Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Учебный год

Биология, 11 класс

Максимальный балл – 90,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

У цветковых растений из стенки завязи развивается:

а) зародыш;

б) семенная кожура;

в) эндосперм;

г) околоплодник.

Водоросли, которые благодаря своим пигментам, наиболее приспособлены к фотосинтезу на большой глубине:

а) зелёные;

б) красные;

в) бурые;

г) золотистые.

Функции корневого чехлика у растений:

а) обеспечение роста корня в длину;

б) проведение воды и растворов минеральных веществ;

в) защита верхушки корня от повреждений;

г) всасывание воды и растворов минеральных веществ.

Назовите тип плода у картофеля:

а) клубень;

б) ягода;

в) коробочка;

г) семянка.

У какого растения мочковатая корневая система:

а) свёкла;

б) подсолнечник;

в) тюльпан;

г) горох.

Однополые цветки характерны для:

а) тыквы;

б) пшеницы;

в) гороха;

г) ржи.

Какой набор хромосом находится в клетках эндосперма в семени пшеницы?

а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) полиплоидный.

Соцветие колос характерно для:

а) укропа; б) подорожника; в) ландыша; г) гладиолуса.

Бактерии являются возбудителями:

а) чесотки; б) гепатита; в) холеры; г) малярии.

10. Какое из образований по происхождению не является производным кожного эпидермиса:

а) китовый ус; б) рог носорога; в) чешуя панголина; г) вибриссы кошки

Для какого из паразитических червей человек не является окончательным хозяином:

а) бычий цепень; б) аскарида; в) свиной цепень; г) эхинококк.

Какой из перечисленных организмов проявляет положительный фототаксис:

а) хлорелла; б) малярийный плазмодий; в) эвглена г) амёба-протей.

13. К насекомым с полным превращением относятся:

а) прямокрылые, двукрылые; б) полужесткокрылые, равнокрылые; в) жесткокрылые, чешуекрылые; г) перепончатокрылые, стрекозы.

Круглые черви отличаются от плоских червей наличием:

а) нервной системы; б) анального отверстия; в) кутикулы; г) выделительной системы.

На рисунке представлен скелет позвоночного животного.

В его строении нельзя обнаружить:

а) черепную коробку;

б) грудную клетку; 

в) шейные позвонки;

г) ребра.

Малярию вызывают:

а) амёбы; б) трипаносомы; в) плазмодии; г) инфузории.

17. Кишечник отсутствует у:

а) печёночного сосальщика; б) широкого лентеца; в) острицы; г) аскариды.

Эритроциты человека разрушаются в:

а) тимусе б) желтом костном мозге в) печени г) поджелудочной железе.

Из перечисленных ферментов в тонком кишечнике не функционирует:

а) химотрипсин; б) липаза; в) пепсин; г) амилаза поджелудочной железы

Лечебная сыворотка - это:

а) препарат антител б) ослабленные бактерии в) взвесь лейкоцитов г) раствор антибиотика.

Хрящевые полукольца составляют основу скелета:

а) трахеи б) пищевода в) гортани г) бронхиол.

В состав передних корешков спинного мозга входят аксоны:

а) проводящие импульсы от головного мозга б) двигательных нейронов в) чувствительных нейронов г) вставочных нейронов.

Непарной костью черепа является:

а) верхнечелюстная б) затылочная в) теменная г) височная.

Дыхательный центр у человека находится в:

а) коре больших полушарий б) промежуточном мозге в) продолговатом мозге г) шейных сегментах спинного мозга.

Слизь, покрывающая стенки желудка:

а) инактивирует ферменты слюны б) размягчает пищу в) способствует превращению пепсиногена в пепсин г) препятствует самоперевариванию стенок желудка.

Первая стадия зародышевого развития называется:

а) нейрула; б) бластула; в) дробление; г) гаструла.

Примерами гомологичных органов являются:

а) спинной плавник акулы и дельфина; 

б) копательная конечность крота и медведки; 

в) грудной плавник окуня и рука человека; 

г) панцирь черепахи и раковина улитки.

Автотрофный тип питания;

Запасают гликоген;

Наличие хитина.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 3, 5; 

г) 2, 3, 4;

д) 2, 3, 5.

Глюкагон;

Инсулин;

Пролактин;

Тестостерон;

Эстрадиол.

а) только 1, 2; 

б) только 1, 5;

в) только 2, 3; 

г) только 2, 4;

д) 1, 2, 3.

Синтез АТФ;

Фотосинтез;

Синтез белка;

Гликолиз;

Синтез нуклеотидов.

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3, 5; 

г) 2, 4, 5;

д) 3, 4, 5.

Снижение плодовитости;

Уменьшение размеров.

а) только 3;

б) только 1, 3;

в) только 1, 2, 3; 

г) только 2, 3, 5;

д) 1, 2, 3, 4.

Пшеница;

Кукуруза;

Рис;

Соя;

Подсолнечник.

а) только 1, 3;

б) только 1, 5;

в) только 2, 5;  

г) только 1, 2, 5;

д) 2, 3, 5.

Ядре;

Аппарате Гольджи;

Митохондриях;

Пластидах;

Лизосомах.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 2, 5; 

г) 1, 3, 4; 

д) 1, 3, 5.

Одну аминокислоту;

Две аминокислоты;

Три аминокислоты

Четыре аминокислоты;

Ни одной аминокислоты.

а) только 1, 2;

б) только 1, 3;

в) только 1, 4; 

г) только 1, 5; 

д) 1, 2, 5.

Синтез белка;

Синтез ДНК;

Синтез жирных кислот;

Синтез АТФ;

Окисление жирных кислот.

а) только 3;

б) только 2, 4;

в) только 1, 3, 4; 

г) только 1, 4, 5;

д) 1, 2, 4, 5. 

10. Липиды входят в состав:

 

Рибосом;

Митохондрий;

Хроматина;

Ядрышка;

Аппарата Гольджи.

а) 1, 2;

б) 1, 5;

в) 2, 3; 

г) 2, 4;

д) 2, 5.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

 

1. Основную массу древесины сосны составляют сосуды и механические волокна.

2. Продукты фотосинтеза движутся по ситовидным трубкам сверху вниз.

3. В жилке листа флоэма находится снизу, а ксилема – сверху.

4. Кислород выделяется всеми зелёными растениями.

5. Корни растений могут осуществлять фотосинтез.

6. Кровь таракана бесцветная, так как она не содержит гемоглобина.

7. Сократительные вакуоли есть у всех инфузорий.

8. Камчатский краб – это рак-отшельник, для которого характерно слабое развитие брюшного отдела.

9. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли наземные позвоночные.

10. Характерной особенностью млекопитающих является живорождение.

11. Основным органом, который под влиянием гормона инсулина обеспечивает снижение уровня глюкозы в крови человека, является печень.

12. Кислород и углекислый газ переносятся кровью только за счёт связывания с гемоглобином и переноса в составе комплекса гемоглобин- молекула газа.

13. Печень способна быстро и без серьёзных последствий регенерировать до 70% своего объёма, удалённого при хирургической операции.

14. Основой биологических мембран является двойной слой фосфолипидов.

15. Самыми большими молекулами в живых организмах являются мышечные белки.

16. Продуктами темновой стадии фотосинтеза являются глюкоза и кислород.

17. К незаменимым для организма человека соединениям относятся аминокислоты и азотистые основания.

18. В экосистемах суши наибольшая плотность биомассы растений наблюдается в тропических лесах.

19. Отсутствие кишечника у ленточных червей указывает на биологический регресс этой группы животных.

20. Митохондрии и лизосомы появились в эукариотических клетках в результате симбиоза.

 

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. ( max . 3,5 баллов)

Перед Вами разрез стебля растения. Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А-Ж) с их обозначениями на рисунке (1-7).

 

А – основная паренхима; Б – ситовидные трубки; В – клетки-спутницы;

Г – спиральный сосуд; Д – склеренхима; Е – пористый сосуд; 

Ж – кольчатый сосуд.

 

Обозначения 1 2 3 4 5 6 7
Структуры              

 

2.  ( max . 4 балла)

На рисунке изображены представители фауны лесной подстилки и верхних горизонтов почвы. 

 

Установите соответствие между организмами (1-8) и таксонами, к которым они относятся (А–Д): А) Многоножки; Б) Паукообразные; В) Простейшие; Г) Ракообразные; Д) Насекомые. 

 

Организмы 1 2 3 4 5 6 7 8
Таксоны                

 

3. ( max . 3 балла)

Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1 – 5?

А – мочевой пузырь, Б – почка; В – кора почки; Г – мозговой слой почки; Д – почечная лоханка; Е – мочеточник.

номер 1 2 3 4 5 6
орган            

 

4. ( max . 2,5 баллов)

Каждому продукту из правого столбца найдите соответствующее вещество из левого столбца.

А. Сахароза 1. Говяжья печень
Б. Липиды 2. Корнеплод свеклы
В. Лактоза 3. Рыбий жир
Г. Гликоген 4. Зёрна гороха
Д. Белок 5. Молоко

 

1 2 3 4 5
         

 

 5. ( max . 2,5 баллов)

С человеком и его жилищем тесно связаны многие виды членистоногих (1 – 5). Выберите из перечня (А–Д) тип возникающих при этом взаимоотношений с человеком. 

1 – Комнатная муха (Musca domestica) 2 – Постельный клоп (Cimex lectularius) 3 – Чёрный (Blatta orientalis) и рыжий (Blattella germanica) тараканы 4 – Домашний паук (Tegenaria domestica) 5 – Комары рода Culex (городская форма – C. pipiens f. molestus) А) протокооперация Б) комменсализм В) нейтрализм Г) паразитизм Д) симбиоз

 

1 2 3 4 5
         

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Класс ________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

 

на задания школьного этапа

Учебный год.

11 класс (макс. 90,5 баллов)

Часть 1. [35 баллов]

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10
11-20
21-30
31-35

Часть 2. [20 баллов]

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-10

Часть 3. [20 баллов]

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 «ДА»
«НЕТ»  
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
 «ДА»
«НЕТ»

Часть 4. [15,5 баллов]

1. ( max . 3,5 баллов)

Обозначения 1 2 3 4 5 6 7
Структуры              

2. ( max . 4 балла)

Организмы 1 2 3 4 5 6 7 8
Таксоны                

3. ( max . 3 балла)

номер 1 2 3 4 5 6
орган            

4. ( max . 2,5 баллов)

1 2 3 4 5
         

5. ( max . 2,5 баллов)

1 2 3 4 5
         

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Учебный год

Биология, 11 класс

Максимальный балл – 90,5

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 597.