1. До 20-го числа первого месяца I квартала представляются скорректированные бюджеты на второй и третий месяц I квартал и на II—IV кварталы в целом.
2. Подведение итогов первого месяца I квартала осуществляется до 10-го числа второго месяца I квартала.
3. До 20-го числа второго месяца представляются скорректированные бюджеты на третий месяц I квартала, на II квартал с помесячной разбивкой и на III—IV кварталы в целом.
4. Подведение итогов второго месяца I квартала осуществляется до 10-го числа третьего месяца I квартала.
5. До 20-го числа третьего месяца представляются скорректированные бюджеты на II квартал с помесячной разбивкой и на III—IV кварталы в целом, а также составляется общий предварительный прогноз (проформа) на I квартал нового бюджетного периода (на новый календарный год), т. е. на I квартал, следующий за IV кварталом текущего бюджетного периода.
6. Подведение итогов I квартала до 10-го числа первого месяца II квартала.
Разработка соответствующих бюджетов внутри II и III осуществляется согласно пп. 1-6 бюджетного регламента.
При подведении итогов за II квартал корректируются прогнозы на III и IV кварталы, проформа на I квартал следующего года и составляются проформ.
При корректировке бюджетов представляются данные о фактическом исполнении бюджетов (до 10-го числа месяца, следующего за отчетным).
4. Организация финансового планирования и бюджетного контроля
4.1. Организация финансового планировании
При отсутствии в ЦФО специального подразделения, занимающегося финансовым планированием и анализом , эти функции выполняет специально выделенная группа работников планово-экономического отдела, финансового отдела и бухгалтерии во взаимодействии с другими службами, которые должны предоставлять информацию, необходимую для составления бюджетов. Планово-экономическая служба ПО (плановики ЦФО) составляет бюджеты, и корректирует их внутри бюджетного периода. Бюджеты капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и бюджет движения денежных средств в целом согласовываются с отделом платежей (финансовым отделом) ПО. Бухгалтерская служба ПО (бухгалтеры ЦФО) отвечают за подготовку отчетов о выполнении бюджетов и (или) предоставляют необходимые данные.
Бюджеты ЦФО и отчеты об их исполнении составляются специально выделенными и подготовленными специалистами: экономистом-плановиком и бухгалтером ЦФО.
Составление бюджетов доходов и расходов. Разработка бюджета начинается с определения общего оборота, нетто-выручки от реализации и прямых затрат, а также величины валовой прибыли в соответствии с форматом бюджета. Разработчик бюджета готовит бюджет продаж, определяет нормативы (лимиты) различных категорий затрат и бюджетные наметки по этим статьям (которые могут быть составлены на основе фактических тенденций в предшествующие периоды) на предстоящий бюджетный период и представляет их на согласование коммерческой (сбытовой) службы ПО.
В течение двух дней со дня получения этих данных коммерческая служба (отдела сбыта) ПО должна завизировать бюджетные наметки или скорректировать их (с учетом вновь заключенных договоров, поступивших предложений (уведомлений) об изменении условий действующих договоров, оценок их стоимости и другой информации). По истечении указанного срока или при отсутствии корректировок со стороны коммерческой службы (отдела сбыта) бюджетные наметки считаются согласованными и утвержденными.
Определение накладных расходов осуществляется следующим образом.
Коммерческие расходы, прежде всего расходы на рекламу, на предстоящий бюджетный период должны быть согласованы разработчиком бюджета с коммерческой службой, отвечающей за маркетинг и рекламу . Для этого разработчик первоначально запрашивает данные о наметках бюджета коммерческих расходов (рекламы) на предстоящий период у этой службы (которая в двухдневный срок получения запроса должна предоставить разработчику соответствующую информацию или бюджет коммерческих расходов ПО или ЦФО), затем корректирует их в соответствии с общими установками бюджетной политики, определяемой руководством ПО и уведомляет о корректировках коммерческую службу (отдел сбыта). Если в указанный срок коммерческая служба не представляет наметки бюджета его разработчику, то последний самостоятельно принимает решение о бюджете рекламы на предстоящий период, исходя из фактически сложившихся нормативов (доли расходов на рекламу в объеме нетто-выручке от реализации) и общих установок бюджетной политики. Разработчик бюджета в однодневный срок обязан уведомить коммерческую службу о корректировках бюджет коммерческих расходов.
В случае когда бюджетные заявки коммерческой службы превышают установленные нормативы или корректировки, сделанные разработчиком бюджета, после получения бюджетных наметок, и коммерческая служба не соглашается с этими корректировками (опротестовав служебной запиской руководителя службы корректировки разработчика в течение одного рабочего дня, после получения соответствующей информации), решение о размере бюджета коммерческих расходов на предстоящий период принимается первым руководителем (генеральным директором) ПО или его заместителем по экономическим вопросам в течение двух дней с момента получения протеста (докладной записки) коммерческой службы.
Решение по персональным бюджетным наметкам по уровню (лимитам затрат) других статей накладных расходов (управленческие расходы ПО или ЦФО) принимается разработчиком самостоятельно, исходя из фактически сложившегося их уровня в предшествующие периоды по согласованию с руководителем ПО или ЦФО, который обязан в двухдневный срок после получения бюджетных наметок от разработчика бюджета сделать корректировки бюджета управленческих расходов ПО или ЦФО. Его решение является окончательным и может быть отменено только руководителем ПО в соответствии с общими установками бюджетной политики на предстоящий бюджетный период.
Расходы бюджета по обслуживанию внешнего долга ПО или ЦФО определяются разработчиком бюджета в соответствии с представленными бухгалтерией и финансовым отделом ПО данными о размере внешнего долга и условиях его обслуживания в предстоящий бюджетный период.
Расходы на амортизацию определяются разработчиком бюджета в соответствии с представленными бухгалтерией ПО общими установками учетной политики на предстоящий бюджетный период.
Составление бюджетов первоначальных затрат осуществляется руководителем проекта (разработчиком отдельного бизнес-плана) или должностным лицом, ответственным за техническое развитие производства в соответствии с бюджетным регламентом. Бюджет согласовывается с руководством ПО или ЦФО (визируется первым руководителем или его заместителем) и предоставляется работнику бюджета первоначальных затрат в бюджет движения денежных средств (но не позднее чем за три дня до предоставления бюджета движения денежных средств ЦФО на согласование в финансовую службу или отдел ПО).
В случае предоставления бюджета первоначальных затрат в сроки, не позволяющие разработчику бюджета движения денежных средств включить соответствующие данные бюджета первоначальных затрат, последние могут быть включены в бюджеты ПО или ЦФО только при его корректировке (т. е. спустя один месяц бюджетного периода), но уже после согласования с руководителями ПО (утверждения генеральным директором ПО или его заместителем по экономическим вопросам).
Составление плана кредитов осуществляется в два этапа:
1) в виде предварительного варианта (проформы) – до составления бюджета движения денежных средств (выполняется работником самостоятельно на основе данных бюджета первоначальных (капитальных) затрат);
2) в окончательном виде – после составления бюджета движения денежных средств (как его результат).
План согласовывается с руководителем финансового отдела (визируется) и утверждается генеральным директором ПО или его заместителем по экономическим вопросам.
Составление бюджетов движения денежных средств выполняется разработчиком бюджетов ПО или ЦФО самостоятельно на основе данных бюджетов доходов и расходов и бюджета первоначальных затрат, и согласовывается в течение трех дней с финансовым отделом. В случае отсутствия в указанный срок у финансового отдела замечаний и изменений к данному бюджету он считается согласованным и утверждается в виде, предоставленном разработчиком бюджета.
Расходы бюджета по обслуживанию внешнего долга ПО или ЦФО определяются разработчиком бюджета в соответствии с предоставленными бухгалтерией ПО данными о размере внешнего долга и условиях его обслуживания в предстоящий бюджетный период.
Сводные бюджеты разрабатываются планово-экономической службой ПО путем обработки и сведения в установленные форматы соответствующих бюджетов ЦФО по бюджетному регламенту и представляются на утверждение руководителем ПО. В случае несогласия планово-экономической службы ПО с бюджетами, представленными ЦФО, она вправе самостоятельно выработать рекомендации о корректировках бюджетов ЦФО, информировать руководителей ЦФО об изменениях и через два дня передать окончательный вариант бюджета на утверждение руководителям ПО.
Бюджетный контроль
Бюджетный контроль за правильностью заполнения бюджетных форм и достоверностью включенной в них информации осуществляется централизованно службой заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам. Она же осуществляет подготовку сводного бюджета и анализ предоставленной финансовой информации.
Результаты исполнения бюджетов ЦФО ежемесячно докладываются заместителю генерального директора ПО по экономическим вопросам, служба которого обобщает полученную информацию. По докладу заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам руководитель ПО принимает решения о мерах по исправлению негативных тенденций и поощрению тех ЦФО, которые превысили (неисполнили) бюджетные нормативы.
Бюджетный контроль осуществляется на основе целевых показателей и нормативов, устанавливаемых ЦФО на бюджетный период. Эти показатели устанавливаются до начала бюджетного периода (на период 12 месяцев) и остаются стабильными на протяжении всего бюджетного срока. Нормативы доводятся до ЦФО руководителями ПО. Пересмотр (корректировка) нормативов осуществляется по завершении данного бюджетного периода в процессе разработки бюджета на новый бюджетный период.
5. Целевые показатели и нормативы финансового плана
Показатели финансового планирования могут быть абсолютными и относительными. Набор их меняется в зависимости от целей и стратегий ПО.
Для ЦФО в качестве нормативов могут быть определены следующие показатели:
рентабельность;
структура капитала;
ликвидность;
эффективность производства (операций).
Приложение 5. Внутренние нормативные документы для постановки бюджетирования в компании
5.1. Положение о планово-экономическом отделе (в части его участия в бюджетировании и финансовом планировании)
по «______________»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель правления
_____________________________
(личная подпись)
Департамент заместителя
генерального директора по экономике
_____________________________
Положение о планово-экономическом отделе производственного объединения
Общие положения
1.1. Плановой – экономический отдел (ПЭО) отвечает за текущее и перспективное финансовое планирование и анализ в производственно объединении. Этот отдел составляет сводный бюджет движения денежных средств и контролирует ход его выполнения, составляет сводный кредитный план, анализирует сводный план первичных (капитальных) затрат, изучает возможные направления финансовой и инвестиционной политики. Рассматривает бюджеты движения денежных средств и кредитные планы ЦФО, передает их на утверждение руководителю финансового отдела.
1.2. Основная задача ПЭО – показать руководителям отдела и ПО варианты и альтернативы делового поведения, инвестиционной политики (сфер приложения капитала) ПО в будущем, оказать им помощь в принятии решений по выбору новых (реорганизации существующих) сфер хозяйственной деятельности (бизнесов), по оценке финансового риска и условий хозяйствования.
1.3. В своем анализе путей развития производства в будущем ПЭО исходит из уровня спроса в определенной области, который не может быть удовлетворен при существующем уровне техники, и намечает вероятность развития наблюдаемых тенденций и их возможных последствий для ПО. ПЭО участвует в установлении общей цели по обороту, валовой прибыли, нормативам (лимитам) затрат, другим оценочным показателям на предстоящий бюджетный период. Уровни основных бюджетных показателей указываются для каждого ЦФО.
1.4. Планово-экономический отдел находится в системе финансового отдела ПО и непосредственно подотчетен заместителю генерального директора ПО по экономическим вопросам. В своей деятельности работники ПЭО руководствуется приказами генерального директора ПО, распоряжениями заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам.
1.5. Отдел возглавляется начальником отдела, которого назначают на должность и освобождают от нее приказом генерального директора ПО по представлению заместителя генерального директора ПО по экономическим вопросам.
1.6. В случае временного отсутствия начальника ПЭО выполнение его обязанностей возлагается на ведущего специалиста.
Основные задачи и функции
2.1. Составляет долгосрочные и краткосрочные инвестиционные планы ПО, определяет финансовые цели и нормативы финансовых коэффициентов для ПО и отдельных ЦФО, оценивает направления капитальных вложений, прогнозы финансового положения ПО, финансового состояния отдельных ЦФО. С учетом проводимой политики и целей фирмы намечает направления инвестиционной политики ПО.
2.2. Оценивает предложения о приобретении других предприятий, продаже активов ПО, структурных реорганизациях конкретных ЦФО.
2.3. Составляет и корректирует бюджеты движения денежных средств, рассматривает и принимает бюджеты движения денежных средств ЦФО на предстоящий год с поквартальной, помесячной и подекадной разбивкой (в разрезе отдельных товарных позиций и ЦФО), ежеквартально корректирует бюджеты с учетом данных о состоянии рынка, полученных от коммерческой службы и планово-экономического отдела ПО.
2.4. Оценивает возможности ПО в получении внешних источников финансирования, включая альтернативные. Определяет возможности ПО в возврате кредитов.
2.5. Представляет руководителям ПО и финансового отдела ПО в целом информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений в финансовой сфере.
2.6. Контролирует ход разработки сводных бюджетов движения денежных средств ПО, устанавливает единые для ПО процедуры составления сводного бюджета денежных средств и бюджетов ЦФО, корректирует работу всех субъектов этого бюджетного процесса.
2.7. Рассчитывает потребность ПО в оборотных средствах и инвестиционных ресурсах. Представляет руководству ПО рекомендации по распределению и реинвестированию прибыли, определяет эффективность отдельных инвестиционных проектов.
2.8. Разрабатывает варианты инвестиционных программ и проектов.
2.9. Определяет эффективность отдельных инвестиционных проектов, источники инвестиций. На основе планов ПО и анализа инвестиционных программ составляет оценки доходности, чтобы показать уровень (норму) прибыли, который может быть достигнут в случае реинвестирования определенной части чистой прибыли.
2.10. Анализирует возможности изменения структуры капитала ПО, предсказывает потребность в капитале на перспективу, основываясь на долгосрочных (стратегических) планах высших руководителей.
2.11. Производит оценку (по запросам высших руководителей ПО) основных фондов и капитальных активов, имеющихся в распоряжении ПО (анализ имеющихся в его распоряжении зданий, сооружений, машин и оборудования, чтобы определить что требует замены, какова степень износа, какие элементы основных фондов потребуют модернизации в случае замены или модернизации других элементов и т. п.). Представляет для принятия решений и утверждения генеральному директору ПО варианты инвестиционных программ по развитию активов и основных фондов.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 224.