Широкое распространение в последнее время получили и такие выплаты по системе социального обеспечения как субсидии на приобретение или строительство жилья, направленные на улучшение жилищных условий граждан, а также на оплату жилья и коммунальных услуг. Не так давно российское законодательство предусмотрело еще один вид субсидий - субсидии для безработных граждан для создания собственного бизнеса.
Законодательное определение субсидий содержится в статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которой указано, что субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.
Можно сказать, что субсидия в праве социального обеспечения – социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная для использования в целях, установленных в законе.
Правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. На региональные органы власти возложены функции не только по исполнению нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне, но и функции по нормотворчеству в указанной сфере, а в некоторых случаях и по финансированию социальных выплат (например, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг финансируются бюджетами субъектов Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотрены статьей 159 Жилищного кодекса РФ. Правила предоставления этого вида субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в ред. постановления Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 734).
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Указанные выше Правила предусматривают перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о получении субсидии.
Определение нормативной площади жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, например, Законом г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 (в ред. Закона г. Москвы от 30 октября 2013 г. №57) предусмотрен следующий стандарт нормативной площади жилого помещения, с учетом которого производится расчет субсидий, для одиноко проживающего гражданина – 33 кв. м. общей площади жилого помещения; семьи из двух человек – 42 кв. м.; семьи из трех и более человек – 18 кв. м. на каждого члена семьи.
Названным выше Законом установлен также стандарт максимально допустимой доли расходов граждан в г. Москве на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи: 1) при среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 800 руб. в месяц, но не более 2000 руб. в месяц – 3%; 2) при среднедушевом доходе свыше 2000 , но не более 2500 руб. в месяц – 6%; 3) при среднедушевом доходе свыше 2500 руб. в месяц – 10%. Если среднедушевой доход составляет 800 и менее рублей в месяц, граждане освобождаются от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.
Особое правило предусмотрено, когда среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы, в этом случае максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи уменьшается исходя из коэффициента, рассчитанного в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом РФ (ст.159).
Таким образом, указанные субсидии являются видом социального обеспечения, предоставляемым малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью снижения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. ФЗ от 03.02.14 г. и с изм. от 04.06.14.) гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Специальные правила оплаты жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплаты денежной компенсации в связи с этими расходами предусмотрены для членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти. Для их изучения следует обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 мая 2014 г. № 441).
Социальная выплата на приобретение жилья, предоставляемая за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Общие положения государственной политики по поддержке строительства и приобретения жилья гражданами определены в Указе Президента от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья». Круг лиц, имеющих право на получение названной выплаты, система органов, ее предоставляющих, а также порядок определения размера социальной выплаты предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (в ред. постановления от 18 февраля2013 г.). Постановление закрепляет широкий перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках указанной выше целевой программы «Жилище». К ним отнесены, например, военнослужащие и члены их семей, а также другие приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; военнослужащих, подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС; граждан, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и многие другие.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, предоставляется только один раз. Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, которая определяется исходя из: норматива общей площади с учетом численности семьи; норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по РФ, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На территории отдельных субъектов РФ применяется к нормативу стоимости 1 кв. м. общей площади повышающие коэффициенты.
Свои особенности в порядке предоставления и определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. (ФЗ от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Аналогичные правила предоставления субсидий предусмотрены и для государственных гражданских служащих ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».
Предоставление субсидий на приобретение жилья, как уже выше говорилось, оформляется государственным жилищным сертификатом (за исключением – федеральных госслужащих). Государственный жилищный сертификат – именной документ, подтверждающий право гражданина на приобретение (строительство) жилья
Субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым федеральный бюджет софинансирует региональные программы по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются законодательством субъектов РФ. Типичным получателем субсидии на открытие собственного дела является гражданин, достигший 18 лет и зарегистрированный в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения; представивший свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-план, а также заключивший договор об организации самозанятости с центром занятости населения.
Размер субсидий безработным гражданам, установленный на федеральном уровне равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице, при этом регионы могут повышать размер субсидии, финансируя сумму, превышающую указанную величину, из средств регионального бюджета.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются компенсационные выплаты от пособий?
2. Раскройте классификацию компенсационных выплат.
3. Назовите размер компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, престарелыми гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе или достигшими 80 лет.
4. Компенсационные выплаты для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
5. Для кого предусмотрены субсидии на приобретение жилья?
6. Как рассчитывается размер социальной выплаты на приобретение жилья?
7. Какие органы устанавливают норматив общей жилой площади на семью и одиноко проживающего гражданина и норматив стоимости 1 кв. м. этой площади?
8. Какие предъявляются требования к безработным гражданам, претендующим на субсидии с целью создания собственного бизнеса?
9. Как определяется размер субсидии безработным для создания собственного бизнеса?
Глава 22. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ В СВЯЗИ С МОНЕТИЗАЦИЕЙ ЛЬГОТ, СОЦИАЛЬНАЯ ДОПЛАТА К ПЕНСИИ
§ 1. Понятие государственной социальной помощи и ее виды. Государственная социальная помощь в связи с бедностью
§ 2. Государственная социальная помощь в связи монетизацией льгот
§ 3. Социальная доплата к пенсии
Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.