ЗАДАНИЯ теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
Год, 9 класс
Время выполнения заданий 120 минут
Максимальный балл: 70 баллов
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Факторы, ограничивающие жизнь в гидросфере: а) отсутствие света и высокое давление; б) отсутствие света и низкое давление;
в) низкая температура и высокое давление;
г) высокая температура и высокое давление
2. У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются:
а) гермафродитами;
б) бесполыми особями;
в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;
г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой.
3. В процессе эволюции щеки млекопитающих развились как: а) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
б) приспособление для собирания большого количества пищи;
в) приспособление для сосания молока;
г) приспособление для дыхания.
4. Территория, занимаемая популяцией, называется:
а) пространством;
б) зоной;
в) ареалом;
г) участком.
К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры, нельзя отнести
а) карликовую березу;
б) голубику;
в) морошку;
г) волчье лыко.
Микориза – это
а) ножка подберёзовика;
б) грибковое заболевание;
в) белая плесень на продуктах;
г) переплетение грибницы с корнями растений.
20. Ягель или олений мох является:
а) зеленым мхом;
б) торфяным мхом;
в) накипным лишайником;
г) кустистым лишайником.
21. «Салат из морской капусты» представляет собой продукт переработки:
а) морского планктона;
б) растений семейства Капустные;
в) зелёных водорослей;
г) бурых водорослей.
Вайя – это
а) гаметофит мха;
б) часть гаметофита папоротника;
в) лист папоротника;
г) часть спорофита мха.
23. Какой цифрой обозначен на рисунке спорофит мха:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4. |
| ||
|
| ||
Из перечисленных органоидов в клеточном делении принимает непосредственное участие:
а) аппарат Гольджи;
б) клеточный центр;
в) рибосома;
г) митохондрия.
В ядре клетки осуществляется синтез:
а) белков;
б) липидов;
в) нуклеиновых кислот;
г) углеводов.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Из перечисленных растений сложные листья имеют:
I . клен остролистный;
II . фасоль;
III . дуб;
IV . малина;
V . земляника.
а) I, II, III;
б) I, II, V;
в) I, III, IV;
г) II, IV, V.
2. Прямое развитие характерно для:
I . дождевого червя.
II . лягушки.
III . беззубки.
IV . гидры.
V . речного рака.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV, V;
в) II, IV, V;
г) II, III, IV.
3. Рудименты таза и задних конечностей имеются у:
I . водяного ужа;
II . медянки;
III . песчаного удавчика;
IV . желтопузика;
V. степной гадюки.
а) только I, II;
б) II, III, IV;
в) только II, IV;
г) только III, IV.
4. К периферической нервной системе относятся:
I . спинномозговые нервы.
II . черепномозговые нервы.
III . спинной мозг.
IV . нервные сплетения.
V . ствол головного мозга.
а) только II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.
5. В регуляции мышечного тонуса участвуют ядра среднего мозга:
I . красное ядро.
II . зрительные.
III . черная субстанция.
IV . слуховые.
V . вестибулярные.
а) I, III;
б) II, III, IV;
в) I, III, V;
г) I, II, IV.
6. Центры парасимпатических рефлексов находятся в :
I . мозжечке.
II . промежуточном мозге.
III . продолговатом мозге.
IV . среднем мозге.
V . крестцовом отделе спинного мозга.
а) II, IV, V;
б) только III, V;
в) I, II, IV;
г) III, IV, V.
7. Представителями стероидных гормонов являются:
I . инсулин;
II . кортизол;
III . прогестерон;
IV . тестестерон;
V . адреналин.
а) I, III, IV;
б) II, III, IV;
в) I, II, V;
г) II, III, V.
8. К двумембранным органоидам относятся:
I . гранулярная ЭПС;
II . митохондрии;
III . лизосомы;
IV . пластиды;
V . агранулярная ЭПС.
а) I, II, III;
б) только II, III;
в) II, III, IV;
г) только II, IV.
9. Какие приспособления к жизни в воде сформировались у китов в процессе эволюции:
V . четырехкамерное сердце.
а) I, II, III;
б) I, II, IV;
в) I, III, IV.
г) II, III, IV.
10. Какой набор половых хромосом определяет мужской фенотип у человека:
I . ХО;
II . Х Y ;
III . XXY ;
IV . XX ;
V . ХХХ.
а) I, II, III;
б) только I, II;
в) только II, III;
г) II, III, V.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Плесневые грибы по способу питания относят к сапротрофам.
2.Вид - самая большая систематическая категория.
3.Для нормальной жизнедеятельности аэробных организмов необходимо наличие кислорода в среде обитания.
4. Копчиковая кость, аппендикс – это атавизмы.
5.Отношения растения росянки и насекомого служат примером симбиоза.
6.Крокодил имеет четырехкамерное сердце.
7.Гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов.
8.Кость относится к соединительной ткани.
9.По артериям малого круга кровообращения течёт венозная кровь.
10.У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.
11. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости грудного отдела позвоночника.
12. У бабочки после стадии личинки образуются взрослые насекомые.
13.Начальное звено в цепях питания обычно составляют растения.
14.К гетеротрофным организмам относятся животные.
15.Плазматическая мембрана клетки участвует в пиноцитозе.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Ответы
Год, 9 класс
Часть I.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | ||||||||||
№ вопроса | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
Ответ |
Часть I I .
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | |||||
№ вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ |
Часть I I I.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | |||||
№ вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | |||||
№ вопроса | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ |
Часть IV.
1.
А | Б | В | Г | Д |
2.
А | Б | В | Г | Д |
Матрица ответов
Год, 9 класс
Часть I.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | а | в | в | г | б | б | а | б | а | г |
№ вопроса | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | а | б | в | б | а | в | а | в | г | г |
№ вопроса | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
Ответ | г | в | в | б | в |
Часть I I .
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | г | б | г | в | а |
№ вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | г | б | г | в | в |
Часть I I I.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | Да | Нет | Да | Нет | Нет |
№ вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | Да | Нет | Да | Да | Да |
№ вопроса | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ | Нет | Нет | Да | Да | Да |
Часть IV.
1.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
2.
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
ЗАДАНИЯ теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
Год, 9 класс
Время выполнения заданий 120 минут
Дата: 2019-11-01, просмотров: 389.