Показатели дефицита государственного бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Показатели Аналитическое значение
Коэффициент покрытия расходов бюджета его доходами (отношение доходов бюджета расходов) Используется при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровни его дефицита
Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов) Характеризует уровень дефицита
Дефицита бюджета и ВВП Отражает финансовое положение страны. Принято считать нормальным финансовое положение страны, если это соотношение не превышает 3%

Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует трансформации статистики государственного бюджета, и, в частности, рассмотренных выше классификаций и показателей.

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) - это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельных органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС (1993). Государственный сектор - это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС (1993) путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций.

Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложенных в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенные изменения содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий.

Эти изменения связаны прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Согласно кассовому методу учитывают:

· признание операций в момент получения или выплаты денежных средств;

· доходы как денежные средства, поступающие в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления;

· расходы как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства;

· финансовый результат как превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Согласно методу начисления, учитывают:

· признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов и обязательств;

· доходы как операции, увеличивающие чистую стоимость активов;

· расходы кооперации, уменьшающие чистую стоимость активов;

· финансовый результат как разницу активов и обязательств, т.е. чистую стоимость активов.

Таким образом, переход с кассового метода учета на учет по методу начисления приводит к следующим изменениям в основных категориях статистики бюджета:

 - возникает понятие запаса (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств;

 - содержание доходов и расходов определяет только текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: дохода приводит к увеличению, а расходы - уменьшению.

При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов (например, продажа земли, оборудования), потому что подобные операции связаны с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами.

Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с финансовыми активами и обязательствами.

Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизация системы бюджетного учета. Главным управлением Федерального казначейства Минфина России разработан проект Плана счетов и Инструкция по его применению, которые должны вступить в силу с 2005 г. В данном проекте номер каждого отсчета включает себя источник средств, код раздела и подраздела Плана счетов, код бюджетной классификации счетов Единого плана счетов и код соответствующей валюты. Данный План счетов позволит на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчётного периода производить учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определять объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности формате СГФ заключается в том, чтобы обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств, но и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику меры государственной экономической политики, а также выделить их долгосрочную устойчивость. Например, меры государственной политики не будут устойчивы в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов.

С точки зрения внешних пользователей важно то, что данный СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны.

Государственные корпорации (организации) могут проводить операции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретение избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители.

Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления МВФ рекомендует вести статистику государственного сектора в целом, при этом подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода российской СГФ к международному стандарту.

(?) Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что определяет информационную базу статистики государственного бюджета?

2. Какие относительные показатели характеризуют доходы бюджета?

3. Назовите признаки, используемые при классификации расходов бюджета.

4. Охарактеризуйте показатели сбалансированности бюджета. 5. Какая информация используется для составления проекта бюджета? 6. Что отличает отчетность статистики государственных финансов, согласно требованиям МВФ?

Дата: 2019-11-01, просмотров: 173.