РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА РФ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право и организация

 социального обеспечения

базовой подготовки

заочной формы обучения

 

 

Введено в действие с 01.09.2017 г.

 

Номер экземпляра: 1
Место хранения: кафедра СГДиП

 

 

Ярославль, 2017 г.

 

Лист согласования

 

 

.

Учебно-методическое пособие

по организации самостоятельной

 внеаудиторной работы студентов

по дисциплине

«Конституционное право»

СОГЛАСОВАНО:

кафедра ___СГДиП________

Руководитель кафедры

         
« 26 » ___08___ 2017 г. Протокол № 1   Залевская Е.Н.
    подпись Фамилия И.О.
« __ » ______ 201_ г. Протокол № _
    подпись Фамилия И.О.
« __ » ______ 201_ г.  Протокол № _    
    подпись Фамилия И.О.
     

 

Разработчик:     

Богданова Вера Владиславовна – преподаватель кафедры СГДиП ГПОУ ЯО Ярославского градостроительного колледжа

 

 

Аннотация

Данная работа представляет собой методические указания по выполнению контрольных работ, и составлена в соответствии с ФГОС специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и рабочей программы дисциплины «Конституционное право».

Методические указания включают в себя рекомендации по оформлению контрольных работ, задания для каждой контрольной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также список рекомендованных источников и литературы.

Данная работа предназначена для студентов и преподавателей.

Реестр рассылки

№ учтенного экземпляра Подразделение Количество копий
1. Кафедра СГДиП 1
2. Преподаватель Богданова Вера Владиславовна 1
Размещено

ВОС Moodle/ 40.02.01 / ОП.02 Конституционное право /УМП

 


Пояснительная записка

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по курсу «Конституционное право» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для базового уровня профессионального образования и едины для всех форм обучения среднего профессионального образования по специальности 40.02.01.

Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у студентов представления об основах конституционного строя, правах и свободах человека, федеративном устройстве, разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами, об институтах Президентства, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местном самоуправлении.

Основным законодательным актом, который изучают студенты в рамках предмета, является Конституция РФ 1993 г. Конституция закрепляет важнейшие принципы правового регулирования, она является базой всего законодательства России. Реформа современного законодательства как Российской Федерации, так и ее субъектов уходят своими корнями в конституционные правовые проблемы.

Содержание дисциплины «Конституционное право» тесным образом связанно с другими отраслями права, т.к. является для них нормативной основой. Эту связь необходимо постоянно иметь ввиду при изучении различных конституционно – правовых институтов, которые тесно взаимодействуют с институтами других отраслей права.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

 - основные теоретические понятия и положения конституционного права;

 - содержание Конституции Российской Федерации;

 - особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;

 - основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

 - избирательную систему Российской Федерации;

 - систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

 

уметь:

 - работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;

 - анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

 - применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Для более полного изучения дисциплины студентам рекомендуется обращаться к компьютерным программам: «Консультант плюс», «Гарант», «Словарь по бизнесу и праву»; а также журналам: «Государство и право», «Правоведение», «Российская Федерация»; «Российская газета», использовать «Собрание законодательства РФ».

Формы и методы итогового контроля по дисциплине «Конституционное право» определяются в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен:

знать:

− понятие Конституционного права как отрасли права;

− предмет и метод конституционного права;

− систему конституционного права;

− понятие и виды конституционно-правовых норм.

уметь:

− подбирать из Конституции РФ примеры конституционно-правовых норм различных видов;

− определять по Конституции, сколько всего федеральных конституционных законов должно быть принято и по каким вопросам еще следует принять федеральные конституционные законы.

Содержание: Конституционные право – ведущая отрасль российского права. Понятие, предмет и метод конституционного права. Конституционно – правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно – правовые институты. Система конституционного права РФ. Конституционно – правовые отношения.

Студент должен

знать:

− основные источники Конституционного права;

− значение Конституции как основного источника;

− законы и нормативные акты конституционного значения

− определение научной дисциплины Конституционное право;

− взаимодействие с другими юридическими науками;

− формы, методы, источники научных исследований в Конституционном праве.

 

Содержание: Основные источники Конституционного права. Значение Конституции как основного источника в их системе. Законы и подзаконные акты конституционного значения, и их взаимодействие. : Определение научной дисциплины Конституционное право. Взаимодействие с другими науками юридической сферы. Европейское право и российское законодательство. Труды ученых как источники научной дисциплины Конституционное право.

 

Студент должен

знать:

− понятие, сущность, особенности и функции Конституции;

− основные положения Конституции РФ, закона, регулирующего порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ.

уметь:

− давать характеристику Конституции РФ по различным основаниям;

− проанализировать структуру Конституции РФ.

Содержание: Понятие, сущность, функции Конституции. Виды Конституций. Юридические свойства Конституции РФ. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции РФ.

Студент должен

знать:

− основные этапы развития Конституции;

− характерные черты каждой Конституции;

− историческую, политическую обстановку вокруг понятия Конституции

уметь:

− ориентироваться в текстах Конституций;

− анализировать их в сопоставлении друг с другом;

− применять тексты в их совокупности

Содержание: Этапы развития Конституции. Политическая обстановка вокруг понятия Конституция. Причины принятия Конституции. Анализ текстов Конституций той или иной эпохи.

Практическое занятие № 2

1. Опрос по пройденному материалу;

2. Заслушивание рефератов;

3. Решение тестов

Студент должен

знать:

− конституционные основы устройства государства;

− структуру и принципы конституционного строя

Содержание: Принципы организации государственного устройства. Федерализм. Разделение властей. Отношения личности и государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Студент должен

знать:

− общую характеристику политической основы РФ;

− формы волеизъявления народа;

− принципы суверенитета народа и суверенитета нации

− роль государства в экономической деятельности;

− принципы рыночной экономики;

− объем и содержание экономических основ Конституционного строя РФ;

− формы собственности

уметь:

− дифференцировать признаки правового государства;

− составлять вопросы для референдума о формах государственного устройства и по другим вопросам

Содержание: Демократическое государство. Непосредственная и представительная демократия. Стадии избирательного процесса: обсуждение, подготовка референдума. Выборы. Проблема разделения властей в РФ. Конституционный кризис. Понятие экономической системы государства. Объем и содержание конституционно-правового регулирования экономических отношений. Институт собственности в Конституционном праве. Роль государства в экономической сфере.

 

Студент должен

знать:

− закрепление основных направлений социальной политики государства;

− объем содержание социальных основ РФ;

− основные права и свободы в социальной сфере

Содержание: Проблемы РФ как социального государства. Понятие социальных основ РФ. Социальная структура общества. Основные направления социальной политики государства. Основные права и свободы в социальной сфере.

Студент должен

знать:

− роль политических институтов РФ;

− элементы политической системы;

− роль государства в политической системе;

− форму правления, государственного устройства;

− роль общественных организаций в политических системе РФ.

Содержание: Политическая система и политический процесс. Конституционные характеристики государства. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения и союзы.

Студент должен:

знать:

− общую характеристику правового статуса личности;

− международно–правовой базис прав человека;

− правовое положение личности в РФ;

− принципы гражданства РФ

уметь:

− определять способы приобретения гражданства;

− использовать нормативные акты о гражданстве;

− применять данные о гражданстве в СМИ на практике.

Содержание: Развитие законодательства РФ о гражданстве. Принципы гражданства. Особенности гражданства в федеративных государствах. Принцип единства государства. Способы приобретения и прекращения гражданства. Органы, решающие вопросы гражданства.

Студент должен

знать:

− виды основных прав и свобод;

− основные обязанности граждан;

− основные нормативные акты о гражданстве

уметь:

− анализировать законодательство о гражданстве;

− отличать права и свободы человека от прав и свобод гражданина;

− дифференцировать права и свободы по направлениям и сферам общественной жизни.

Содержание: Понятие конституционных прав и свобод. Их классификация. Гарантии прав и свобод. Основные обязанности граждан. Прав а и свободы человека. Права и свободы гражданина.

Студент должен

знать:

− идеи федерализма в начале 20 века;

− практическое воплощение идей федерализма в РФ;

− тенденции современного федерализма

уметь:

− работать с нормативными актами о федеральном устройстве РФ;

− отличать политические условия для федерализма в разные эпохи 20 века;

− давать характеристику современных тенденций федерализма

Содержание: Понятие федерации как форме государственного устройства. Принципы федерации в РФ. Организация власти в федеративном государстве. Состав субъектов РФ. Предметы ведения РФ. Предметы ведения совместно РФ и субъектов.

Студент должен

знать:

− признаки субъектов РФ;

− виды субъектов РФ;

− особенности положения некоторых субъектов РФ;

− предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ

уметь:

− дать характеристику отдельных видов субъектов РФ;

− применять законы о федеративном устройстве РФ;

− давать характеристику перспектив отношений РФ и субъектов

Содержание: Понятие федерации как формы государственного устройства. Принципы федерации РФ. Организация власти в субъектах РФ. Статус краев, областей, республик, автономных областей, автономных округов в составе РФ. Города федерального значения. Административно-территориальное устройство РФ. Разграничение компетенции РФ и субъектов.

Студент должен

знать:

− историю развития избирательной системы РФ;

− значение выборов в государстве;

− избирательную систему;

− принципы избирательного права

Содержание: История развития избирательной системы РФ. Значение выборов для государства. Избирательная система. Принципы избирательного права.

Практическое занятие № 2

1. Опрос по пройденному материалу;

2. Закрепление знаний, полученных при изучении темы;

3. Решение ситуационных задач.

          Тема 6.2. Избирательное право как институт конституционного права.

Избирательный процесс

Студент должен

знать:

− определение избирательного права;

− принципы избирательного права;

− стадии избирательного процесса

уметь:

− определять стадии избирательного процесса;

− давать их характеристику;

− оперировать нормативными актами о выборах

Содержание: Активное и пассивное избирательное право. Всеобщность, равенство, прямой характер выборов. Стадии избирательного процесса, их конституционно-правовое регулирование. Контроль за выборами.

Государственных органов

Студент должен

знать:

− признаки государственного органа;

− принцип разделения властей;

− виды ветвей власти и их органы

Содержание: Понятие государственного органа. Его признаки. Статус государственного органа. Факторы, влияющие на систему государственных органов. Принцип разделения властей, его становление в РФ. Система государственных органов в РФ.

Студент должен

знать:

− политическую роль института Президента

− компетенцию Президента РФ;

− прядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ

− развитие парламентаризма в РФ;

− признаки парламентаризма;

− назначение и структуру Парламента РФ;

− способы формирования Парламента РФ;

− компетенцию Парламента РФ;

− правовой статус депутата.

Содержание: Место Президента в системе государственных органов РФ. Требования к кандидату в Президенты. Порядок выборов Президента. Порядок отрешения его от должности (импичмент). Компетенция Президента. Федеральное Собрание – Парламент РФ. Его назначение и характерные черты. Структура Федерального Собрания. Способ формирования и компетенция. Статус депутата. Законодательный процесс. Аппарат Президента РФ.

 

Студент должен

знать:

− роль Правительства в системе органов государственной власти;

− порядок формирования Правительства РФ;

− статус главы Правительства РФ.

Содержание: Правительство РФ как орган исполнительной власти. Структура Правительства РФ. Взаимоотношения с Президентом и Парламентом РФ. Ответственность Правительства РФ. Статус главы Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ. 

Студент должен

знать:

− общую характеристику государственных органов субъектов РФ;

− законодательные органы власти субъектов РФ;

− исполнительные органы власти субъектов РФ;

− разграничение полномочий государственных органов РФ и субъектов РФ

− место и роль судебных органов в системе государственных органов;

− место и роль прокуратуры;

− принципы правосудия;

− виды судебных органов

Содержание: Понятие органов законодательной власти субъектов РФ. Виды этих органов. Органы судебной власти. Взаимоотношения органов государственной власти РФ И субъектов РФ. Общая характеристика принципов правосудия. Суд в системе правоохранительных органов. Виды судебных органов. Место Конституционного Суда в системе органов право охраны. Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры.

 

Студент должен

знать:

− историческое развитие местного самоуправления;

− виды и принципы деятельности органов самоуправления;

− полномочия органов самоуправления;

− гарантии деятельности органов местного самоуправления

Содержание: Понятие местного самоуправления. Система органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления. Их гарантии. Роль местного самоуправления в регулировании вопросов местного значения.


 

Критерий оценки выполнения студентами отчетных работ


Вид наименования работы

Вид контроля

Критерии оценок

«отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно» или работа не засчитана Подготовка сообщения, доклада Устное выступление 1.Текст полностью раскрывает тему 2.Изложение логично 3.Есть ссылки на источники и литературу 1.В тексте небольшие неточности 2. Изложение нелогично 3.Мало ссылок на источники и литературу   1.В тексте крупные неточности 2. Отсутствует логическое выступление 3. Ссылок на источники нет   1. Доклад не сдан 2. Студент не готов к выступлению Подготовка задачи Устное выступление 1.Задача выполнена правильно 2.Есть ссылки и на другие косвенные статьи 3.Чисто задач соответствует заданию 1. Задачи решены правильно 2. Ссылок на другие статьи нет 3. Число задач меньше чем задано 1. Задачи решены с ошибками 2. Ссылок на другие статьи нет 3. Решено меньше 50 процентов от общего числа задач 1. Задачи не решены 2. Студент не готов к выступлению Подготовка конспектов законов Устное выступление 1.Конспект полностью отражает содержание правовой нормы 2.Указан источник написания текста 3. Имеются дополнительные сведения о правой норме 1. Конспект имеет погрешности 2. Источники указанны не полностью 3. Дополнительных сведений нет 1. В конспекте крупные недочеты 2. Источники не указаны 3. Дополнительных сведений нет 1. Имеется лишь краткая выписка из закона 2. Студент не готов к выступлению

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01. Право и организация социального обеспечения

1. Понятие, предмет и метод Конституционного права.

2. Система отрасли Конституционного права

3. Конституционно-правовые нормы.

4. Конституционно-правовые отношения.

5. Субъекты конституционно-правовых отношений.

6. Объекты конституционно-правовых отношений.

7. Конституционно-правовая ответственность и ее состав.

8. Источники конституционного права. 

9. Понятие и сущность конституции – основного закона государства.

10. Структура Конституции (деление на главы и разделы)

11. Порядок принятия новой Конституции и внесение поправок.

12. Эволюция развития Конституции.

13. Конституция 1918 года: основные положения.

14. Конституция 1925 года: основные положения.

15. Конституция 1937 года: основные положения.

16. Конституция 1978 года: основные положения.

17. Конституция РФ 1993 года (порядок принятия и основные особенности).

18. Понятие и общая характеристика основ конституционного строя.

19. Характеристики демократического и правового государства.

20. Государственный суверенитет.

21. Социальное и светское государство.

22. Конституционно-правовой статус политических институтов.

23. Создание и государственная регистрация политических партий.

24. Внутреннее устройство, права и обязанности политических партий.

25. Финансирование и денежные средства политических партий. Предпринимательская деятельность политических партий.

26. Приостановление деятельности политических партий.

27. Гражданство в Российской Федерации (понятие и общая характеристика).

28. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ, их полномочия.

29. Правовой статус беженцев в Российской Федерации.

30. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

31. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

32. Права и свободы человека и гражданина (общая характеристика).

33. Характеристика личных прав и свобод.

34. Характеристика политических прав и свобод.

35. Характеристика социально-экономических прав и свобод.

36. Избирательная система РФ

37. Процедура и порядок организации выборов.

38. Финансирование выборов

39. Подсчет голосов и объявление результатов голосования.

40. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

41. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

42. Статус Президента РФ

43. Порядок избрания Президента Российской Федерации.

44. Компетенция Президента Российской Федерации

45. Институт представителей Президента в Федеральных округах.

46. Процедура импичмента (отрешения от должности) Президента РФ.

47. Правительство РФ в системе органов государственной власти.

48. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

49. Компетенция Правительства Российской Федерации.

50. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти РФ

51. Государственная Дума: порядок формирования, организация работы

52. Компетенция Государственной Думы РФ.

53. Совет Федерации: порядок формирования, организация работы.

54. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

55. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе и Совете Федерации (право законодательной инициативы).

56. Конституционный Суд Российской Федерации.

57. Полномочия Конституционного суда РФ.

58. Статус судей Конституционного суда РФ.

59. Правовое регулирование референдумов в Российской Федерации.

60. Местное самоуправление в Российской Федерации (понятие и принципы).



ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Пример решения задач по Конституционному праву.

Задача: Гражданин Франции Пьер Морель утратил российское гражданство в связи с усыновлением в возрасте трех лет. Может ли он приобрести российское гражданство и на каком основании? Куда и с какими документами он должен обратиться?

Решение задачи.

1. Определение отраслевой принадлежности осуществляется на основании предмета регулирования каждой конкретной отрасли.

Данная правовая ситуация относится к отрасли конституционного права, так как в ней затронуты отношения, возникающие между человеком и государством, что является сотавной частью предмета конституционного права.

2. Определение правового института.

В ситуации затрагивается институт конституционно-правового статуса человека и гражданина, а именно такой его элемент, как гражданство.

3. Характеристика правоотношений.

Правоотношение возникает между гражданином Франции и Российской Федерацией. Объектом в данном правоотношении является поведение субъектов по поводу приобретения гражданства, предметом является гражданство. Данное правоотношение представляет собой особый вид конституционно-правового правоотношения, которое именуется как состояние в гражданстве.

4. Правовая регламентация правовой ситуации.

Правовая ситуация разрешается на основании норм Конституции РФ 1993 года, ФЗ "О гражданстве № 62 - ФЗ от 31.05.02, Положением "О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ", утвержденное Указом Президента 1992 года.

5. Собственно решение ситуации.

Согласно ст. 11 ФЗ "О гражданстве", гражданство РФ приобретается по следующим основаниям: по рождению, в порядке приёма, восстановления, по иным основаниям. Согласно ст. 15 Закона гражданин Франции Пьер Морель приобретает гражданство РФ в результате восстановления. Для этого необходимо прожить постоянно на территории РФ не менее трёх лет и, кроме того, соблюсти все условия, предусмотренные ст. 13 частью 1 ФЗ "О гражданстве". Вопросы, касающиеся приобретения гражданства РФ лицами, имеющими иностранное гражданство, разрешаются согласно ст. 31 ФЗ " О гражданстве" федеральными исполнительными органами, ведающими вопросами иностранных дел и их органами - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

6. Общий вывод по ситуации.

Соответственно, согласно норм ст. 32 Пьеру Морелю следует обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение, находящееся на территории Франции с заявлением о приобретении гражданства РФ и предоставить все необходимые документы.

Вариант № 1

1. Предмет и метод конституционного права

2. Конституции РСФСР и СССР (историко-правовой анализ).

Задача

Депутат «Х» получил взятку в 100000 $, голосуя за легализацию деятельности химического предприятия, нарушающего экологию окружающей среды. В момент передачи денег, он был арестован и заявил протест, ссылаясь на депутатскую неприкосновенность. Правы ли правоохранительные органы, осуществившие арест?

Вариант № 2

1. Источники конституционного права. Место конституционного права в системе права

2. Референдумы в РФ.

Задача

Во время тяжелой болезни президента исполняющий его обязанности Председатель Правительства, ввиду явной угрозы со стороны НАТО объявил референдум на предмет ввода военного положения, ссылаясь на право законодательной инициативы. Совет Федерации отменил заявление и.о. Президента. В ответ исполняющий обязанности Президента распустил Государственную Думу. Прав ли исполняющий обязанности Президента?

Вариант № 3

1. Понятие и сущность конституции – основного закона государства.

2. Неприкосновенность должностных лиц в РФ.

Задача

Хлебникова, выйдя замуж за испанца, отказалась от российского гражданства и уехала на родину мужаю Будучи беременной, она приехала в г. Астрахань навестить родителей, где родила сына. Какое гражданство приобретает ребёнок?  

Вариант № 4

1. Этапы конституционного развития в России.

2. РФ – социальное государство (ст. 7 К РФ).

Задача

Решением Санкт-Петербургского городского суда оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании Аделя Кемаля на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну своей гражданской принадлежности - Иорданию, и сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за военную деятельность, а так же социально-экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, желание заявителя дать своим детям возможность жить в условиях иного общественного уклада. Каковы основания признания лица беженцем? Какое решение должна вынести по кассационной жалобе А. Кемаля судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ?

Вариант № 5

1. Конституция РФ 1993 года (порядок принятия и основные особенности).

2. Статус Судей в РФ.

Задача

Гражданин «Х» неоднократно ранее судимый за разбойные нападения, сутенёрство по делу о мошенничестве в особо крупных размерах стал баллотироваться на пост губернатора Краснодарского края. Руководство следственного изолятора запретило ему это. Кто из сторон прав?

Вариант № 6

1. Способы и порядок внесения изменений в Конституцию.

2. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ, их полномочия.

Задача

После 3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова И.И., Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой. Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думой одну и ту же кандидатуру? Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, или она должна потребовать роспуска?

Вариант № 7

1. Понятие и общая характеристика основ конституционного строя.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации (понятие и принципы).

Задача

Депутат Государственной Думы старого созыва в последний день выборов нового созыва был остановлен за превышение скорости инспектором ГИБДД. На что тот сослался на государственную неприкосновенность. Правомерно ли?

Вариант № 8

1. Деятельность политических партий в России.

2. Процедура и порядок организации выборов.

Задача

После трехкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя правительства РФ на момент окончания срока полномочий Президента РФ, Президент назначил Председателя правительства РФ и распустил государственную Думу в соответствии со ст. 111 К РФ. Рассудите данную ситуацию.

Вариант № 9

1. Характеристика личных прав и свобод.

2. Избирательная система РФ

Задача

Государственная Дума выдвинула обвинение против Президента РФ в государственной измене. Спустя 4 месяца Совет Федерации принял решение об отречении Президента от своих полномочий. Но Конституционный Суд РФ отменил это решение. Кто прав в данной ситуации?

Вариант № 10

1. Гражданство в Российской Федерации (понятие и общая характеристика).

2. Конституционный Суд Российской Федерации.

Задача

На депутата Государственной Думы было возбуждено уголовное дело. Генеральный прокурор РФ решил лишить его неприкосновенности. К какому органу РФ Генеральный прокурор РФ должен обратиться?

 



ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты

1. Конституция 1993 г;

2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г;

3. Закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания»;

4. Закон РФ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ" »;

5. Закон РФ «О порядке принятия в силу поправок к Конституции РФ»;

6. Закон РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»;

7. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;

8. Закон РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;

9. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

10. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

11. Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

12. Положение о Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе;

13. Декларация о суверенитете России;

14.  Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91;

15. Закон РФ «О Конституционном Суде РФ»;

16. Закон РФ «Об общественных объединениях»;

17. Закон РФ «О естественных монополиях»;

18. Закон РФ «О референдуме»;

19. Закон РФ «О порядке выезда из РФ и выезда в РФ»;

20. Закон РФ «О судебной системе РФ»;

21. Закон РФ «Об уполномоченном по правам человека в РФ»;

22. Закон РФ «О Правительстве РФ»;

23. Закон РФ «о Прокуратуре РФ»;

24. Закон РФ «О военных судах»;

25.  Закон РФ «О выборах Президента РФ»;

26. Закон РФ «О вынужденных переселенцах»;

27. Закон РФ «О беженцах»;

28.  Закон РФ «О государственном гербе РФ»;

29. Закон РФ «О государственном флаге РФ»;

30. Закон РФ «О чрезвычайном положении»;

31. Закон РФ «О политических партиях»;

32. Закон РФ «О гражданстве РФ»;

33. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан»;

Литература

1. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Норма: М., 2015.-784 с.

2. Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России/ Дело: М., 2016.-416 с.

3. Дмитриев Ю.А. и др. Понятие, предмет и метод Конституционного права РФ: от исторических источников к современности / Манускрипт: М., 2014 – 60с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 608 с.

5. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в РФ/ Городец: М., 2015-192 с.

6. Малиновская В.М. Конституционное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд., Проспект, 2016.

7. Справочно-правовые системы: «Консультант Плюс», «Гарант», «Словарь по бизнесу и праву».

Право и организация

 социального обеспечения

базовой подготовки

заочной формы обучения

 

 

Введено в действие с 01.09.2017 г.

 

Номер экземпляра: 1
Место хранения: кафедра СГДиП

 

 

Ярославль, 2017 г.

 

Лист согласования

 

 

.

Учебно-методическое пособие

по организации самостоятельной

 внеаудиторной работы студентов

по дисциплине

«Конституционное право»

СОГЛАСОВАНО:

кафедра ___СГДиП________

Руководитель кафедры

         
« 26 » ___08___ 2017 г. Протокол № 1   Залевская Е.Н.
    подпись Фамилия И.О.
« __ » ______ 201_ г. Протокол № _
    подпись Фамилия И.О.
« __ » ______ 201_ г.  Протокол № _    
    подпись Фамилия И.О.
     

 

Разработчик:     

Богданова Вера Владиславовна – преподаватель кафедры СГДиП ГПОУ ЯО Ярославского градостроительного колледжа

 

 

Аннотация

Данная работа представляет собой методические указания по выполнению контрольных работ, и составлена в соответствии с ФГОС специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и рабочей программы дисциплины «Конституционное право».

Методические указания включают в себя рекомендации по оформлению контрольных работ, задания для каждой контрольной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также список рекомендованных источников и литературы.

Данная работа предназначена для студентов и преподавателей.

Реестр рассылки

№ учтенного экземпляра Подразделение Количество копий
1. Кафедра СГДиП 1
2. Преподаватель Богданова Вера Владиславовна 1
Размещено

ВОС Moodle/ 40.02.01 / ОП.02 Конституционное право /УМП

 


Пояснительная записка

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по курсу «Конституционное право» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для базового уровня профессионального образования и едины для всех форм обучения среднего профессионального образования по специальности 40.02.01.

Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у студентов представления об основах конституционного строя, правах и свободах человека, федеративном устройстве, разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами, об институтах Президентства, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местном самоуправлении.

Основным законодательным актом, который изучают студенты в рамках предмета, является Конституция РФ 1993 г. Конституция закрепляет важнейшие принципы правового регулирования, она является базой всего законодательства России. Реформа современного законодательства как Российской Федерации, так и ее субъектов уходят своими корнями в конституционные правовые проблемы.

Содержание дисциплины «Конституционное право» тесным образом связанно с другими отраслями права, т.к. является для них нормативной основой. Эту связь необходимо постоянно иметь ввиду при изучении различных конституционно – правовых институтов, которые тесно взаимодействуют с институтами других отраслей права.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

 - основные теоретические понятия и положения конституционного права;

 - содержание Конституции Российской Федерации;

 - особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;

 - основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

 - избирательную систему Российской Федерации;

 - систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

 

уметь:

 - работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;

 - анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;

 - применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;

Для более полного изучения дисциплины студентам рекомендуется обращаться к компьютерным программам: «Консультант плюс», «Гарант», «Словарь по бизнесу и праву»; а также журналам: «Государство и право», «Правоведение», «Российская Федерация»; «Российская газета», использовать «Собрание законодательства РФ».

Формы и методы итогового контроля по дисциплине «Конституционное право» определяются в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА РФ.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 208.