В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.
Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В.С. Андреевым. Он выделял три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенности метода данной отрасли и отражающие особенность самого предмета регулирования.
Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.
Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов.
В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.
В одной из последних своих работ В.С. Андреев отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что данный термин подвергся критике со стороны ученых.
Дальнейшей разработкой проблемы метода права социального обеспечения занимался целый ряд авторов, однако анализ основных точек зрения, высказанных уже на современном этапе, хотя и свидетельствует о сближении позиций, но еще не позволяет констатировать, что найден единый подход к концептуальному обоснованию определения метода права социального обеспечения.
Итак, что же следует понимать под методом права социального обеспечения?
Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли права.
Выше указывалось, что к общеправовым («сквозным») приемам правового регулирования относятся императивное и диспозитивное регулирование.
Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, -запрещено», диспозитивное - формулой «все, что не запрещено, - разрешено». В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором - дозволения.
Какой же из этих методов применяет законодатель в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан?
Значительная часть ученых при рассмотрении признаков метода права социального обеспечения на первое место ставят именно дозволение, хотя и с определенными оговорками. Представляется, что такой прием правового регулирования не соответствует экономической сущности отношений, отражающей их распределительный характер, который предопределяет, что при распределении валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения можно поступать только так, как это предусматривается нормами права; предоставлять разрешается только те виды обеспечения, которые предусмотрены законом и на получение которых у гражданина возникло право. Перечень социальных рисков, при наступлении которых такое право возникает, жестко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит. Уровень обеспечения и объем материальных благ, предоставляемых в порядке социального обеспечения, строго нормирован и не может быть ни понижен, ни повышен. Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного социального страхования определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 476.