По написанию курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа

По написанию курсовой работы

для студентов дневного отделения, обучающихся по направлению

38.03.03 - Управление персоналом

 

 

Принята на заседании кафедры управления человеческими ресурсами

(протокол № ____ от «___»               2017 г.)

Зав. кафедрой ____________Е. В. Фахрутдинова

 

Утверждена Учебно-методической комиссией ИУЭиФ КФУ

(протокол № ____ от «___»               2017 г.)

Председатель комиссии ___________С. Н. Котенкова

 

Казань – 2017

 

 

Содержание

  Введение 4
1. Цели и задачи выполнения курсовой работы 4
2. Требования к курсовой работе 6
3. Выбор темы курсовой работы и ее утверждение 7
4. Руководство и контроль выполнения курсовой работы 7
5. Последовательность выполнения курсовой работы 8
6. Структура и содержание разделов курсовой работы 9
7. Выполнение курсовой работы 14
8. Методологические рекомендации по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия  
9. Оформление текстового материала курсовой работы 16
10. Правила и примеры оформления иллюстрационного материала 18
11. Правила и примеры оформления ссылок 20
12. Оформление списка использованных источников 21
13. Доклад при защите курсовой работы 25
14. Порядок прохождения защиты 26
  Приложения 28

 

Введение

 

Данное учебно-методическое пособие представляет собой комплекс методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ. Пособие рассчитано на бакалавров дневного и заочного отделений Института управления и территориального развития, обучающихся по направлению «Управление персоналом»». В нем раскрывается общая логика написания курсовой работы, а также правила ее оформления.

Требования к курсовой работе

 

Курсовая работа - это самостоятельное исследование одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине (дисциплинам). Она должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Отражать современный научно-теоретический и практический уровень исследований рассматриваемых проблем.

2. Содержать самостоятельный анализ, собственные оценки и выводы.

3. Основываться на достоверных данных, статистических материалах, результатах проведенных расчетов и т.п.

4. Изложение материала должно быть целостным, логичным, последовательным, лаконичным и соответствовать нормам русского литературного языка.

5. Отвечать правилам оформления письменных работ.

6. Исключать дословное заимствование текста из учебной литературы и интернет-сайтов.

В процессе написания курсовой работы бакалаврам рекомендуется постоянно проверять подготовленный текст на соответствие указанным требованиям.

Выбор темы курсовой работы

Выполнение курсовой работы начинается с определения ее темы. При формулировании темы бакалавр, как правило, руководствуется примерным перечнем тем, предложенных кафедрой управления человеческими ресурсами. Он может также предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. В любом случае тема курсовой работы обязательно должна быть согласована с научным руководителем.

При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать следующие соображения:

· соответствие темы исследования содержанию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа;

· актуальность проблемы;

· наличие специальной литературы и возможность получения фактических данных, необходимых для анализа;

· собственные научные интересы и способности;

· преемственность исследований, начатых в предыдущих курсовых работах и в период учебных практик;

· необходимость избегать дублирования (дословного совпадения формулировок) тем курсовых работ.

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, а также отразить свой вклад в разрешение рассматриваемых проблем. Объем заключения может составлять 2-4 страницы печатного текста.

В конце работы дается список использованных источников, который включает перечень нормативных правовых актов, а также научной и учебной литературы. Перечень нормативных правовых актов должен включать законы РФ, кодексы, указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерств, инструкции, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты местного самоуправления, отчетность предприятия. Далее следует список научной и учебной литературы – диссертационные исследования, учебные пособия и монографии российских и зарубежных авторов, статьи из журналов и газет.

Приложения. Приложения включают вспомогательный материал, таблицы, схемы, рисунки, фотографии и др. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов.

В приложения могут быть включены:

- таблицы и графики, содержащие исходные и вспомогательные цифровые данные;

- математические расчеты, формулы;

- схемы, рисунки;

- балансы предприятия, используемые для анализа хозяйственной деятельности;

- инструкции, методики, разработанные или использованные в процессе выполнения работы;

- анкеты, тесты;

- иллюстрации вспомогательного характера и др.

Пример:

Курсовая работа на тему: «Интеллектуальный капитал региона: измерение и оценка»

Глава 1. Теоретические основы изучения интеллектуального капитала

1.1. Сущностная характеристика интеллектуального капитала

1.2. Классификация интеллектуального капитала

1.3.Методы оценки интеллектуального капитала

Глава 2. Измерение и оценка интеллектуального капитала в РТ

2.1. Анализ показателей интеллектуального капитала в РТ

2.2. Сравнительный анализ показателей развития интеллектуального капитала в РТ и РФ

2.3. Государственное регулирование развития интеллектуального капитала в РТ

· курсовая работа 2 курса

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы

Глава 2. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации

Глава 3. Разработка рекомендаций, социально-экономическое и правовое обоснование мероприятий по решению изучаемой проблемы в конкретной организации

Заключение

Список литературы

Приложения;

Объем курсовой работы должен составлять не менее 50. Общий объем курсовой работы не должен превышать 70 страниц. Список использованных источников и приложения выносятся за пределы этого объема.

 Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется ее существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цель и задачи проекта, дается краткая характеристика объекта исследования, исходной экономико-статистической базы и другой информации, используемой в проекте. Объем введения: 3-4 страницы печатного текста.

    По содержанию в нем должны быть представлены:

    актуальность исследования, которая определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью науки в новых эмпирических данных и в совершенствовании используемых методов или конкретных технологий управления по отдельным видам деятельности;

    степень разработанности темы показывает уровень изученности заявленной проблематики в научной литературе, а также направления научных исследований в рамках разрабатываемой темы.

    цель исследования – это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными, (определение характеристики явлений, не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных; выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификации, типологии; создание методики; адаптация технологий, т.е. приспособление имеющихся технологий для использования их в решении новых проблем);

    задачи исследования – это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой;

    объектом исследования может выступать человек, процесс управления в определенной системе, феномены и результаты человеческой деятельности;

    предмет исследования – это всегда определенные свойства объекта, их соотношение, зависимость объекта и свойства от каких-либо условий. Характеристики предмета измеряются, определяются, классифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым;

методология исследования представляет собой описание совокупности использованных в работе методов исследовательской деятельности для разработки предмета исследования, достижения его цели и решения поставленных задач;

структура работы включает количество глав, их краткое описание, количество таблиц, рисунков, приложений, количество источников в списке литературы, может включать блок-схему, отражающую логику построения исследования.

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, а также отразить свой вклад в разрешение рассматриваемых проблем в организации, где выполняется курсовая работа. Объем заключения может составлять 2-4 страницы печатного текста.

Пример:

Курсовая работа на тему: «Подбор и отбор персонала в компании»

Глава 1. Теоретические основы изучения подбора и отбора персонала

1.1. Сущностная характеристика подбора и отбора персонала

1.2. Современные методы подбора и отбора персонала

1.3.Привлечение рекрутинговых агентств для подбора и отбора персонала

Глава 2. Анализ подбора и отбора персонала в ПАО «Сбербанк»

2.1. Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк»

2.2. Анализ деятельности ПАО «Сбербанк»

2.3. Особенности подбора и отбора персонала в ПАО «Сбербанк»

Глава 3. Направления совершенствования подбора и отбора персонала в ПАО «Сбербанк»

3.1. Предложения по модернизации системы отбора персонала в ПАО «Сбербанк»

3.2. Разработка положения о подборе и отборе персонала в ПАО «Сбербанк»

3.3. Эффективность предложенных мероприятий по модернизации системы отбора персонала в ПАО «Сбербанк»

· курсовая работа 3 курса

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы

Глава 2. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации

Глава 3. Разработка рекомендаций, глубокий социально-экономический анализ и правовое обоснование мероприятий по решению изучаемой проблемы в конкретной организации, построение моделей.

Заключение

Список литературы

Приложения.

В каждой главе должно быть 2-4 параграфа.

Объем курсовой работы должен составлять не менее 60 страниц. Общий объем курсовой работы не должен превышать 70 страниц для всех курсов. Список использованных источников и приложения выносятся за пределы этого объема.

 Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется ее существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формулируются цель и задачи проекта, дается краткая характеристика объекта исследования, исходной экономико-статистической базы и другой информации, используемой в проекте. Объем введения: 3-4 страницы печатного текста.

    По содержанию в нем должны быть представлены:

    актуальность исследования, которая определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью науки в новых эмпирических данных и в совершенствовании используемых методов или конкретных технологий управления по отдельным видам деятельности;

    степень разработанности темы показывает уровень изученности заявленной проблематики в научной литературе, а также направления научных исследований в рамках разрабатываемой темы.

    цель исследования – это желаемый конечный результат исследования. Цели работы могут быть разнообразными, (определение характеристики явлений, не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных; выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификации, типологии; создание методики; адаптация технологий, т.е. приспособление имеющихся технологий для использования их в решении новых проблем);

    задачи исследования – это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой;

    объектом исследования может выступать человек, процесс управления в определенной системе, феномены и результаты человеческой деятельности;

    предмет исследования – это всегда определенные свойства объекта, их соотношение, зависимость объекта и свойства от каких-либо условий. Характеристики предмета измеряются, определяются, классифицируются. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым;

методология исследования представляет собой описание совокупности использованных в работе методов исследовательской деятельности для разработки предмета исследования, достижения его цели и решения поставленных задач;

структура работы включает количество глав, их краткое описание, количество таблиц, рисунков, приложений, количество источников в списке литературы, может включать блок-схему, отражающую логику построения исследования.

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, а также отразить свой вклад в разрешение рассматриваемых проблем в организации, где выполняется курсовая работа. Объем заключения может составлять 2-4 страницы печатного текста.

В конце работы дается список использованных источников, который включает перечень нормативных правовых актов, а также научной и учебной литературы. Перечень нормативных правовых актов должен включать законы РФ, кодексы, указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерств, инструкции, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты местного самоуправления, отчетность предприятия. Далее следует список научной и учебной литературы – диссертационные исследования, учебные пособия и монографии российских и зарубежных авторов, статьи из журналов и газет.

Приложения. Приложения включают вспомогательный материал, таблицы, схемы, рисунки, фотографии и др. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов.

В приложения могут быть включены:

- таблицы и графики, содержащие исходные и вспомогательные цифровые данные;

- математические расчеты, формулы;

- схемы, рисунки;

- балансы предприятия, используемые для анализа хозяйственной деятельности;

- инструкции, методики, разработанные или использованные в процессе выполнения работы;

- анкеты, тесты;

- иллюстрации вспомогательного характера и др.

Пример:

Курсовая работа на тему: «Корпоративный университет как инструмент развития персонала»

Глава 1. Теоретические основы изучения развития персонала

1.1. Сущностная характеристика развития персонала

1.2. Современные методы развития персонала

1.3.Зарубежный и отечественный опыт использования корпоративных университетов в развитии персонала

Глава 2. Анализ развития персонала в ПАО «Татфондбанк»

2.1. Характеристика деятельности и анализ конкурентной среды ПАО «Татфондбанк»

2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ПАО «Татфондбанк»

2.3. Особенности развития персонала в ПАО «Татфондбанк»

Глава 3. Направления совершенствования развития персонала в ПАО «Татфондбанк»

3.1. Предложения по внедрению корпоративного университета в ПАО «Татфондбанк»

3.2. Разработка положения о корпоративном университете в ПАО «Татфондбанк»

3.3. Эффективность предложенных мероприятий по созданию корпоративного университета в ПАО «Татфондбанк»

7. Выполнение курсовой работы

 

Выполнение курсовой работы включает в себя несколько этапов.

Первый этап – это выбор темы и согласование ее с научным руководителем. Разработка и согласование плана написания работы. Научный руководитель имеет право не допустить к защите курсовую работу, написанную по несогласованному с ним плану.

Второй этап - сбор материала по теме курсовой работы. В отличие от изучения материала, обеспечивающего решение вопроса о выборе темы и составлении плана, сущность сбора материала заключается в том, что информация подбирается из источников целенаправленно, в увязке с планом.

Необходимо помнить, что сжатый пересказ основных положений изучаемого источника можно использовать там, где материал не имеет решающего значения. Но там, где речь идет об основных положениях, выводах или рекомендациях автора, следует текст записывать дословно.

Третий этап – обработка материала. Накопленный по намеченному плану материал нуждается в обработке. Этот новый этап наступает после того, когда сбор данных, питающих разработку темы, закончен. Сбор дополнительного материала обычно продолжается и на этапах написания и редактирования текста, но он обычно дополняет, углубляет содержание, не меняя в нем главного. Обработку всего собранного материала рекомендуется осуществлять следующим образом: сначала перечитать и разложить по вопросам плана, а затем – расчистить, то есть освободить от всего ненужного для разработки темы.

В процессе обработки цифрового, статистического, социологического материала следует использовать таблицы, графики, диаграммы и современные информационные технологии. Целесообразно обобщать его с использованием методов экономико-статистического анализа, программных средств, имеющихся в вузе.

Четвертый этап – написание основного текса курсовой работы. Итак, собранные, обработанные материалы теперь надлежит превратить в последовательное, научно-аргументированное изложение – текст работы. Он материализует в словах результаты научного мышления. Форма изложения требует четкой, ясной, сжатой и точной формулировки мыслей.

Курсовые работы на 1 и 3 курсе выполняются индивидуально каждым бакалавром.

Курсовая работа на 2 курсе выполняется группой бакалавров (2 человека). Предполагает совместное исследование проблем конкретной организации, выработку предложений и совместную защиту курсовой работы комиссии.

Написание текста курсовой работы предполагает цитирование. Оно необходимо, по крайней мере, в трех основных случаях: при использовании ценного фактического материала, при стремлении подкрепить собственные мысли ссылкой на авторитет, при противопоставлении своей точки зрения высказываниям, с которыми нельзя согласиться. Каждую цитату, положение, статистический материал необходимо подтвердить ссылкой на источники.

Важно обратить внимание на выделения абзацев и их соразмерность. Абзац – это новая мысль и ее выделение облегчает чтение. Задачей редактирования является также освобождение от перегрузки цитатами.

Немаловажным требованием, предъявляемым к редактированию текста, является авторская скромность. Стиль изложения должен быть научным, выдержанным с учетом компетенции бакалавра, как еще молодого бакалавра, без использования слишком самоуверенных оценок, эмоций, чем нередко отличаются публикации в периодической литературе.

Отредактированная курсовая работа должна быть правильно оформлена и представлена для отзыва научному руководителю.

8. Методические рекомендации по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия для курсовых работ 2 и 3 курса

 

Цель данного раздела – оценка имущественного и финансового состояния предприятия.

Задачи:

· определение финансового состояния предприятия на текущий момент с позиции его рентабельности и эффективности использования производственных и трудовых ресурсов;

· выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;

· определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

· составление выводов по проведенному анализу.

Основные направления анализа:

· анализ структуры баланса;

· анализ прибыльности деятельности предприятия;

· анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.

· анализ деловой активности;

· анализ производительности труда.

Информационная база для проведения анализа:

· годовая и квартальная бухгалтерская отчетность;

· необходимые аналитические расшифровки о движении средств и изменении источников;

· управленческая информация;

· учетная политика предприятия;

· информация о штатном составе предприятия и эффективности его использования.

Период анализа – 3 последних финансовых года на момент проведения анализа.

Порядок проведения анализа.

Анализ хозяйственного и финансового состояния проводится в строгой последовательности и в несколько этапов.

1 этап –сбор необходимой аналитической информации для проведения анализа. Для этого необходимо:

а) четко определить цель и задачи анализа;

б) определиться с объемом необходимой информации, составить ее перечень;

в) сделать запрос в соответствующие службы предприятия для получения информации.

2 этап – аналитическая обработка полученной информации. Для этого необходимо:

а) рассчитать показатели, характеризующие хозяйственное и финансовое состояние предприятия;

б) дать качественную характеристику динамике рассчитанных показателей.

3 этап - подготовка аналитического заключения по проведенному анализу. Для этого необходимо:

а) выявить причины, вызвавшие изменения хозяйственного и финансового состояния предприятия;

б) составить вывод по результатам проведенного анализа.

В процессе анализа необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность деятельности, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия. Все факторы подразделяются на две группы внутренние и внешние и группируются по следующим классификационным признакам:

• существенные и несущественные в зависимости от ситуации анализа;

• постоянные и временные;

• общие и специфические;

• экстенсивные и интенсивные;

• поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке.

При рассмотрении внутренних факторов необходимо учитывать такие аспекты в управлении предприятием, как организационная структура предприятия, структура затрат, управление персоналом, мотивация труда, организация управления запасами и продажами и т.п.

Внешняя среда существенно влияет на финансовое состояние предприятия и определяет необходимость его изменения его деятельности в том или ином направлении. Поэтому при рассмотрении внешних факторов необходимо учитывать как макроэкономические, создающие общие условия, в которых осуществляется деятельность предприятия, так и состояние отрасли и ее перспективы, объективно существующие рыночные условия и место предприятия на рынке, степень конкуренции и т.п.

Подходы к анализу деятельности предприятия.

 Организация аналитической процедуры состоит из двух моделей:

1. Экспресс-анализа имущественного и финансового состояния, целью которого общая оценка финансового состояния предприятия динамики его развития;

2. Углубленного анализа- конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные аспекты экспресс-анализа в истекающем отчетном периоде, а также возможностей его развития на перспективу.

Для написания второго раздела дипломной работы достаточно проведение экспресс-анализа, по завершении которого делается аналитическое заключение о хозяйственном и финансовом состоянии и его влиянии на рассматриваемую основную проблему дипломной работы.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Общая характеристика экономического и финансового положения предприятия:

- краткая историческая справка о предприятии;

- описание общей направленности деятельности предприятия и факторов, влияющих на него;

- описание места предприятия в отрасли, оценка его возможностей и угроз, анализ конкурентной среды;

- информация основных показателей деятельности предприятия на анализируемый период (можно в форме сводной таблицы):

а) размер имущества (активы), в том числе основные средства (выделить отдельно);

б) собственный капитал;

в) выручка по видам производимой продукции (работ и услуг);

г) прибыль;

д) чистая прибыль;

2. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия:

- оценка и качественных сдвигов в имущественном положении;

- вертикальный анализ баланса;

- горизонтальный анализ баланса;

- анализ эффективности использования основных фондов;

- оценка финансового положения;

- оценка ликвидности;

- оценка деловой активности;

- оценка финансовой устойчивости;

- оценка существующей системы мотивации работников, ее сильные и слабые стороны.

3.Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

- Оценка основной деятельности.

- Анализ рентабельности.

Оценка и анализ экономического потенциала предприятия в дипломной работе рекомендуется проводить, применяя следующие методы:

· горизонтальный и вертикальный анализ

·  анализ ликвидности баланса

· анализ финансовой устойчивости;

•анализ деловой активности.

Цель построения горизонтального (пространственного) баланса заключается в сравнении показателей статей бухгалтерской отчетности (Ф№1 и Ф№2) с соответствующими параметрами предыдущих периодов и анализ их изменений по сравнению с изменениями других статей. Горизонтальный анализ целесообразно проводить в программе Exel.Пример и форма горизонтального баланса приводится в приложении № 1.

Методология расчета. Здесь возможны два варианта построения горизонтального баланса:

1. когда за базовый период принимается первый год отчетности и по отношению к нему рассчитываются отклонения по всем статьям баланса и отчета о прибылях и убытках;

2. когда отклонения рассчитываются к каждому предыдущему периоду.

В первом случае анализ отклонений проводится за весь период (в частности за 3 года), во втором – анализ отклонений проводится за каждый анализируемый год.

Расчет отклонений можно проводить как в стоимостном выражении, так и в относительных показателях. Для более четкого представления о динамике изменений целесообразно расчеты проводить в относительных показателях (процентах).

В процессе анализа необходимо выявить, какие статьи существенно изменяются, и за счет чего это происходит, связывая с существующими внутренними и внешними условиями деятельности предприятия.

Цель построе6ния вертикального (структурного) баланса – определить удельные веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующем сравнении полученного результата с данными предыдущих периодов

Вертикальный анализ можно проводить как по исходной, так и по агрегированной отчетности. Данный анализ оценить соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам, увидеть существенное уменьшение одних статей баланса вызвало увеличение других статей баланса при прочих равных условиях. Пример и форма вертикального баланса приводится в приложении № 2.

Вертикальный анализ одновременно позволяет дать аналитическую оценку изменениям в имущественном положении предприятия. Однако, учитывая, что современная форма отчетности (баланс нетто) составляется укрупнено, в зависимости от цели анализа рекомендуется использовать аналитическую информацию о состоянии отдельных видов и групп имущества.

Анализ ликвидности баланса заключается в определении степени покрытия обязательств предприятия его активами.

Чем быстрее предприятие сможет выполнить свои обязательства пред кредиторами, тем степень ликвидности будет выше.

Активы группируются по степени из ликвидности и скорости превращения их в денежные средства:

А1 Наиболее ликвидные активы – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 Быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность, срок погашения которой ожидается в течении 12 месяцев;

А3 Медленно реализуемые активы;

А4 Труднореализуемые активы - запасы, НДС, дебиторскую задолженность свыше 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы.

Пассивы группируются по срокам их погашения:

П1. Наиболее срочные обязательства — кредиторская задолженность;

П2.Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы;

П3. Долгосрочные пассивы — долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов, оценочные обязательства;

П4. Постоянные пассивы — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы».

В целях анализа ликвидности баланса группировку активов и пассивов целесообразно представить в форме следующей таблицы:

Таблица №1

Сумма, тыс. руб.

Группа показателей пассива

Сумма, тыс. руб.

Отклонения

начало конец начало конец начало конец Наиболее ликвидные активы (А1)     Наиболее срочные обязательства (П1)         Быстро реализуемые активы (А2)     Краткосрочные обязательства (П2)         Медленно реализуемые активы (А3)     Долгосрочные обязательства (П3)         Труднореализуемые активы (А4)     Постоянные пассивы (П4)        

 

При соблюдении следующих неравенств: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4 баланс будет считаться ликвидным. При выявленных отклонениях необходимо дать краткую оценку этим изменениям.

Далее в работе необходимо дать обобщенную оценку ликвидности предприятия. Для этого нужно рассчитать следующие аналитические показатели:

· коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

· коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (Кбл);

· коэффициент текущей (общей) ликвидности (Ктл);

· чистые оборотные активы (Чоа).

 

Формулы расчета данных показателей приведены в таблице №2.

Таблица №2

Год

Год

Год

    начало конец откл. начало конец откл. начало конец откл. Кал 0,2–0,3                   Кбл 0,7–0,8                   Ктк 1,0–2,0                   Чоа                    

 

Задачей анализа финансовой устойчивости предприятия является оценка степени независимости от заемных источников финансирования. По результатам проведенного анализа необходимо сделать вывод растет или снижается уровень финансовой независимости (зависимости).

Финансовую устойчивость предприятия необходимо оценивать с позиций факторов, оказывающих влияние на стабильность его деятельности. К таким факторам можно отнести как отраслевые (специфика отрасли), рыночные (положение на рынке), так и специфика производства, степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов, наличие платежеспособных дебиторов и эффективность хозяйственных и финансовых операций.

 Основными показателями, характеризующими финансовую устойчивость предприятия, являются:

• коэффициент капитализации (Кк);

• коэффициент финансовой независимости (Кнезав);

• коэффициент финансирования (Кфз);

• коэффициент финансовой устойчивости (Кфин. уст).

 

Формулы расчета данных показателей приведены в таблице №4.

Таблица № 4

Показатели рентабельности

Коэффициент Формула расчета Источник информации
Рентабельность продаж, % Прибыль от продаж / Выручка от продаж × 100 % стр.2200 Ф№2/стр. 2110 Ф№2 * 100
Чистая рентабельность, % Чистая прибыль / Выручка от продаж × 100 % стр.2400 Ф№2 / стр. 2110 Ф№2 × 100 %
Экономическая рентабельность Чистая прибыль / Средняя стоимость активов × 100 % стр.2400 Ф№2 / ((стр.1600н. + стр.1600 к)/2 Ф№1) × 100 %
Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала × 100 % стр.2400 Ф№2 / ((стр.1500н+стр.1500к)/2 Ф№1)× 100 %

 

Значение показателя рентабельности продаж состоит в том, что он отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от продажи. При анализе данного показателя нужно показать не только его динамику за три анализируемого периода, но и сравнить его со средними значениями по отрасли. В случае значительных отклонений необходимо указать, какими причинами повлияли на такие изменения.

Показатель экономической рентабельности (рентабельность активов) является наиболее общим показателем, характеризующим эффективность использования имущества предприятия. Его значимость заключается и в том, что он является одним из определяющих критериев при определении размеров дивидендов на акции в акционерных обществах.

Рентабельность же собственного капитала отражает эффективность вложенных средств собственниками в предприятие.

Заключительным разделом данной части дипломной работы должен быть общий вывод по результатам проведенного анализа:

1. характеристика текущего имущественного и финансового состояния предприятия (его фотография);

2. выявленные сильные стороны в деятельности предприятия за анализируемый период (положительная динамика показателей) с указанием факторов, обусловивших эти изменения;

3. слабые стороны в деятельности предприятия за анализируемый период (отрицательная динамика показателей) с указанием факторов, обусловивших эти изменения.

Оформление текстового материала курсовой работы

Оформление текстового материала осуществляется в соответствии со стандартом института.

Работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3. Текст следует печатать через 1,5 интервала (шрифт « Times New Roman », размер шрифта – 14), соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее 15 мм.

Все листы работы (за исключением приложений) должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с листа содержания (оглавления) и заканчивается последним (заключительным) листом. На листе содержания (оглавления) ставится порядковый номер листа, начиная с титульного. Номера страниц проставляются вверху страницы с форматированием по центру. Курсовая работа сшивается в папку скоросшиватель.

Название каждой главы в тексте работы следует писать 16-м жирным шрифтом; название каждого параграфа выделяется 14-м жирным шрифтом.

Каждая глава (часть) начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом. В тексте работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

Для наглядности в курсовую работу включаются таблицы и графики. Графики выполняются четко в строгом соответствии с требованиями деловой документации.

Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и графиков) должна быть сквозной на протяжении всей работы. Слово "таблица" и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы справа, затем дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы). При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена. 

Излагать материал в работе следует четко, ясно, от третьего лица, применяя принятую научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях.

Например: Автором было проведено исследование…

Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

После заключения, начиная с новой страницы, необходимо поместить список использованных источников. В список включаются все источники по теме, с которыми бакалавр ознакомился при написании работы.

Список является составной частью справочного аппарата работы. В списке, как правило, указываются источники и литература, имеющие методологическое значение для изучения темы, а также специальная литература, анализируемая, цитируемая или используемая при выполнении курсовой работы.

Список должен начинаться с новой страницы и помещаться в конце работы. Данный список не ограничен в объеме. Нумерация его страниц продолжает нумерацию страниц текста работы, но не входит в ее нормативный объем.

Перед переплетом и последующим предъявлением курсовой работы на кафедру бакалавр должен проверить:

- идентичность заголовков в содержании и в работе, а также их общую редакционную согласованность;

- правильность подкладки листов (их последовательность);

- наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность заголовков таблиц и надписей;

- наличие подписей на заполненном титульном листе;

- наличие пометок или элементов оформления;

- наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ее содержанию.

Курсовая работа должна быть сброшюрована в специальной папке с обложкой. Последовательность материалов и документов следующая:

1. Титульный лист.

2. Лист «Содержание».

3. Текст.

4. Список литературы.

5. Приложения.

6. Файл с диском или флеш-картой

7. Отзыв научного руководителя

8. Бланк проверки на Антиплагиат, подписанный научным руководителем

 

10. Правила и примеры оформления наглядного материала

На все иллюстрации (рисунки, диаграммы, таблицы) в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки и диаграммы нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Подпись к иллюстрациям располагается под ними посередине строки. Слово «Рисунок»/»Диаграмма» пишется полностью. Подпись должна выглядеть так:

Рисунок 1.Фазы рабочего периода[1]

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Если таблица составлена автором, то это должно быть указано в ссылке, а так же на основе каких данных построена данная таблица, если же таблица заимствована, то должен быть указан источник. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей справа, без абзацного отступа в одну строку с ее номером. Точка в конце названия не ставится.

Например:

Таблица 1

Международная миграция (человек)[2]

  1997 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Прибывшие в Российскую Федерацию - всего 597651 359330 184612 129144 119157 177230 186380 286956
Выбывшие из Российской Федерации - всего 232987 145720 106685 94018 79795 69798 54061 47013

 

Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится заголовок «Продолжение таблицы «номер таблицы», а также шапка таблицы.

Например: Продолжение таблицы 1

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

 

Оформление ссылок

Сноски оформляются внизу страницы (через 1 интервал, шрифтом Times New Roman Cyr (кегль 10)), на которой расположена цитата. Оформление сносок в текстовом редакторе Word производится с помощью специальной функции в меню «Ссылка». Нумерация сносок – сквозная. Печатание сносок в конце работы с общей порядковой их нумерацией не допускается.

В сноске указывается фамилия автора, название книги, выходные данные и через точку номер цитируемой страницы.

Например:

 

1 Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М.: Тов-во А.А.Левенсон, 1915. С.36.

 

Если на одной странице цитируется подряд одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, ограничиться следующим:

 

2 Там же. С. 37.

 

Если книга цитируется повторно на любой следующей странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется “Указ. соч.”. Например:

 

1 Виноградов П.Г. Указ. соч. С.38.

 

Сноски на статьи даются следующим образом:

 

Васильев А.Н. Налог на недвижимость // Государство и право. 2005. № 5. С. 18.

 

Сноски на Интернет-ресурсы делаются следующим образом:

 

Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/71.htm (дата обращения: 18.01.2016).

 

При использовании материалов текущего делопроизводства в ссылке указывается: текущее делопроизводство (конкретная организация), название документа, дата принятия, страница.

В ссылках указывается конкретная страница с которой взята цитата:

Васильев А.Н. Налог на недвижимость // Государство и право. 2005. № 5. С. 18, в то время как в списке литературы указывается общее количество страниц в данном издании: Сычев, М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие / М.С.Сычев. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с.

 

Оформление списка используемых источников

Принято источники в списке литературы располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:

· нормативные акты;

· книги, монографии, диссертации;

· печатная периодика;

· источники на электронных носителях локального доступа;

· источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет - источники).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

· международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;

· Конституция России;

· кодексы;

· федеральные законы;

· указы Президента России;

· постановления Правительства России;

· приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

· законы субъектов России;

· распоряжения губернаторов;

· распоряжения областных (республиканских) правительств;

· судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);

· законодательные акты, утратившие силу.

Правила оформления и примеры списка использованных источников[3]:

Книги

Сычев, М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие / М.С.Сычев. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с.

Соколов, А.Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты): монография / А.Н.Соколов, К.С.Сердобинцев; под общ. ред. В.М.Бочарова. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2009. – 218 с.

Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика / Т.А.Гайдаенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо : МИРБИС, 2008. – 508 с.

Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. И.Андроникова]. – М.: Терра-Кн. клуб, 2009. – 4 т.

Управление бизнесом: сборник статей. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2009. – 243 с.

Борозда, И.В. Лечение сочетанных повреждений таза / И.В.Борозда, Н.И.Воронин, А.В.Бушманов. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 195 с.

Маркетинговые исследования в строительстве: учебное пособие для студентов специальности "Менеджмент организаций" / О.В.Михненков, И.З.Коготкова, Е.В.Генкин, Г.Я.Сороко. – М.: Государственный университет управления, 2005. – 59 с.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.
Стандарты

ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. – М.: Стандартинформ, 2007. – 5 с.
Депонированные научные работы

Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А.Разумовский, Д.А.Андреев. – М., 2002. – 210 с. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, N 139876.
Диссертации

Лагкуева, И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна. – М., 2009. – 168 с.
Покровский, А.В. Устранимые особенности решений эллиптических уравнений: дис. ... д-ра физ.-мат. наук: 01.01.01 / Покровский Андрей Владимирович. – М., 2008. – 178 с.
Авторефераты диссертаций

Сиротко, В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. – М., 2006. – 17 с.
Лукина, В.А. Творческая история "Записок охотника" И.С.Тургенева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Лукина Валентина Александровна. – СПб., 2006. – 26 с.
Отчеты о научно-исследовательской работе

Методология и методы изучения военно-профессиональной направленности подростков: отчет о НИР / Загорюев А.Л. – Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2008. – 102 с.
Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М.: Большая Рос. энцикп., 1996. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Насырова, Г.А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г.А.Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. – N 4. – Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.
Статьи

Берестова, Т.Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т.Ф.Берестова // Библиография. – 2006. – N 6. – С.19.
Кригер, И. Бумага терпит / И.Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля.

 













Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос.Ду мой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун-кантри. 2001. — 94 с. 20

Стандарты

3. ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартанформ, 2007. - 5 с.

Диссертации

10. Лагкуева, И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна. – М., 2009.-168 с. 21 Покровский, А.В. Устранимые особенности решений эллиптических уравнений: дис.... д-ра физ.-мат. наук: 01.01.01 / Покровский Андрей Владимирович. - М., 2008. - 178 с.

Авторефераты диссертаций

11. Сиротко, В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис.... канд. мед.наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. - М.. 2006. - 17 с.

12. Лукина. В.А. Творческая история "Записок охотника" И.С.Тургенева: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 / Лукина Валентина Александровна. - СПб., 2006. - 26 с.

Печатная периодика

14. Берестова. Т.Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т.Ф.Берестова// Библиография. - 2006. - N 6. - С. 19.

15. Кригер, И. Бумага терпит / И.Кригер // Новая газета. - 2009. - 1 июля.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 6

Электронные ресурсы

16. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - М.: Большая Рос.энцикп., 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

17. Насырова, Г.А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г.А.Насырова // Вестник Финансовой академии. - 2003. - N 4. - Режим доступа: httD://ves


[1] Ильин О.И., Сидорова В.Н. Эргономика. Учебное пособие. – М.: Рос.экон.акад. им. Г.В.Плеханова, 2001, С.37

[2] Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2008, С. 234

[3] ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"


Программа

по написанию курсовой работы

для студентов дневного отделения, обучающихся по направлению

38.03.03 - Управление персоналом

 

 

Принята на заседании кафедры управления человеческими ресурсами

(протокол № ____ от «___»               2017 г.)

Зав. кафедрой ____________Е. В. Фахрутдинова

 

Утверждена Учебно-методической комиссией ИУЭиФ КФУ

(протокол № ____ от «___»               2017 г.)

Председатель комиссии ___________С. Н. Котенкова

 

Казань – 2017

 

 

Содержание

  Введение 4
1. Цели и задачи выполнения курсовой работы 4
2. Требования к курсовой работе 6
3. Выбор темы курсовой работы и ее утверждение 7
4. Руководство и контроль выполнения курсовой работы 7
5. Последовательность выполнения курсовой работы 8
6. Структура и содержание разделов курсовой работы 9
7. Выполнение курсовой работы 14
8. Методологические рекомендации по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия  
9. Оформление текстового материала курсовой работы 16
10. Правила и примеры оформления иллюстрационного материала 18
11. Правила и примеры оформления ссылок 20
12. Оформление списка использованных источников 21
13. Доклад при защите курсовой работы 25
14. Порядок прохождения защиты 26
  Приложения 28

 

Введение

 

Данное учебно-методическое пособие представляет собой комплекс методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ. Пособие рассчитано на бакалавров дневного и заочного отделений Института управления и территориального развития, обучающихся по направлению «Управление персоналом»». В нем раскрывается общая логика написания курсовой работы, а также правила ее оформления.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.