В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.
Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.
· По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
· По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.
· По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
· По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.
· По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).
· По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые[14, C. 81].
В.П. Беспалько предложена классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью.
Виды технологий по дидактическим системам:
- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);
- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);
- обучение с помощью учебной книги;
- компьютерное обучение;
- групповые способы обучения.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:
- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;
- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;
- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований[3, C.119].
По категории обучающихся наиболее важными являются:
- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на среднего ученика;
- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);
- технологии компенсирующего обучения (поддержки);
- технологии работы с отклоняющимися.
И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.
По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:
· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
· природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;
· альтернативные:вальдорфская педагогика, технология свободного труда);
· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц [3, C. 147].
Интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко [21, C. 37]:
· Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:
- предметный план действий;
- внешнеречевой план действий;
- свернутый или сокращенный план действий, т.е. «про себя».
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:
- единой основы;
- сквозных идей курса;
- межпредметных идей.
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.
· Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.
· Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.
· Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).
· Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.