Школа «человеческих отношений»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классическая школа»

Концепции В. Вильсона и М. Вебера

 

Тема 2.3 Политическая жизнь и политическая система.

 План

1. Понятие «политическая система общества» и механизм ее функционирования

2. Структура и функции политической системы общества

3. Типология политической системы общества

 

 Основные понятия

Политическая система. Политическая организация. Политические институты. Политические отношения. Политическая культура. Политический режим. Политическая стабильность.

 

 Темы докладов, рефератов

1. Особенности формирования политической системы России.

2. Политическая система демократического общества (на примере США, Франции, Германии).

3. Структура политической системы.

4. Политические системы современности.

 

Вопросы и задания для самопроверки

· От чего зависит формирование той или иной политической системы в разные исторические эпохи в разных странах?

· В чем разница между понятиями «политическая система», «политический режим»?

· Одной из самых актуальных проблем, обсуждаемых сегодня в политологии, является проблема сохранения или обеспечения устойчивости политической системы. По мнению С. Хантингтона, стабильность того или иного государства зависит «от взаимоотношений между уровнем политического участия и уровнем политической институционализации. Когда политическое участие возрастает, для сохранения политической стабильности необходимо увеличение сложности, автономии, приспособляемости и согласованности политических институтов общества». С этой точки зрения можно выделить государства, где политическое участие относительно выше политической институционализации (они нестабильны), и те, где институционализация сравнительно выше участия (они стабильны). Аргументируйте мысль автора конкретными примерами. Относится ли сформулированная им закономерность к нашему обществу?

·   Каковы факторы стабильности политической системы?

 

Тесты

1. К распределительным требованиям на «входе» политической системы относятся требования:

1. потратить средства Стабфонда

2. ввести налог на роскошь

3. ввести контроль над ценами

4. отменить воинскую повинность

5. снять спецномера с автомобилей чиновников

2. Содержанием исходящих импульсов, по мнению Д. Истона, выступают:

1. распределение ценностей

2. артикуляция интересов

3. регулирование поведения

4. требование создания законов и норм

3. Поддержка политической системы, по мнению Д. Истона, выражается в ______________

1. соблюдении законов

2. участии в выборах

3. уплате налогов

4. отсутствии оппозиции

5. исполнении обязанности по защите Отечества

6. пассивном политическом участии

4. Функции политической системы:

1. регулирование общественных процессов

2. прогнозирование природных и социальных явлений

3. распределение ресурсов

4. политическая социализация

5. обеспечение мира во всем мире

5. Согласно типологии ____________, по типу политической культуры выделяют такие типы политических систем, как _____________

1. Д. Истона

2. К. Дойча

3. Г. Алмонда

4. англо-американская

5. тоталитарная

6. доиндустриальная

7. демократическая

8. европейско-континентальная

9. африканская

6. По характеру взаимоотношений политических систем с внешней средой выделяют ________________ системы

1. популистские и непопулистские

2. открытые и закрытые

3. традиционные и модернизированные

4. демократические и тоталитарные

5. консервативные и либеральные

7. К регулировочным требованиям на «входе» политической системы относится требование …

1. повысить заработную плату

2. сделать бесплатными медицинские услуги

3. предоставить статистическую информацию

4. обеспечить контроль над системой ЖКХ

8. К структурам «входа» политической системы не относятся …

1. исполнительные органы власти

2. группы давления

3. политические партии

4. массовые движения

5. акции протеста трудящихся

9. С точки зрения ___________, политическая система – это совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ______________ в обществе

1. Д. Истона

2. Г. Алмонда

3. Т. Парсонса

4. денег

5. должностей

6. титулов

7. ценностей

8. политических ролей

10. Основополагающие структурные элементы политической системы:

1. институциональный

2. субъектный

3. административный

4. нормативный

5. партийный

6. коммуникативный

11. К функциям «входа» политической системы относится …

1. принятие законов

2. исполнение решений

3. артикуляция интересов

4. промульгация нормативно-правовых актов

12. Придание однородности множеству разнородных требований и интересов и формирование их и иерархии – это функция _____________

1. политической социализации

2. агрегирования интересов

3. политической коммуникации

4. артикуляции интересов

5. интеграции интересов

13. ________________ — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти

1. политические институты

2. бюрократия

3. политическая система

4. политические технологии

5. политическая стратификация

6. политический режим

14. В результате воздействия внешней среды на политическую систему возникает реакция в виде:

1. решений

2. поддержки

3. требований

4. действий

5. демонстраций

6. входящих импульсов

15. По мнению Т. Парсонса, функцию целеполагания выполняет ______________ подсистема

1. культурная

2. социальная

3. экономическая

4. политическая

5. нормативная

16. Согласно трактовке ___________, политическая система представляет собой совокупность институтов, которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества

1. Т. Парсонса

2. Г. Алмонда

3. Д. Истона

4. К. Дойча

17. К структурам «выхода» политической системы не относятся …

1. законодательные органы власти

2. чиновники

3. суды

4. правоохранительные органы

5. группы давления

18. Информационно-кибернетическую модель политической системы разработал …

1. Д. Истон

2. Т. Парсонс

3. К. Дойч

4. Г. Алмонд

5. Ж. Блондель

 

 

19. Четвертая власть» — это:

а) власть «большого бизнеса»;

б) власть главных политических партий;

в) власть средств массовой информации.

20. Для «политического общества» характерно...

а) существование полуформальных государственных институтов;

б) приоритет классовых интересов;

в) жесткий контроль общественного мнения;

г) ограничение демократических прав и свобод;

д) все перечисленное.

21. Что является основой любой «политической системы»?

а) «Законное физическое принуждение» (М. Вебер).

б) Сознательность граждан.

в) Передача своих естественных прав государству (Т. Гоббс).

22. Теократическое государство — это:

а) государство, где церковь отделена от государства;

б) государство, где глава государства является одновременно его религиозным главой;

в) государство, где все законы религиозно ориентированы.

23. Что включает в себя понятие «политическая система общества»?

а) Производственные отношения и экономические законы.

б) Государство, профсоюзы, партии, церковь и другие общественные организации и движения, преследующие политические цели, а также нормы, политические традиции и установки.

в) Сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, в центре которой — задача завоевания, удержания и использования государственной власти.

24. Что является центральным элементом политической системы?

а) Система политических партий;

б) Государство.

в) Профсоюзы.

25. Назовите системообразующие факторы, лежащие в основе формирования политической системы общества?

а) Ментальность народа.

б) Материальные условия жизни общества.

в) Политическая власть и политические отношения.

26. «Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти». К какому понятию относится данное определение?

а) Политическая партия.

б) Политическая система общества.

в) Политика.

27. Вставьте пропущенное слово:

... — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

     Установите соответствие между типами идеологий и высказываниями, принадлежащими к тому или иному типу.

 

Тип идеологии  
  Либеральная а) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»
Консервативная б) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»    
Социал-демократическая в) «Свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»

 

28. Процесс формулирования требований, предъявляемых к политико-властным структурам, называется …

1. политической коммуникацией

2. лоббированием

3. агрегированием интересов

4. дистрибьюцией интересов

5. артикуляцией интересов

6. интеграцией интересов

29. Автором типологии политических систем, в основе которой лежат идеологические различия, является

1. Е. Вятр

2. Д. Элазар

3. С. Верба

4. Г. Алмонд

30. Автором типологии политических систем, в основе которой лежат типы ориентаций граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных или традиционных), является

1. Д. Элазар

2. Х. Экстайн

3. Д. Каванах

4. К.С. Гаджиев

 

Вопросы для самопроверки

1.Назовите причины и особенности возникновения политической системы общества.

2. Раскройте понимание политической системы общества.

3. Опишите структуру политической системы общества.

4. Каковы главные функции политической системы общества?

5.В чем, на ваш взгляд, необходимые предпосылки для перехода к социопримирительной политической системе?

Ключи к тестам

1 – 1,2 2 – 1,3 3 -1,2,3,5 4 – 1,3,4 5-3,4,5,6,8 6 - 2 7 - 4 8 -1 9 – 1,7 10 – 1,4,6
11 - 3 12 -2 13 -6 14 -1,4 15 - 4 16 - 2 17 - 5 18 - 3 19 - в 20 - д
21 - в 22 - б 23 – б, в 24 - б 25 - в 26 - в 27 - * 28 - 5 29 - 1 30 - 1

* 27 — «государство»

Тема 2.4  Государство в политической системе общества

 План

1. Государство как политический институт

2. Формы правления

3. Формы государственного устройства

.

Основные понятия

Правовое государство. Исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть. Монархия, президентская республика, парламентская республика. Федерация, конфедерация, унитарное государство.

 

Темы докладов, рефератов

1. Институт президентской власти: общее и особенное.

2. Парламентская республика как форма правового государства.

3. Идея правового государства в истории мировой политической мысли.

4. Нетипичные формы правления государства.

5. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки.

 

Вопросы и задания для самопроверки

· Как соотносятся понятия «закон», «право», «справедливость»?

· Можно ли говорить о том, что закон не всегда является правовым?

·   Определите форму правления следующих государств: Катар, Кувейт, Марокко, Испания, Швеция, Саудовская Аравия. Что между ними общего, в чем особенности?

· Каковы тенденции развития современного государства?

· Немецкий политолог А. Бланкенагель определил 4 принципа правового государства:

1. Наличие основных прав и свобод.

2. Равенство всех перед законом.

3. Принцип относительности.

4. Принцип защиты доверия.

Объясните содержание третьего и четвертого принципов. Как они действуют в современной России?

·   Опыт свидетельствует, что пока функционирует здоровое  гражданское общество, государственная власть в состоянии справиться с любым кризисом. Каким образом это происходит? Приведите примеры. Что вы можете сказать о состоянии гражданского общества в России?

Задания

Если же государство входит в состав другого государства, то потеря, а не просто ограничение суверенитета неизбежна. Суверенитет — не просто независимость государства, которая всегда относительна. Суверенитет предполагает их неподчиненность друг другу. Поэтому субъекты федерации, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями.

Подумайте, является ли данное высказывание актуальным для современной ситуации в Российской Федерации?

 

 

Дискуссия. Права человека               

 

Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраняется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существующие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:

А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права покушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в правовом государстве должна быть отменена».

Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаментальный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны

144


быть гарантированы государством. Однако смертная казнь применяется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравственности. Следовательно, к нему неприменимы права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни другого, — это восстановление справедливости и гарантия от подобных преступлений в дальнейшем».

А: «Прежде всего я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совершается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Теперь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справедливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отказаться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным заключением».

Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете отменить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь)другим (пожизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отменить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»

Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, а с чем — нет?

Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь достаточно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.

Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой памяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.

Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.

Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?

 

Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделяются социально-экономические. Однако их трактовка неоднозначна. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что государство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реализацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.

А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».

Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обеспечивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запретить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нарушает общественную безопасность и права других».

А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рас- суждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд? »

Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную ддя общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд».

Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?

Тесты № 1

1. Основу социальной организации гражданского общества составляют …

1. сельские общины

2. большие социальные группы (классы)

3. политические институты

4. негосударственные социальные институты

5. органы местного самоуправления

2. Обладают ли субъекты Российской Федерации государственным суверенитетом?

 да

нет

3. Форма государственного устройства — это …

1. способ формирования верховной власти

2. порядок взаимоотношений высших государственных органов

3. совокупность методов правления

4. структурно-функциональная организация политической власти

5. способ территориально-политической организации государства

4. Государственный суверенитет – это … Какая из нижеприведенных характеристик относится к понятию государственного суверенитета?

1. независимость высших органов власти от общества

2. народ является источником всякой власти в обществе

3. народ обладает правом на свержение деспотического правительства

4. независимость государства от других государств

5. государство организует общественную жизнь на основе права

5. «Форме государственного устройства» соответствует термин …

1. монархия

2. республика

3. авторитарный режим

4. унитарное государство

6. Гражданское общество выступает …

1. системой принуждения

2. сферой принятия политических решений

3. способом регулирования всей системы общественных отношений

4. источником социального контроля органов государственной власти

7. Государственный суверенитет — это …

1. совокупность прав народа на свободу выбора политического строя

2. существование государства в рамках определенных границ

3. верховенство и независимость государственной власти

4. форма суверенной демократии

8. Парламентские республики:

1. Германия

2. Израиль

3. Великобритания

4. Дания

5. Италия

6. Испания

9. _________ является федеративным государством

1. Польша

2. Болгария

3. Австрия

4. Европейский Союз

5. Греция

10. Разновидность государственных объединений конфедеративного типа — …

1. кондоминимумы

2. автономии

3. международные организации

4. ассоциированные государства

5. договорные союзы

11. Гражданское общество отличается от других типов общества …

1. более высоким уровнем развития производительных сил

2. разделением общества на антагонистические классы

3. правовой защищенностью граждан

4. более высоким уровнем цивилизованности

5. самостоятельностью и независимостью от государства

6. сословно-корпоративным строем

12. Президентскими республиками являются:

1. Мексика

2. Сирия

3. Венесуэла

4. Перу

5. Бразилия

6. Россия

13. В президентской республике правительство несет ответственность перед:

1. парламентом

2. главой исполнительной власти

3. Верховным судом

4. президентом и его администрацией

5. президентом

6. Генеральной прокуратурой

14. Государство и его органы обладают исключительным правом на:

1. неэкономическое принуждение

2. владение собственностью на средства производства

3. принятие законов

4. взимание налогов и сборов

5. высшую и неограниченную власть в обществе

6. вмешательство в личную жизнь граждан

15. К институтам гражданского общества относятся …

1. общественные организации

2. законодательные органы власти

3. политические институты

4. суды

16. Для ____________ характерно формирование правительства на основе принципа парламентского большинства

1. президентской республики

2. парламентской республики

3. советской республики

4. дуалистической монархии

17. Унитарные государства:

1. Франция

2. Канада

3. Бельгия

4. Чехия

5. Индия

6. Мексика

18. ______________ представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции Центром

1. федерализм

2. президентская республика

3. унитаризм

4. федеративное государство

5. абсолютная монархия

19. Обладают ли субъекты федерации правом сецессии?

 да

нет

20. Основные функции групп интересов:

1. артикуляция интересов

2. интеграция группы

3. принятие законов в интересах группы

4. выдвижение на выборные должности своих кандидатов

5. информирование органов власти

6. политическая социализация граждан

21. К понятию «форма правления» относится термин …

1. федерация

2. автономия

3. демократия

4. республика

5. тоталитаризм

22. Является ли монополия на нелегальное применение силы одним из признаков государства?

 да

нет

23. Политология, в отличие от других наук, рассматривает понятие «государство» как …

1. форму организации общества

2. социальное единство людей

3. конкретно-исторические политические сообщества

4. основной институт политической системы общества

5. источник права и закона, упорядочивающий жизнь общества

24. Только государство выполняет такие функции, как:

1. защита национальных интересов

2. обеспечение национальной безопасности

3. защита национального менталитета

4. обеспечение национальной идентичности

5. поддержка националистических партий и движений

6. помощь бедным слоям населения

25. Базовые признаки государства:

1. суверенитет

2. наличие публичной власти и ее аппарата

3. политические партии

4. наличие права и государственной казны

5. территория, очерченная границами

6. оппозиция

26. Парламентская республика и парламентская монархия похожи:

1. принципом формирования правительства

2. политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента

3. правом президента распустить парламент

4. отсутствием института президентства

27. Один из признаков гражданского общества — …

1. существование официальной политической идеологии, обязательной для всех граждан

2. сплоченность народа вокруг единственной в стране партии

3. отсутствие разногласий в обществе по вопросам политики

4. государственная собственность на средства производства

5. политический плюрализм

28. М. Вебер определял государство как такой тип господства, который опирается на …

1. авторитет

2. легитимное насилие

3. традиции

4. бюрократию

5. суверенность

29. Абсолютные монархии в современном мире:

1. Бахрейн

2. Иордания

3. Непал

4. Оман

5. Катар

6. Кувейт

30. Правительство и парламент контролируются различными партиями при …

1. парламентской монархии

2. абсолютной монархии

3. президентской республике

4. парламентской республике

31. В структуру гражданского общества входят:

1. церковные организации

2. профессиональные объединения

3. бюрократия

4. лоббистские группы

5. депутатские объединения

6. государственные контролирующие органы

32. Понятие «форма правления» означает …

1. административно-территориальное деление страны

2. политический режим в государстве

3. категории государственных органов

4. структуру высших органов государственной власти и разделение полномочий между ними

33. Одними из основополагающих признаков гражданского общества являются:

1. юридическое равенство людей

2. горизонтальный тип отношений социальных субъектов

3. абсентеизм

4. наличие массовой идеологии

5. однопартийная система

34. Разделение власти между региональными правительствами и центральным правительством с наличием исключительной компетенции каждого из них характерно для …

1. конфедеративных государств

2. автономий

3. демократических государств

4. непризнанных государств

5. федеративных государств

6. децентрализованного федерализма

35. Исключительным правом толковать Конституцию обладает:

а) законодательная власть;

б) исполнительная власть;

в) судебная власть.

36. В основу государственности России положен принцип:

а) конфедерации;

б) унитаризма;

в) федерализма.

37. Государственная дума в России включает в себя:

а) только представителей политических партий;

б) только независимых депутатов;

в) наряду с независимыми депутатами депутатов, избранных по партийным спискам.

38. Обладает ли Федеральное собрание России правом импичмента?

а) Обладает.

б) Не обладает.

в) В Конституции нет этого понятия.

39. Принцип федерализма предполагает систему отношений:

а) сильная центральная слабая местная власть;

б) слабая центральная — сильная местная власть;

в) сильная центральная — сильная (в пределах своей компетенции) местная власть.

40. В основу государственности США положен принцип:

а) унитаризма;

б) конфедерации;

в) федерализма.

41. Депутаты Совета Федерации России работают:

а) на профессиональной основе;

б) на общественных началах;

в) часть депутатов Совета Федерации занимают другие государственные посты.

42. Президента России избирают:

а) на 4 года;

б) на 5 лет;

в) на 8 лет.

43. В Конституционный суд России судьи назначаются:

а) на 5 лет;

б) на 6 лет;

в) на 10 лет;

г) пожизненно.

44. Федеральное собрание России состоит из:

а) палаты представителей и сената;

б) Совета Федерации и Государственной думы;

в) палаты лордов и палаты общин.

45. Поправки в Конституцию России могут вноситься:

а) президентом;

б) Федеральным собранием;

в) Конституционным судом.

Ключи к тестам №1

1 - 4 2 - нет 3 - 5 4 - 4 5 - 4 6 - 4 7 - 3 8 – 1,25 9 - 3 10 - 3
11 -1,4 12 -1 13- 12345 14 – 3,4 15 - 1 16 - 2 17 – 1,4 18 -3 19 - нет 20-1,256
21 - 4 22 - нет 23 - 4 24 -1,2 25 -1245 26 -1,2 27 -5 28 -2 29 – 1,4,5 30 - 3
31 -1,2,4 32 - 4 33 – 1,2 34 - 5 35 - в 36 - в 37 - а 38 - а 39 - в 40 - в
41 - в 42 - б 43 - г 44 - б 45 - б

 

 

Тесты № 2

1. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост но наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа и избирателей?

а) демократия;

б) монархия;

в) тирания.

1. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом.

а) конституционная монархия;

б) президентская республика;

в) парламентская республика.

2. Назовите страны, формы правления в которых могут служить наиболее типичными примерами президентской республики:

а) Иордания, Испания;

б) США, Франция;

в) Англия, ФРГ.

3. Для какой формы правления характерны нижеперечисленные признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?

а) Для президентской республики.

б) Для парламентско-президентской республики.

в) Для парламентской республики.

4. Какие из перечисленных государств являются федеративными?

а) ФРГ, США.

б) Австралия. Канада.

в) Англия, Франция.

5. Подберите надлежащее понятие к данному определению: ♦Единое государство, которое подразделяется на административно- территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью»:

а) унитарное государство;

б) конфедерация;

в) федерация.

6. Как называется форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей?

а) Монархия.

б) Республика.

в) Деспотия.

7. Как называется орган в правовом государстве, призванный охранять конституцию — основной закон государства?

а) Конституционный суд.

б) Парламент.

в) Правительство.

8. Как называется такая избирательная система, которая означает, что избранным считается кандидат, собравший большинство голосов, т. е. 50% голосов плюс 1 голос?

а) Пропорциональная система.

б) Мажоритарная система.

в) Система абсолютного большинства.

10. Государство,  власть сконцентрирована в центральном (общенациональном) правительстве и это правительство делегирует, согласно закону, какую-то часть власти региональным и местным органам, которые подотчетны и напрямую зависимы от регионального правительства, называется:

а) унитарное государство;

б) федеративное государство;

в) конфедеративное государство.

11. Европейское сообщество — это пример...

а) тоталитарного режима;

б) конфедерации;

в) однопартийной системы;

г) многонационального государства.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государство? Какова его роль в жизни общества?

2. Какие формы государственного устройства вы знаете? Какова структура Российского государства?

3. Что такое формы правления и какие они бывают?

4. В чем вы видите плюсы и минусы реформирования российской государственности в последнее время?

 

Ключ и к тестам № 2

№ 2

1—6 4 — a 7 —б 10 —a
2 —в 5 —a 8 —a 11—6
3 —б 6 —a 9 — в  

 

Тема 2.5 Политические режимы

 План

1. Понятие и структура политических режимов

2. Тотальный режим

3. Авторитарный режим

4. Демократический режим

5. Либеральный режим

6. Проблемы переходного периода в построении демократического общества

 

Основные понятия

 Политический режим. Политическая система общества. Переходные режимы. Тоталитаризм. Авторитарное правление. Военная хунта, диктатура. Гражданское общество.

 

 Темы докладов, рефератов

1. Истоки тоталитаризма.

2. Социальная опора тоталитарного режима.

3. Роль культуры и идеологии в функционировании тоталитарного общества.

4. Сравнительная характеристика тоталитарных режимов (на примере СССР и Германии).

5. Социальные утопии Е. Замятина, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, В. Войновича о тоталитарных обществах.

6. Авторитаризм и власть военных.

 

Вопросы и задания для самопроверки

· Дайте определение понятию «политический режим».

· Какие исторические и политические условия приводят общество к тоталитаризму?

· «Всякое полицейское государство естественно и в силу внутренней необходимости всегда приводит и должно приводить к анархии», - писал Кистяковский. Верно ли это? В каких случаях?

· Прокомментируйте высказывание немецкого философа В. Райха: «Фашизм есть желание масс».

· А. де Токвиль отмечал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. В чем заключается эта опасность? Актуальны ли эти выводы сегодня? Почему?

· Русский философ Ив. Ильин так определяет основные черты тоталитаризма: «Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования… имеется единый властный центр – он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать… Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное полезно; тоталитарный режим внушает совершенно иное: «все не предписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес и ты им связан». Подумайте, какие властные, управленческие, работодательские структуры обеспечивают функционирование тоталитарного режима?

· Тоталитаризм – это цель или средство достижения цели?

· Попробуйте определить закономерности перехода от тоталитарного государства к демократическому правовому.

· Определите соотношение демократических, авторитарных и тоталитарных тенденций в государственно-политическом развитии России.

 

 Задания

« Что такое демократия? Древние отмечали: строй, при котором власть в руках народа. Такой ответ уже не удовлетворял ни Аристотеля, ни далее Платона, поскольку они проводили черту между демократией, регулируемой законами, и демократией, лишенной таковых, при которой народ, то есть большинство, находящееся под влиянием демагогов, обладало неограниченной властью* (К. Лефор).

Как называется такое правление по Аристотелю?

*Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и наделены своим творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью... если какой-нибудь государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй ...» (Декларация независимости США).

Какой принцип положен в основу этого документа?

* А может быть, думал он уже не в первый раз, я — сумасшедший? Может быть, сумасшествие — быть одному против всех? Когда-то безумством была вера в то, что Земля вращается вокруг Солнца, сегодня — вера в то, что прошлое изменить нельзя. Возможно, он один верит в это, а раз он один, то это безумие. Но его не очень волновала мысль о том, что он сумасшедший. Уимстон боялся другого — вдруг он все- таки ошибается?

Он взял учебник истории и взглянул на фронтиспис — на портрет Большого Брата. Гипнотизирующие глаза глядели на него. Казалось, какая-то страшная сила давит на вас, она проникает в черепную коробку, сминает мозг, запугивает настолько, что вы отказываетесь от всех убеждений, заставляет не доверять собственным чувствам. Дойдет до того, что Партия объявит: дважды два — пять, и вам придется поверить. Рано или поздно они обязательно дойдут и до этого, это логически вытекает из их политики. Ведь партийная философия отрицает не только опыт, но и саму реальность внешнего мира. Здравый смысл — вот самая страшная ересь. И потому самое ужасное не то, что вас убьют за инакомыслие, а то, что вдруг они все-таки правы! Потому что, в конце концов, откуда мы знаем, что дважды два — четыре? Откуда мы знаем, что есть сила тяжести? А если и прошлое, и внешний мир существуют лишь в нашем воображении, и ест наш разум можно контролировать, то что тогда?* (Дж. Оруэлл *1984*).

Какие особенности тоталитарного режима отражены в данном отрывке?

Вопросы для самопроверки

1. Объясните, почему для составления точного представления о реальной политической власти в той или иной стране необходимо знать не только о провозглашенной в ней форме правления (монархия, республика), но и о государственном политическом режиме?

2. Перечислите вопросы, на которые необходимо ответить при характеристике политического режима в конкретной стране.

3. Назовите основные предпосылки возникновения того или иного политического режима.

4. Какие зависимости существуют между политическим режимом и уровнем социально-экономического развития государства?

5. Как соотносятся понятия власти и авторитета? Каково их сочетание в различных политических режимах?

6. Можно ли считать институт президентства признаком демократического политического режима? Какова его роль при переходе к фажданскому обществу?

7. Каковы, на ваш взгляд, субъективные и объективные причины, вызывающие необходимость демократизации политического режима в нашей стране?

8. В чем должна быть выражена демократизация общественной жизни в институте? Каковы препятствия и резервы для реализации принципа самоуправления в студенческом коллективе?

 


Дата: 2019-11-01, просмотров: 317.