4 108,4 106,7 114,0 49,1 112,5

6781

2004 г.

107,1 106,1

101,6

110,1 112,1 107,0 109,8 43,7 110,9

9420

 

 

Основные параметры инвестиционного развития России в 1999-2004 гг.[7]

 

 




Дата: 2019-11-01, просмотров: 183.