Закон устанавливает определенные права и обязанности как в отношении лиц, уже получивших статус вынужденного переселенца, так и тех из них, кто получил лишь свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.
Рассмотрим права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем. Так, лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:
1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;
2) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;
3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;
5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:
1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;
2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) сообщать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.
Закон «О вынужденных переселенцах» в ст. 6 закрепляет права и обязанности лица, имеющего статус вынужденного переселенца.
Вынужденный переселенец имеет право:
1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
Регистрация вынужденных переселенцев осуществляется на общих основаниях (как и других категорий граждан) паспортно-визовыми службами органов внутренних дел субъектов Федерации в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 512, от 14 февраля 1997 г. № 172 и от 12 марта 1997 г. № 290.
Конкретизируя вышеназванные Правила, субъекты Российской Федерации разрабатывают собственные Правила регистрационного учета, в которых затрагивают вопросы регистрации вынужденных переселенцев. Так, в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства Москвы и Московской области, утвержденными совместным Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. № 1030-43, обязанность оформления регистрации возлагается на территориальные органы внутренних дел Москвы и Московской области. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и имеющие соответствующее удостоверение, выданное органами миграционной службы г. Москвы или Московской области, регистрируются по месту пребывания в общежитиях, на ведомственной жилой площади, в центрах временного размещения, а также у родственников.
Однако некоторые регионы, учитывая особенности сложившейся в них социально-экономической и демографической обстановки, налагают определенные ограничения на осуществление регистрации вынужденных переселенцев, пребывающих на их территории. Так, например, Постановление главы администрации Ростовской области от 7 февраля 1994г. № 27 «О мерах по упорядочению приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в Ростовской области» предусматривает регистрацию для постоянного проживания указанной категории лиц, только являющихся близкими родственниками жителей области.
При проведении компактного расселения вынужденных переселенцев перед органами регистрационной службы встает основная задача выбора конкретных регионов, перспективных для расселения. При выборе принимаются во внимание следующие критерии: наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности; необходимость сохранения сложившейся этнической целостности местного населения.
Федеральная миграционная программа указывает на необходимость совершенствования системы дифференциации экономических стимулов в зависимости от предложенных вынужденным переселенцам и выбранных ими мест для постоянного (временного) проживания в целях стимулирования переселения на малонаселенные и удаленные территории.
2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев[29];
Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.
Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Использование помещений, арендуемых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.
Создание фонда жилья является расходным обязательством Российской Федерации.
Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.
Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, пользуются не только предоставленными им правами, но и несут возложенные на них обязанности. Прежде всего, как и все остальные граждане Российской Федерации, они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данная норма основывается на положениях ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и носит общеобязательный характер для всех граждан, независимо от особенностей их правового статуса. В случае нарушения норм Конституции Российской Федерации и законов вынужденные переселенцы, виновные в этих правонарушениях, должны нести установленную законодательством ответственность.
Лица, признанные вынужденными переселенцами, также обязаны соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения и в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Вынужденные переселенцы, проживающие в жилом помещении, выделенном из фонда жилья для временного поселения, обязаны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» (с изм. от 16.01.2008)»[30].
Вынужденный переселенец при перемене места жительства перед выездом обязан сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Также вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.
Заключение
Существующая на международном уровне проблема беженцев имеет большую актуальность для России в силу происходящих в ней экономических, социальных, демографических и иных изменений. Российская Федерация как полноправный член международного сообщества и государство, в котором реализуются установленные демократические процедуры, в своем Основном Законе 1993 г. провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Развивая в дальнейшем эти положения, Конституция РФ провозглашает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом исходя из данных положений Основного Закона Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые являются составной частью ее правовой системы.
Построение национальных систем убежища в духе строгого соответствия международным стандартам в области защиты такой наиболее уязвимой категории лиц как беженцы продолжается и в настоящее время, что является неотъемлемой частью процесса формирования демократического общества. В связи с этим Россией должна быть выработана такая государственная политика, при которой миграция играла бы важную роль в развитии страны. Эффективная государственная миграционная политика должна быть составным - и очень важным - элементом стратегии развития общества.
Список использованной литературы:
Международные договоры и конвенции:
1. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов. 1995. № 2. С.22-29.
2. Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)// Сборник Международных документов. 1995. № 2.
3. Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (14 декабря 1950 г.)// Сборник международных документов. 1991. № 4. С.34.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.).
5. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» //Бюллетень международных договоров. № 5, 1995.
6. Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967г. //Гражданин и право. 2002. № 6.
Нормативные акты
7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) //Российская газета. 1993. № 237.
8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 23.07.2008) //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 425.
10. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 03.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
11. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
12. Закон «О вынужденных переселенцах» (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.
13. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22, Ст. 2031.
14. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
15. Указ Президента РФ от 31 декабря 2003 г. № 1545 «О внесении изменений в положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 1. Ст. 16.
16. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 16. Ст. 1604.
17. Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. № 1162 «О проездном документе беженца» (ред. от 28.03.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 41. Ст. 5030.
18. Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 № 199 «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца» (ред. от 28.03.2008) //Собрание законодательства РФ. 1997. № 9, Ст. 3055.
19. Постановление Правительства Москвы от 28.06.2005 № 491-ПП (ред. от 29.05.2007) «О Московской городской миграционной программе на 2005-2007годы»// Вестник мэра и Правительства Москвы. 2005. № 44.
Научные и учебные издания
20. Абрамов В. А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. – 3- е изд. перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2007.
21. Аналитический доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития» / Под ред. С.Н. Градировского. М., 2005.
22. Андрейцо С.Ю., Казанков А.П., Казанкова М.А. Правовые проблемы беженцев в контексте процессов вынужденной миграции. СПб.: Издательство Медицинская пресса, 2005.
23. Басангов Д.А. Комментарий к Федеральному закону «О беженцах» (постатейный) / Под ред. Л.В. Андриченко. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
24. Волобуев В. П. К вопросу об обеспечении прав граждан Российской Федерации и беженцев при рассмотрении запросов об их экстрадиции в иностранные государства для уголовного преследования и исполнения приговора суда //Уголовное судопроизводство. 2006, № 3.
25. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006.
26. Едгарян А. Центр по приему беженцев в Москве Убежище: Вестник УВКБ ООН в Российской Федерации, январь-март 2005.
27. Клинова Е.В. Правовое положение беженцев в странах Европейского союза: статус беженца, право на убежище. М., 2000.
28. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
29. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Волтерс Клувер, 2005.
30. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
Журнальные статьи:
31. Земскова А.В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
32. Петрова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (постатейный) //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.
33. Волох В.А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и политика. 2007, № 11. С. 10-11.
34. Земскова А.В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
35. Сафонов В.Е., Искендеров Р.Р. Некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в Российской Федерации // Миграционное право. 2006, № 2.
[1] Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. С. 26.
[2] Аналитический доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития» / Под ред. С.Н. Градировского. М., 2005. С. 27.
[3] Клинова Е.В. Правовое положение беженцев в странах Европейского союза: статус беженца, право на убежище. М., 2000. С. 35.
[4] См.: Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. Ст. 6.
[5] См.: Волобуев В. П. К вопросу об обеспечении прав граждан Российской Федерации и беженцев при рассмотрении запросов об их экстрадиции в иностранные государства для уголовного преследования и исполнения приговора суда //Уголовное судопроизводство. 2006, № 3.
[6] ВВС. 1993. № 12. Ст. 425
[7] См.: Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» //СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.
[8] Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Волтерс Клувер, 2005.
[9] Земскова А.В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
[10] СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
[11] Вестник мэра и Правительства Москвы. 2005. № 44.
[12] Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. Ч. I (32-е заседание). 2005.
[13] СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.
[14] СЗ РФ. 2001. № 16. Ст. 1604.
[15] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
[16] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.
[17] СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 313.
[18] СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5030.
[19] СЗ РФ. 2004. № 1. Ст. 16.
[20] СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
[21] Собрание законодательства РФ. 2002. № 22, Ст. 2031.
[22] СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
[23] СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
[24] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 10.
[25] в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 121-ФЗ.
[26] в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ.
[27] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1103; № 26. Ст. 3055.
[28] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19, Ст. 685.
[29] в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ.
[30] Собрание законодательства РФ. 2006. № 5, Ст. 546.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 184.