Раздел № 10. Советское изобразительное искусство и Россия на рубеже 20-21 вв.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студент должен знать:

· Изобразительное искусство 1917-1945 гг.;

· Роль и значение искусства в годы ВОВ;

· Основные направления изобразительного искусства и архитектуры России конца 20- начала 21 вв.

Содержание учебного материала:

Особенности изобразительного искусства и архитектуры в СССР 1917-1945 гг. Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 года. Её значение. Агитационно-массовое искусство. Появление политического плаката. Агитационная пропаганда.

Д.С. Моор (1883 - 1946 г.). Острота, актуальность сюжета. Яркость, характерность образов.

В.И. Дени (1893 - 1946 г.). Сатирическая направленность сюжетов. Б.М. Кустодиев - яркость, лиризм. Архитектура.

А.В. Щусев (1873 - 1949 г.). Яркая индивидуальность, смелые решения Живопись. Наличие группировок, объединений, творческих организаций. АХРР-

ассоциация художников революционной России. М.Б. Греков (1882 - 1934 г.) - родоначальник советской батальной живописи.

К.С. Петров - Водкин (1890 - 1927 г.). Произведения, посвященные военным будням страны.

А.А. Дейнека (1902-1951г.). Черты героики, патриотизма, достоверности. Скульптура.

НА. Андреев - портретист.

И.Д. Шадр (1887 - 1941 г.). Передача черт нового человека. Мухина (1889 - 1953 г.) - монументальность. Работа в прикладном искусстве. Живопись.

А.А. Пластов (1893 - 1972 г.). Изображение людей труда, колхозной деревни. М. В. Нестеров (1862 - 1942 г.). Жизненность, правдивость, колорит.

Тема 10.2. Советское изобразительное искусство в годы войны, в послевоенный период и на современном этапе.

Роль и значение искусства в годы ВОЗ. Деятельность Кукрыниксов, Ефимова. Архитектура. Градостроительство. Восстановление разрушенных городов. Возведение пригородных районов.

Скульптура. Роль и развитие портретной скульптуры. Памятники героям. Графика. Развитие графики. Успехи. Техника исполнения. Иллюстрации к литературным произведениям.

Живопись. Развитие портретной реалистической живописи. Батальная живопись. Разнообразие тематики, сюжетов. Пейзажная живопись - яркость красок, преобладание сюжетов о родном крае.

Роль и значение искусства в годы ВОВ. Деятельность Кукрыниксов, Ефимова. Архитектура. Градостроительство. Восстановление разрушенных городов. Возведение пригородных районов.

Скульптура. Роль и развитие портретной скульптуры. Памятники героям. Графика. Развитие графики. Успехи. Техника исполнения. Иллюстрации к литературным произведениям.

Живопись. Развитие портретной реалистической живописи. Батальная живопись. Разнообразие тематики, сюжетов. Пейзажная живопись - яркость красок, преобладание сюжетов о родном крае.

Основные направления изобразительного искусства и архитектуры России конца 20- начала 21 вв.

Задания для самоконтроля:

1.Определите роль коммунистической партии в развитии советского искусства.

2.Дайте характеристику агитационно-массового искусства.

3.Дайте характеристику архитектуры 20-х годов XX века.

4.Опишите деятельность группировок, объединений, творческих организаций 20-х годов (АХРР, ОСТ, ОМХ).

5.Определите основную тему скульптурных произведений 20-х годов 20 века.

 

 

Задания для домашней  итоговой контрольной работы:

     В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины История изобразительного искусства, обучающиеся должны выполнить контрольную работу, состоящую из 1.теоретического вопроса и 2.выполнения практического задания.

Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре зачётной книжки

 

0 вариант

1.Скульптура Древнего Египта.

2.Выполнить зарисовку Готического собора

1 вариант

 1.Архитектура Древнего Рима

2.Выполнить зарисовку ювелирных украшений Эпохи Возрождения

2 вариант

1. Готические соборы

Выполнить зарисовку ювелирных украшений Древнего Египта

3 вариант

1.Живопись Высокого Возрождения

2.Выполнить зарисовку Собора Романского периода

4 вариант

1.Скульптура Высокого Возрождения

Выполнить зарисовку фигуры человека по Египетским канонам

5 вариант

1.Искусство стиля Рококо

2.Выполнить зарисовку Египетских пирамид

6 вариант

1. Искусство стиля Барокко

2.Выполнить зарисовку керамики Древней Греции

 

7 вариант

1.Творчество барбизонцев

2.Выполнить эскизную зарисовку агитационного плаката

8 вариант

1. Творчество импрессионистов

2.Выполнить зарисовку натюрморта в стиле кубизм

9 вариант

1. Советский агитационный плакат

2.Выполнить зарисовку мебели в стиле барокко

 

Методические рекомендации по написанию контрольной работы

Нужно дать письменный, развернутый ответ на заданную тему с использованием знаний компетентных в данной области людей.

Это работа с уже опубликованными источниками, освещающими необходимую тему. Он не содержит в себе практической части и является обобщением найденной информации. Чтобы создать качественную работу недостаточно просто переписать из разных книг куски текста, нужно изучить выбранные источники, своими словами передать основное содержание, подкрепив текст цитатами.

Контрольная работа подразумевает работу с информацией. Собрав материал по интересующей теме необходимо выделить в нем главное. Последовательно и логично изложить суть предмета. Такая работа способствует всестороннему изучению и глубокому закреплению материала. Суть работы в том, чтобы с помощью накопленных другими людьми знаний раскрыть выбранную тему.

Проблема, связанная с неполным раскрытием темы, чаще всего возникает от непонимания: о чем же нужно написать? Решение достаточно просто. Тему  необходимо представить в виде одного или нескольких вопросов, и дать на них развернутые ответы.

Работа должена отвечать следующим требованиям:

1) Текст должен читать легко. При чтении не должно возникать проблем с пониманием слов и выражений автора. Научные термины необходимо пояснять. Для слов, написанных на иностранном языке, обязательно дать перевод на родной язык.

2) Текст должен быть выдержан в научно-публицистическом стиле. Не стоит использовать в работе обороты простонародной речи, сленг и т.д.

Правила написания работы

Рекомендуется использовать от четырех до десяти источников. Следующий этап после подбора литературы – составление плана работы. В плане четко указывается, о чем будет написано в контрольной работе.

Должны присутствовать следующие части:

1) План или содержание.

2) Введение.

3) Основная часть.

4) Заключение или выводы.

5) Список использованной литературы.

 

Основная часть может состоять из нескольких параграфов. Необходимо соблюдать требования к оформлению титульного листа и текста работы.

План контрольной работы

Продуманный план экономит время и силы. Из него должно быть четко понятно, о чем конкретно будет сказано в работе. План должен быть простым и понятным. Это поможет сохранить логичность и последовательность раскрытия темы. В плане необходимо перечислить все разделы и названия параграфов. Для каждого раздела указывается номер страницы. Основную часть нумеруют по определенным стандартам. Чаще всего используют цифровую нумерацию. Вступление и заключение не нумеруются. В конце названия параграфов и заголовков разделов точка не ставится. Примерное содержание каждого параграфа должно быть ясным из его названия.

Введение

Введение  должно кратко знакомить с темой. В нем необходимо рассказать о причинах выбора именно этой темы, чем она интересна для окружающих, почему заслуживает внимания. Так же можно указать, кто ранее рассматривал эту тему. Объем введения может быть всего два-три абзаца. Она не должно занимать более двух страниц. Здесь определяется круг вопросов, на которые должен ответить обучающийся.

Тема работы может затрагивать слишком широкий круг вопросов. В этом случае нужно выбрать наиболее важное направление, и оговорить этот выбор во введении. В основной части нужно будет раскрыть только эту, избранную сторону темы.

Основная часть

Основная часть работы освещает поднятые во введении вопросы, содержит в себе рассуждения, аргументы, примеры и так далее. Все существенное содержание работы должно быть изложено в основной части.

Заключение

Как правило, в заключении не содержится новой информации. В нем повторяются выводы, вытекающие из содержания работы. Заключение в реферате - это ответы на вопросы, которые поставлены во введении. Если были написаны краткие выводы по каждому пункту в основной части, их можно повторить. Не лишним в заключении будет собственное мнение о выводах, полученных в процессе работы над рефератом.

Список использованной литературы

Последний пункт – список литературы. В нем необходимо указать все книги, журналы, газеты или электронные издания, которые были использованы для написания работы. Необходимо указать автора каждого источника, название, год издания, количество страниц. Для электронных изданий указывают ссылку на страницу в Интернете. Главное правило подобных списков литературы – расположение источников по алфавиту. Самым первым в списке располагается автор книги с фамилией, начинающейся на букву А.

Оформление титульного листа и текста

Объем  может изменяться от десяти до двадцати страниц. Начинаться контрольная работа должена с титульного листа. Титульный лист содержит информацию об учебном заведении, о предмете и теме работы. Необходимо указать имена: кто выполнил и проверил данную работу. Эта информация является обязательной.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, то есть, его надо считать первой страницей, но номер на титульном листе не ставится. Вторая страница – план или содержание. В нем перечисляются все разделы работы с указанием страницы, на которой находится раздел. На этой странице номер не проставляется. Третья страница  – это введение. Именно с этой страницы на листах  появляется порядковый номер. Вся последующая нумерация зависит от объема работы. Текст печатается или пишется только на одной стороне листа формата А4.

На каждой странице должны быть поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 25 мм.

Шрифт №14; пробел – полуторный

 

Методические рекомендации по выполнению практической работы

Работа выполняется на формате А3

Материал по выбору обучающегося (акварель, гуашь, пастель, мелки.)

Обучающийся должен передать в рисунке характерные особенности исторического стиля по полученному заданию.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Духовно-исторический метод. Социология искусства. Иконология / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 275 c.

2. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. ХХ век. Постмодернизм: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 287 c.

3. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания ХХ века. Формальная школа / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 344 c.

4. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Просвещение. Ф. Шеллинг и Г. Гегель / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 435 c.

5. Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: Учебное пособие / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 436 c.

7. Бобриков, А.А. Другая история русского искусства / А.А. Бобриков. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 744 c.

8. Боровский, А.Д. История искусства / А.Д. Боровский. - СПб.: ТИД Амфора, 2012. - 128 c.

9. Булгаков, Ф. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. / Ф. Булгаков. - М.: ЛомоносовЪ, 2010. - 364 c.

12. Гнедич, П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.

13. Гнедич, П. История искусств. Европа и Россия: мастера живописи (шелк) / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.

14. Гнедич, П. История искусств. Эпоха Возрождения: мировые шедевры / П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.

15. Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. Европа и Россия: мастера живописи / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.

16. Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 448 c.

17. Гнедич, П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Европа и Россия: мастера живописи / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.

18. Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.

19. Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.

20. Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы (шелк) / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.

21. Гнедич, П.П. Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2011. - 848 c.

22. Гнедич, П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П.П. Гнедич. - М.: Эксмо, 2011. - 848 c.

23. Госманов, Р.Г. История искусства Китая: Учебник / Р.Г. Госманов, Н.М. Колычев, В.И. Плешакова. - СПб.: Лань, 2004. - 960 c.

28. Забалуева, Т.Р. История искусств. Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке. Уч. / Т.Р. Забалуева. - М.: АСВ, 2013. - 128 c.

29. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2009. - 368 c.

30. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - М.: Высшая школа, 2009. - 407 c.

31. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник для бакалавров / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2013. - 435 c.

32. Ильина, Т.В. История искусства западной европы. от античности до наших дней: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 444 c.

33. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для вузов / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 473 c.

34. Ильина, Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для бакалавров / Т.В. Ильина; Рецензент А.В. Корнилова. - М.: Юрайт, 2013. - 473 c.

35. Ильина, Т.В. История отечественного искусства. от крещения Руси до начала третьего тысячелетия: Учебник для академического бакалавриата / Т.В. Ильина, М.С. Фомина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 501 c.

36. Иоффе, И.И. Избранное.Часть 1. Синтетическая история искусств / И.И. Иоффе. - М.: ООО "РАО Говорящая книга", 2010. - 655 c.

37. Комеч, А.И. История русского искусства.Т.1. Искусство Киевской Руси. IX - первая четверть XII века. В 22 томах / А.И. Комеч. - М.: Северный паломник, 2007. - 664 c.

38. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. Кон-Винер. - М.: Ленанд, 2015. - 224 c.

39. Коробова, Г.А. История искусств: Учебное пособие / Г.А. Коробова; Под науч. ред. Г.В. Драч, Т.С. Паниотова. - М.: КноРус, 2013. - 680 c.

40. Кравцова, М. История искусства Китая: Учебник / М. Кравцова. - СПб.: Лань, 2004. - 960 c.

41. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2004. - 960 c.

42. Лободанов, А.П. Теория и история искусства. Вып. 1 / А.П. Лободанов. - М.: МГУ, 2012. - 208 c.

43. Лободанов, А.П. Семиотика искусства: история и онтология: Учебное пособие / А.П. Лободанов. - М.: МГУ, 2013. - 680 c.

44. Магаффи, Д.П. История классического периода греческой литературы: Проза: история, ораторское искусство, философия / Д.П. Магаффи. - М.: КД Либроком, 2015. - 440 c.

45. Махов, Н.М. Онтология искусства: История, теория, философия "старого" и "нового" искусст. Общие аспекты мир. культ. Теория эстетической парадигмы / Н.М. Махов. - М.: Ленанд, 2016. - 456 c.

46. Махов, Н.М. Онтология искусства: История, теория, философия "старого" и "нового" искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория / Н.М. Махов. - М.: Ленанд, 2016. - 456 c.

49. Миронов, А.М. История античного искусства / А.М. Миронов. - М.: КД Либроком, 2010. - 304 c.

52. Пушнова, Ю.Б. ВПС: Теория и история искусства. Конспект лекций. / Ю.Б. Пушнова. - М.: Приор, 2006. - 128 c.

53. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т. Т. 2. История изобразительного искусства: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 208 c.

54. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т.Т. 1. История изобразительного искусства: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 304 c.

55. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.М. Сокольникова, Е.В. Сокольникова . - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 c.

57. Трофимова, Т.И. История искусств (для бакалавров) / Т.И. Трофимова. - М.: КноРус, 2013. - 680 c.

58. Шестаков, В.П. История истории искусства. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов / В.П. Шестаков. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 c.

59. Шестаков, В.П. История истории искусства: От Плиния до наших дней / В.П. Шестаков. - М.: Ленанд, 2015. - 336 c.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 209.