ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

 

     

 

 

                                                       Составитель: доцент кафедры культурологии

                                                    Компаниец Э.Н.

 

 

Ижевск 2011

    Данные вопросы составлены по курсу культурологии; они отражают материал лекций и содержание учебных пособий - П. А. Сапронова «Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры» (СПб., 2003) и А. И. Пигалева «Культурология» (Волгоград, 2008).

Данные контрольные вопросы:

· во-первых, способствуют усвоению и систематизации изучаемого на лекциях и семинарских занятиях материала по курсу культурологии;

· во-вторых, служат методическими рекомендациями при подготовке выступлений на семинарских занятиях, помогая студентам структурировать материал и выделять главные моменты при рассмотрении вопросов изучаемой темы (вопросы каждой темы даны либо сразу после формулировки темы, либо обозначены в теме заглавными буквами);

· в-третьих, повышают активность студентов на семинарских занятиях, поскольку ответы на контрольные вопросы на семинарских занятиях оцениваются в соответствии с балльно-рейтинговой системой;

· в-четвертых, являются проверкой самостоятельной работы студента при изучении тем курса культурологии, которые выделяются для самостоятельного изучения студентами (итогом самостоятельной работы студента является письменная работа – ответы на контрольные вопросы темы, предназначенной для самостоятельного изучения);

· в-пятых, формируют навык работы с культурологическим материалом, который отражает понимающую установку в изучении феноменов мира людей (межкультурная коммуникация);

· в-шестых, формируют навык составления вопросов и ответов на вопросы, активизируя и совершенствуя мыслительные способности студента для его дальнейшей исследовательской работы, - работы с текстом и восприятие текста в качестве источника проблемных ситуаций, структурирование материала и использование методов анализа, дедукции, индукции, сравнения, обобщения, интерпретации (герменевтического метод) при освоении материала и разработке какой-либо темы.

 

ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».

 

 

Сущность проблемы «культурология». Причина появления культурологии в отечественной и западной традиции. Подходы к определению культурологии. Варианты определения культурологии.

       

1.   В чем заключается сущность проблемы «культурология»?

2.   Как большинство отечественных культурологов объясняют наличие

  проблемы «культурология»?

3.  Охарактеризуйте тенденцию к возникновению культурологии в

 западной традиции.

4.   Как мыслилась культурология «отцом» культурологии?

5.   Когда появилась культурология как учебная дисциплина в отечественной высшей школе, и с какими обстоятельствами это связано?

6.   Какие подходы к культурологии выделяют отечественные культурологи? Поясните сущность каждого подхода.

7.   Какие точки зрения относительно понимания дисциплинарной специфики культурологии существуют у отечественных культурологов? В чем заключается сущность каждой точки зрения и ее ограниченность в понимании культурологии?

8.   Какая точка зрения на культурологию признается наиболее перспективной? Почему она оценивается одновременно и как трудная точка зрения?

 

ТЕМА 6 . АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

А) Античная культура и полис.

1. Чем отличаются античные государства от древневосточных государств в аспекте социально-политического устройства?

2. Какими должны быть оптимальные размеры государства, с точки зрения Платона и Аристотеля, и почему?

3. Почему греческие полисы-победители не присоединяли побежденные полисы?

4. Каков критерий деления на «своих» и «чужих» у греков?

5. Каково отношение греков к древневосточным народам?

6. Кто являлся источником полиса?

7. Как понимался царь у греков?

8. Когда прекращалось царствование граждан в полисе?

9. Что является фундаментальной характеристикой царственности и божественности человека в представлении греков?

10. Как понималась греками свобода?

11. Каковы основные проявления полисной жизни?

12. Поему в греческих полисах не было бюрократии? Чем обусловлено появление бюрократии?

13. Какие занятия не входили в полисную жизнь?

14. Кем являлся исходно полисный человек?

15. Что входило в досуг?

16. Как понимался греками досуг?

 

  

 

 

   Б) Тема судьбы в Античности.

17. О какой тенденции в человеческом бытии свидетельствует появление представления о судьбе?

18. Как изменилось представление о реальности в Античности по сравнению с Первобытностью и культурой Древнего Востока? Как новая реальность изменила представление античного человека о мире?

19. В чем проявляется противоречие греков в отношении понимания феномена рабства?

20. В чем заключается парадоксальность судьбы?

21. Почему, с точки зрения греков, не родиться лучше, чем появиться на свет?

22. В чем заключается вина индивида, живущего под знаком судьбы?

23. Какими способами греки «приручали» судьбу?

24. Почему греки ассоциировали судьбу с женскими образами?

25. О чем свидетельствует нумерическая неопределенность мойр?

26. Какое обстоятельство заставляло усомниться в могуществе языческих богов?

27. Как соотносятся принцип божественности и судьбы у Гомера?

28. Как греки пытались преодолеть непознаваемость судьбы, и какие трудности на этом пути возникали? (Пояснить на примере мифа об Эдипе и истории с лидийским царем Крезом.)

29. В чем заключается законченное выражение судьбы?

30. Как можно совладать с судьбой? (Прокомментировать на примере Ахилла.)

31. Чем можно объяснить сжигание умерших у греков в рамках темы судьбы?

 

 

   В) Герой, раб, человек «золотой середины».

          

32. На каком пути в Античности могла быть преодолена зависимость человека от судьбы и созданы предпосылки для его свободы?

33. Каковы предпосылки появления героя? (Каковы варианты трансформации царя-жреца в послепервобытной культуре?)

34. В чем состоит основное сходство и различие между героем, царем-жрецом и царем-богом?

35. Какого рода жертвоприношение характерно для героя?

36. Как появление фигуры героя (царя-героя) способствует процессу индивидуализации в позднепервобытной общине?

37. Каков статус царя-бога в пространстве и во времени?

38. Каким по своему статусу должен быть герой?

39. В чем заключается особенность индивидуализма по линии героя? (Как происходит идентификация героя? С кем должен соотносить себя герой?)

40. Почему Геракла нельзя отнести к героям?

41. Каков путь героя и чем выражалась избранность героя?

42. В чем состоит различие царствования царя-бога и царя-героя?

43. Что значит поединок, битва для героя? (Поясните двойственность поединка, битвы.)

44. Как изменилось представление а) о власти, б) о рабстве (по сравнению с первобытным представлением)  с появлением фигуры царя-героя?  

45. Как определяет статус раба Аристотель в своем сочинении «Политика»?

46. Как меняется представление о профанном, и в чем состоит парадокс этого представления в связи с появлением царя-героя?

47. Проанализируйте, как соотносятся герой и раб с судьбой:

- соотношение раба и судьбы;

- соотношение раба и героя;

     - исходная данность героя и высшее измерение бытия героя.

48. Как понимается человек по преимуществу там, где герой и раб – несовместимые полюсы мира? (Каким путем идет к божественности герой?)

49. Каков принцип бытия человека «золотой середины»?

50. О каком процессе в человеческом бытии свидетельствует появление человека «золотой середины»?

51. В чем состоит своеобразие столкновения человека «золотой середины» с судьбой? (Пояснить путем сравнения отношений с судьбой героя и раба.)

52. В каком отношении к истории находятся человек «золотой средины» и герой?

53.Каковы главные добродетели человека «золотой середины», и, в связи с этим, какая иллюзия о судьбе характерна человеку «золотой средины?

54. Что самое уязвимое в позиции человека «золотой середины»? (Как соотносит принцип божественности и принцип судьбы человек «золотой середины»?)

55. В чем видит цель своего существования человек «золотой середины», и каковы его составляющие? (как пример - ответ Солона о Телле из «Истории» Геродота)

56. Чем герой и человек «золотой середины», с одной стороны, противопоставлены рабу, с другой?

57. С каким/какими из трех типов ассоциировала себя греческая культура? Ответ пояснить.

 

 

Б) Возникновение христианства: историко-культурный обзор.

 

11. Где и когда возникло христианство? Охарактеризуйте мировоззренческую ситуацию накануне возникновения христианства.

12. Охарактеризуйте социально-политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Палестине накануне возникновения христианства.

13. Из каких групп состояла еврейская общественность? Какие взглядов придерживались представители данных групп?

14. Докажите, что в Палестине в конце 1 в. до Р.Х. – начале 1 в. по Р.Х. усилились эсхатологические и мессианские настроения.

15. Кто такой Иоанн Креститель? Чем он занимался и каких взглядов придерживался? Что служило истоком взглядов Иоанна Крестителя? Как закончилась его жизнь и почему?

16. Каковы основные события, связанные с жизнью и смертью Иисуса?

17. Как воспринимались Иоанн Креститель и Иисус сторонниками античной культуры? В каких событиях это нашло отражение?

18. Как называются первые письменные свидетельства об Иисусе? Что они представляют собой? Как складывалась их дальнейшая судьба?

 

 

В) Идейная структура христианского учения.

19. Что представляет собой Новый завет? Что подразумевается под термином «новый завет»? Какова структура Нового завета? Охарактеризуйте коротко каждую часть Нового завета.

20. В чем заключается суть евангельского повествования?

21. Как стоит понимать Евангелия и их язык? Какова действительная цель Евангелий?

22. Поясните тезис: Христианство является авраамической религией, теизмом и монотеизмом, религией спасения. Какие другие религии, помимо христианства, обладают данными характеристиками? В чем заключается сущность подобной классификации?

23. Как понимается спасение в иудаизме? Какие новые элементы в понимании спасения привносит христианство?

24. Какие два догмата являются принципиальной особенностью христианства?

25. Поясните суть первого догмата. Что составляет внутреннюю сущность христианского Бога?

26. Что представляет собой христианская любовь? В какой новозаветной книге содержится настоящий гимн любви «самое совершенное определение любви»? Какому автору принадлежит это определение?

27. Какова главная заповедь жизни человеческой души и межличностных отношений, с точки зрения христианства?

28. Поясните суть второго догмата христианства.

29. Каково понимание сущности Церкви в Новом завете?

30. Поясните, какова функция духа в иудаизме и христианстве. Что значит Святой Дух?

31. В чем заключается принципиальное отличие жертвы Христа от жертвоприношений в дохристианских культурах?

 

 

Г) Замысел христианской культуры.

32. Какие положения могут служить предварительным условием для выявления замысла христианской культуры?

33. Каков механизм культуры (механизм установления мира внутри человеческой общности) характерен для родовой организации жизни (первобытной культуры)?

34. Охарактеризуйте механизм культуры в «территориальных царствах» (культуре Древнего Востока)?

35. В чем проявляется сходство в механизмах культуры в роду и «территориальных царствах»?

36. В чем заключается принципиальная новизна Израиля в создании механизма установления мира в человеческой общности? Каков неизменный закон Израиля? Какая общность была в итоге создана на основе этого закона?

37. Какое понятие о «мире» характерно для Древней Греции?

38. Каково главное достижение древнегреческой культуры в аспекте установления мира в человеческой общности?

39. Какой механизм объединения человеческой общности создал Древний Рим? В чем достоинство и недостаток этого механизма?

40. Почему именно в недрах римской империи появился импульс к подлинному объединению различных культур?

41. Как решает проблему создания единства человеческой общности Иисус?

42. Каково отношение Иисуса к предшествующим культурам?

43. Как в Иисусе проявляется Сыновство Бога?

44. Как дохристианские культуры относились к Иисусу?

45. Какое отношение к смерти характерно для дохристианских культур? Какое отношение к смерти утверждает Иисус? В чем смыл жертвенной смерти Иисуса?

46. Сравните понимание смерти язычников и христиан.

47. Что есть Pax Christi? В чем заключается замысел христианской культуры?

 

А) Средневековье как культурная целостность.

1. Какая оценка Средневековья существовала с эпохи Просвещения? Назовите наиболее яркие проявления этой оценки.

2. Чему обязан своим появлением термин «средние века»? Как решен вопрос о периодизации Средневековья?

3. Применим ли термин «средние века» к неевропейским культурам? Какую черту/черты исследователи признают в качестве основополагающей для средневековой культуры?

4. Из каких элементов складывалось раннее европейское Средневековье?

5. Как решен вопрос о включении культуры Византии, арабо-мусульманской культуры, культуры Руси (России), Китая, Индии, Японии в период Средневековья?

6. Какие черты характерны европейскому средневековью как культурной целостности?

 

 

Б) Античные предпосылки средневековой культуры.

 

7. Охарактеризуйте ситуацию разрушения Римской империи. С каким событием связывают прекращение существования Римской империи?

8. Как принято оценивать период V–VШ вв. в культурологической литературе?

9. Что подразумевается под варваризацией культуры, в частности, в период V–VШ вв.? Что можно сказать по поводу традиционного деления на свое и чужое, космос и хаос применительно к этому периоду?

10. Каковы последствия варваризации культуры в период V–VШ вв.:

а) в демографической сфере;

       б) в формах организации социальной жизни людей;

       в) в политической сфере.

11. Как изменился статус и понимание образования в Средневековье по сравнению с Античностью? Что было заимствовано Средневековьем из античной системы образования?

12. Что являлось центром образования в период варваризации культуры? Каково было отношение к образованию светской власти (на примере Карла Великого) и высших слоев общества в этот период?

13. Расскажите о «семи свободных искусствах» Античности.

14. Какие дисциплины из «семи свободных искусств» Античности особенно почитались в  V–VШ вв.? (Как изменились акценты в отношении тривиума в этот период?)

15. Сравните античное и раннесредневековое (на примере Рабана Мавра) отношение к математическому знанию?

16.  Какую трансформацию прибрела геометрия в период варваризации культуры?

В) Христианский и германо-варварский элемент в средневековой культуре.

   

· Христианский элемент

17. Прокомментируйте связь христианства с Античностью, Средневековьем, Новым временем.

18. Какой вопрос будет наиболее продуктивным при попытке выявить связь христианства и Средневековья?

19. Охарактеризуйте мировоззренческий переворот при переходе от античного язычества к христианству. Как изменились мировоззренческие ориентиры человека, воспринявшего христианство (представление о человеке, о высшей реальности, отношение к жизни и смерти, к судьбе, природе, возможностях, высшем достоинстве человека)?

20. Соотнесите следующие индивидуальные типы:

а) христианина и героя;

б) христианина и раба;

в) христианина и человека «золотой середины».

21. Куда направлен путь христианина? Как в связи с этим преодолевается трагическое мироощущение, трагическое восприятие жизни и недоступность блаженства для человека, свойственные Античности?

22. Каковы особенности христианизации римлян и германцев? Как можно назвать феномен, возникший в результате христианизации германцев?

23. Какое свидетельство о христианизации германцев оставил историк VI в. Григорий Турский? Коротко расскажите эту историю. Какой комментарий необходимо дать этому описанию христианизации германцев, которое оставил Григорий Турский?

24. Сравните темпы христианизации на востоке бывшей Римской империи (в Византии) и на западе в VI-VШ вв. Какие вопросы, связанные с христианством, рассматривались в Византии и на Западе? (Пояснить на примере похорон святого Мартина Турского, как об этом свидетельствует Григорий Турский. Какой аналог этой истории есть у античных историков? Как можно объяснить эту аналогию?)

25. Какой подход явится корректным при решении вопроса о соотношении язычества и христианства у средневекового человека? Что представляло собой христианизированное язычество (поясните на примере понимания поединка из свода законов «Саксонское зеркало», составленного юристом XШ в. Эйном фон Реков).

26. Каковы были задачи Церкви в Раннем Средневековье в отношении христианизации язычников (привести в качестве доказательства свидетельство в этом вопросе римского папы Григория Великого)?

27. В чем заключается двойственность отношения Церкви к Античности?

28. Охарактеризуйте феномен монашества. В чем заключается парадоксальность данного феномена?

29. Какую ценность, нехарактерную для античного мира, утверждало монашество, устав его жизни?

30. Какую функцию выполняли монастыри в Раннем Средневековье? Как строилась монашеская жизнь?

 

· Германо-варварский элемент

31. Как можно оценить роль германцев в первые века после крушения Античности?

32. В чем заключается различие в основополагающих ценностях между греками времен Гомера (поздняя первобытность) и исландскими сагами с одной стороны и германским миром с другой?

33. Сравните греческое язычество и язычество германцев времен крушения Античности.

34. Сравните римские «Законы ХП таблиц», «Законы Урнамму», законы Хаммурапи и «Салическую правду» в аспекте наказания (виды и тяжесть наказания, вершитель наказания).

35. В чем заключается коренное своеобразие германцев? При ответе используйте оценку специфики германцев Гегеля и Тацита.

36. В чем состоит принцип свободы у греков и римлян?

37. Какие социальные группы характерны для германцев? Что такое тинг? В чем состоит принципиальное отличие организации тинга и его участников от организации внутренней жизни Рима и римских ценностей?

38. Какая ценность является верховной у германцев? Как этот принцип встраивался в систему римских ценностей?

39. Охарактеризуйте отношения царя или вождя и дружины соратников у германцев (пояснить на примере свидетельства Тацита).

40. В чем состоит различие между германским и римским героизмом? (Пояснить на примере беседы Харальда и Аудуна из «Саги об Аудуне с Западных Фьордов».)

41. Как соотносятся между собою героическое самоощущение и месть в мировоззрении германца на примере Торстейна из «Саги о Торстейне Битом»? Как изменилось понимание мести у германцев по сравнению с Античностью?

42. Сравните поединок Ахиллеса и Гектора из «Илиады» Гомера и поединок Торстейна и Бьярни из «Саги о Торстейне Битом и выявите смыслы каждого поединка.

43. Какие изменения произошли в понимании принципов верности, служения и героизма у германца под влиянием христианства?

Как проявился германский дух верности и служения в «Божественной комедии» Данте, которая считается синтезом всей средневековой культуры, и о чем свидетельствует данное влияние?

 

 

  Г) Раннее Средневековье.

 

44. Что подразумевается под «Каролингским возрождением»?

45. Как происходило возрождение римской имперской идеи на Западе (восприятие Западом Античности, схема «Афины и Иерусалим)?

46. Как существовали в Каролингском возрождении Античность, христианство и варварский элемент (пояснить, в частности, на примере самого Карла Великого)?

47. С какими событиями принято связывать начало и конец Раннего Средневековья?

48. В чем заключается суть конфликта между Католической Церковью и имперской властью? Благодаря кому обострился данный конфликт?

49. Как папа Григорий VП (XI в.) обосновал папское первенство (супрематию) над властью императора?

50. Выявите сходство ситуации с супрематией с древневосточными представлениями о божественном царе.

51. Какие тенденции возникли в результате борьбы за инвеституру (возведение в сан)? Как имперская власть со своей стороны обосновывала нелогичность супрематии?

52. Каков итог конфликта между папской и имперской властью? Какие субкультуры образовались в связи с этим? Как обстояло дело с наличием субкультур в Античности? Как соотносились субкультуры и христианство в Средневековье?

 

 

Д) Высокое Средневековье. Рыцарская, бюргерская, крестьянская культура.

· Рыцарская культура

53. Когда в Западной Европе формируется рыцарское сословие? Наследниками кого являются рыцари? Охарактеризуйте источники и иерархическую структуру рыцарства.

54. В чем состоит аналогия рыцарства с античным полисом? В чем данная аналогия несостоятельна?

55. Как связать самоощущение рыцарства и отсутствие государств в античном и новоевропейском понимании в Западной Европе в Средневековье? Что составляет основу государства в Западной Европе в Средневековье?

56. В чем состоит особенность отношения к законам рыцарского сословия? Что при этом подразумевается под исполнением закона, и как соотносятся необходимость и свобода в менталитете рыцарей? Как меняется статус слуги-вассала и почему?

57. В каких двух аспектах проявляется беспочвенность рыцарства? (Пояснить второй аспект, в частности, на примере Дон Кихота.)

58. Кем сознавал себя рыцарь? Как проявлялось в нем христианское и героическое начало? По какому фундаментальному для самоощущения рыцаря принципу рыцарство несовместимо с христианством? Что в рыцарском понимании героизма от языческого понимания героизма?

59. Какова причина сопряжения героизма и святости рыцарей? (Пояснить на примере подвигов рыцаря Галахада ради обретения Святого Грааля из средневекового романа Т. Мэлори «Смерть Артура» и крестовых походов ради обретения Гроба Господня.)

60. Почему крестовые походы были привлекательными для рыцарства? Каковы две характеристики рыцарского героизма?

61. Какую потребность душевного мира рыцаря призвано исполнить приключение? Почему приключения рыцаря должны многократно возобновляться? В связи с какими тремя обстоятельствами приключения рыцаря обесцениваются?

62. Каковы истоки рыцарского служения даме? Как осмысливается любовь рыцаря к даме? Каков аналог отношения рыцаря к даме?

63. В чем отличие рыцарской любви от любви античного человека?

64. Какую цель преследует рыцарь в любви к даме? Как рыцарь воспринимает свою даму и любовь к ней? Какой результат в любви к даме является максимально желанным для рыцаря?

 

· Бюргерская культура

65. Почему бюргерство в Средневековье не стало ведущей культурной силой?

66. Что представляет собой город – полис в Античности? Соотнесите земледельческие, военные занятия и управление полисом при характеристике горожанина-гражданина Античности. Какими отношениями определяется жизнь города? Докажите, что полис создает предпосылки для внутренней и внешней мобилизации индивида.

67. Каковы о особенности возникновения средневекового города?

68. В чем состоит различие между средневековым и античным городом? Какой социальной группе более всего соответствует средневековый город и почему?

69. Что представляли собой цехи и цеховой строй жизни в средневековом городе? Как ремесленник воспринимал свой труд?

70. Что можно сказать о явных самобытных проявлениях бюргерской культуры (сравните с рыцарской культурой в этом отношении)? В какой сфере можно найти сведения о самобытности бюргера? Ответ пояснить.

71. Как бюргерство относилось к двум другим ведущим силам Средневековья? Какую роль играло бюргерство в Средневековье, в связи с чем послесредневековая  культура пришла из среды горожан?

 

· Крестьянская ( низовая) культура

 

72. С чем, как правило, ассоциируется «крестьянин» и «крестьянство»? Почему вывод о существовании крестьянства многие тысячелетия не является корректным? Кто такой собственно «крестьянин»?

73. Как меняется ситуация соотношения занятия земледелием и несением воинской службы в послеантичной Европе и в период Высокого Средневековья?

74. Охарактеризуйте положение и самоощущение средневекового крестьянина, отношение к нему рыцаря. В чем состоит особенность крестьянской культуры Средневековья?

75. Прокомментируйте ситуацию с почитанием «святого Гинефора» с целью выявить характер крестьянского сознания.

76. В чем состоит противоречие средневековой культуры? В каких отношениях между собою находились «верх» и «низ» средневековой культуры?

77. В каких двух планах можно рассматривать устойчивость крестьянской культуры (например, во Франции вплоть до буржуазной революции 1789-1793 гг.)? Что стоит понимать под «низовой» культурой?

78. Поясните, насколько соответствовало христианское вероучение действительным религиозным представлениям крестьян, и что служит тому причиной?

79. Какую задачу выполнял священник и как можно определить его статус в крестьянской среде?

80. К каким представлениям могут прийти священники в деле христианизации крестьянства?

81. Приведите примеры проникновения низовой культуры в христианскую религиозность и церковную жизнь. Ответ пояснить.

 

       

   Е) Византия как культурная целостность.

82. Поясните, в чем заключается двуединство, характерное для Рима? Что подразумевается под вечным Римом?

83. Каково самоназвание Византии? В чем состоит различие Византии и преемников Западной Римской империи в аспекте государственного образования?

84. Выявите внутренние различия «восточного Запада» и «западного Запада». Что входило в «восточный Запад» помимо Византии?

85. Каковы предпосылки возникновения Византии?

86. Какие принципы Византия унаследовала от Рима, и какие изменения в «римском наследстве» были характерны для Византии?

87. Какие два постулата явились незыблемыми в сознании византийцев?

88. Что значит выражение патриарха Антония: «невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»? Поясните, как мыслились царская власть и император в Византии?

89. В чем заключается двойственность бытийственного статуса византийского императора?

90. По какому принципу Византия внешне имеет сходство с восточными монархиями, древневосточной и мусульманской, и резко контрастирует с «западным Западом»? (Рекомендуется при ответе использовать фрагмент из сочинения Прокопия Кессарийского «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история» - историю отношений византийского императора Юстиниана Великого и его жены Феодоры к полководцу Велисарию.)

91. Как можно объяснить следующий парадокс: являясь прямыми потомками греков, которые более всего ценили свободу, византийцы имели черты рабства в своем душевном строе и его проявлениях?

92. Какую трансформацию испытал полис в эпоху эллинизма? Какую замену полису нашла Византия и «западный Запад»?

93. Если Античность создала гражданина и была создана гражданином, Средневековье – рыцарем и буржуа, то кем создавалась и кого создала Византия? Охарактеризуйте этот тип.

94. Какие ограничители знало рабство византийцев? Как реализовывался принцип знатности рода на «западном Западе» и в Византии?

95. Как соотносились царский сан и его носитель в Византии? Как византийцы воспринимали цареубийство и цареубийц? Как можно осмыслить феномен цареубийства в соответствии с византийской ментальностью?

96. В чем проявлялись лицедейство и серьез византийцев в отношении к феномену власти?

97. В чем состоит различие роли и статуса Церкви в Византии и на «западном» Западе»? (Пояснить на примере Афона в Греции.)

98. Каковы отношения между Церковью и государством в Византии?

99. Сравните исходные предпосылки развития византийской культуры и «западного Запада».

100. В чем состоит коренное преимущество «западного Запада» над Византией? Какую трансформацию испытал этот принцип на Западе от Античности до Средневековья включительно?

 

 

    Ж) Истоки и особенности средневековой арабо-мусульманской культуры.

               

101. Почему христианский Запад в IV в. считал Аравийский полуостров «краем света»?

102. Какие изменения начинают происходить в жизни арабов-кочевников в предисламский период?

103. Что явилось важнейшим религиозным, торговым и культурным центром в Западной Аравии? Какой храм являлся центром религиозной жизни арабов? Какие легенды существуют в связи с этим храмом? Что он собой представляет? Покажите на примере этого храма связь ислама с иудео-христианством, в частности с библейскими сюжетами.

104. Чем отличалось племя курейш от других племен Аравийского полуострова?

105. Какие религии имели место в Мекке? Какова главная функция любой религии?

106. Какую задачу в отношении арабов призвана была выполнить новая религия? Каким методом устанавливалась новая религия в структуре родоплеменных отношений арабов и почему?

107. Кто являлся основателем ислама? Коротко охарактеризуйте его личность и жизнь.

108. Какова догматика ислама, его практические и обрядовые заповеди?

109. В чем состоит преемственность ислама с иудаизмом и христианством и радикальное различие с ними (в т.ч., в понимании Бога и человека, «священной войны», духовной власти, отношения с государством и т.д.)?

110. В чем заключается причина парадоксальных взаимоотношений религиозного и светского в исламе? Каковы последствия этой особенности?

111. Охарактеризуйте картину мира, сформированную исламом.

112. В чем состоит консерватизм ислама как механизма культуры?

 

 

  З) Кризис средневековой культуры.

113. С какими отношениями связывают окончание Раннего Средневековья и наступление Высокого Средневековья, а также переход от Высокого Средневековья к Позднему Средневековью? Кто из римских Пап более всех преуспел в папацезаризме? По какому типу строились отношения между Папой и светскими государями?

114. В чем заключается двусмысленность сюзерена в папской тиаре (феномен папацезаризма)?

115. Какие изменения произошли в борьбе Пап со светскими монархами при Папе Бонифации VШ? (Какой вопрос стал источником конфликта между Папой Бонифацием VШ и французским королем Филиппом Красивым?) Что стоит за внешней причиной конфликта?

116. Какие события обуславливают кризис папской власти и Католической Церкви в период Позднего Средневековья?

117. Какие действия французского короля Филиппа Красивого свидетельствуют о тенденции упадка феодально-рыцарского строя и рыцарской культуры?

118. Поясните связь между Католическою Церковью и рыцарско-феодальным строем, рыцарской культурой.

119. Какие изменения претерпела религиозность людей Позднего Средневековья?

120. В чем личность французского короля Людовика XI была типичной для Позднего Средневековья?

121. Что называли мрагиналиями в Средние века? Что можно отнести к маргинальным явлениям в эпоху Позднего Средневековья и почему? Как совмещались христианство и маргинальные явления (поясните на каком-либо маргинальном явлении)?

122. В какой период Средневековья появились ведовские процессы? Что представляет собой ведовской процесс? Какое представление лежит в основе ведовства?

123. Каковы причины ведовских процессов?

124. Как человек Позднего Средневековья склонен воспринимать самого себя? В чем христианские процессы удалялись от христианства в сторону язычества?

125. Какие праздники считались официальными в Средневековье? Какой смысл придавался этим праздникам, исходя из мировоззренческих ориентиров средневекового человека?

126. Какие иные неофициальные праздники характерны для Позднего Средневековья? Как принято называть эти праздники в специальной литературе вслед за М.М. Бахтиным? Какого рода явления представляли эти «неофициальные» праздники?

127. Каковы типологические характеристики народных праздников Позднего Средневековья?

128. Что значит жить по законам смехового мира?

129. О каком устройстве души позднесредневекового человека свидетельствует смеховая стихия народных праздников? Ответ прокомментировать.

130. В каком смысле народный праздник со стихией смеха можно признать божественным, а в каком смысле – торжеством буйствующего и животворящего хаоса?

131. В чем состоит сходство и различие между срывом в оргийность позднесредневековой культуры, христианско-католической в своей основе, и первобытно-языческим ритуалом?

132. Какой смысл имеет брак в первобытном язычестве и в христианстве? Что в видениях Св. Екатерины Сиенской о ее браке с Христом не совпадает с традиционными христианскими представлениями о браке?

133. Как Св. Екатерина Сиенская воспринимает Христа, смерть? Что для нее ассоциируется с образом «брачного пира»? В чем состоит радикальное различие ее представлений о смерти от восприятия смерти Христом в Евангелиях?

134. Каким образом религиозный опыт Св. Екатерины Сиенской свидетельствует об упадке средневековой культуры, христианской в своих основах?

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

 

     

 

 

                                                       Составитель: доцент кафедры культурологии

                                                    Компаниец Э.Н.

 

 

Ижевск 2011

    Данные вопросы составлены по курсу культурологии; они отражают материал лекций и содержание учебных пособий - П. А. Сапронова «Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры» (СПб., 2003) и А. И. Пигалева «Культурология» (Волгоград, 2008).

Данные контрольные вопросы:

· во-первых, способствуют усвоению и систематизации изучаемого на лекциях и семинарских занятиях материала по курсу культурологии;

· во-вторых, служат методическими рекомендациями при подготовке выступлений на семинарских занятиях, помогая студентам структурировать материал и выделять главные моменты при рассмотрении вопросов изучаемой темы (вопросы каждой темы даны либо сразу после формулировки темы, либо обозначены в теме заглавными буквами);

· в-третьих, повышают активность студентов на семинарских занятиях, поскольку ответы на контрольные вопросы на семинарских занятиях оцениваются в соответствии с балльно-рейтинговой системой;

· в-четвертых, являются проверкой самостоятельной работы студента при изучении тем курса культурологии, которые выделяются для самостоятельного изучения студентами (итогом самостоятельной работы студента является письменная работа – ответы на контрольные вопросы темы, предназначенной для самостоятельного изучения);

· в-пятых, формируют навык работы с культурологическим материалом, который отражает понимающую установку в изучении феноменов мира людей (межкультурная коммуникация);

· в-шестых, формируют навык составления вопросов и ответов на вопросы, активизируя и совершенствуя мыслительные способности студента для его дальнейшей исследовательской работы, - работы с текстом и восприятие текста в качестве источника проблемных ситуаций, структурирование материала и использование методов анализа, дедукции, индукции, сравнения, обобщения, интерпретации (герменевтического метод) при освоении материала и разработке какой-либо темы.

 

ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ».

 

 

Сущность проблемы «культурология». Причина появления культурологии в отечественной и западной традиции. Подходы к определению культурологии. Варианты определения культурологии.

       

1.   В чем заключается сущность проблемы «культурология»?

2.   Как большинство отечественных культурологов объясняют наличие

  проблемы «культурология»?

3.  Охарактеризуйте тенденцию к возникновению культурологии в

 западной традиции.

4.   Как мыслилась культурология «отцом» культурологии?

5.   Когда появилась культурология как учебная дисциплина в отечественной высшей школе, и с какими обстоятельствами это связано?

6.   Какие подходы к культурологии выделяют отечественные культурологи? Поясните сущность каждого подхода.

7.   Какие точки зрения относительно понимания дисциплинарной специфики культурологии существуют у отечественных культурологов? В чем заключается сущность каждой точки зрения и ее ограниченность в понимании культурологии?

8.   Какая точка зрения на культурологию признается наиболее перспективной? Почему она оценивается одновременно и как трудная точка зрения?

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 209.