КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине : Международное частное право
на тему : Правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом
Оглавление
Введение
Глава 1 Правовое регулирование брака
1.1 Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом
1.2 Правоотношения между супругами
1.3 Расторжение брака в международном частном праве
Глава 2 Семейные отношения с участием детей
2.1 Правоотношения между родителями и детьми
2.2 Международное усыновление
2.3 Опека и попечительство над детьми
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой. В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Российская Федерация. В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. В соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В современных условиях активной миграции иностранной рабочей силы, наплыва беженцев и переселенцев наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами либо российскими гражданами на территориях иностранных государств. С каждым годом растет количество «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, соответственно, растет и количество разводов, совершаемых между супругами - гражданами различных государств, т.е. имеют место брачные отношения с участием иностранного элемента. Это значит, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Российской Федерации.
Российское законодательство не предусматривает необходимости получения разрешения на вступление в такой брак. Увеличилось не только число таких браков, но и расширилась география происхождения лиц, желающих вступить в брак в России с российскими гражданами. Приведем данные по Ростовской области. Только за два года (1999 - 2000) число ростовских женщин, вышедших замуж за иностранцев и уехавших за границу, увеличилось в три раза. Причем если в прошлые годы в брак в Ростовской области вступали в основном граждане европейских стран и США, не говоря уже о гражданах из стран СНГ, то в 2000 г. были зарегистрированы также браки ростовчанок с гражданами таких государств, как Бангладеш, Судан, Эфиопия, Буркина-Фасо, Иордания, Камерун, Сирия, Ливан. Увеличение числа браков с иностранцами влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и родителей. Так, самой большой проблемой, о чем свидетельствует практика заключения браков российских гражданок с мужчинами-мусульманами, становится проблема судьбы детей от такого брака. В Алжире, Сирии, Иордании и в ряде других стран в случае развода дети должны остаться с отцом.[1]
По статистике, ежегодно в Москве регистрируют около 1500 интернациональных браков.
В связи с вышесказанным приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять при заключении, прекращении, признании недействительным брака с участием иностранного элемента? Это связано с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, и унификацию брачного законодательства осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование брачно-семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев заключения, прекращения или признания недействительным брака с участием иностранного элемента требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства.
В своей работе я постараюсь рассмотреть особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера.
Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом
Раздел VII содержит коллизионные нормы семейного права, т.е. нормы, определяющие, законодательство какой страны применяется к семейным правоотношениям:
а) в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства;
б) которые возникают из юридических фактов (брак, рождение ребенка и т.п.), имевших место за пределами Российской Федерации.[2]
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории Российской Федерации в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами Российской Федерации. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории Российской Федерации по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.
В соответствии с п. 1 ст. 156 СК форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам, а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий.
Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.[3]
Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак. Из правила о том, что порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяется российским законодательством, имеется одно исключение, предусмотренное п. 2 ст. 157 СК. Оно касается заключения браков между иностранными гражданами на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации на условиях взаимности, если вступившие в брак лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
В том случае, когда на территории Российской Федерации заключается брак между иностранными гражданами, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.
Соблюдение материальных условий обеспечивает в будущем действительность брака, и каждое государство внимательно следит за выполнением его гражданами установленных правовых норм. Отсутствие единообразия в содержании понятия материальных условий порождает в последующем «хромающие браки» - браки, признаваемые в одном государстве и не признаваемые в другом. Получается, что при регистрации брака между гражданкой Франции и гражданином России гражданка Франции, не достигшая 21 года, должна получить согласие родителей (как того требует французское законодательство), а для гражданина Российской Федерации в СК РФ такое требование не предусмотрено.[4]
Законом (п. 2 ст. 156 СК) предусмотрено, что при заключении брака на территории Российской Федерации наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст.14 СК. Отсюда следует, что ни при каких обстоятельствах на территории Российской Федерации не допускается заключение брака между:
а) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
б) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;
в) усыновителями и усыновленными;
г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Выполнение требований ст. 14 СК для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федераций заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров.[5]
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.
Статья 6 Закона о гражданстве РФ не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец — гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.[6]
Из содержания п. 1 ст. 157 СК следует что, браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами Российской Федерации, могут заключаться в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации. Данное положение позволяет гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом, специально не приезжать на Родину для заключения брака.
Браки российских граждан регистрируются при их заключении в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть к порядку, форме и условиям заключения брака применяются ст. 10—15 СК. Последующей государственной регистрации браков, заключенных российскими гражданами, проживающими за границей, в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, в органах загса уже не требуется.
На территории Российской Федерации допускается заключение браков между иностранными гражданами не в российских органах загса, а в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию (п. 2 ст. 157 СК).
Вместе с тем такие браки признаются действительными в Российской Федерации только на условиях взаимности. Это означает, что если по законодательству государства, граждане которого заключили на территории Российской Федерации "консульский брак", не признаются действительными браки между российскими гражданами, заключенные в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве, то и в Российской Федерации не будут признаваться действительными браки, заключенные гражданами данного государства в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях в Российской Федерации. То есть взаимность предполагает ответное признание иностранным государством браков, заключенных российскими гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве.
При заключении брака иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации, как следует из смысла п. 2 ст. 157 СК, применяется законодательство государства, гражданами которого являются вступающие в брак лица, а не законодательство Российской Федерации. То есть форма, порядок, условия заключения брака, препятствия к вступлению в брак определяются брачно-семейным законодательством государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
Российские граждане, находящиеся на территории иностранного государства, могут заключать браки между собой не только в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации, но также и в компетентных органах этого государства (п. 1 ст. 158 СК). В компетентном органе иностранного государства может быть заключен также брак между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства. При этом форма, порядок, условия заключения такого брака будут определяться законодательством иностранного государства. Не исключено, что в таком случае форма заключения брака может отличаться от предусмотренной ст. 10 СК (то есть заключение брака в органах загса) и быть, например, религиозной формой. Поэтому брак, заключенный в религиозной форме гражданином Российской Федерации в государстве, где за таким браком признается юридическая сила (Англия, Кипр, Лихтенштейн и др.), будет действительным и на территории Российской Федерации. Что касается условий заключения брака, то они устанавливаются законодательством иностранного государства. Вполне возможно, что требования законодательства иностранного государства к условиям заключения брака при наличии иностранного элемента будут такими же, как и в ст. 156 СК, то есть условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого является будущий супруг в момент заключения брака. Тогда соответственно к будущему супругу — российскому гражданину в этом государстве будут применяться положения ст. 12, 13 СК об условиях заключения брака (то есть необходимость взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение брачного возраста лицом, имеющим российское гражданство).
Для признания в Российской Федерации действительными браков российских граждан, заключенных в компетентных органах иностранных государств, необходимо не только соблюдение законодательства государства места заключения брака, но и требований ст. 14 СК, предусматривающей препятствия к вступлению в брак. При заключении брака российскими гражданами за пределами территории Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства с нарушением требований ст. 14 СК он не будет признаваться действительным в Российской Федерации. Других обстоятельств, препятствующих признанию в Российской Федерации действительными браков между гражданами Российской Федерации и браков граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенных за пределами Российской федерации с соблюдением законодательства страны места их заключения, закон не предусматривает.
Отсюда следует, что в Российской Федерации признаются действительными даже такие браки между иностранными гражданами, заключение которых в Российской Федерации было бы невозможным из-за наличия препятствий, установленных ст. 14 СК (например, полигамные браки). Это связано с тем, что главенствующим здесь признаны не положения СК, а соответствующие правовые нормы государства, на территории которого заключен брак между иностранцами. Следует отметить, что данное положение действовало и в прежнем законодательстве (ч. 3 ст. 162 КоБС).
Обязательным для лиц, вступающих в брак, на территории Российской Федерации или для российских граждан, заключающих брак за пределами территории Российской Федерации, будет являться соблюдение требований ст. 14 СК об обстоятельствах, препятствующих заключению брака. Так, если брак заключен на территории Российской Федерации между гражданкой Российской Федерации и иностранным гражданином, то основаниями признания его недействительным будут нарушения норм законодательства, применявшегося согласно ст. 156 СК при его заключении. В частности, форма и порядок заключения этого брака, условия заключения брака российской гражданкой, а также препятствия к вступлению в брак, как для российской гражданки, так и для иностранного гражданина, будут определяться российским законодательством. Следовательно, по российскому семейному законодательству (ст. 27—30 СК) следует определять и основания, порядок признания данного брака недействительным, а также круг лиц, имеющих право требовать признания этого брака недействительным, и правовые последствия недействительности брака. Кроме того, в связи с тем, что условия заключения брака для иностранного гражданина определятся законодательством его государства, этот брак может быть признан недействительным по основанию нарушения норм иностранного законодательства об условиях вступления в брак.
Как видим, основания признания брака недействительным могут регулироваться разным законодательством. В каждом конкретном случае вопрос о действительности или недействительности брака решается в соответствии с тем законодательством, которое применялось при заключении этого брака.
Такой же, как в ст. 159 СК, способ определения права, подлежащего применению в отношении недействительности брака, предусмотрен и п. 1 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. По делам о признании брака недействительным применяется законодательство государства — члена СНГ, в соответствии с которым определялись форма, порядок, условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак. Конвенцией также установлено, что по делам данной категории (о признании брака недействительным) компетентны учреждения государства, чье законодательство подлежит применению (п. 6 ст. 27 и п. 2 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Поэтому решения судов государств - членов СНГ о недействительности браков признаются на территории Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 52 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам основания к отказу в их признании.
Международное усыновление
На международном уровне основные вопросы усыновления (удочерения) разрешаются в Европейской Конвенции об усыновлении детей 1967 г.
В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Коллизионные вопросы усыновления возникают в связи с различиями предписаний материального права в законодательстве разных стран: возможность усыновления совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного лица с его кровными родственниками и другое.
Обычно, при усыновлении применяется личный закон усыновителя или личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное применение). К усыновлению одним (обоими супругами) применяется статут общих последствий брака. Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать закон гражданства ребенка. Дополнительно применяется закон суда, особенно, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено.
Основным коллизионным принципом, применяемом при усыновлении (удочерении) или при отмене усыновления (удочерения) иностранными гражданами российских детей на территории РФ, является закон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования российского законодательства, обеспечивающие защиту интересов детей при усыновлении (удочерении) (п. 1 ст. 165 СК РФ).
Применение при усыновлении на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенка в этом государстве. Следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами, сохраняет гражданство РФ. Гражданство этого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления определяются по российскому законодательству. Усыновление российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками детей, допускается только:
1) по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
2) если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственниками детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК РФ).
Усыновление (удочерение) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
При усыновлении (удочерении) на территории РФ гражданами РФ ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.
В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.
Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.
На консульские учреждения Российской Федерации возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством РФ.
Усыновление (удочерение) являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами РФ ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в РФ при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной курсовой работе мы изучили особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера; рассмотрели заключение брака; признание браков, заключенных за рубежом; консульские браки; охарактеризовали правоотношения между супругами; проанализировали расторжение брака в международном частном праве; изучили правоотношения между родителями и детьми; рассмотрели процесс усыновления (удочерения).
Необходимо заметить, что начиная с 1997 г. в Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. 19 сентября 1997 г. Государственной Думой было принято постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость государственного контроля за соблюдением прав детей – граждан РФ, усыновляемых иностранцами. В 1998 г. в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» в ст. 165 СК была включена норма о том, что при усыновлении в Российской Федерации детей - граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Позднее, 29 марта 2000 г., Правительством РФ было принято постановление «О правилах постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». К сожалению, возложение обязанности на иностранных граждан ставить на учет в консульских учреждениях усыновленных детей на практике может быть малоэффективным. Однако уже сам факт постановки проблемы по вопросам международного усыновления на государственном уровне является для России важным как в политическом, так и в правовом аспектах.
Анализ рассмотренных в данной работе вопросов правового регулирования брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, на мой взгляд, позволяет утверждать, что семейное законодательство Российской Федерации, в отличие от других отраслей российского права, в полном объеме и без ущерба для граждан Российской Федерации способно урегулировать любой вопрос, касающийся брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты и судебная практика:
1.Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам Минск. 22.01.1993 г.
2.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №222-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г.).
3.Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния»
4.Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) «О гражданстве РФ»
Специальная литература:
1.Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. – М.: Юрист, 2005.
2.Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской федерации. М., 2008.
3.Международное частное право: учебник/ Под ред. Г.К. Дмитриевой.- М.: ООО «ТК Велби», 2004.
4.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.: Норма, 2002.
[1] Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. – М.: Юрист, 2005. С.406.
[2] Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской федерации. М., 2008. С.100.
[3] Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об актах гражданского состояния». Ст.27.
[4] Международное частное право: учебник/ Под ред. Г.К. Дмитриевой.- М.: ООО «ТК Велби», 2004. С.574.
[5] Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об актах гражданского состояния». Ст.13.
[6] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.: Норма, 2002. С.627.
[7] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №222-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г.) Ст. 161.
[8] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №222-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 г.). Ст. 161.
[9] Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам Минск. 22.01.1993 г. п. 5 ст. 27.
[10] Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам Минск. 22.01.1993 г. Ст. 28.
[11] Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве РФ» (в ред. от 30.12.2008 г.). Ст. 12.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине : Международное частное право
на тему : Правовое регулирование брачно-семейных отношений с иностранным элементом
Оглавление
Введение
Глава 1 Правовое регулирование брака
1.1 Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом
1.2 Правоотношения между супругами
1.3 Расторжение брака в международном частном праве
Глава 2 Семейные отношения с участием детей
2.1 Правоотношения между родителями и детьми
2.2 Международное усыновление
2.3 Опека и попечительство над детьми
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой. В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Российская Федерация. В последние годы вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. В соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В современных условиях активной миграции иностранной рабочей силы, наплыва беженцев и переселенцев наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами либо российскими гражданами на территориях иностранных государств. С каждым годом растет количество «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, соответственно, растет и количество разводов, совершаемых между супругами - гражданами различных государств, т.е. имеют место брачные отношения с участием иностранного элемента. Это значит, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Российской Федерации.
Российское законодательство не предусматривает необходимости получения разрешения на вступление в такой брак. Увеличилось не только число таких браков, но и расширилась география происхождения лиц, желающих вступить в брак в России с российскими гражданами. Приведем данные по Ростовской области. Только за два года (1999 - 2000) число ростовских женщин, вышедших замуж за иностранцев и уехавших за границу, увеличилось в три раза. Причем если в прошлые годы в брак в Ростовской области вступали в основном граждане европейских стран и США, не говоря уже о гражданах из стран СНГ, то в 2000 г. были зарегистрированы также браки ростовчанок с гражданами таких государств, как Бангладеш, Судан, Эфиопия, Буркина-Фасо, Иордания, Камерун, Сирия, Ливан. Увеличение числа браков с иностранцами влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и родителей. Так, самой большой проблемой, о чем свидетельствует практика заключения браков российских гражданок с мужчинами-мусульманами, становится проблема судьбы детей от такого брака. В Алжире, Сирии, Иордании и в ряде других стран в случае развода дети должны остаться с отцом.[1]
По статистике, ежегодно в Москве регистрируют около 1500 интернациональных браков.
В связи с вышесказанным приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять при заключении, прекращении, признании недействительным брака с участием иностранного элемента? Это связано с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, и унификацию брачного законодательства осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование брачно-семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев заключения, прекращения или признания недействительным брака с участием иностранного элемента требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства.
В своей работе я постараюсь рассмотреть особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера.
Глава 1 Правовое регулирование брака
Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом
Раздел VII содержит коллизионные нормы семейного права, т.е. нормы, определяющие, законодательство какой страны применяется к семейным правоотношениям:
а) в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства;
б) которые возникают из юридических фактов (брак, рождение ребенка и т.п.), имевших место за пределами Российской Федерации.[2]
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать на территории Российской Федерации в брак по собственному усмотрению как с гражданами своего, так и другого государства, в том числе и с гражданами Российской Федерации. Закон не предусматривает каких-либо препятствий для граждан к вступлению в брак на территории Российской Федерации по национальному или расовому признаку. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является.
В соответствии с п. 1 ст. 156 СК форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах загса. Брак, совершенный по религиозным обрядам, а также фактические брачные отношения не порождают правовых последствий.
Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по общему правилу, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.[3]
Отказ органа загса в государственной регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак. Из правила о том, что порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяется российским законодательством, имеется одно исключение, предусмотренное п. 2 ст. 157 СК. Оно касается заключения браков между иностранными гражданами на территории Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Такие браки признаются действительными в Российской Федерации на условиях взаимности, если вступившие в брак лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
В том случае, когда на территории Российской Федерации заключается брак между иностранными гражданами, к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого лицо является.
Соблюдение материальных условий обеспечивает в будущем действительность брака, и каждое государство внимательно следит за выполнением его гражданами установленных правовых норм. Отсутствие единообразия в содержании понятия материальных условий порождает в последующем «хромающие браки» - браки, признаваемые в одном государстве и не признаваемые в другом. Получается, что при регистрации брака между гражданкой Франции и гражданином России гражданка Франции, не достигшая 21 года, должна получить согласие родителей (как того требует французское законодательство), а для гражданина Российской Федерации в СК РФ такое требование не предусмотрено.[4]
Законом (п. 2 ст. 156 СК) предусмотрено, что при заключении брака на территории Российской Федерации наряду с применением национального законодательства лиц, вступающих в брак, относительно условий заключения брака должны также соблюдаться и требования российского законодательства в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, установленных ст.14 СК. Отсюда следует, что ни при каких обстоятельствах на территории Российской Федерации не допускается заключение брака между:
а) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
б) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;
в) усыновителями и усыновленными;
г) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Выполнение требований ст. 14 СК для лиц, вступающих в брак на территории Российской Федерации, является обязательным. Поэтому иностранный гражданин при подаче на территории Российской Федераций заявления о вступлении в брак должен представить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит, и легализованную в соответствующем консульском учреждении, если иное не вытекает из международных договоров.[5]
В связи с тем, что законодательство ряда государств признает действительными браки граждан этих государств с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган загса при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин.
Статья 6 Закона о гражданстве РФ не связывает заключение брака с обязательным изменением гражданства вступающих в него лиц. Поэтому гражданин Российской Федерации при вступлении в брак с иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации, а иностранец — гражданство своего государства, тогда как в некоторых государствах действует практика обязательного принятия женой гражданства мужа.[6]
Из содержания п. 1 ст. 157 СК следует что, браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами Российской Федерации, могут заключаться в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации. Данное положение позволяет гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом, специально не приезжать на Родину для заключения брака.
Браки российских граждан регистрируются при их заключении в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть к порядку, форме и условиям заключения брака применяются ст. 10—15 СК. Последующей государственной регистрации браков, заключенных российскими гражданами, проживающими за границей, в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, в органах загса уже не требуется.
На территории Российской Федерации допускается заключение браков между иностранными гражданами не в российских органах загса, а в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего посла или консула в Российскую Федерацию (п. 2 ст. 157 СК).
Вместе с тем такие браки признаются действительными в Российской Федерации только на условиях взаимности. Это означает, что если по законодательству государства, граждане которого заключили на территории Российской Федерации "консульский брак", не признаются действительными браки между российскими гражданами, заключенные в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве, то и в Российской Федерации не будут признаваться действительными браки, заключенные гражданами данного государства в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях в Российской Федерации. То есть взаимность предполагает ответное признание иностранным государством браков, заключенных российскими гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации в этом государстве.
При заключении брака иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации, как следует из смысла п. 2 ст. 157 СК, применяется законодательство государства, гражданами которого являются вступающие в брак лица, а не законодательство Российской Федерации. То есть форма, порядок, условия заключения брака, препятствия к вступлению в брак определяются брачно-семейным законодательством государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации.
Российские граждане, находящиеся на территории иностранного государства, могут заключать браки между собой не только в дипломатическом представительстве или в консульском учреждении Российской Федерации, но также и в компетентных органах этого государства (п. 1 ст. 158 СК). В компетентном органе иностранного государства может быть заключен также брак между российскими гражданами и иностранными гражданами или лицами без гражданства. При этом форма, порядок, условия заключения такого брака будут определяться законодательством иностранного государства. Не исключено, что в таком случае форма заключения брака может отличаться от предусмотренной ст. 10 СК (то есть заключение брака в органах загса) и быть, например, религиозной формой. Поэтому брак, заключенный в религиозной форме гражданином Российской Федерации в государстве, где за таким браком признается юридическая сила (Англия, Кипр, Лихтенштейн и др.), будет действительным и на территории Российской Федерации. Что касается условий заключения брака, то они устанавливаются законодательством иностранного государства. Вполне возможно, что требования законодательства иностранного государства к условиям заключения брака при наличии иностранного элемента будут такими же, как и в ст. 156 СК, то есть условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого является будущий супруг в момент заключения брака. Тогда соответственно к будущему супругу — российскому гражданину в этом государстве будут применяться положения ст. 12, 13 СК об условиях заключения брака (то есть необходимость взаимного добровольного согласия мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение брачного возраста лицом, имеющим российское гражданство).
Для признания в Российской Федерации действительными браков российских граждан, заключенных в компетентных органах иностранных государств, необходимо не только соблюдение законодательства государства места заключения брака, но и требований ст. 14 СК, предусматривающей препятствия к вступлению в брак. При заключении брака российскими гражданами за пределами территории Российской Федерации в компетентном органе иностранного государства с нарушением требований ст. 14 СК он не будет признаваться действительным в Российской Федерации. Других обстоятельств, препятствующих признанию в Российской Федерации действительными браков между гражданами Российской Федерации и браков граждан Российской Федерации с иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенных за пределами Российской федерации с соблюдением законодательства страны места их заключения, закон не предусматривает.
Отсюда следует, что в Российской Федерации признаются действительными даже такие браки между иностранными гражданами, заключение которых в Российской Федерации было бы невозможным из-за наличия препятствий, установленных ст. 14 СК (например, полигамные браки). Это связано с тем, что главенствующим здесь признаны не положения СК, а соответствующие правовые нормы государства, на территории которого заключен брак между иностранцами. Следует отметить, что данное положение действовало и в прежнем законодательстве (ч. 3 ст. 162 КоБС).
Обязательным для лиц, вступающих в брак, на территории Российской Федерации или для российских граждан, заключающих брак за пределами территории Российской Федерации, будет являться соблюдение требований ст. 14 СК об обстоятельствах, препятствующих заключению брака. Так, если брак заключен на территории Российской Федерации между гражданкой Российской Федерации и иностранным гражданином, то основаниями признания его недействительным будут нарушения норм законодательства, применявшегося согласно ст. 156 СК при его заключении. В частности, форма и порядок заключения этого брака, условия заключения брака российской гражданкой, а также препятствия к вступлению в брак, как для российской гражданки, так и для иностранного гражданина, будут определяться российским законодательством. Следовательно, по российскому семейному законодательству (ст. 27—30 СК) следует определять и основания, порядок признания данного брака недействительным, а также круг лиц, имеющих право требовать признания этого брака недействительным, и правовые последствия недействительности брака. Кроме того, в связи с тем, что условия заключения брака для иностранного гражданина определятся законодательством его государства, этот брак может быть признан недействительным по основанию нарушения норм иностранного законодательства об условиях вступления в брак.
Как видим, основания признания брака недействительным могут регулироваться разным законодательством. В каждом конкретном случае вопрос о действительности или недействительности брака решается в соответствии с тем законодательством, которое применялось при заключении этого брака.
Такой же, как в ст. 159 СК, способ определения права, подлежащего применению в отношении недействительности брака, предусмотрен и п. 1 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. По делам о признании брака недействительным применяется законодательство государства — члена СНГ, в соответствии с которым определялись форма, порядок, условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак. Конвенцией также установлено, что по делам данной категории (о признании брака недействительным) компетентны учреждения государства, чье законодательство подлежит применению (п. 6 ст. 27 и п. 2 ст. 30 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам). Поэтому решения судов государств - членов СНГ о недействительности браков признаются на территории Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные ст. 52 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам основания к отказу в их признании.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 306.