Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных факторов.
Правовое воспитание (в узком смысле слова) – целенаправленный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Перед правовым воспитанием стоят следующие основные задачи:
1) сформировать знания о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;
2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике;
4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Особенности правовоспитательного процесса:
– система правовых норм выступает его исходной базой;
– установленные государством предписания, дозволения и запреты доводятся до сведения граждан;
– он опирается на возможность государственного принуждения;
– его воздействие осуществляется на всех субъектов права: как добропорядочных, так и правонарушителей;
– осуществляется в специальных правовых воспитательных формах с использованием специфических средств и методов;
– осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.
Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих правовоспитательный процесс. Она включает в себя следующие элементы:
– субъекты, т.е. воспитатели;
– объекты, т.е. воспитуемые;
– правовоспитательные мероприятия, т.е. формы, средства, методы.
Выделяют следующие виды правовоспитательных форм:
1) профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);
2) правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные городские консультации и т.д.);
3) правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры).
Виды правовоспитательных средств:
– материальные (нормативно-правовые акты, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.);
– устные (лекции, беседы, семинары).
Методы правового воспитания:
– убеждение;
– принуждение.
Тема 23. Правомерное поведение и правонарушение (4 часа).
План
Правомерное поведение личности.
Понятие, признаки и виды правонарушений по российскому законодательству.
Состав правонарушения как основание юридической ответственности.
Причины и условия правонарушений в современном российском обществе.
Правомерное поведение личности
Правомерное поведение личности – это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, т.е. законопослушное, социальное поведение, облеченное в юридическую форму. Право действует посредством правомерного поведения, вне его оно мертво. Масштабы и шаблоны правомерного поведения установлены диспозициями правовых норм, а само оно составляет суть правопорядка.
Благодаря правомерному поведению происходит управление обществом, осуществляется его нормальная жизнедеятельность, граждане реализуют свои права и обязанности. Основная масса возникающих и существующих в нашем обществе правоотношений имеет в своей основе правомерное поведение.
Правомерное поведение личности не так давно стало предметом изучения. Ранее эта проблема не разрабатывалась, считалась малозначительной, а все усилия ученых и практиков были сосредоточены на борьбе с правонарушениями.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 247.