Кафедра организационно-кадровой работы в органах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра организационно-кадровой работы в органах

Государственной власти

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине

 «ПРИНЯТИЕ И ИСПОНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»

шифр дисциплины - 51724

для студентов

Направления 380304 – Государственное и муниципальное управление

Разработчик:

доцент кафедры организационно-кадровой

работы в органах государственной власти

Ж.А. Денисова


Содержание

Тема 1 Понятие и сущность государственных решений. 3

Тема 2 Иерархия функций, процедур и операций при подготовке и реализации управленческих решений. 17

Тема 3 Целевая ориентация управленческих решений. 27

Тема 4 Качество управленческих решений. 38

Тема 5 Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив действий. 42

Тема 6 Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска. 58

Тема 7 Эффективность решений. 70

Тема 8 Контроль и ответственность руководителя в процессе подготовки и реализации управленческих решений. 78

 




Тема 1 Понятие и сущность государственных решений

План лекции:

1.1 Термин «управленческое решение», как явление и процесс

1.2 Понятие и сущность государственных решений

1.3 Типология государственных решений

1.4 Управленческие решения органов исполнительной власти

1.5 Организационные элементы ПРУР

 

1.1 Термин «управленческое решение», как явление и как процесс

Деятельность любого руководителя связана с разработкой и реа­лизацией решений в рамках выполнения им должностных обязан­ностей.

Управленческие решения связаны с выполнением управленчес­ких функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и т.д. Когда директор подписал приказ, Государственная Дума РФ разработала и приняла закон, начальник цеха издал распоряжение, собрание акционеров утвердило план развития компании — это и есть раз­личные формы решения.

Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабаты­вается и реализуется для социальной системы и направлено на:

• стратегическое планирование деятельности организации;

• управление управленческой деятельностью;

• управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);

• управление производственной и обслуживающей деятель­ностью;

• формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);

• управленческое консультирование;

• управление внутренними или внешними коммуникациями.

Термин «управленческое решение» употребляется в двух основ­ных значениях – как процесс и как явление.

Как явление УР — это набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.

Как процесс УР – это выполнение восьми основных процедур: информационная подго­товка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одно­го варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения УР и информирование инициатора решения.

Процедуры, составляющие процесс ПРУР

Подготовка УР                                           Реализация УР

 

 

 


Процесс подготовки и реализации управленческого решения (ПРУР) является ответственным, требующим использования теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта.

УР — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляе­мой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности кол­лектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели. УР составляет основу процесса управления. Ряд УР может быть представлен набором более мелких, каждое из которых должно вне­сти свой вклад в решение общей проблемы.


Содержание процедур и общих функций при ПРУР

Каждая конкретная функция может включать восемь процедур, разделенных на два этапа: подготовка и реализация УР.

Варианты вовлеченности персонала в процесс ПРУР

     
 
Разработка и реализация УР

 

 


                       Не выполнены                                 Выполнены

     
Равнодушие или противостояние исполнителей
 
Взаимодействие всех участников процесса ПРУР

 


Достижению благоприятной атмосферы выполнения УР способствует выполнение трех основных условий:

• информационная подготовка;

• организационная подготовка;

• социально-психологическая подготовка.

Информационная подготовка включает следующие действия ру­ководителя:

• доведение до сведения подчиненных перспективных и теку­щих направлений деятельности;

• обеспечение подчиненным доступности и своевременности необходимых информационных ресурсов;

• наличие современных технологий обработки информации;

• обеспечение соответствия уровня информационных техноло­гий уровню профессионализма персонала.

Организационная подготовка предусматривает:

• обеспечение персонала необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами;

• формирование персонала разработчиков, организаторов вы­полнения УР или исполнителей УР;

• наличие должностных инструкций, положений;

• определение промежуточных и окончательных сроков и ко­личественных параметров выполнения работ;

• утверждение порядка сдачи и сопровождения выполненной работы.

Социально-психологическая подготовка требует:

• формирования ясных, понятных для работников коллекти­ва целей разработки и реализации УР;

• разработки и реализации активизирующих персонал моти­вов и стимулов;

• формирования работоспособного коллектива;

• учета наиболее важных потребностей и интересов работни­ков, участвующих в разработке или реализации УР.

Данные условия могут выполняться параллельно, последова­тельно и смешанно. Отсутствие какого-либо условия полностью или частично может привести к уменьшению сопричастности испол­нителей к порученному заданию, а следовательно, к увеличению сроков выполнения, снижения профессионализма выполненного задания.

Стадии развития проблемы.

    Величина проблемы

 


Недопустимая             

величина                 1            2                   3

                                          А

Допустимый

диапазон

                                                                                         Время

 

УР можно формировать на трех стадиях развития проблемы:

• в начале развития проблемы (стадия 1), когда ее величина не внушает опасений. Решение будет действовать по упреж­дению, и возможно, в точке А величина проблемы будет уменьшаться (пунктирная линия);

• в период устойчивого опасного развития проблемы (стадия 2), когда ее значение будет приближаться к недопустимой величине. Решение будет действовать с некоторым запозда­нием от негативных результатов проблемы. УР может ока­заться неадекватным проблеме и усилить ее негативный рост. Это очень опасный период для подготовки и реализации УР;

• в период стабилизации (стадия З), когда всем станут оче­видны ее размеры и опасное действие. Решение будет дей­ствовать в режиме реального времени. Обычно ожидание от решения соответствует действительным результатам.

Таким образом, УР лучше формировать либо в начале развития проблемы, либо дождавшись ее стабилизации.

Общий подход к механизму формирования УР состоит в следующем:

1. Руководитель или специалист оценивает размер проблемы с целью определить, нужно ли для рассматриваемой пробле­мы формировать УР. Если не нужно, то процесс на этом завершается, а если нужно, то необходимо выполнить пос­ледующие действия;

2. Определяется стадия, в которой находится проблема. Если это стадия 2, то лучше не начинать процесс ПРУР;

3. Проводится поиск в базе данных аналогичных версий разви­тия целей, ситуаций и проблем, вариантов реализованных решений и полученных при этом результатов;

4. Если найденная версия полностью совпадает с имеющейся, то без изменений используется весь набор мероприятий, со­ставляющий найденное решение;

5. Если найденная версия отличается лишь несущественными элементами, то найденный вариант решения принимается за основу и затем вводятся необходимые коррективы;

6. Если похожей версии нет, то готовится и реализуется новое УР.

 




Формирование цели УР

 

Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентиро­ван на достижение выработанной в компании цели. Это вытекает из обобщенной схемы цикла ПРУР, приведенной ранее. При этом цель ПРУР может отличаться от цели компании, на­пример в случае, когда УР направлено на реализацию только части цели компании. Таким образом, первичной является цель компа­нии, а вторичной — цель УР.

Содержание основных составляющих качества УР

Наименование сторон качества Основные нормы, правила, документы, которым должно соответствовать УР
Организационная Экономическая   Социальная Технологическая   Психологическая Правовая   Экологическая   Этическая Политическая Партийная Регламенты, инструкции, принятые в компании Сертифицированные методы экономических расчетов Права человека Национальные или мировые технологические нормативы Прогрессивные традиции и нормы общежития Национальные и международные законодательные акты Стандарты ISO 14000 и стратегия устойчивого развития Прогрессивные традиции и нормы общежития Программа национального развития Устав и программа представляемой партии

Большое значение в повышении качества процесса подготовки УР и эффективности реальных результатов от его реализации отво­дится организаторской стороне. Она включает, прежде всего, созда­ние творческого коллектива. Руководитель должен формировать сти­мулирующие условия для эффективной работы коллектива. К этим условиям можно отнести:

• создание творческой обстановки при подготовке УР;

• обеспечение разработчиков полной и своевременной инфор­мацией;

• использование современных информационных технологий;

• профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксацию полученных результатов;

• использование опыта и знаний наиболее профессиональ­ных по решаемой задаче специалистов;

• разностороннее рассмотрение всех этапов процесса ПРУР, а особенно ситуацию;

• усиление внимания к преодолению местничества, субъек­тивизма и показухи (сиюминутного эффекта);

• отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных автори­тетными специалистами;

• осуществление мониторинга решений.

Этот далеко не полный перечень может дать представление о ка­чественной стороне эффективной работы коллектива.

 



Элементы

Элементы

Пример.

Сегодня все организации, каков бы ни был профиль их деятельности, работают в очень сложной, быстро меняющейся среде.

Важно соотносить при этом в процессе анализа степень взаимозависимости факторов внешней среды и организационной деятельности. В части развития гражданского самосознания правовой культуры и формирования структуры органов управления; проявления конструктивной общественной инициативы и увеличение социальной базы процесса управления.

Администрация Кировского района, являясь самостоятельным органом администрации города, осуществляет исполнительно-распорядительные функции в рамках собственной компетенции, установленной в соответствии со схемой управления отраслями городского хозяйства, решает задачи социально-экономического развития района, координирует деятельность органов общественного территориального управления,

Статус, задачи, функции, полномочия, обеспечение деятельности структурных подразделений администрации района регламентируются положениями о них, которые разрабатываются их руководителями, визируются курирующими заместителями главы администрации района и утверждаются постановлением администрации района.

Администрация района в своей работе в рамках своих полномочий взаимодействует со всеми подразделениями администрации города, государственными органами, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности для осуществления своих функций, определенных Положением об администрации Кировского района г. Астрахани, к которым относятся: функции в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии; в области экономической политики и финансов; в области социальной защиты населения, опеки и попечительства; в области жилищной политики, капитального строительства; в области управления муниципальной собственностью; в области участия и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполнение разнообразных хозяйственных и социально-политических функций направлено, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения и организаций, действующих на территории района. Они определяются постановлениями префекта и мэрии, запросами и жалобами населения, необходимостью обеспечения успешной работы в районе городских служб и многими другими факторами.

Заместители главы администрации района, руководители структурных подразделений, в срок до 10 числа текущего месяца, формируют календарь деятельности курируемой сферы на следующий месяц и направляют его в контрольно-организационный отдел администрации района, а тот, в свою очередь, в организационно-информационное управление администрации города.

Непосредственное взаимодействие с населением района позволяет осуществлять мониторинг изменений социальных потребностей и настроений, что определяет работу как на уровне оперативного реагирования, так и определения тенденций для планирования и прогнозирования. За отчетный 2015 год в администрацию района поступило всего 6697 обращений граждан.

Анализ по городу показал, что в Кировском районе количество обратившихся больше, по сравнению с другими районами города. Тематика обращения граждан говорит о том, что население более всего волнуют вопросы реформы ЖКХ, порядок оформления субсидий на жилищно-коммунальные услуги, выполнение обязанностей жилищных учреждений перед жильцами; немало было вопросов, касающихся приватизации жилья; в сентябре тематика обращений в основном касалась проблем образования, а именно: где и как получить материальную помощь для сбора ребенка в школу.

За отчетный период выявлено 8 случаев нарушений прав и законных интересов заявителей (несоблюдение сроков рассмотрения жалоб и обращений граждан), виновные должностные лица (в том числе руководители НО ЖЭКов района), в количестве 19 человек, понесли дисциплинарные наказания.

Удачным оказался 1 опыт выездной общественной приемной, который состоялся в поселке Инициативный Кировского района 22 сентября 2015 года. В работе приемной приняли участие глава и заместители главы администрации Кировского района, руководители управлений, комитетов и отделов администрации города и района. Целями данной выездной встречи были: обеспечение прямого диалога и "обратной связи" с населением, развитие активных форм работы с населением на местах, обеспечение прав граждан одного из самых отдаленных микрорайонов города на обращения в органы местного самоуправления. Всего во время встречи жителями п. Инициативный было поставлено 89 вопросов. На многие из них были даны исчерпывающие ответы, консультации и рекомендации прямо на месте во время встречи, остальные были оформлены надлежащим образом и переданы на рассмотрение и исполнение в соответствующие структурные подразделения администрации города и района.

С 1 декабря 2015 года в районе возобновилась работа глав микрорайонов, что способствовало более четкому разграничению жителей района. Так как в настоящий момент район поделен на 2 микрорайона, одним из основных видов их деятельности в предстоящем году будет разъяснительная работа с населением по реформе ЖКХ; информирование населения о деятельности администраций города и района; выявление насущных проблем жителей микрорайона и оказание помощи в их решении.

В 2015 году в работе контрольно-организационного отдела администрации района проводилось:

1) контроль за недопущением фактов самовольного строительства объектов жилья и прочих объектов на территории района.

2) контроль за собираемостью платежей населения за оказанные жилищные услуги.

3) содействие созданию на территории района предприятий различных форм собственности, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за их деятельностью.

4) контроль за выполнением мероприятий по предоставлению льгот, установленных законодательством, отдельным категориям граждан. Координирует работу по проведению призыва граждан в ряды Вооруженных сил РФ.

5) контроль, за недопущением фактов самовольного строительства объектов жилья и прочих объектов на территории района. Выполняет и осуществляет контроль за выполнением решений и распоряжений комитета по управлению имуществом г. Астрахани по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся на балансе районной администрации и подведомственных ей предприятий и организаций.

6) контроль на соответствующей территории за наличием разрешительной документации на право распространения рекламы, надлежащим содержанием рекламы и прилегающей территории, выдает предписания нарушителям и принимает меры к сносу, вывозу и хранению самовольно установленной рекламы.

Реализация установленных функциональных задач в 2015 г. осуществлялась в различных формах.

Создан и организована работа районного раздела официального сайта органов местного самоуправления г. Астрахани, обеспечено наполнение и своевременное его обновление, также на техническом уровне можно говорить о работе электронной почты;

Подготовлено и проведено 5 заседаний Кабинета при главе администрации района, где было рассмотрено 12 вопросов, отражающих хозяйственно-экономическую, правовую, социальную деятельность администрации района, структурных подразделений, предприятий и организаций. В период предвыборной кампании отделом осуществлялся контроль за проведением многочисленных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, велся контроль и за распространением предвыборных агитационных материалов на предмет законности и правомерности.

Работа отдела по взаимодействию с общественными организациями в течение направлена на осуществление взаимодействия администрации района с общественными объединениями, политическими партиями, молодежными, женскими, благотворительными организациями, профессиональными союзами, религиозными объединениями, национально-культурными обществами, инициативными группами граждан с целью создания благоприятной общественно-политической обстановки в городе и Кировском районе.

Данное взаимодействие осуществляется при обращении указанных организаций в администрацию района для решения вопросов проведения различных публичных массовых мероприятий, носящих общественно-политический, культурно-просветительский, рекламный характер. Анализ таких обращений, их согласование с соответствующими структурами, а именно: МОЕ УВД, РОВД, прокуратурой, администрацией города, управлением по работе с общественно-политическими объединениями граждан и национально-культурными обществами Администрации Астраханской области, средствами массовой информации на предмет законности; безопасности участников. В функции отдела входит также непосредственный контроль за проведением самих публичных мероприятий, их соответствии заявленным и согласованным условиям проведения мероприятия, контроль за использованием атрибутики, символики, наглядной агитации каждого публичного мероприятия.

Анализ факторов внешней среды в деятельности администрации Кировского района позволяет отметить в качестве результата их воздействия: увеличение комплекса решаемых задач, повышение их содержательного многообразия, с одной стороны; повышение значения регламентирующих положений, правил, норм, процедур – с другой.

Воздействие внешней среды на структуру управления

Факт появления современной структуры административного устройства вызван определенными внешними для данных структур условиями:

1) политическими – процесс политической модернизации, демократизация, изменение политической культуры;

2) социальными – формирование новых ценностных ориентиров, форм и способов участия населения в общественных процессах;

3) правовыми – новое законодательство, начиная с основного закона и заканчивая региональными;

4) экономическими – финансирование соответствующих административных структур.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения своей деятельности администрация района создает аппарат.

Организационная структура и штаты администрации района утверждаются постановлением мэра города.

В структуру администрации района входят: отдел по эксплуатации и ремонту жилого фонда; жилищный отдел; коммунальный отдел; отдел экономических связей и развития территории района; отдел экономического анализа и прогнозирования; отдел охраны прав детства, опеки, попечительства; общий отдел; контрольно-организационный отдел; отдел по взаимодействию с общественными организациями; юридический отдел; комитет по физкультуре и спорту; отдел бухгалтерского учета и отчетности; служба эксплуатации здания.

Поскольку Администрация Кировского района сотрудничает со всеми видами промышленности, культуры и науки, соответственно необходимо создание отделов, занимающихся каждый своим направлением, а также необходима юридическая поддержка (юридический отдел), контроль за проведением тех или иных мероприятий (контрольно-организационный отдел), ведение бухгалтерского учета в организации (отдел бухгалтерского учета и отчетности) и содержание здания Администрации в должном виде (служба эксплуатации здания).

При воздействии компонентов внешней среды на структуру управления, таких как городской Совет г. Астрахани и органы государственной власти, часто приходится сталкиваться с независимым мнением каждого структурного подразделения администрации Кировского района.

Также основные вопросы по принятию того или иного решения принимает городской Совет г. Астрахани.

По официальному запросу городского Совета или его комиссий должностные лица администрации района, в компетенцию которых входит решений данного вопроса, обязаны представлять информацию и документы, необходимые для рассмотрения.

Администрацию района возглавляет заместитель мэра города по территории - глава администрации района, который назначается на должность и освобождается от нее мэром города в соответствии со ст.59 Устава муниципального образования "Город Астрахань".

Заместитель мэра города по территории - глава администрации района:

- разрабатывает и вносит на утверждение мэру города структуру и штаты районной администрации;

- осуществляет заключение трудовых договоров (контрактов) с муниципальными служащими, работниками районной администрации и руководителями подведомственных муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

- назначает на должность и освобождает от нее муниципальных служащих, работников районной администрации и руководителей подведомственных муниципальных предприятий, учреждений и организаций района;

- осуществляет общее руководство районной администрацией и оперативное руководство муниципальными предприятиями района;

- организует работу с кадрами районной администрации, их аттестацию, руководит работой квалификационной комиссия района, принимает меры по повышению квалификации муниципальных служащих;

- применяет в соответствии с действующим законодательством РФ меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, работников администрации и руководителей муниципальных предприятий;

- рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления;

- представляет районную администрацию во всех договорах, соглашениях, контрактах, заключаемых от имени районной администрации или уполномочивает должностных лиц районной администрации подписывать указанные документы;

- участвует в подготовке и обсуждении решений Совета муниципального образования "Город Астрахань", касающихся интересов жителей района, городских и районных служб;

- организует личный прием и рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения в пределах своей компетенции;

- принимает и рассматривает уведомления о проведении массовых акций на территории района.

Заместители главы администрации района назначаются на должность и освобождаются от неё заместителем мэра города по территории - главой администрации района. Число заместителей главы администрации района устанавливается в соответствии со структурой районной администрации.

Заместители главы администрации района осуществляют функции в соответствии с распределением обязанностей, которые закрепляются за ними постановлением администрации района, выполняют его поручения.

В целях совершенствования управления хозяйством района, повышения оперативности и ответственности должностных лиц за решением задач, возложенных на администрацию района, заместитель мэра города по территории - глава администрации района вправе перераспределять отдельные полномочия между заместителями.

В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Астраханской области, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере местного самоуправления, в том числе: Уставом муниципального образования "Город Астрахань", органы и должностные лица администрации района несут ответственность за:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них задач и функций в соответствии с настоящим Положением;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями.

Очевидно из приведенных данных, что администрация городского района и входящие в нее подразделения структурированы в соответствии с требованиями открытой системы, характеризующейся интенсивным взаимодействием с внешней средой.

 



Содержание понятий «неопределенность» и «риск» при ПРУР.

Руководителям различного уровня нередко приходится готовить УР в условиях недостаточной или ненадежной информации, боль­шой текучести кадров, недобросовестности поставщиков или поку­пателей, частых изменений законодательства, конъюнктуры рынка и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки в тексте УР. В процессе реализации УР также возможны непредвиденные ситуа­ции, затрудняющие точное его выполнение. Поэтому фактические результаты УР не всегда совпадают с запланированными. Они могут быть даже противоположными. Крылатое выражение «Хотели сде­лать как лучше, а получилось как всегда» является некоторым обоб­щением практики ПРУР. Таким образом, для УР характерны не­определенность и риск.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель может с точностью определить результат каждого альтернативного решения, возможного в данной ситуации. Сравнительно мало организационных или персональных решений принимается в условиях определенности. Однако они все-таки имеют место. Кроме того, элементы сложных крупных решений можно рассматривать как определенные. Уровень определенности при принятии решений зависит от внешней среды. Он увеличивается при наличии твердой правовой базы, ограничивающей количество альтернатив и снижающей уровень риска.

Неопределенность определяется как не вполне отчетливая, не­точная, неясная или уклончивая информация о каком-либо объекте или процессе. Риск трактуется как возможность получения заплани­рованного результата. Эта возможность может привести как к поло­жительным, так и к отрицательным результатам.

Неопределенность трудно измеряется, обычно ее оценивают ка­чественно — «больше или меньше», «выше или ниже» «приемлемая или неприемлемая». Редко она оценивается в процентах, напри­мер, неопределенность информации составляет 20%, неопределен­ность разработанного решения составляет 15% (при этом допускает­ся большой разброс, например, + 10, то есть диапазон 5—25% счи­тается допустимым).

Обычно неопределенность связывают с подготовкой УР, а риск — с реализацией УР, то есть с результатами (см. рис.).

Содержание основных форм постановки задачи

Вторая особенность РУР в условиях неопределенности – это наличие вероятного риска, обусловленного возможностью получения неблагоприятных результатов из-за неопределенности ситуации принятия решения. Риск может выражаться как вероятностью получения менее предпочтительных результатов, так и величиной возможных потерь с определенной вероятностью возникновения.

Следовательно, при обосновании УР в условиях неопределенности ЛПР вынуждено учитывать как величины благоприятных исходов и их вероятности, так и вероятности возникновения и величины возможных потерь.

Уровни неопределенности


                                                 Б4         В4

Сверх-                       А4                Неэффективные Супер-

  Б3
Высокий   Решений нет         решения   оптимальные

                       А3                                                    В3

 

Высокий   Неэффективные             Б3     Эффективные

         решения                                       решения

  А2
                                                            

Б2              В2

 

Средний               А2              Эффективные  Эффективные

                                          решения           решения

                              А1                         Б1              В1        Характер

 

Низкий     Эффективные      Эффективные Неэффективные управленческой

       решения            решения          решения    деятельности

       Стабильный   Корректирующий  Инновационный

Стабильный характер управленческой деятельности определяет­ся выполнением типовых процедур при слабых возмущающих воз­действиях внешней и внутренней среды. Корректирующий характер управленческой деятельности полезен при средних возмущающих воздействиях внешней и внутренней среды, когда руководителю приходится изменять (корректировать) ключевые процессы в ком­пании. Инновационный характер управленческой деятельности не­обходим при сильных изменениях, происходящих во внешней или внутренней среде компании. Он характеризуется постоянным поис­ком и реализацией новых процессов и технологий в компании для достижения высокой конкурентоспособности.

При низком уровне неопределенностей (как видно из рисунка выше) большее мес­то занимают эффективные решения, так как при стабильном и кор­ректирующем характере деятельности (области AI и Б1) руководи­тель будет принимать обоснованные решения с отрицательным ми­нимальным риском реализации. И лишь при инновационном харак­тере деятельности руководителя (область BI) детерминированная (старая, известная всем) информация и отработанные методы бу­дут тормозить процесс принятия новых решений — новые решения не нужны.

При среднем уровне неопределенностей имеются две области эффективных решений (Б2 и В2). Этот уровень хорошо сочетается с корректирующим и инновационным характером управленческой деятельности.

Высокий уровень неопределенностей не сочетается со стабиль­ным характером управленческой деятельности, поэтому в области A3 преобладают неэффективные решения. Данный уровень хорошо сочетается с инновационным характером управленческой деятель­ности, при котором руководитель настроен на подготовку новых решений, а не на использование имеющихся.

При сверхвысоком уровне неопределенностей имеется возмож­ность получить диаметрально противоположный результат: от не­возможности подготовить и реализовать решения до супероптималь­ных решений (область В4). На этом уровне в основном формируются неэффективные решения, так как трудно воспринимаемая, нена­дежная информация существенно затрудняет принятие правильных решений. Супероптимальные решения иногда приходят в голову в результате сопоставления многочисленных путаниц и формирова­ния из них какой-то системы. Этот процесс напоминает счастливый случай игры в рулетку (джек-пот).

Таким образом, приведенная матрица определяет условия под­готовки эффективных УР, комфортности и уверенности в правиль­ности их реализации. Эта матрица также может служить инструмен­тарием для анализа и оценки управленческой деятельности в ком­пании.

 




Поддержание успеха

Система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились при осуществлении ее деятельности. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, менеджер может быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Виды контроля

Любая функция управления может эффективно действовать только при наличии эффективно действующей системы контроля. Контроль — это критически важная и сложная функция управления, неприятная, однако, для работников предприятия.

Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль — это фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они — неотъемлемая часть общей системы контроля в данной организации. Все виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Некоторые наиболее важные виды контроля в организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации.

Основное средство осуществления предварительного контроля — реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа выполняется в заданном направлении.

Если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях :

§ предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, какие знания и навыки нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно;

§ предварительный контроль в области материальных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита (подробнее см. в главе, посвященной методам принятия управленческих решений);

§ предварительный контроль в области финансовых ресурсов. Важнейшее средство предварительного контроля финансовых ресурсов — бюджет (текущий финансовый план), который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет — механизм предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — подчиненные сотрудники, а сам он традиционно прерогатива их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Обратная связь — это обмен данными о полученных результатах. Простейший пример обратной связи — сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки.

Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед ней задачам. Все системы с обратной связью характеризуются:

§ наличием цели;

§ использованием внешних ресурсов;

§ преобразованием внешних ресурсов для внутреннего использования;

§ отслеживанием значительных отклонений от намеченных целей;

§ корректировкой этих отклонений для того, чтобы обеспечить достижение целей.

Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с ситуационными факторами внутри организации. Внешние факторы — все то, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, изменения технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы куль­турных ценностей и многое другое.

Вполне допустимо рассматривать управление в основном как попытку обеспечить функционирование организации в качестве системы с эффективной обратной связью, т.е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов. Однако хорошее управление далеко выходит за рамки простого стремления обеспечить статус-кво и адекватно реагировать на возникающие проблемы. Если организация не стремится адаптироваться и совершенствовать свою деятельность, изначально заняв активную позицию, она вряд ли останется эффективной в долгосрочном плане.

Заключительный контроль — фактически полученные результаты сравнивают с требуемыми либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции:

§ дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем;

§ способствует мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

Измерение результатов

Измерение результатов позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные планы, — это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Вначале необходимо выбрать единицу измерения, причем такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражены плановые величины. Так, если установленная плановая величина — это прибыль, то измерение следует вести в рублях или процентах в зависимости от формы выражения плановой величины.

Выбор подходящей единицы измерения — это зачастую наиболее легкая часть проведения контрольных измерений. Равно важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.

Например, большинство организаций не слишком часто проводят аудиторские проверки (об этом методе контроля будет рассказано ниже) и инвентаризацию материальных запасов. Если изготовитель будет каждый день пересчитывать запасы материалов, он будет точно знать, например, сколько он теряет из-за воровства. Но фирма в этом случае ничего другого не сможет предпринимать, потому что все время будет занята подсчетами. Поэтому большинство фирм-изготовителей проводят крупные инвентаризации примерно раз в шесть месяцев. По опыту они знают, что за этот период потери от воровства будут в пределах допустимых отклонений.

Банки, напротив, подсчитывают свою выручку каждый день, поскольку деньги — это необычайно привлекательный предмет для кражи. Однако тщательные аудиторские проверки всех своих бухгалтерских записей они осуществляют достаточно редко. Вот почему отдельным мошенникам иногда удается совершать хищения и оставаться незамеченными.

Любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую наиболее крупный элемент затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, стоит ли вообще осуществлять контроль. Из-за высокой стоимости измерений, в частности, менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее. Если проводить измерения подобным образом, то затраты на систему контроля будут столь велики, что ее стоимость превзойдет возможные доходы от ее применения. Тем более что в коммерческой деятельности цель проведения измерений состоит в увеличении прибыли, а не в том, чтобы точно установить, что же происходит на самом деле.

Информирование о планах и результатах

Этот этап играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно доводить до сведения соответствующих работников организации как установленные плановые величины, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и выполнить нужные действия. Желательно также быть полностью уверенным, что установленные плановые величины хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает плановые величины, и теми, кто должен их выполнять.

Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения контрольной информации, связаны с различными коммуникационными проблемами, о которых мы говорили раньше. В то время как часть данных собирается и обрабатывается ЭВМ, большая часть информации должна быть обработана человеком. Присутствие человека в этой цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля.

Искажения информации могут сыграть очень значительную роль в тех случаях, когда неизбежны субъективные оценки. Хорошим примером в этом отношении может служить попытка оценки результативности труда управленца. Организации необходимо знать, кто из ее менеджеров хороший работник, а кто плохой. Но точно и эффективно определить это трудно, особенно для руководителей низшего звена, которые не несут ответственности за достижение заданных уровней прибыльности и расходов. Однако если сформулировать конкретные цели, критерии и стандарты, то оценить результативность менеджера можно с минимальными искажениями и более объективно.

Отметим, что существуют очевидные свидетельства того, что, если активно искать содействия людей, которых меры контроля непосредственно касаются, это увеличит взаимное доверие, улучшит распространение информации и, таким образом, способствует повышению эффективности системы контроля. Программно-целевое управление в настоящее время также популярный способ привлечения менеджеров к активному участию в процедуре контроля.

Участие сотрудников организации в процедуре контроля может быть вполне эффективным и на самых нижних уровнях управления. Например, в фирме по производству бумаги рабочих обучали основным понятиям бухгалтерской отчетности и экономики производства с тем, чтобы все они могли понять и оценить важность выполнения установленных в их работе плановых величин. Рабочим также сообщали данные о плановых величинах, установленных в фирмах-конкурентах, и объясняли, почему так важно, чтобы они трудились эффективно и производительно. Иногда особенно важно обеспечить фактическое участие подчиненных в разработке планов, хотя обычно это прерогатива менеджера. Обеспечение участия широкого круга сотрудников в выработке решений и установке целей при формировании бюджета способствовало более интенсивному вовлечению сотрудников в деятельность своей организации и стремлению коллектива достичь общих целей организации.

За последние годы достигнуты очень большие успехи по распространению информации, имеющей исключительно количественный характер. Сейчас менеджер имеет возможность получить важную информацию в синтезированном виде с уже проведенными необходимыми сопоставлениями почти в момент поступления исходных данных. Не­которые специалисты полагают, что новые средства обработки контрольной информации с исключительно высокой скоростью открывают возможности создания гигантских организаций.

Устранение отклонений

Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от плановой величины и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия ре­шений. Однако, поскольку большая часть работы в организации — это результат объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения к правильному образу действий.

Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов. Так, например, руководство может считать, что основная переменная величина, вызывающая отклонение фактических результатов от желаемых, — структура организации.

Важно подчеркнуть, что причиной возникающих проблем может быть любая переменная величина и что вклад в отклонение полученных результатов от желаемых может давать сочетание различных факторов. Естественно, менеджер не может выбрать какое-то одно корректирующее действие только потому, что оно решает только что возникшую проблему. Прежде чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношения к данной проблеме внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, а поможет их разрешить.

Кроме того, хотя временами это может быть очень трудно, опытный менеджер должен избегать решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, однако в долгосрочном влекут за собой большие затраты. Так, например, несколько лет назад руководитель отделения одной из фирм столкнулся с падением объема продаж и решил уволить одну треть персонала. Его анализ ситуации состоял в следующем: «Если спад продолжится, мы переживем его с минимальными потерями. Если же дела пойдут не так плохо, как мы сейчас думаем, то через некоторое время мы снова наймем большую часть рабочих. Самое важное, что мое отделение при этом достигнет таких же показателей прибыльности, как и в последнем квартале. Если учесть, что это был за год, то премии и дополнительные льготы мне обеспечены».

Этот менеджер был более всего заинтересован в сохранении прибыльной фирмы. Но меньше чем через год последствия его решения оказались катастрофическими. Суть стратегии фирмы в области трудовых ресурсов состояла в том, чтобы любой ценой избежать появления на ее предприятиях профсоюзов и таким образом избежать дополнительных затрат, связанных с соблюдением жестких норм техники безопасности, ограничением права на увольнение, забастовками и т.п. Рабочие при первой же возможности проголосовали за создание у них отделения профсоюза, главным образом из-за решения этого менеджера об увольнениях. Итак, хотя в краткосрочном плане менеджер и добился сохранения уровня прибыльности, в целом фирма утратила одно из самых важных своих преимуществ в конкурентной борьбе.

Пересмотр планов

Не все заметные отклонения от плановых величин следует устранять. Иногда сами плановые величины могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и плановые величины.

Если, например, почти все коммивояжеры превышают свои квоты на 50%, то, видимо, это слишком низкая квота, и она не может служить стандартом приемлемой результативности. Успешно действующие организации зачастую вынуждены пересматривать свои плановые величины в сторону повышения. Кроме того, временами оказывается, хотя это и не должно происходить слишком часто, что планы составлены чересчур оптимистично. Поэтому плановые величины подчас надо пересматривать и в сторону понижения. Следует помнить, что плановые величины, достичь которых очень трудно, фактически делают тщетными стремления рабочих и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходимость радикального пересмотра плановых величин (в сторону повышения или понижения) может служить симптомом проблем, возникших либо в процессе собственно контроля, либо в процессе планирования.

Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важней­шей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организацион­ной, технической, экономической, финансовой и другой докумен­тации. Оценивается отклонение фактического результата от плано­вого, зафиксированного в соответствующих документах. Например, контроль сроков, проработанности, согласованности с заинтересо­ванными сторонами элементов бизнес-плана. Данный вариант кон­троля эффективен для циклических процессов с малым временем цикла, например, несколько часов или дней, при небольшой стои­мости разработки или реализации УР. Путем корректировок УР можно постепенно, «цикл за циклом» совершенствовать УР, анали­зируя предыдущий результат разработки или реализации.

Требования к эффективному контролю

Стратегическая направленность. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого-либо вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу затраты (эффект никогда не должен служить критерием для решения, нужно ли вводить механизм контроля).

Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, а о полученных результатах можно никому не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Абсолютный контроль над обычными операциями (такими как мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей. Но если высшее руководство считает, что какие-то виды деятельности имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен эффективный контроль, даже если эта деятельность с трудом поддается измерению. Естественно, что стратегические области в разных организациях будут разными, но все организации нуждаются в эффективных системах контроля.

Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как инструмент для достижения этой цели. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации. Бесполезно иметь обширную и точную информацию о различных отклонениях от намеченных целей, если эта информация не используется для осуществления корректирующих действий. Это означает, что информация о результатах контроля важна только тогда, когда доходит до лиц, обладающих правом произвести на ее основании соответствующие изменения. Когда контрольный механизм не срабатывает, причина чаще всего кроется в том, что необходимо усовершенствовать структуру прав и обязанностей, а не процедуру измерений. Таким образом, чтобы быть эффективным, контроль должен быть интегрирован с другими функциями управления.

В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

Соответствие контролируемому виду деятельности. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

Своевременность. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений, а также затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

Магазину розничной торговли, например, может понадобиться достаточно точная еженедельная информация о складских запасах. Это нужно для уверенности в том, что магазину есть чем торговать. Однако реальную физическую инвентаризацию товаров для определения убытков от краж и хищений следует делать не чаще одного раза в квартал. Помимо этого важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры. Таким образом, система эффективного контроля — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.

Гибкость. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля. Так, например, фирма, производящая 100 различных товаров, должна использовать методы контроля запасов с тем, чтобы контролировать любое относительно большое увеличение или уменьшение количества товаров, а также количество каждого из видов товара, имеющегося в данный момент времени. Без достаточной (и весьма значительной) степени гибкости система контроля будет не действенна в тех ситуациях, для которых она предназначалась. Так, например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем, необходимостью адаптации к недавно принятому новому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля фирмы, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки.

Простота. Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее, она не может быть эффективной. Избыточная сложность контроля ведет к беспорядку, который можно назвать синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Существует много примеров организаций, затративших большие средства на разработку изощренных методов контроля, которые, однако, никогда не использовались, потому что были чересчур сложны для людей, призванных их применять.

Экономичность. Очень редко при помощи контроля стремятся достичь полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств. Так, например, количество отгрузок продукции, получаемых какой-либо обычной фирмой, почти наверняка не очень велико. И, если только груз не очень ценный, лучше оприходовать всю поставку в целом и примириться с возможными хищениями, чем проверять содержание каждого ящика — это будет стоить очень дорого. Никогда не следует забывать, что все затраты, совершаемые организацией, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Затраты средств должны приближать организацию к поставленным целям. Таким образом, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль. Вообще, поскольку в контроле скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким. Конечно, для того чтобы определить реальное соотношение затрат и прибыли для системы контроля, необходимо рассматривать как долгосрочные, так и краткосрочные аспекты.

Итак, любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что можно назвать еще одним синонимом потери контроля.

Контроль на международном уровне. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Поскольку при выходе на международный уровень количество целей в предпринимательской деятельности значительно увеличивается, то контроль в этом случае осуществлять труднее. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результативность и предпринимать корректирующие действия для своего бизнеса внутри страны, но и осуществлять аналогичные операции для своего международного бизнеса. Очевидно, что чем более глобален их бизнес, тем труднее осуществлять функцию контроля.

Дополнительный фактор, осложняющий ситуацию с контролем, связан с возможными коммуникационными проблемами, возникающими между центральной штаб-квартирой корпорации и ее филиалами и дочерними фирмами. Подобные проблемы могут возникать из-за географической удаленности, языковых и культурных барьеров.

Менеджерам, которые столкнулись с проблемами при решении этих задач на международном уровне, можно воспользоваться следующими приемами:

§ периодически проводить совещания в штаб-квартире фирмы с соответствующим персоналом зарубежных отделений и филиалов;

§ осуществлять визиты руководства центрального офиса корпорации в зарубежные филиалы и дочерние компании;

§ назначать на работу в зарубежные филиалы менеджеров из центральной штаб-квартиры;

§ требовать предоставления отчетов из зарубежных отделений в штаб-квартиру фирмы с детальным описанием результатов деятельности по отдельным направлениям работ;

§ осуществлять различные виды бюджетно-финансового контроля.

Анализируя результативность деятельности зарубежных филиалов фирмы, нужно, однако, обязательно помнить, что возлагать на менеджера филиала ответственность можно только за то, что находится под его контролем. Так, например, если окажется, что основная причина слабой результативности зарубежного филиала — действия правительства или неожиданное повышение цен на сырье или материалы, то возлагать за это ответственность на менеджера не следует, поскольку эти факторы находятся вне его контроля. С другой стороны, конечно, в той степени, в которой воздействие этих факторов можно было предположить, ответственность за результаты следует возложить на менеджера. Если какие-либо тенденции могли быть приняты во внимание, то следует усовершенствовать систему планирования.

Список литературы

1. Принятие и исполнение государственных решений: учеб пособие А.З. Фатхутдинова; РАНГХиС, Сиб. Ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014, 188с. – [Электронный ресурс] - http://www.sapanet.ru/UMM_1/3695/%D0%A4%D0%B0%D1%85%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%20%D1%80%D0%B5%D1%88_%D0%A3%D0%9F.pdf

2. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : Аспект Пресс, 2014. — 496 с.

Кафедра организационно-кадровой работы в органах

Государственной власти

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине

 «ПРИНЯТИЕ И ИСПОНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»

шифр дисциплины - 51724

для студентов



Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.