I .2. Классификация педагогических технологий.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.

Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.

· По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

· По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.

· По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

· По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.

· По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).

· По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые[14, C. 81].

В.П. Беспалько предложена классификация педагогических технологий по типу организации и управления  познавательной деятельностью.

Виды технологий по дидактическим системам:

- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);

- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);

- обучение с помощью учебной книги;

- компьютерное обучение;

- групповые способы обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:

- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;

- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;

- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований[3, C.119].

По категории обучающихся наиболее важными являются:

- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на среднего ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);

- технологии компенсирующего обучения (поддержки);

- технологии работы с отклоняющимися.

И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);

· природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;

· альтернативные:вальдорфская педагогика, технология свободного труда);

· педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц [3, C. 147].

Интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко [21, C. 37]:

· Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:

- предметный план действий;

- внешнеречевой план действий;

- свернутый или сокращенный план действий, т.е. «про себя».

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:

- единой основы;

- сквозных идей курса;

- межпредметных идей.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.

· Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.

· Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.

· Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).

· Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.