ВКР практико-ориентированного характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата;
- теоретическая часть включает в себя следующее ориентировочное содержание: суть основных понятий темы, современные задачи, психолого-педагогические возможности решения выявленной проблемы (методы, формы, средства), пути решения избранной проблемы в современных дошкольных образовательных организациях;
- практическая часть работы должна быть направлена на анализ состояния проблемы на базе проведения исследования, на решение выбранной проблемы и состоит из проектирования педагогической деятельности по решению выявленной проблемы, описания ее реализации (в случае, если проект реализован), оценки ее результативности;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.
Практическая часть ВКР практико-ориентированного характера может включать в себя:
- описание и анализ практического опыта работы (отдельных педагогов, системы обучения, воспитания конкретной образовательной организации) по выбранной теме исследования, т.е. изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в педагогической среде, включая опыт самого студента. Данный вид исследования предполагает разработку методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса, например, оздоровительной работы в конкретной организации, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения.
- интерпретацию (разъяснение) содержания конкретных форм, методов, средств, путей решения выявленной проблемы, внедренных в воспитательно-образовательный процесс конкретной образовательной организации в рамках педагогической практики с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению, т.е. предполагает проектирование образовательной деятельности в рамках реализации педагогического проекта.
Данный вид исследования нацелен на разработку новых направлений практики воспитания и обучения детей. Предметом исследования становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни.
При изучении педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и результатами работы конкретного педагогического коллектива или педагога.
Этапы изучения и анализа педагогического опыта.
Первый этап изучения и обобщения педагогического опыта – обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения их эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.
Второй этап – выявление находок, новшеств в работе отдельных образовательных организаций, педагогов или целых педагогических коллективов, имеющих определенные достижения в воспитательно-образовательной работе в определенном направлении психолого-педагогической науки и практики. Определяется объект изучения опыта.
Третий этап – работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи работы, относящиеся к описываемому опыту).
Четвертый этап – осмысление описанного опыта: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.
При изучении и анализе педагогического опыта образовательной организации раскрываются следующие вопросы:
– структура и органы управления образовательной организацией;
– основные задачи и приоритетные направления деятельности ДОО;
– характеристика кадрового состава;
– анализ оснащенности развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения: особенности, наличие разнообразных объектов для организации образовательного пространства, специальных оборудований и т.п.)
– достижения ДОО в исследуемом направлении работы.
Обобщение передового педагогического опыта конкретного педагога предполагает описание:
– актуальности изучаемого педагогического опыта:
– сведений о педагоге;
– технологии опыта (идея, новизна, средства, методика их внедрения в образовательный процесс, соответствующие современным достижениям науки);
– учебно-методической документации, отражающей педагогический опыт (рабочие программы, КТП, конспекты занятий с изложением методики проведения и обоснованием перечня необходимых наглядных и учебных пособий, методические разработки). Рекомендуется всю необходимую учебно-методическую документацию дать в приложениях. В тексте отразить методику работы педагога с этой документацией.
– результативности опыта на основе наблюдений посещенных занятий педагога с подробной характеристикой педагогических средств и приемов, методов работы с дошкольниками.
Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы, например, через разработку методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса.
Практическая часть ВКР практико-ориентированного характера не ограничивается лишь констатацией фактов, а направлена на выявление условий развития исследуемого предмета, которые обуславливают необходимость и целесообразность применения известных методических средств, их адаптацию в новых образовательных ситуациях, либо совершенствование имеющихся для более глубокого изучения предмета исследования. Т.е. исследователь выявляет и описывает педагогические факты, ситуации и события, то, что поддается наблюдению, описанию и осмыслению.
ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:
– введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цель, задачи работы и др.;
– теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа научно-педагогической литературы;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
– список использованной литературы (не менее 30 источников);
– приложение.
ВКР теоретического характера может быть связано, вследствие выдвижения теоретических положений, с открытием новых педагогических фактов и явлений, созданием новых педагогических ценностей.
ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
– введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цель, задачи работы и др.;
– теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа научно-педагогической литературы;
– практическая часть связана с обнаружением причинно-следственных, закономерных связей между педагогическими явлениями, и представления их в качественной и количественной формах, т.е. включает в себя проведение педагогического эксперимента.
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;
– список использованной литературы (не менее 30 источников);
– приложение.
Педагогический эксперимент решает ряд задач:
1) установления взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами, между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач;
2) сравнения продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности.
Среди наиболее важных условий эффективности проведения педагогического эксперимента можно выделить:
– предварительный: теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение массовой педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;
– конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;
– четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и прочее;
– корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения (3 года);
– умение организовать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования, что предупреждает односторонность практических рекомендаций, затруднения в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться лишь сообщением о средствах и методах, результатах их применения, а вскрыть возможные затруднения в ходе психолого-педагогических воздействий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;
– доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.
Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.
Первый этап – констатирующий. Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, групп, образовательных учреждений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Второй этап – формирующий. Этот этап характеризуется введением экспериментатором в психолого-педагогическую практику новых путей, средств и методов. Здесь создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается во внутренних и внешних условиях эксперимента, когда изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
- оценка состояния самих участников педагогических воздействий;
- формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;
- инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях его проведения;
- осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи;
- фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;
- указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;
- оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
Завершающий этап – контрольный, подведение итогов эксперимента:
– описание результатов осуществления экспериментальной системы мер;
– характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
– описание особенностей субъектов экспериментального воздействия;
– данные о затратах времени, усилий и средств;
– указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Требования к структуре текста. ВКР должна быть выполнена с соблюдением требованием ЕСКД 1. Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты.
Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или курсивом. Исключение составляют заголовки 1-го и 2-го уровней (глав и параграфов): они выделяются полужирным шрифтом.
При оформлении текста работы студенту рекомендуется придерживаться следующей схемы:
Таблица 1 – Требования к оформлению текста
Параметры | Заголовок главы | Заголовок параграфа | Основной текст |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тип шрифта | Times New Roman | ||
Начертание | Полужирное | Полужирное | Обычное |
Размер шрифта (пт). | 14 | 14 | 14 |
Регистр | Все буквы прописные | Начинается с прописной буквы, последующие – строчные | Начало предложения – с прописной буквы, последующие – строчные |
Выравнивание | По центру | По центру | По ширине |
Междустрочный Интервал | Одинарный | Одинарный | Полуторный |
Отступ красной строки | 1,25 см |
Нумерация страниц
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки, размер шрифта (пт) – 12 пт.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер на этой странице не ставится. Нумерация страниц проставляется со второй страницы «ОГЛАВЛЕНИЕ».
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
Каждый структурный элемент ВКР: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует начинать с нового листа (страницы).
Правила оформления таблиц, рисунков
Все таблицы и рисунки должны иметь название и порядковую нумерацию. На таблицы и рисунки, схемы необходимо дать указание в тексте работы, например: «Как иллюстрируют данные таблицы 1…».
В работы следует включать лишь те рисунки, которые иллюстрируют важнейшие положения и выводы. Наиболее часто встречающимися в работах видами рисунков являются: графики, диаграммы, блок-схемы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида, все они обозначаются как рисунки.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 311.